Курс лекций по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:55, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по "Менеджменту".

Содержание

1 Введение в менеджмент. 3
1.1 Определение и общие черты организации. 4
1.2 Уровни управленческой деятельности. 5
1.3 Сущность менеджмента как совокупности науки и искусства. 5
1.4. Профессия - менеджер. 6
2 Развитие менеджмента в прошлом и настоящем. 6
2.1 История становление менеджмента. 7
2.2 Подход к управлению на основании различных школ. 7
2.3 Процессный подход к управлению. 8
2.4 Системный подход. 9
2. 5 Ситуационный подход 9
3 Инфраструктура менеджмента. 10
3.1 Внутренняя среда организации. 10
3.2 Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. 11
4. Планирование 12
4.1 Смысл, сущность и виды планирования 12
4.2 Процесс стратегического планирования 13
4.3 Управление реализацией плана. 14
4.4 Роль информации в планировании 15
5 Организационные отношения в системе менеджмента 16
5.1 Полномочия, ответственность и власть 16
5.2 Линейные и аппаратные (штабные) полномочия. 17
5.3 Нормы управляемости и признак соответствия. 17
6 Построение организаций. 18
6.1 Планирование и организационное проектирование. 18
6.2 Департаментализация. 19
6.3 Адаптивные структуры. 20
6.4 Централизация и децентрализация. 20
7 Мотивация 21
7.1 Теории мотивации 21
7.2 Иерархия потребностей по Маслоу. 22
7.3 Теория ЕRG Альдерфера. 22
7.4 Теория потребностей МакКлелланда. 23
7.5 Двухфакторная теория Герцберга. 23
7.6 Сопоставление различных теорий содержания мотивации. 24
7.7 Процессуальные теории мотивации. 24
8 Контроль. 26
8.1 Сущность контроля. 26
8.2 Процесс контроля. 26
8.3 Характеристики эффективного контроля. 27
9 Коммуникации как связующие процессы управления. 29
9.1 Процесс коммуникации. 29
9.2 Коммуникационные сети. 30
10 Моделирование ситуаций и принятие решений. 31
10.1 Сущность моделирования и типы моделей. 31
10.2 Процесс принятия решений. 31
11 Динамика групп. 33
11.1 Хоторнский эксперимент. 33
11.2 Группы и их значимость. 33
11.3 Факторы, влияющие на эффективность работы групп. 34
12 Влияние и власть 35
12.1 Элементы, лежащие в основе власти 35
12.2 Формы власти. 36
12.3 Убеждение и участие. 37
13 Лидерство в организации. 37
13.1 Теория лидерских качеств. 37
13.2 Концепция лидерского поведения. 38
13.3 Ситуационные подходы к лидерству. 44
14 Управление конфликтами. 48
14.1 Основные понятия. 48
14.2 Модель процесса конфликта 49
14.3 Типы конфликтов. 50
14.4 Причины конфликта 50
14.5 Функциональны и дисфункциональные последствия конфликта 51

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция менеджмент.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)
  1. Школа научного управления наиболее тесно связана с работами Фредерика Тейлора(1856-1915) он провел анализ содержания работ и определил ее основные компоненты. Тейлор скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера, и обнаружил, что максимальное количество может быть переброшено, если рабочие будут пользоваться совковой лопатой емкостью до 21фунта(8,6 кг).Френк и Лилия Гилбрет с помощью кинокамеры и стоп кадра выявили и описали 17 основных движений руки. По сравнению с более ранней системой это дало феноменальный результат в повышении производительности труда. Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало признаваться как самостоятельная область научных исследований.

Вклад в менеджмент школы научного управления:

  1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.
  2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.
  3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.
  4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
  5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.

Ленин назвал систему Тейлора «Научная система выжимания пота»

 

2. Административная или классическая школа управления. Основоположником школы является Анри Фойоль, который сформулировал 14 принципов управления (см. приложение). Целью этой школы создание универсальных принципов управления.

Вклад в менеджмент:

  1. Развитие универсальных принципов управления.
  2. Описание функций управления.
  3. Систематизированный подход к управлению всей организацией.

 

3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук.

а) школа человеческих отношений. Мери Фоллет 1930г. определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Элтон Мэйо 1927г. определил, что иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и материальные стимулы. Более поздние исследования Абрахама Маслоу и другими психологами помогли понять причины этого явления. Поэтому, основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Надо использовать приемы управления человеческими отношениями и предоставление работникам более широких возможностей общения на работе. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и организации в целом.

б) развитие поведенческих наук. Бихевиоризм –теория психологических основ поведения. Дуглас МакГрегор. Эта школа сосредоточилась на методах налаживания межличностных отношений. Основной целью было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Очень популярен в 60-х годах. Но бихевиористский подход иногда оказывался несостоятельным в ситуациях, которые отличались от тех, что исследовали его приверженцы.

Вклад в развитие управленческой мысли:

1. Применение приемов управления  межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.

2. Применение наук о человеческом  поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

 

4. Школа науки управления или количественный подход. После постановки проблемы разрабатывается модель ситуации. Модель – форма представления реальности. После создания модели, переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. Количественный подход или экономико- математические методы, т.е. замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.

