Лекции по "Конфликтологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:32, курс лекций

Краткое описание

Тема 2. Участники и динамика конфликта
Тема 3. Прогнозирование и предупреждение социальных конфликтов
Тема 4. Методы разрешения конфликтов
Тема 5. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов

Вложенные файлы: 1 файл

конфликтология.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

Общие сведения

Тема 2. Участники и динамика конфликта

Целью изучения данной темы является: анализ всех лиц, участвующих в конфликте. Среди участников конфликта различают: противоборствующие стороны, подстрекателей, пособников, организаторов, посредников, судей. Все участники различаются своими целями, ролью и значением; систематизация знаний студента об основных стадиях развития классического конфликта: латентной, открытой, завершающей.

Латентная стадия (предконфликт) характерна для ситуации, когда присутствуют все элементы конфликта (причины, участники, объект, предмет и т.д.), но не начаты взаимные действия сторон.

О начале открытой стадии свидетельствуют ответные действия другой стороны. Для неё характерна определённость позиций противоборствующих сторон и взаимные действия.

Конфликт рано или поздно завершается, однако единой системы завершения не существует.

При изучении темы следует акцентировать внимание на следующих понятиях:

Конфликтная ситуация — это такое совпадение обстоятельств и человеческих интересов, которые объективно создают почву для реального противоборства между субъектами.

Инцидент — повод, который использует одна из сторон для начала противостояния.

Эскалация конфликта — интенсификация борьбы, которая выражается в увеличении враждебных действий сторон.

Генерализация конфликта — потеря объекта конфликта за счёт перехода к более глубоким противоречиям.

Укрупнение противоборствующих сторон — привлечение всё большего количества участников к конфликту.

Регрессия сознательной сферы психики — активизация бессознательного и подсознательного уровня психической деятельности, проявляющаяся в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной — себя.

Противоборствующие стороны — это те участники конфликта, которые непосредственно совершают активные действия друг против друга.

Подстрекатель — это лицо или группа (организация), которые подталкивают другого участника к конфликту. Его задача спровоцировать, развязать конфликт между другими сторонами.

Пособник — лицо, содействующее конфликту советами, личной помощью, иными способами.

Организатор — это лицо, планирующее конфликт, намечающее его развитие и последствия.

Посредники и судьи стремятся разобраться в причинах и обстоятельствах конфликта и по возможности примирить стороны или снизить негативные последствия конфликта.

Позиция — способ выражения своего интереса и способ поведения в конкретной ситуации.

Рефлексивные игры — имитация поведения и рассуждений противника.

Рефлексивное управление — попытка передать противнику основания для принятия такого решения, которое было бы выгодно субъекту.

Рефлексивный прогноз — попытка прогнозировать поведение противника.

Рефлексивная защита — заблаговременная подготовка возможного отступления на определённые позиции.

Изучив данную тему, студент должен:

  • знать основные действующие лица конфликта, понимать, что особое, незаменимое значение в конфликте принадлежит противоборствующим сторонам; что конфликт в своём развитии проходит несколько стадий и этапов. Динамика конфликта представляет собой его изменение под воздействием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий. В ходе противоборства конфликт изменяется за счёт интенсификации борьбы, возможна смена предмета конфликта, потеря его объекта;
  • уметь анализировать поведение участника конфликта, которое зависит не только от его социальной роли, но и от таких субъективных факторов, как: аналитическая деятельность, опыт, эмоции, чувства, мотивации;
  • приобрести навыки выявления фактов, определяющих восприятие конфликта и степень искажения этого восприятия. Нарабатывать навыки прогнозирования поведения участников конфликта, поскольку поведение человека характеризуется некоторыми закономерностями; анализа не только идеального варианта развития конфликта, но и нетрадиционной динамики, например: конфликт типа "схваток", конфликт типа "дебатов" или конфликт "типа игр".

При изучении темы 2 необходимо:

  • читать раздел 2 учебного пособия;
  • выполнить тест №2, а также тренировочное задание №2 (задание 4) в Практикуме по курсу "Конфликтология

 

Тема 2. Участники и динамика конфликта

Прежде, чем  приступить к анализу роли и значения участников конфликтов, следует остановиться на уровнях рассмотрения самих конфликтов. Выделяют несколько уровней: психологический, социологический, политологический, геополитический.

Психологический уровень характерен для межличностного конфликта. В этом случае имеет место:

  • противоборство физических лиц (от двух и более);
  • в основе конфликта лежат личностные противоречия;
  • конфликт может разрастаться до групповых масштабов, со временем могут складываться групповые противоречия.

Социологический уровень преобладает при исследовании этнических, классовых, групповых конфликтов. Здесь противоборствуют социальные группировки, а не индивиды;

  • в основе конфликта лежат групповые противоречия;
  • отстаиваются групповые, а не индивидуальные позиции;
  • однако велика роль отдельных личностей (лидеров, руководителей);
  • стычка двух и более людей может быть эпизодом конфликта.

Эти социальные конфликты отличаются:

  1. Нетерпимостью и стремлением к максимальной личной вовлеченности всех своих членов в противоборство.
  2. Не всегда наблюдается четкая идентификация групп.

