Кадровая политика ОАО "Алтайские гербициды"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - на основе теоретико-практического исследования особенностей и проблем разработки и реализации кадровой политики организации разработать мероприятия по ее совершенствованию.
Для достижения этой цели в работе необходимо решить ряд задач:
- определить место и содержание категории кадровой политики в системе науки управления персоналом;
- уточнить терминологические аспекты категории кадровой политики;
- рассмотреть формирование и механизм реализации кадровой политики в организации;
- изучить организационно-правовые и социально-экономические предпосылки работы с персоналом в организации;
- проанализировать разработку и реализацию кадровой политики в ОАО «Алтайские гербициды»;
- разработать основные направления совершенствования кадровой политики в ОАО «Алтайские гербициды».

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом. Кадровая политика ОАО Алтайские гербициды.doc

— 701.00 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, это организации, которых большинство, где персонал является ведущим, но лишь одним из факторов их деятельности. Здесь кадровая стратегия относится к разряду функциональных, подчиненных задаче реализации главной стратегии. Существуют основные формы кадровых стратегий, выступающих в организации в роли функциональных, т.е. развивающих генеральные [7, с. 69].

Условно последние могут быть разделены на две группы: стратегии функционирования и стратегии развития.

Стратегии функционирования связаны с поведением организации на рынке. М.И. Магура и М.Б. Курбатова выделяют три их вида, которые были изучены Американским исследователем М. Портером [31, с. 153]:

- стратегия лидерство в низких  издержках;

- стратегия дифференциации;

- стратегия фокусирования.

1. Стратегия минимизации издержек. Это направление деятельности приемлемо при производстве (реализации) товаров массового потребления, при котором от работников не требуется высокого уровня профессионализма, а основной упор делается на количество.

 Кадровая стратегия при данных  условиях строиться на следующих  принципах: преобладание внешних стимулов (преимущественно материальных) над мотиваторами; измерение эффективности деятельности работников в краткосрочном периоде на основе индивидуальных критериев оценки; предпочтительное использование внешних источников набора персонала (если рынок труда позволяет нанять дешевых работников); минимальные возможности карьерного роста для сотрудников (работник, занявший определенную ячейку в структуре предприятия, практически не имеет шансов на продвижение); низкая гарантия сохранения занятости; жесткая иерархия и «дистанция власти»; минимизация вложений в персонал.

 Если предприятие не может  удовлетворить свою потребность  в работниках за счет рынка  труда (например, готовые специалисты  необходимого профиля стоят слишком  дорого), то кадровая стратегия должна предусматривать возможность постоянного внутреннего обучения и развитие сотрудников до уровня квалификации, необходимого предприятию в настоящий момент времени и в перспективе. Некоторые предприятия, применяющие стратегию минимизации издержек, снижают свои расходы на персонал за счет экономии фонда заработной платы и урезания объема предоставляемых работникам дополнительных льгот, что предполагает наличие высокого уровня текучести. Организации определяют свой «оптимальный уровень текучести», при котором выгоды от экономии на персонале существеннее выше издержек текучести. К издержкам текучести можно отнести: расходы на поиск, ввод в должность и адаптацию новых сотрудников; затраты на увеличение объема документов по оформлению приема и увольнений, недополучение прибыли вследствие низкой производительности труда новых и увольняющихся работников; потери от болезней и прогулов нелояльных сотрудников и т.д. [8, с. 106]

2. Стратегия повышения качества: ориентация на разнообразный потребительский спрос и выпуск товаров со специфическим дизайном, уникальными качественными характеристиками, оказание услуг VIP-класса. Более высокие цены на такую продукцию (услуги) могут компенсировать значительные инвестиции в работников.

 Если стратегия предприятия опирается на качество продукции и потребность в трудовых ресурсах может быть легко удовлетворена на внешнем рынке труда, то приоритетными направлениями кадровой стратегии могут быть: подбор квалифицированных работников (особое внимание уделяется совершенствованию тактик поиска и оценки кандидатов); разработка и внедрение программ по мотивации, ориентированных на обеспечение вовлеченности работников в деятельность предприятия и обеспечения баланса между целями организации и целями работников; создание и внедрение системы вознаграждения, направленной на стимулирования качества. Вопросами тактического характера в этом случае могут быть: выбор адекватных данной ситуации форм и критериев премирования; измерение эффективности деятельности работников в краткосрочном и среднесрочном периодах как на основе индивидуальных, так и групповых критериев оценки; предоставление гарантий занятости. Вопросами тактического характера в этом случае могут быть [23, с. 18]: с какими категориями работников заключать трудовые договора, а с какими – контракты и на какой срок; создание системы обучения и развития сотрудников, занятых в организации. Вопросами тактического характера в этом случае могут быть выбор между вводом штатных единиц внутренних тренеров или создания собственного учебного центра и использовании услуг внешних обучающих организаций.

