Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 13:26, курсовая работа
Цель работы - на основе теоретико-практического исследования особенностей и проблем разработки и реализации кадровой политики организации разработать мероприятия по ее совершенствованию.
Для достижения этой цели в работе необходимо решить ряд задач:
- определить место и содержание категории кадровой политики в системе науки управления персоналом;
- уточнить терминологические аспекты категории кадровой политики;
- рассмотреть формирование и механизм реализации кадровой политики в организации;
- изучить организационно-правовые и социально-экономические предпосылки работы с персоналом в организации;
- проанализировать разработку и реализацию кадровой политики в ОАО «Алтайские гербициды»;
- разработать основные направления совершенствования кадровой политики в ОАО «Алтайские гербициды».
Анализ таблицы 2.7 позволил сделать следующие выводы:
1. Уровень среднемесячной заработ
2. Производительность труда уменьшилась к 2010 году на 1 тыс.руб./чел., к 2009 году увеличилась на 5,1 тыс.руб./чел.
3. Продукция на 1 рубль оплаты
труда снизилась. Снижение данного
показателя свидетельствует о
несоответствии изменения
Эффективность производственного процесса во многом зависит от уровня образованности и квалификации персонала, поэтому необходимо провести анализ работников по данному направлению. Данные представим в таблице 2.8, где охарактеризуем состав работников ОАО «Алтайские гербициды» по уровню образования.
Таблица 2.8 - Численность работников по уровню образования ОАО «Алтайские гербициды» за 2010-2011 гг.
Состав работников по уровню образования |
2010 |
2011 |
Отклонение (+, -) | |||
Числен-ность, чел. |
Удель-ный вес, % |
Числен-ность, чел. |
Удель-ный вес, % |
Числен-ность, чел. |
Удель-ныйвес, % | |
Численность, всего |
364 |
100 |
375 |
100 |
+11 |
|
В том числе |
||||||
1. С высшим образованием |
124 |
34,1 |
133 |
35,5 |
+9 |
+1,4 |
2. Со средне-специальным |
146 |
40,1 |
162 |
43,2 |
+ 16 |
+3,1 |
3. Со средним образованием |
94 |
25,8 |
80 |
21,3 |
-14 |
-4,5 |
Данные таблицы 2.8 позволяют сделать вывод о том, что в ОАО «Алтайские гербициды» большую долю занимают работники со средне-специальным образованием, к ним относятся работники цехов и специалисты бухгалтерии, службы сбыта, коммерческого отдела. Все руководители отделов, работники юридического и экономического отделов имеют высшее образование.
К сожалению, значительна доля работников со средним образованием. Хотя их число уменьшилось по сравнению с прошлым годом, но связано это не с получением средне-специального или высшего образования, а с тем, что это были рабочие предпенсионного возраста. По сравнению с 2010 годом доля работников с высшим образованием возросла и связано это с тем, что были введены должностей зам.генерального директора по развитию, начальника одела по развитию, начальника экономического отдела и главным критерием отбора было наличие диплома о высшем образовании. Вторая причина увеличения доли работников с высшим образованием – 6 работников экономического и юридического отделов закончили обучение в Славгородском филиале Алтайского государственного университета и остались работать на предприятии.
Служба управления персоналом ОАО «Алтайские гербициды» представлена одним специалистом по кадрам, который входит в состав экономического отдела. При списочном составе в 375 человек, отсутствие отдела по управлению персоналом является недостатком организационной структуры управления, так как один специалист не может выполнить все функции по обеспечению кадрами, организации эффективного использования, профессионального и социального развития персонала.
Штатное расписание составляется в организации по утвержденной Госкомстатом форме. Функции составления и внесения изменений в штатное расписание выполняет инструктор по кадрам
Составленное инспектором по кадрам штатное расписание (форма Т.3) утверждается приказом (распоряжением) генерального директор. Задачами специалиста по кадрам являются: подбор, расстановка и воспитание кадров; учет кадров; создание резерва кадров для выдвижения на руководящие и материально ответственные должности; организация и проведение всех видов подготовки и повышения квалификации кадров; обеспечение прав, льгот и гарантий работников предприятия. Такой обширный объем работы один специалист в полной мере выполнять не может, потому в кадровой политике организации существует ряд недостатков, которые будут проанализированы ниже.
В организации имеются нормативные правовые акты, регулирующие кадровую политику. Документирование деятельности инспектора по кадрам Филиала охватывает все процессы, относящиеся к оформлению и обработке кадровой документации по установленным правилам, и решает следующие кадровые управленческие задачи: организация труда работников; заключение трудового договора и прием на работу; перевод на другую работу; предоставление работникам отпусков; поощрение работников; наложение на работников дисциплинарных взысканий; аттестация работников; ведение штатного расписания; учет использования рабочего времени; привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни; оформление служебных командировок; прекращение трудового договора и увольнение с работы.
Политика управления персоналом организации определяется, прежде всего, ее Уставом. В таблице 2.9 приведен перечень документов по управлению персоналом, действующих в организации.
