Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:55, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Менеджменту".
1 Введение в менеджмент. 3
1.1 Определение и общие черты организации. 4
1.2 Уровни управленческой деятельности. 5
1.3 Сущность менеджмента как совокупности науки и искусства. 5
1.4. Профессия - менеджер. 6
2 Развитие менеджмента в прошлом и настоящем. 6
2.1 История становление менеджмента. 7
2.2 Подход к управлению на основании различных школ. 7
2.3 Процессный подход к управлению. 8
2.4 Системный подход. 9
2. 5 Ситуационный подход 9
3 Инфраструктура менеджмента. 10
3.1 Внутренняя среда организации. 10
3.2 Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. 11
4. Планирование 12
4.1 Смысл, сущность и виды планирования 12
4.2 Процесс стратегического планирования 13
4.3 Управление реализацией плана. 14
4.4 Роль информации в планировании 15
5 Организационные отношения в системе менеджмента 16
5.1 Полномочия, ответственность и власть 16
5.2 Линейные и аппаратные (штабные) полномочия. 17
5.3 Нормы управляемости и признак соответствия. 17
6 Построение организаций. 18
6.1 Планирование и организационное проектирование. 18
6.2 Департаментализация. 19
6.3 Адаптивные структуры. 20
6.4 Централизация и децентрализация. 20
7 Мотивация 21
7.1 Теории мотивации 21
7.2 Иерархия потребностей по Маслоу. 22
7.3 Теория ЕRG Альдерфера. 22
7.4 Теория потребностей МакКлелланда. 23
7.5 Двухфакторная теория Герцберга. 23
7.6 Сопоставление различных теорий содержания мотивации. 24
7.7 Процессуальные теории мотивации. 24
8 Контроль. 26
8.1 Сущность контроля. 26
8.2 Процесс контроля. 26
8.3 Характеристики эффективного контроля. 27
9 Коммуникации как связующие процессы управления. 29
9.1 Процесс коммуникации. 29
9.2 Коммуникационные сети. 30
10 Моделирование ситуаций и принятие решений. 31
10.1 Сущность моделирования и типы моделей. 31
10.2 Процесс принятия решений. 31
11 Динамика групп. 33
11.1 Хоторнский эксперимент. 33
11.2 Группы и их значимость. 33
11.3 Факторы, влияющие на эффективность работы групп. 34
12 Влияние и власть 35
12.1 Элементы, лежащие в основе власти 35
12.2 Формы власти. 36
12.3 Убеждение и участие. 37
13 Лидерство в организации. 37
13.1 Теория лидерских качеств. 37
13.2 Концепция лидерского поведения. 38
13.3 Ситуационные подходы к лидерству. 44
14 Управление конфликтами. 48
14.1 Основные понятия. 48
14.2 Модель процесса конфликта 49
14.3 Типы конфликтов. 50
14.4 Причины конфликта 50
14.5 Функциональны и дисфункциональные последствия конфликта 51
правильного толкования этих планов. Таким этапом является выработка политики.
Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика обычно формулируется высшими управляющими на длительный период времени. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели, устанавливал вехи, которым нужно следовать. Она предназначена для сохранения постоянства целей, а также для того, чтобы избежать принятия решений, основанных на требованиях данного момента.
Для руководства управленческими действиями одной политики часто бывает недостаточно. В этом случае руководство разрабатывает процедуры. Организации, как и люди, могут выиграть, используя прошлый опыт для будущих решений. Напоминание о том, что случилось в прошлом, может помочь предупредить ошибку. Таким образом, когда ситуация при принятии решения имеет тенденцию часто повторяться, руководство зачастую считает правильным заново применить испытанный временем способ действий и вырабатывает стандартизованные указания. Выраженные формальным образом, эти указания носят название “процедура”.
Процедура описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации. По существу, процедура представляет собой запрограммированное решение, которое исключает необходимость «заново изобретать колесо». Процедуры обычно описывают последовательность действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации. В общем случае индивид, действующий согласно процедуре, обладает малой свободой действий и небольшим числом альтернатив.
Когда успешная реализация планов зависит от точного выполнения задания, руководство может посчитать необходимым полностью исключить всяческую свободу выбора. Правило точно определяет, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации. Правила отличаются от процедур тем, что они рассчитаны на конкретный и ограниченный вопрос. Процедуры рассчитаны на ситуации, в которых имеет место последовательность нескольких связанных между собой действий.