На политологическом и геополитическом уровнях рассматриваются  государственные и межгосударственные конфликты. Субъекты этих конфликтов (личности, группы, государства) занимают весьма значительное социально-политическое положение и находятся в политической, а порой и экономической зависимости друг от друга. Интересы противоборствующих субъектов зачастую выходят за рамки определенной личности или какой-либо группы, носят общенациональный, межнациональный характер.

Таким образом, участниками конфликтов могут быть как физические лица, так и разнообразные  по составу и количеству социальные группы и общности.

В массовых и  длительных конфликтах возможны перегруппировки участников, временные коалиции между ними, сговор и возникновение внутренних конфликтов, что объективно ведет к усложнению конфликта и запутывает его картину.

Участники конфликта  не представляют собой однородную массу, они более-менее структурированы и выполняют определенные социальные роли, в зависимости от собственных интересов и позиций.

Схема расрастания конфликта

Таблица 1. Типология  участников конфликта по степени  вовлеченности и влияния на развитие конфликта

Группы

Цели

Действия

1

Первые группы

Цели объективно или субъективно не совпадают.

Непосредственно взаимодействуют, стремясь удовлетворить  свои интересы.

2

Вторые группы

Не стремятся  быть замешанными в конфликте  непосредственно.

Вносят косвенный  вклад в развитие конфликта. В период его нарастания могут стать первичными.

3

Третьи группы

Заинтересованы  в успешном разрешении конфликта.

Предпринимают усилия по завершению конфликта.


В любом конфликте  обязательно присутствуют противоборствующие стороны — это те участники  конфликта, которые непосредственно совершают активные действия друг против друга.

Именно противоборствующие стороны являются стержнем конфликта. Если одна из них по какой-либо причине  отпадает, то конфликт прекращается или  изменяется состав его участников.

Обычно в конфликте участвуют две противоборствующие стороны, но их может быть и больше. Каждая из противоборствующих сторон имеет свой интерес и свои задачи в конкретном конфликте.

Несмотря на существование различных уровней  противоборствующих сторон, в конкретном конфликте они индивидуализированы и незаменимы. Разница лишь в том, что в групповом конфликте незаменимость относится не к личности, а к группе; в геополитическом — к государству (а не к должностному лицу или органу).

Разновидности противоборствующих сторон:

  • индивид;
  • группа;
  • коллектив;
  • этническое образование;
  • социальный слой, класс;
  • общество;
  • государство.

Ранг и значение конфликта не в полной мере зависят  от ранга его участников, так как  социально более значимы направленность и механизм конфликта.

Противоборствующие  стороны могут быть неравными, например:

  • индивид — группа,
  • коллектив — государство,
  • индивид — церковь или государство и т.д.

Не всегда сразу  можно легко выделить противоборствующие стороны из остальных участников конфликта, но вскоре они со всей определенностью проявятся.

Исход конфликта  во многом зависит от следующих характеристик противоборствующих сторон:

Например, масштабы социальной поддержки, опыт поведения  в конфликтной, кризисной ситуации, владение человековедческими технологиями, широта социальных связей и т.п.

Противоборствующие  стороны (одна из них, или все) могут  на некоторое время выходить из конфликта (например, объявить перемирие, покинуть территориальные границы конфликта  и т.д.). Но основная роль противоборствующих сторон в течение развития конфликта остается неизменной.

Социальные  роли других участников конфликта: подстрекателей, пособников, организаторов, посредников  и судей — более эпизодические, но также оказывают исключительно  важное влияние на содержание конфликта и его развитие.

Ко второй группе участников конфликта относят тех, кто в силу различных причин заинтересован в развитии конфликта. В отличие от противоборствующих сторон, присутствие участников этой группы в конкретном конфликте не обязательно. Однако, если участники второй группы существуют, то их роли и влияние на развитие конфликта разнообразны. Обычно в этой группе выделяют:

  • подстрекателей,
  • организаторов,
  • пособников.

Подстрекатель — это лицо или группа (государство, организация), которые подталкивают другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать. Его задача — спровоцировать, развязать конфликт между другими сторонами.


Безусловно, подстрекатель  обязательно преследует свой определенный интерес, свои цели и задачи.

Древний принцип: "Разделяй и властвуй" извечно торжествует на практике. Общество разделено на конфликтующие группы, каждая из которых заинтересована в поддержке третьей силы. Как правило, именно эта третья сила и получает, в конечном счете, максимальную выгоду от сложившейся ситуации.

Сложность в  выявлении подстрекателей заключается  в следующем:

  • его истинные мотивы могут быть скрыты не только от окружающих, но и от самого себя;
  • наличие сознательных и бессознательных элементов мотивации поведения;
  • попытка скрыть свою неблаговидную роль, подставить под "удар" общественного мнения третье лицо;
  • невозможность предугадать все последствия своего поведения ("нечаянный" подстрекатель).

Пособник — лицо, содействующее конфликту советами, личной помощью, иными способами.


Пособников  разделяют на активных и пассивных. Активные пособники предпринимают  определенные действия, прилагают усилия к развитию конфликта. У них есть определенные интересы, связанные с  конфликтом, и их деятельность преследует определенную цель.

Например, журналист  публикует статью, которая направлена на разжигание межнационального конфликта. Возможные цели — привлечение  внимания к своему имени, получение  гонорара и т.д.

Информация о работе Лекции по "Конфликтологии"