3. Стратегия фокусирования (ориентация предприятия на определенные рыночные ниши), например, сбыт в разных географических зонах, выпуск продукции для конкретных групп покупателей. Выбор организацией данной стратегии практически не налагает значительных требований к работе с кадровым ресурсом.

 Отдельно можно выделить  и инновационную стратегию деятельности  предприятия, в основе которой  лежит ориентация предприятия  на постоянные нововведения, систематическое обновление продукции (услуг). Производство новой продукции, отвечающей потребностям рынка, позволяет предприятию получить конкурентное преимущество (например, за счет более привлекательной цены и (или) ее качественных характеристик, а также за счет быстрого реагирования на запросы заказчиков). Гибкость производства обеспечивается за счет наличия у предприятия резервных ресурсов, включая и трудовые. Окупить затраты, связанные с содержанием резервов, предприятие может за счет быстрой перестройки производства, выпуска новой продукции параллельно с основной, а также за счет более высоких цен на новую продукцию.

 Дополнительные человеческие  ресурсы могут резервироваться  на предприятии за счет использования  гибкой занятости (через режимы  неполной занятости или сотрудничество со специалистами на проектной основе), за счет создания базы потенциальных работников, а также за счет откладывания во времени замены устаревшего оборудования новым, обеспечивающим более высокую производительность труда. Создание запаса кадров за счет излишней численности работников по отношению к текущей потребности производства, по мнению Г.И. Шепеленко, экономически не оправдано [24, с. 161].

 Переориентация производства  на выпуск новой продукции  может по-разному отражаться на профессионально-квалификационной структуре персонала. Чем больше конструктивно-технологических различий в старой и новой продукции, тем выше расхождения между имеющейся и требуемой структурой рабочих. Эти различия могут быть столь существенными, что иногда требуется практически полная замена кадров. В этом случае кадровая стратегия должна предусмотреть программы по сокращению старых работников и массовому привлечению новых, соответствующих новым потребностям производства. При незначительных различиях старой и новой продукции можно обойтись переподготовкой имеющегося персонала. Чем шире базовая профессиональная подготовка работников, тем больше возможностей использовать их трудовой потенциал на предприятии. Таким образом, гибкость производства при обновлении ассортимента выпускаемой продукции и других нововведениях в значительной степени зависит от формирования на предприятии достаточно эластичного в использовании персонала. Это достигается за счет профессионального обучения и переобучения работников, а также развития у сотрудников способности эффективно адаптироваться к постоянным изменениям и умения развиваться. При разработке формировании штата, организация должна учитывать необходимость наличия у работников готовности приспосабливаться к новым условиям, желание постоянно развиваться и способность гибко меняться в соответствии с новыми условиями. Кадровая стратегия также должна продумывать соответственную систему морального и материального стимулирования, побуждающую персонал полностью реализовывать свой потенциал и внедрять новвоведения (например, привлекать работников к участию в разработке инноваций, премировать их за внесение рацпредложений, идей по усовершенствованию продукции (услуг) и т.д.) [5, с. 147].

 Кроме этого, можно также  рассматривать зависимость между стратегией развития бизнеса и кадровой стратегией. Выделяет следующие типы стратегии развития организации: предпринимательская стратегия, стратегия динамического роста, стратегия прибыльности, стратегия круговорота, комбинированная стратегия.

1. Предпринимательская стратегия построена скорее на осуществлении конкретных сделок, удовлетворении всех требований заказчика и оказывается успешной в основном на фоне недостаточно развитой конкуренции в данном секторе, ее цель - закрепиться на рынке.

Кадровая стратегия предприятия, реализующего данный вид стратегии может фокусироваться на: формировании штата: в стратегическом плане – на определение требований к работникам (например, разработка моделей компетенций для всех должностей); в тактическом - привлечение сотрудников, соответствующих данным требованиям, а также формирование базы потенциальных кандидатов; в оперативном - комплектование проектных команд; применение дифференцированной оплаты труда (на основе достижений работников); формировании и поддержании благоприятного морально-психологического климата, способствующего творческой деятельности: в стратегическом плане – на определение требований к производственной атмосфере; в тактическом – разработка инструментов мониторинга настроений и отношений в коллективе; в оперативном – проведение диагностики, разработка и проведение мероприятий по его коррекции; проведении регулярной оценки эффективности деятельности: в стратегическом плане – разработка процедур оценки; в тактическом – планирование оценочных процедур; в оперативном – проведение мероприятий по мониторингу деятельности и принятие на их основе кадровых решений; развитие личностных характеристик сотрудников (в основном за счет наставничества и предоставления работникам регулярной обратной связи по результатам проведения оценки эффективности деятельности); еремещение сотрудников в соответствии с интересами и способностями [5, с. 149].