Таблица 2.9 - Перечень документов по управлению персоналом в организации
Процедуры управления персоналом |
Разрабатываемые документы |
1 |
2 |
Документирование заключения трудового договора и приема на работу |
- Заявление о приеме на работу - Трудовой договор (соглашение) - Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу - Личный листок по учету кадров (анкета) - Автобиография - Резюме |
Документирование общих вопросов управления трудовым коллективом и расстановки кадров |
- Коллективный договор - Устав организации - Правила внутреннего трудового распорядка - Положение о структурном - Должностная инструкция - Структура и штатная - Штатное расписание - Приказ о распределении |
Документирование учета использования рабочего времени |
- График предоставления - Заявление об установлении (отмене) неполного рабочего времени |
Документирование сверхурочных работ |
- Заявка о проведении - Приказ о проведении сверхурочн |
Учет сверхурочных работ, выполненных каждым работником |
- В каждом подразделении - На основании этих журналов составляется сводный журнал учета сверхурочных работ по организации |
Документирование привлечения работников к работе в выходные дни |
- Приказ о привлечении к работе в день (дни) отдыха - Заявление об отгуле(ах) - Распоряжение о предоставлении отгула(ов) |
Документирование вопросов организации материального стимулирования персонала |
- Положение об оплате труда и материальном стимулировании - Положение об организации - Положение о премировании - Положение о социальных - Положение о порядке выплаты надбавок за стаж работы в организации - Положение об обязанностях и оплате труда отдельных категорий персонала |
Для автоматизации функций кадрового учета и делопроизводства в организации используется «1С: Зарплата и Кадры», версия 7.7. Программа содержит все необходимые опции по кадровому учету, предусматривает адаптацию к требованиям конкретной компании.
Архив, и как подразделение, и как отдельное специализированное помещение, в Филиале отсутствует. Но необходимые условия для хранения документации по кадрам созданы. Сохраняются бумажные документы и ведется электронный архив.
В целом, можно сделать следующий вывод: обеспеченность ОАО «Алтайские гербициды» квалифицированным персоналом за 2010-2011 гг. соответствует потребностям предприятия, хотя через 5-7 лет положение может измениться, так как основная масса рабочих-мужчин (почти 50%) достигнет пенсионного возраста и уйдет на заслуженный отдых.
ОАО «Алтайские гербициды» достаточно большая организация и необходимость комплексного прогноза потребности в новом персонале очевидна. Понятно, что корректность такого прогноза является относительной, ведь иногда работники переводятся, увольняются в связи с непредвиденными обстоятельствами или просто без предупреждения. Планирование кадрового потенциала является одной из важнейших функций специалиста по кадрам. Процесс кадрового планирования в ОАО «Алтайские гербициды» включает в себя:
- прогноз выбытия персонала (в связи с уходом на пенсию, перехода на другую работу, повышения (понижения) в должности);
- прогноз набора персонала (в
связи с расширением
В качестве примера приведем фрагмент плана найма ОАО «Алтайские гербициды» на 2012 год.
1) прогноз выбытия составляет 8 человек (слесарь по эксплуатации и ремонту г/о комбытобъектов, слесарь по эксплуатации и ремонту г/о, слесарь КИП, монтёр по защите подземных трубопроводов от коррозии, слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования, слесарь аварийно-восстановительных работ, электрогазосварщик, слесарь-сантехник) в связи с уходом на пенсию;
2) прогноз набора персонала:
- с целью повышения
- в связи с уходом слесаря по эксплуатации и ремонту г/о комбытобъектов, слесаря по эксплуатации и ремонту г/о, слесаря КИП, монтёра по защите подземных трубопроводов от коррозии, слесаря по эксплуатации и ремонту электрооборудования, слесаря аварийно-восстановительных работ, электрогазосварщика, слесаря-сантехника, планируется принять на работу 8 человек.
Таким образом, прогнозируемый план набора персонала составляет на 2012 год 17 человек, поэтому среднесписочное количество работников ОАО «Алтайские гербициды» на следующий год увеличится на 9 человек.
Одним из важных этапов формирования трудовых ресурсов являются набор и отбор кадров. Для того чтобы нанять соответствующих работников, нужно в деталях знать, какие задачи они будут выполнять во время работы и каковы индивидуальные или общественные характеристики этих работ. Эти знания получают посредством анализа содержания работы. На основании анализа содержания работ специалист отдела управления персоналом составляет должностные инструкции, в которых излагаются основные задачи, требуемые навыки, ответственность и полномочия исполнителя.
В результате такого анализа в организации составляют письменные описания рабочих мест и должностные инструкции.
Например, краткое Описание рабочего места ответственного за электрохозяйство выглядит таким образом: «Ответственный за электрохозяйство, административно подчиняется непосредственно генеральному директору, в техническом отношении – главному инженеру организации.
Ответственный за электрохозяйство, должен быть проверен в знаниях на группу V(IV) по электробезопасности в электроустановках выше (до) 1000 В.
Обязанности:
1. Организовать разработку и ведение необходимой документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок.
2. Организовать обучение, инструктирование, проверку знаний и допуск к самостоятельной работе электротехнического персонала.
3. Организовать безопасное
4. Обеспечить своевременное
и качественное выполнение
5. Контролировать наличие, своевременность проверок и испытаний средств защиты в электроустановках, средств пожаротушения и инструмента.
6. Обеспечить установленный порядок допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электроустановок.
Информация о работе Кадровая политика ОАО "Алтайские гербициды"