Вклад в развитие управленческой мысли:

    1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.
    2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

 

2.3 Процессный подход к управлению.

 

Управление рассматривается как процесс, потому, что работа по достижению целей с помощью других – это не единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия называют управленческими функциями. По определению Анри Файоля, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, существует 5 основных функций.

Функцией менеджмента называется определенный вид управленческой деятельности, возникающей в процессе разделения и специализации управленческого труда. Функции являются составными частями всего процесса управления независимо от особенностей организации. Поэтому эти функции называются общими и к ним относятся: планирование, организация, мотивация, контроль, и координация.

Планирование - это функция и стадия управления, на которой определяются цели деятельности, средства и методы их достижения.

Организация - это основа для формирования организационной структуры предприятия. Эта функция наиболее чувствительна ко всем изменениям.

Мотивация - это деятельность, способствующая повышению активизации работников в достижении поставленных перед ними целями с минимально достижимыми результатами.

Контроль - деятельность по количественно и качественной оценке результатов работы организации, включая учет, проверку и анализ. К контролю предъявляются следующие требования: своевременность, полнота, простота, обратная связь.



Координация - центральная функция управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача - достижение согласованности в работе всех звеньев предприятия путем установления между ними определенных связей Связи устанавливаются с помощью отчетов, документов, средств компьютерной связи и т.д.

 

2.4 Системный подход.

Система - это целое, созданное из частей и элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность и, четко выраженное управление.

Системы бывают открытые и закрытые. Открытая система взаимодействует с внешней средой и имеет способность приспосабливаться к ней. Закрытые системы имеют жесткие границы и относительно независимы от внешней среды. Среда рассматривается как важная переменная.

Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем помогает руководителям понять взаимозависимость между отдельными частями организации и между организацией и средой, окружающей ее.

Свойства систем:

  1. Система стремится сохранить свою структуру и использует для достижения этой цели весь свой потенциал (закон самосохранения).
  2. Система имеет такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше (закон синергии).
  3. Каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла (закон развития).
  4. Чем большей информацией располагает система о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (закон информированности - упорядоченности).
  5. Каждая система стремится настроиться на более экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функции: разделение - преобразование - объединение - преобразование - разделение - преобразование - объединение и т.д. (закон единства анализа и синтеза).
  6. Каждая система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции), (закон композиции и пропорциональности).

 

2. 5 Ситуационный подход

 

Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организацию. Поскольку в соответствии с этим подходом методики и концепции должны быть применены к конкретным ситуациям, ситуационный подход часто называют ситуационным мышлением. С точки зрения ситуации “ лучшего способа” управления не существует. Ситуационные теории, давая описание того, как подстраивать организацию к конкретным требованиям, как производить изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создавать и развивать адаптационный потенциал, отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие обобщенных, всеохватывающих принципов построения и осуществления управления. С точки зрения этих теорий, управление – это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий и универсальный характер Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырех шаговый процесс.

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководители должны уметь предвидеть последствия от применения данной методики или концепции.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Какие факторы являются наиболее важными и какой эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь  увязывать конкретные приемы, которые  вызвали бы наименьший отрицательный эффект в конкретных ситуациях при существующих обстоятельствах.

 

3 Инфраструктура менеджмента.

 

 

Среда косвенного воздействия

 

Международные события

Политические факторы

   
 

Среда прямого воздействия

 
 

Трудовые ресурсы

 

Социо-культурные Факторы

   
 

Внутренняя среда

 

Состояние

экономики

Профсоюзы

Цели

Потребители

 

Структура

 

Капитал

Задачи

Акционеры

 

Технология

 

Поставщики

Люди

Конкуренты

       
 

Законы и государственные органы

 
     
         
 

Научно-технический прогресс

 
     

3.1 Внутренняя среда организации.

 

Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные, в основном, являются результатом управленческих решений. Это, однако, не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Есть некоторые факторы, которые руководство должны преодолеть в своей работе. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.

Цели. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремиться добиться группа, работая вместе.

Для того чтобы получить прибыль, бизнес должен сформировать цели в таких областях как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность.

Структура.

Характерной особенностью для любой организации является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т.е. тех, кто способен выполнить ее лучше других, с точки зрения организации как единого целого. Как конкретно осуществить разделение труда в организации – вопрос, который относится к самым существенным управленческим решениям. Выбор функциональных областей определяет основную структуру организации и возможность ее успешного существования. Понятие функциональная область относится к работе, которую выполняет подразделение для организации в целом (маркетинг, производство, обучение персонала или планирование финансов).

Задачи.

Задача – это предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Поэтом задачи предписываются не работнику, а должности. Задачи организации делятся на три категории. Работа с людьми, предметами, информацией. Если работа делится между специалистами вместо того, чтобы поручить выполнение одному работнику, говорят о специализации задач. Специализация задач нашла свое применение во многих простых операциях. С тех пор существует тенденция дробление всей работы на более мелкие операции.

Технология.

Технология это сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях. Влияние этой переменной на управление в значительной мере определялось тремя крупными переворотами в технологии: промышленной революцией; стандартизацией и механизацией; применением конвейерной сборки. Это имело воздействие на характер служебных обязанностей и задач, содержание работы и на управление в целом.

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"