Анализ эффективности деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – анализ эффективности деятельности, выявление различных проблем и вопросов, связанных с деятельностью предприятия, а также разработка целевой комплексной программы по повышению эффективности деятельности предприятия.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить концепции эффективного управления;
2.Ознакомиться с системой основных показателей эффективности деятельности;
3.провести анализ эффективности деятельности торгового предприятия ООО «Альтаир», выявить слабые места, недостатки в управлении, не позволяющие предприятию улучшить свои показатели.
4.Разработать целевую комплексную программу по повышению эффективности деятельности

Содержание

Введение 3
1. Концепции эффективного управления 6
1.1. Торговое предприятие как объект управления 6
1.2. Эффективность деятельности, основные подходы 7
1.3. Система основных показателей эффективности деятельности 18
Вывод
2. Диагностика эффективности деятельности ООО «Альтаир» 24
2.1. Организационно-правовые аспекты функционирования ООО «Альтаир» 24
2.2. Оценка экономического состояния торгового предприятия 29
2.3. Анализ и оценка показателей эффективности деятельности ООО «Альтаир» 33
Вывод
3. Разработка программы по повышению эффективности деятельности ООО «Альтаир» 42
3.1. Анализ внешней и внутренней среды предприятия при помощи SWOT-анализа 42
3.2. Целевая комплексная программа по повышению эффективности деятельности 42
3.3. Оценка рисков, связанная с реализацией данной программы 51
Вывод
Заключение 62
Список литературы 65

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ эффективности.doc

— 766.00 Кб (Скачать файл)
 

     Организационная  модель со специфическими характеристиками для каждой организации как объект управления определяет начало ее жизненного цикла.

     Изучение  жизненного цикла организации позволяет  менеджеру развивать свою компетентность в том, что наряду с формальными  средствами создания организации существуют неформальные. Именно они формируют совместные ценности в организации, обеспечивая ее жизненный цикл. При этом авторы работ представляют, что организация имеет свои фазы и особенности развития, начиная с рождения, расцвета, вплоть до прекращения существования или коренной модернизации. Жизненный цикл организации – историческая эволюция, которую претерпевает компания, взаимодействуя с окружающей средой. Чэндлер различает четыре главные стадии жизненного цикла организации:

     1) фирма расширяет свои операции  и накапливает ресурсы. Организация строится по функциональному принципу, руководство автократично;

     2) происходит рационализация ресурсов, дальнейший рост становится выборочным по мере того как появляется необходимость в повышении эффективности;

     3) начинается экспансия на новые рынки с целью оптимального использования ресурсов;

     4) создаются новые структуры для  оптимизации работы и рационального планирования.

     На  этой стадии эволюции происходит децентрализация  компании [6.С.52].  При этом авторы других работ представляют жизненный цикл организации с помощью воспроизводственного подхода.

     Жизнь организации подобна жизни человека и имеет свои фазы и особенности развития, начиная с рождения, расцвета вплоть до прекращения существования или коренной модернизации. Существует пять основных фаз развития организации, каждая из которых имеет определенные цели, признаки, стили руководства, задачи и организацию труда.

     Фаза 1 – рождение организации. Для нее характерны: определение главной цели, заключающейся в выживании; кризис стиля руководства; основная организация труда заключается в стремлении к максимальному увеличению прибыли.

     Фаза 2 – детство и юность. Главная цель – кратковременная прибыль и ускоренный рост; выживание за счет жесткого руководства; основная задача – укрепление и захват части рынка; организация труда – планирование прибыли, увеличение жалованья и заслуг.

     Фаза 3 – зрелость. Главная цель – систематический и сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа; эффект руководства за счет делегирования полномочий (децентрализированное руководство); основная задача – рост по различным направлениям; завоевание рынка, учет разнообразных интересов; организация труда – разделение и кооперация, премия за индивидуальный результат. [22.С.96]. 