Чтобы планы были реализованы, кто-то, очевидно, должен фактически выполнить каждую из задач, вытекающих из целей организации. Для этого руководство обязано найти эффективный способ сочетания ключевых переменных, характеризующих задачи и людей. Постановка целей и обеспечение их политикой, стратегией, процедурами и правилами способствует решению этой задачи. Мотивация и контроль также играют существенную роль в обеспечении эффективности выполнения заданий. Однако организация как процесс представляет собой функцию, которая наиболее очевидно и непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, соответственно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.
4.4 Роль информации в планировании
Информация – это сведения о каком – либо явлении и является важнейшим инструментом в руках менеджера. Для планирования необходимо собирать и обрабатывать информацию. Существует первичная и вторичная информация. В процессе определения пропорций производства превалирующую роль играет сбор вторичной информации. На основании собранной информации и ее анализа проводится планирование.
Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее для целей, отличных от связанных с решением исследуемой проблемы. Независимо от того, достаточна ли она для решения, ее низкая цена и относительно быстрая доступность требует, чтобы первичные данные не собирались до завершения тщательного поиска вторичной информации.
Если исследовательская проблема не была разрешена с помощью внутренней вторичной информации, фирма должна использовать внешние источники — правительственные и неправительственные.
Коммерческие исследовательские организации проводят периодические и разовые исследования и предоставляют их результаты клиентам за плату. Первичные данные представляют собой только что полученную информацию для решения конкретной исследуемой проблемы или вопроса. Они необходимы в тех случаях, когда доскональных анализ вторичных сведений не в состоянии обеспечить не обходимую информацию.
Чтобы оценить общую ценность, исследователь должен сопоставить достоинства и недостатки первичной и вторичной информации.
До того как начать расходовать время и средства на поиск внешней вторичной информации или сбор первичных данных, исследователь должен изучить информацию, имеющуюся внутри компании: бюджеты, данные о сбыте, данные о прибыли и убытках, счета клиентов, данные о запасах, результаты предыдущих исследований.
В начале года большинство фирм разрабатывает бюджет на следующие 12 месяцев, основанные на прогнозах сбыта. В них определяются плановые расходы на каждый товар или услугу в течение года. Бюджет является хорошим источниками вторичной информации.
Данные сбыта часто используют как показатели успеха. Анализируя продажи по отделениям, ассортиментным группам, отдельным продуктам, географическим регионам, продавцам, времени дня, дням недели и другим фактор и сопоставляя эти продажи с предыдущими периодами времени, маркетолог может измерить результативность.
Если рассматривать только данные сбыта, можно ошибиться, поскольку увеличение продаж не всегда отражает более высокие прибыли. Эти данные должны использоваться в увязке со статистикой прибыли и убытков.
Данные о прибыли и убытках содержат большой объем информации. По тому, достигнута ли запланированная прибыль, можно оценить реальные результаты. Есть возможность выявить временные тенденции в успехе компании; анализировать прибыль по отдельным подразделениям, продавцам и товарам; выявить сильные и слабые стороны в маркетинговой программе фирмы на основе детальной разбивки прибыли и убытков.
Счета клиентов информируют о движении запасов, продаж по регионам, максимальных периодах сбыта, объемах сбыта и продаж по категориям потребителей. Например, клиентов, приобретающих товары в кредит, можно проанализировать по географическим районам, имеющимся обязательствам, периодам погашения, покупаемым товарам, полу, возрасту или другим демографическим показателям.
Данные о запасах показывают объем приобретенной продукции, производства, запасов, отгрузок и продаж на протяжении года. Планирование запасов улучшается, когда известен срок выполнения заказов (излишний объем хранящейся продукции для предотвращения ее нехватки).
5 Организационные отношения в системе менеджмента
5.1 Полномочия, ответственность и власть
Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения целей.
Невозможно понять организационный процесс без предварительного понимания делегирования и связанных с ним полномочий и ответственности.
Делегирование, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Сущность управления заключается в умении “добиться выполнения работы другими”. Делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.
Делегирование, несмотря на свое фундаментальное значение, является одной их самых непонятых и неправильно применяемых концепций управления. Не понимая полностью необходимости делегирования или того, что требуется для роста его эффективности, многие блестящие предприниматели терпели неудачу именно в то время, когда их организации становились большими.
Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.