2. Стратегию динамического роста, как правило, используют молодые предприятия, которые стремятся в кратчайшие сроки занять лидирующие позиции, либо предприятия, функционирующие в сфере новейших технологий (например, сфера информационных технологий).

При такой стратегии развития кадровая стратегия должна акцентировать свое внимание на: привлечении квалифицированных работников, целеустремленных и гибких, нацеленных на личное и профессиональное развитие; создании и внедрении системы оценки эффективности деятельности работников, основанной на ключевых показателях результативности; разработке и внедрении оценки потенциала работников (для принятия решений по поводу карьерного роста сотрудников); формировании и применении результат - ориентированных систем оплаты труда; разработке и внедрение идеологии организации – в стратегическом плане, разработка и реализации программ мотивации сотрудников – в тактическом; создании и отладка системы внутренних коммуникаций; формировании системы обучения и развития компетенций сотрудников (в первую очередь, профессиональных); планировании перемещения и продвижения сотрудников в соответствии с актуальными потребностями предприятия и способностями работников [13, с. 93].

3. Стратегия умеренного роста присуща организациям, уверенно занимающим свою позицию на рынке и функционирующим в традиционных сферах (например, в строительстве, автомобилестроении).

Кадровая стратегия в этом случае должна ориентироваться, в первую очередь, на: повышении требований и качестве отбора и расстановки сотрудников (для обеспечения стабильности производственного коллектива, привлечении узкоспециализированных профессионалов); отладке процедуры оценки эффективности деятельности работников и регулярном ее проведении; построении многофакторных систем оплаты труда (например, учитывающих влияние таких факторов, как: степень влияния работников на бизнес-процессы предприятия, уровень развития их компетенций, результативность, уровень оплаты на рынке труда); закрепление работников и стабилизацию персонала (в том числе за счет предоставления сотрудником социальных гарантий и льгот); внедрение системы оценка потенциала и планирование внутреннего перемещения работников; а соответственно и их переобучение; обучение и развитие работников; поддержание системы внутренних коммуникаций и работа по сплочению коллектива [13, с. 95].

4. Стратегия круговорота (циклическая) применяется в периоды кризиса в экономической деятельности предприятия, когда необходима реструктуризация или «санация», сокращение нерентабельных направлений деятельности.

Основными элементы кадровой стратегии могут быть: определение стратегии минимизации расходов на персонал (в том числе, за счет анализа существующей организационной и штатной структуры, анализа работ); оптимизация штата (например, увольнение части работников и помощь им в трудоустройстве, перевод части работников на неполную занятость или вывод за штат, сохранение наиболее ценных работников, отвечающей будущим направлениям работы предприятия, переквалификация работников); планирование и реализация комплекса мероприятий по поддержанию морального духа персонала (например, через информирование работников о временности данного этапа и о планах по его преодолению через разные источники, описании будущих целей и перспектив предприятия, укреплению корпоративной идеологии, пропаганду организационных ценностей); проведение регулярной оценки эффективности деятельности работников; повышение зависимости оплата по результативности сотрудников, определение критериев премирования, важных для предприятия на данном этапе; определение ключевых и лояльных сотрудников, их обучение и развитие; планирование продвижения потенциальных работников [14, с. 98].

5. Комбинированная (селективная стратегия), включает в себя набор элементов предыдущих стратегий развития предприятия. Бизнес-организация становится неким зонтиком для нескольких бизнесов, которые могут, работая на разных рынках, иметь общую инфраструктуру. В ее рамках разные направления деятельности и структурные подразделения функционируют как отдельные предприятия, которые развиваются разными темпами: одни - быстрыми, другие - умеренными, третьи проходят стадию стабилизации, четвертые – сворачиваются или сокращают свою деятельность. Главной задачей данной стратегии развития является повышение экономической эффективности деятельности организации в целом. Данная стратегия наиболее часто встречается в действительности.

Информация о работе Кадровая политика ОАО "Алтайские гербициды"