1.2. Эффективность деятельности, основные подходы, виды 

     С переходом к рыночным отношениям предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда и несут всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия. В таких условиях благополучие и коммерческий успех предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность.

     Изучение  и учет результатов торгово-хозяйственной  деятельности предприятия, выявление причинно-следственных связей между использованными ресурсами и полученными результатами создают основу для научно обоснованного предвидения его состояния в будущем при планировании и прогнозировании.

     Результативность, экономическая целесообразность функционирования коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. В связи с этим различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

     В общем виде эффект (от слова «effectus»  – исполнение, действие) представляет собой результат, следствие каких-либо причин, действий [7. C. 210]. Обращаясь к философскому пониманию, в соответствии с которым  эффект рассматривается  как положенная деятельностью сознания цель (искомый результат) и как итог деятельности (достигнутый результат), в соответствие с формализованной моделью  получение желаемого эффекта прослеживается связь между понятиями «итог», «результат», «эффект», которые являются взаимозаменяемыми и выражаются абсолютными величинами. Рассмотрение философских подходов к определению эффективности привело к заключению, что философское понятие эффективности тесно переплетается с понятиями оптимального, совершенного, полезного. 

     Таким образом, конкретизация понятий  эффекта и эффективности позволили определить эти категории, как тесно взаимосвязанные характеристики результативности деятельности, однако, если эффект представляет результат деятельности и может быть как позитивным, так и негативным, то эффективность – это всегда положительная величина, характеризующая прирост результатов в соотношении со средствами их достижения. В зависимости от цели исследования возможно рассмотрение эффективности как удовлетворенности потребностей, целесообразности, результативности или экономичности функционирования предприятия (табл. 1.3).

     Таблица 1.3 

     Матрица вариантов оценки эффективности деятельности

     предприятия в зависимости от целей исследования

Числитель 
 
 

Знаменатель

Потребности

(обеспечение  функционирования предприятия

в условиях

безубыточности)

Цель (прибыль) Результат

(эффект)

Результат удовлетворенность    
Потребности   целесообразность  
Цель     результативность
Затраты     экономичность

      В экономическом контексте эффективность  – сравнение результатов (в том  числе побочных и косвенных) хозяйственной  деятельности с затраченными ресурсами: трудовыми, материальными, природными, с основными фондами и др. [50. С. 86].

      Экономическая эффективность включает в себя экономические  аспекты эффективности технико-экономической  и социально-экономической,  т. е. отражает и уровень эффективности использования производственных сил общества, и степень достижения цели производства.

      Экономическая эффективность (англ. economic effectiveness; нем. econo-mische Effektivitat) представляет собой (рис. 1.1).

      

      

      

      

      

      

        

      

      

        

Рис. 1. 1. Содержание  экономической эффективности

      Повышение экономической эффективности создает  необходимые условия для расширения и обогащения материальной базы народного благосостояния за счет роста производительности труда, повышения фондоотдачи, экономии средств производства и улучшения качества продукции. Таким образом, повышение экономической эффективности является решающим материальным фактором реализации высшей и конечной цели общественного производства. Экономическая эффективность включает в себя и качественную, и количественную стороны, которые в своей совокупности определяют меру данного вида эффективности. Мера экономической эффективности выражает целевую направленность развития общественного производства, воплощается в фонде потребления общества [10. С. 319-320].

      Эффективность технико-экономическая (англ. тechnical-economic effectiveness; нем. Тechnisch-wirnshaftliche Еffektivitat) характеризует уровень развития производительных сил общества и результативности их использования безотносительно к общественному строю, существующим производственным отношениям. Поэтому эффективность технико-экономическая является общей для всех способов производства и дает возможность сопоставления уровней эффективности производства. Эффективность технико-экономическая имеет два аспекта. [17.С.251].

      1. Технический аспект характеризует уровень развития объективных и субъективных факторов производства безотносительно к результатам их фактического использования и отражает: надежность, долговечность, производительность и другие свойства средств труда; качество сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов; прогрессивность технологий; уровень квалификации работников и др.

