Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 13:26, курсовая работа
Цель работы - на основе теоретико-практического исследования особенностей и проблем разработки и реализации кадровой политики организации разработать мероприятия по ее совершенствованию.
Для достижения этой цели в работе необходимо решить ряд задач:
- определить место и содержание категории кадровой политики в системе науки управления персоналом;
- уточнить терминологические аспекты категории кадровой политики;
- рассмотреть формирование и механизм реализации кадровой политики в организации;
- изучить организационно-правовые и социально-экономические предпосылки работы с персоналом в организации;
- проанализировать разработку и реализацию кадровой политики в ОАО «Алтайские гербициды»;
- разработать основные направления совершенствования кадровой политики в ОАО «Алтайские гербициды».
Во-вторых, это организации, которых большинство, где персонал является ведущим, но лишь одним из факторов их деятельности. Здесь кадровая стратегия относится к разряду функциональных, подчиненных задаче реализации главной стратегии. Существуют основные формы кадровых стратегий, выступающих в организации в роли функциональных, т.е. развивающих генеральные [7, с. 69].
Условно последние могут быть разделены на две группы: стратегии функционирования и стратегии развития.
Стратегии функционирования связаны с поведением организации на рынке. М.И. Магура и М.Б. Курбатова выделяют три их вида, которые были изучены Американским исследователем М. Портером [31, с. 153]:
- стратегия лидерство в низких издержках;
- стратегия дифференциации;
- стратегия фокусирования.
1. Стратегия минимизации издержек. Это направление деятельности приемлемо при производстве (реализации) товаров массового потребления, при котором от работников не требуется высокого уровня профессионализма, а основной упор делается на количество.
Кадровая стратегия при
Если предприятие не может
удовлетворить свою
2. Стратегия повышения качества: ориентация на разнообразный потребительский спрос и выпуск товаров со специфическим дизайном, уникальными качественными характеристиками, оказание услуг VIP-класса. Более высокие цены на такую продукцию (услуги) могут компенсировать значительные инвестиции в работников.
Если стратегия предприятия опирается на качество продукции и потребность в трудовых ресурсах может быть легко удовлетворена на внешнем рынке труда, то приоритетными направлениями кадровой стратегии могут быть: подбор квалифицированных работников (особое внимание уделяется совершенствованию тактик поиска и оценки кандидатов); разработка и внедрение программ по мотивации, ориентированных на обеспечение вовлеченности работников в деятельность предприятия и обеспечения баланса между целями организации и целями работников; создание и внедрение системы вознаграждения, направленной на стимулирования качества. Вопросами тактического характера в этом случае могут быть: выбор адекватных данной ситуации форм и критериев премирования; измерение эффективности деятельности работников в краткосрочном и среднесрочном периодах как на основе индивидуальных, так и групповых критериев оценки; предоставление гарантий занятости. Вопросами тактического характера в этом случае могут быть [23, с. 18]: с какими категориями работников заключать трудовые договора, а с какими – контракты и на какой срок; создание системы обучения и развития сотрудников, занятых в организации. Вопросами тактического характера в этом случае могут быть выбор между вводом штатных единиц внутренних тренеров или создания собственного учебного центра и использовании услуг внешних обучающих организаций.
3. Стратегия фокусирования (ориентация предприятия на определенные рыночные ниши), например, сбыт в разных географических зонах, выпуск продукции для конкретных групп покупателей. Выбор организацией данной стратегии практически не налагает значительных требований к работе с кадровым ресурсом.
Отдельно можно выделить
и инновационную стратегию
Дополнительные человеческие
ресурсы могут резервироваться
на предприятии за счет
Переориентация производства
на выпуск новой продукции
может по-разному отражаться на профессионально-
Кроме этого, можно также рассматривать зависимость между стратегией развития бизнеса и кадровой стратегией. Выделяет следующие типы стратегии развития организации: предпринимательская стратегия, стратегия динамического роста, стратегия прибыльности, стратегия круговорота, комбинированная стратегия.
1. Предпринимательская стратегия построена скорее на осуществлении конкретных сделок, удовлетворении всех требований заказчика и оказывается успешной в основном на фоне недостаточно развитой конкуренции в данном секторе, ее цель - закрепиться на рынке.
