Лекции по "Конфликтологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:32, курс лекций

Краткое описание

Тема 2. Участники и динамика конфликта
Тема 3. Прогнозирование и предупреждение социальных конфликтов
Тема 4. Методы разрешения конфликтов
Тема 5. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов

Вложенные файлы: 1 файл

конфликтология.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)
  1. Вслед за этим наступают отчуждение и поляризация сторон, которые проявляются в следующих закономерностях:
    • переговоры возможны не с оппонентом, а с посредником, третьими лицами;
    • практикуется негативное обсуждение деловых и личностных качеств противника;
    • в коммуникациях возрастает количество ложной информации, которая дополняется слухами, домыслами относительно друг друга;
    • сознательно ограничиваются контакты между сторонами;
    • формируется лагерь своих сторонников.

Участники растрачивают свой нравственный потенциал.

Таким образом, стороны проходят второй порог эскалации напряженности.

  1. Теперь конфронтация становится очень жесткой, доминирует стратегия угроз. Происходит обострение конфликта:
    • стороны совершают систематические деструктивные действия против потенциальных санкций другой стороны;
    • в перерывах между активными действиями стороны "подхлестывают" себя воспоминаниями о недавних действиях противника, более остро реагируя на них и повторно переживая происшедшие события;
    • действия разворачиваются по схеме: "око — за око, зуб — за зуб";
    • недоверие друг к другу, охватывает все связи, и в отношениях доминирует обман.
  2. Конфликт перерастает в открытую вражду. Создаются благоприятные условия для применения насилия, подавления сопротивления любой ценой. Стороны балансируют на грани полного разрушения и самоуничтожения.

Подобное развитие событий не проходит бесследно для  окружающих — происходит изменение  психологической структуры внутри группы, где возник конфликт:

  • нарастает отчуждение;
  • не участвующие в конфликте члены группы чувствуют обязанность примкнуть к одной из сторон;
  • трудно сохранить или занять исходные позиции;
  • умеренно настроенные члены группы теряют влияние.

Межгрупповой конфликт порождает социальную напряженность, которая сопровождает его и зависит от его масштабов.

Социальная  напряженность — особое эмоционально-психологическое  состояние общественного сознания, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Это — отражение конфликтной ситуации в психологии людей.

Социальная  напряженность характеризуется:

  1. Распространением настроений неудовлетворенности существующей ситуацией.
  2. Потерей доверия к власти, когда падает ее авторитет и власть авторитета; появляется ощущение опасности.
  3. Доминированием в общественном сознании пессимистических оценок будущего, распространением слухов и домыслов, которые усиливают эмоциональное возбуждение и массовое беспокойство.
  4. Проявлением на поведенческом уровне в стихийных действиях (ажиотажный спрос на товары и т.д.), демонстрациях, митингах и других формах гражданского неповиновения.

Поскольку невозможно полностью удовлетворить все  потребности всех категорий общества, то существует "фоновая" напряженность. Она является неотъемлемым элементом общественных отношений.

Также существует порог социальной напряженности, когда  она становится взрывоопасной (при  наличии соответствующих социальных детонаторов).

Последняя стадия — завершение конфликта

Все конфликты  изменчивы, не похожи друг на друга, поэтому нет единой системы их завершения.

Конфликт может  быть:

  1. Исчерпан и разрешен примирением сторон.
  2. Прекращен ввиду выхода из него одной из сторон, либо ее уничтожением.
  3. Развитие конфликта может быть пресечено, либо конфликт может быть прекращен в результате вмешательства третьей стороны.

Завершение конфликта — это прекращение действий всех противоборствующих сторон, независимо от причин, по которым это произошло. Это более широкое понятие, чем разрешение конфликта.


Разрешение конфликта — то или иное положительное действие участников, прекращающее противоборство мирными или силовыми методами.

В целом для  этой ситуации характерны следующие  события:

  1. Намечаются тенденции к нормализации конфликта и его ликвидации (победа одной из сторон, истощение ресурсов и т.п.).
  2. Имеют место эпизодические вспышки противостояния. Агрессивные настроения подогреваются воспоминаниями о причиненных друг другу бедах и зле.
  3. Постепенно вызревает решение предметной проблемы. Нормализуется эмоционально-волевая сфера взаимодействия.

Хотя конфликт, как и любое социальное явление, не может длиться вечно, не следует  пускать его на "самотек". Поскольку  существует реальная опасность его  срастания с другими конфликтами, что способно полностью разрушить  социальную систему.

Пример: Типология восприятия коммерсанта и потребителя в развитии конфликта "Богатые-бедные" в России

№ п/п

Восприятие потребителями конфликтов

Восприятие коммерсантами потребителей

Основная стратегия сторон

1.

Образ "врага- потребителя"

Образ "врага- коммерсанта"

"Надуть", обмануть  половчее.

2.