Под обязательством
Делегирование реализуется только в случае принятие полномочий, ответственность не может быть делегирована. В крупных организациях руководители высшего звена несут ответственность за дела фирмы и своих подчиненных, хотя лично с ними не общаются. Объем ответственности - вот одна из причин высоких окладов у менеджеров, особенно руководящих крупными корпорациями.
Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в данный момент. Внутри организации пределы полномочий определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями, изложенными в письменном виде, или передаются подчиненному устно. Полномочия являются ограниченным правом. Пределы полномочий расширяются в направлении более высоких уровней управления организации. Но даже полномочия высшего руководства ограниченны.
Высшее руководство не может повысить себе зарплату, использовать ресурсы организации без одобрения совета директоров. Существует множество внешних ограничений полномочий.
Полномочия и власть часто путают друг с другом. Полномочия определяются как делегирование, ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсы организации. В отличие от этого власть представляет собой реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Полномочия, определяют, что лицо, занимающее какую - то должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать. Способы использования власти могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на организацию.
5.2 Линейные и аппаратные (штабные) полномочия.
Линейные полномочия – это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Получатель полномочий принимает на себя личную ответственность за задачи и отвечает перед делегирующим за их удовлетворительное исполнение. Именно линейные полномочия предоставляют начальнику узаконенную власть для направления своих подчиненных на достижение поставленных целей. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организацией. Процесс создание иерархии называется скалярным процессом, а вся система скалярной цепью.
Делегирование линейных полномочий и возникающая в результате этого цепь команд играют ключевую роль в процессе координации деятельности организации. Они упрощают взаимоотношения подчиненных и начальников. Если подчиненный сталкивается с проблемой, то он точно знает, к кому следует обратиться. Если его непосредственный начальник не может решить данную проблему, то эта проблема по цепи команд передается наверх упорядоченным образом.
В некоторых ситуациях линейные полномочия не могут обеспечить потребности организации, тогда на временной или постоянной основе создается административный аппарат. К широко распространенным типам аппарата относятся: консультативный, обслуживающий и личный. На практике редко можно провести между ними границу.
Наиболее часто консультативный аппарат используется в области права, новейшей технологии, обучения и повышения квалификации персонала, а также консультирование по работе с кадрами.
К областям, где используется обслуживающий аппарат, относятся связи с общественностью, маркетинговые исследования, финансирование планирование, материально техническое снабжение, воздействие каких либо проектов на окружающую среду и юридически проблемы.
Личный аппарат – это разновидность обслуживающего аппарата, когда руководитель нанимает секретаря или помощника. В обязанности личного аппарата входит исполнение того, что требует руководитель. Хотя личный аппарат не имеет формальных полномочий, его члены могут обладать большой властью.
Аппаратные (штабные) полномочия помогают организациям использовать специалистов без нарушения принципов единоначалия. Штабные полномочия включают рекомендательные полномочия, обязательные согласования, параллельные и функциональные полномочия.
Когда аппаратные полномочия сводятся к рекомендательным, то предполагается, что линейное руководство будет обращаться за консультациями к консультативному аппарату, но линейные руководители не обязаны так поступать. Они могут по своему выбору решить проблему, не ставя аппарат в известность.
При обязательном согласовании, линейное руководство должно обязательно обсудить соответствующие ситуации со штабным аппаратом, прежде чем предпринять действия или представить предложения высшему руководству. Широкое распространенным примером обязательных согласований является привлечение аппарата к исследованию рынка.
Целью параллельных полномочий является установление системы контроля для уравновешивания власти и предотвращения грубых ошибок. Во многих компаниях применяются параллельные полномочия для контроля финансовых расходов, для чего требуется две подписи в случае всех крупных покупок.
Аппарат, обладающий функциональными полномочиями может как предложить, так и запретить какие-то действия в области своей компетенции. Таким образом, функциональные полномочия устраняют различия между линейными и штабными обязанностями для всех практических целей.
5.3 Нормы управляемости и признак соответствия.
Норма управляемости – это количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю. Она устанавливается посредством делегирования линейных полномочий. Слишком большая норма управляемости может вызвать возникновение сложных проблем. Если не удерживать нормы управляемости на достаточно низком уровне, руководство будет не в состоянии не только выполнять обязанности по координированию, но и контролировать деятельность, повышать квалификацию и мотивацию подчиненных. (Исход, гл. 18 Моисей)