      2. Экономический аспект характеризует результативность использования факторов производства и отражает: производительность труда; материалоемкость продукции; капиталофондоотдачу и др.

      Наиболее  полное, в связи со спецификой выполняемых  торговой отраслью функций, определение эффективности торговли дано Фридманом А. М. Исходя из этого определения, можно рассматривать эффективность отрасли как единое целое двух составляющих: экономической и социальной, а структуру эффективности торговли можно представить в виде следующей схемы (рис. 1.2).

       .

     Рис. 1.2. Характеристика аспектов эффективности  торговли 

      Определение эффективности необходимо начинать с выбора критериев эффективности, т.е. установления показателя оценки эффективности, раскрывающего ее сущность. Смысл критерия эффективности вытекает из необходимости максимизации получаемых результатов или минимизации производимых затрат, исходя из поставленных целей развития предприятия. Такими целями могут быть обеспечение выживаемости, достижение устойчивого роста, социальная стратегия и др. [47. С. 528].

      Критерий  – это целевой показатель, по которому можно судить о достижении определенного уровня эффективности. Для любого предприятия критерием экономической эффективности служит увеличение всего того, что представляет для него ценность в настоящем или будущем, т.е. увеличение богатства [26. С. 211].

      В качестве критерия эффективности может  выступать как максимизация эффекта при заданных затратах, так и минимизация затрат на достижение заданного эффекта.

      Критерии  оценки эффективности закладываются  авторами в самом ее понятии и наборе показателей, ее характеризующих.

      В начале п. 1.2 рассмотрено понятие эффекта, однако до сих пор мы не касались второго показателя, с которым должен соотноситься результат для определения эффективности. Исходя из определения эффективности, в качестве такого показателя выступают «ресурсы» или «затраты».

      В общем понимании, «ресурсы – это  есть то, без чего вообще невозможна деятельность…, средство и источник сил, необходимой информации, вещества и энергии, обеспечивающих целереализацию» [28. С. 302].

      С позиций экономики, это «примененные ресурсы – реальный капитал, который  измеряется в стоимостной форме и включает величину основных и оборотных средств». Затратами считают «потребленные ресурсы – т.е. затраты живого и овеществленного труда в виде издержек обращения» [35. С. 111].

     При оценке экономической эффективности  товарного обращения следует проводить разграничение затрат и соизмерять соответственно эффективность использования авансированной и потребленной стоимости, так как необходимо знать как текущие затраты и соответственно себестоимость полученной единицы эффекта, так и то, как используются ресурсы и какова ресурсоемкость созданной единицы эффекта.

     Многообразие  форм, в которых выступают затраты, равномерность их осуществления  предопределяют  существование в  экономической литературе  двух  подходов к измерению эффективности: затратного и ресурсного (рис. 1.3). 

     Рис. 1.3. Подходы к определению эффективности  предприятия

     Затратный подход построения показателей эффективности нацелен на характеристику эффекта деятельности предприятий, получаемого с каждой единицы совокупных затрат или отдельно затрат живого или овеществленного труда. В общем виде показатель эффективности потребленных ресурсов рассчитывается как отношение реализованной продукции или прибыли от реализации продукции к стоимости потребленных ресурсов (затрат). На предприятиях торговли в качестве показателя реализованной продукции может приниматься товарооборот в ценах реализации, в качестве прибыли от реализации  продукции  – прибыль от продаж. Потребленные ресурсы (или затраты) в торговом предприятии рассматриваются как издержки обращения.

     Ресурсный подход призван характеризовать эффективность использования всех видов ресурсов, которыми располагает предприятие торговли, или использования отдельных видов ресурсов: трудовых, материальных, финансовых. Он отражает результат деятельности предприятия на единицу имеющихся ресурсов.

Информация о работе Анализ эффективности деятельности торгового предприятия