Образ "врага- коммерсанта"

Образ "партнера по купле-продаже"

На одной стороне  конфронтация, на другой — сглаживание  углов, щадящие цены.

3.

Образ "цивилизованного  коммерсанта"

Степень зависит  от последовательности. Образ потребителя как источника максимальной выгоды

Нет правил "честной  игры".

4.

Образ "цивилизованного  коммерсанта"

Образ "цивилизованного  потребителя"

Соблюдение правил "честной игры".


 

Общие сведения

Тема 3. Прогнозирование и предупреждение социальных конфликтов

Целью изучения данной темы является анализ проблемы предупреждения конфликтов, т.е. создания объективных, организационно-управленческих и социально-психологических условий, препятствующих возникновению предконфликтных ситуаций.

Следует обратить внимание на четыре основных уровня, на которых возможна деятельность по предупреждению конфликтов:

  • макроуровень;
  • микроуровень;
  • уровень межличностных отношений субъекта;
  • внутриличностный уровень.

Важное внимание уделяется также процессу прогнозирования конфликтов, состоящему из:

  • выявления симптомов;
  • поиска и анализа информации;
  • моделирования.

При изучении темы следует акцентировать внимание на следующих понятиях:

Индуктивный метод — способ умозаключения, с помощью которого общее доказывают на основании частного.

Дедуктивный метод — способ умозаключения, с помощью которого на основе знания общих закономерностей прогнозируют частные явления.

Институциализация отношений — формализация отношений, предполагающая их структуризацию и распределение ролей, определение оценки и модели поведения.

Изучив данную тему, студент должен:

  • знать, что предупреждение конфликтов относится к видам деятельности, которые оцениваются исключительно положительно. Предупреждение конфликтов — это воздействие на его элементы до начала противостояния. Наиболее эффективными формами предупреждения конфликтов являются: устранение их причин, создание ситуации поддержания сотрудничества, институциализация отношений, принятие нормативных механизмов, а также использование уместного юмора в конфликтной ситуации;
  • приобрести навыки поддержания и развития сотрудничества, освоить основные приёмы, методы и средства воздействия на предконфликтную ситуацию и участников взаимодействия.

При изучении темы 3 необходимо:

  • читать раздел 3 учебного пособия;
  • выполнить тест №3, тренировочное задание №6 (задание 2) в Практикуме по курсу "Конфликтология".

Общие сведения

Тема 4. Методы разрешения конфликтов

Целью изучения данной темы является систематизация представлений студентов о возможных вариантах выбора способа разрешения конфликта на различных уровнях. Такие знания трудно получить, опираясь только на здравый смысл и собственный опыт; всестороннее ознакомление студента с особенностями юридического конфликта, в котором спор связан с правоотношениями сторон, из чего следует, что субъекты, либо мотивации их поведения, либо объект конфликта обладают правовыми признаками, а сам конфликт влечёт юридические последствия.

Более 85% конфликтов разрешается внеюридическими методами, остальные имеют прямое отношение к правовым нормам и институтам.

Внеюридические  методы разделяются на две группы: стратегические и тактические.

Стратегические  — те, которые применяются для  предупреждения дисфункциональных  конфликтов вообще.

Основными тактическими методами разрешения конфликтов являются: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и уход (уклонение) от решения проблемы.

Необходимо  знать, что разрешение конфликтов юридическим  путём имеет четыре общих признака, а юридические средства разрешения конфликта представлены тремя основными группами:

  • конституционными процедурами;
  • судебным и арбитражным рассмотрением дел;
  • административными процедурами.

При изучении темы следует акцентировать внимание на следующих понятиях:

Третейский судья — третья сторона в конфликте, наиболее авторитарная по своим полномочиям; поочерёдно выслушав обе стороны, третейский судья принимает решения, обязательные для оппонентов.

Право — это система обязательных правил поведения, закреплённых в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения;

Юридический прецедент — это решение по конкретному делу, ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.

Нормативно-правовой акт — один из основных источников права современного государства. Он создается в результате деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением — референдумом. В зависимости от их юридической силы нормативные акты можно разделить на две большие группы: законы и подзаконные акты. Основу системы нормативных актов образуют законы, являющиеся стержнем правовой системы.

Правоотношение — это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой юридическими правами и обязанностями.

Юридическая ответственность — применение к правонарушителю санкций правовых норм.

Административная ответственность — это мера административного воздействия к лицу, совершившему деяние. Здесь функции судьи берут на себя органы исполнительной власти (например: инспектор ГИБДД, административная комиссия на предприятиях и т.д.)

Альтернативы решений — новые, оригинальные варианты решения проблемы, лежащей в основе конфликта.

Компромисс — стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определённые уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента.

Соперничество — стратегия поведения оппонента в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации своих интересов.

Сотрудничество — кооперативная стратегия поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместимый поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.

Информация о работе Лекции по "Конфликтологии"