Кадровая стратегия предприятия, реализующего данный вид стратегии может фокусироваться на: формировании штата: в стратегическом плане – на определение требований к работникам (например, разработка моделей компетенций для всех должностей); в тактическом - привлечение сотрудников, соответствующих данным требованиям, а также формирование базы потенциальных кандидатов; в оперативном - комплектование проектных команд; применение дифференцированной оплаты труда (на основе достижений работников); формировании и поддержании благоприятного морально-психологического климата, способствующего творческой деятельности: в стратегическом плане – на определение требований к производственной атмосфере; в тактическом – разработка инструментов мониторинга настроений и отношений в коллективе; в оперативном – проведение диагностики, разработка и проведение мероприятий по его коррекции; проведении регулярной оценки эффективности деятельности: в стратегическом плане – разработка процедур оценки; в тактическом – планирование оценочных процедур; в оперативном – проведение мероприятий по мониторингу деятельности и принятие на их основе кадровых решений; развитие личностных характеристик сотрудников (в основном за счет наставничества и предоставления работникам регулярной обратной связи по результатам проведения оценки эффективности деятельности); еремещение сотрудников в соответствии с интересами и способностями [5, с. 149].
2. Стратегию динамического роста, как правило, используют молодые предприятия, которые стремятся в кратчайшие сроки занять лидирующие позиции, либо предприятия, функционирующие в сфере новейших технологий (например, сфера информационных технологий).
При такой стратегии развития кадровая стратегия должна акцентировать свое внимание на: привлечении квалифицированных работников, целеустремленных и гибких, нацеленных на личное и профессиональное развитие; создании и внедрении системы оценки эффективности деятельности работников, основанной на ключевых показателях результативности; разработке и внедрении оценки потенциала работников (для принятия решений по поводу карьерного роста сотрудников); формировании и применении результат - ориентированных систем оплаты труда; разработке и внедрение идеологии организации – в стратегическом плане, разработка и реализации программ мотивации сотрудников – в тактическом; создании и отладка системы внутренних коммуникаций; формировании системы обучения и развития компетенций сотрудников (в первую очередь, профессиональных); планировании перемещения и продвижения сотрудников в соответствии с актуальными потребностями предприятия и способностями работников [13, с. 93].
3. Стратегия умеренного роста присуща организациям, уверенно занимающим свою позицию на рынке и функционирующим в традиционных сферах (например, в строительстве, автомобилестроении).
Кадровая стратегия в этом случае должна ориентироваться, в первую очередь, на: повышении требований и качестве отбора и расстановки сотрудников (для обеспечения стабильности производственного коллектива, привлечении узкоспециализированных профессионалов); отладке процедуры оценки эффективности деятельности работников и регулярном ее проведении; построении многофакторных систем оплаты труда (например, учитывающих влияние таких факторов, как: степень влияния работников на бизнес-процессы предприятия, уровень развития их компетенций, результативность, уровень оплаты на рынке труда); закрепление работников и стабилизацию персонала (в том числе за счет предоставления сотрудником социальных гарантий и льгот); внедрение системы оценка потенциала и планирование внутреннего перемещения работников; а соответственно и их переобучение; обучение и развитие работников; поддержание системы внутренних коммуникаций и работа по сплочению коллектива [13, с. 95].
4. Стратегия круговорота (циклическая) применяется в периоды кризиса в экономической деятельности предприятия, когда необходима реструктуризация или «санация», сокращение нерентабельных направлений деятельности.
Основными элементы кадровой стратегии могут быть: определение стратегии минимизации расходов на персонал (в том числе, за счет анализа существующей организационной и штатной структуры, анализа работ); оптимизация штата (например, увольнение части работников и помощь им в трудоустройстве, перевод части работников на неполную занятость или вывод за штат, сохранение наиболее ценных работников, отвечающей будущим направлениям работы предприятия, переквалификация работников); планирование и реализация комплекса мероприятий по поддержанию морального духа персонала (например, через информирование работников о временности данного этапа и о планах по его преодолению через разные источники, описании будущих целей и перспектив предприятия, укреплению корпоративной идеологии, пропаганду организационных ценностей); проведение регулярной оценки эффективности деятельности работников; повышение зависимости оплата по результативности сотрудников, определение критериев премирования, важных для предприятия на данном этапе; определение ключевых и лояльных сотрудников, их обучение и развитие; планирование продвижения потенциальных работников [14, с. 98].
5. Комбинированная (селективная стратегия), включает в себя набор элементов предыдущих стратегий развития предприятия. Бизнес-организация становится неким зонтиком для нескольких бизнесов, которые могут, работая на разных рынках, иметь общую инфраструктуру. В ее рамках разные направления деятельности и структурные подразделения функционируют как отдельные предприятия, которые развиваются разными темпами: одни - быстрыми, другие - умеренными, третьи проходят стадию стабилизации, четвертые – сворачиваются или сокращают свою деятельность. Главной задачей данной стратегии развития является повышение экономической эффективности деятельности организации в целом. Данная стратегия наиболее часто встречается в действительности.
Информация о работе Кадровая политика ОАО "Алтайские гербициды"