Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:32, курс лекций
Тема 2. Участники и динамика конфликта
Тема 3. Прогнозирование и предупреждение социальных конфликтов
Тема 4. Методы разрешения конфликтов
Тема 5. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов
Участники растрачивают свой нравственный потенциал.
Таким образом, стороны проходят второй порог эскалации напряженности.
Подобное развитие
событий не проходит бесследно для
окружающих — происходит изменение
психологической структуры внут
Межгрупповой конфликт порождает социальную напряженность, которая сопровождает его и зависит от его масштабов.
Социальная
напряженность — особое эмоционально-психологическое
состояние общественного
Социальная напряженность характеризуется:
Поскольку невозможно полностью удовлетворить все потребности всех категорий общества, то существует "фоновая" напряженность. Она является неотъемлемым элементом общественных отношений.
Также существует
порог социальной напряженности, когда
она становится взрывоопасной (при
наличии соответствующих
Последняя стадия — завершение конфликта
Все конфликты изменчивы, не похожи друг на друга, поэтому нет единой системы их завершения.
Конфликт может быть:
Завершение конфликта — это прекращение действий всех противоборствующих сторон, независимо от причин, по которым это произошло. Это более широкое понятие, чем разрешение конфликта.
Разрешение конфликта — то или иное положительное действие участников, прекращающее противоборство мирными или силовыми методами.
В целом для этой ситуации характерны следующие события:
Хотя конфликт,
как и любое социальное явление,
не может длиться вечно, не следует
пускать его на "самотек". Поскольку
существует реальная опасность его
срастания с другими
Пример: Типология восприятия коммерсанта и потребителя в развитии конфликта "Богатые-бедные" в России
№ п/п |
Восприятие потребителями |
Восприятие коммерсантами |
Основная стратегия сторон |
1. |
Образ "врага- потребителя" |
Образ "врага- коммерсанта" |
"Надуть", обмануть половчее. |
2. |
Образ "врага- коммерсанта" |
Образ "партнера по купле-продаже" |
На одной стороне конфронтация, на другой — сглаживание углов, щадящие цены. |
3. |
Образ "цивилизованного коммерсанта" |
Степень зависит от последовательности. Образ потребителя как источника максимальной выгоды |
Нет правил "честной игры". |
4. |
Образ "цивилизованного коммерсанта" |
Образ "цивилизованного потребителя" |
Соблюдение правил "честной игры". |
Целью изучения данной темы является анализ проблемы предупреждения конфликтов, т.е. создания объективных, организационно-управленческих и социально-психологических условий, препятствующих возникновению предконфликтных ситуаций.
Следует обратить внимание на четыре основных уровня, на которых возможна деятельность по предупреждению конфликтов:
Важное внимание уделяется также процессу прогнозирования конфликтов, состоящему из:
При изучении темы следует акцентировать внимание на следующих понятиях:
Индуктивный метод — способ умозаключения, с помощью которого общее доказывают на основании частного.
Дедуктивный метод — способ умозаключения, с помощью которого на основе знания общих закономерностей прогнозируют частные явления.
Институциализация отношений — формализация отношений, предполагающая их структуризацию и распределение ролей, определение оценки и модели поведения.
Изучив данную тему, студент должен:
При изучении темы 3 необходимо:
Целью изучения данной темы является систематизация представлений студентов о возможных вариантах выбора способа разрешения конфликта на различных уровнях. Такие знания трудно получить, опираясь только на здравый смысл и собственный опыт; всестороннее ознакомление студента с особенностями юридического конфликта, в котором спор связан с правоотношениями сторон, из чего следует, что субъекты, либо мотивации их поведения, либо объект конфликта обладают правовыми признаками, а сам конфликт влечёт юридические последствия.
Более 85% конфликтов
разрешается внеюридическими
Внеюридические методы разделяются на две группы: стратегические и тактические.
Стратегические — те, которые применяются для предупреждения дисфункциональных конфликтов вообще.
Основными тактическими методами разрешения конфликтов являются: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и уход (уклонение) от решения проблемы.
Необходимо знать, что разрешение конфликтов юридическим путём имеет четыре общих признака, а юридические средства разрешения конфликта представлены тремя основными группами:
При изучении темы следует акцентировать внимание на следующих понятиях:
Третейский судья — третья сторона в конфликте, наиболее авторитарная по своим полномочиям; поочерёдно выслушав обе стороны, третейский судья принимает решения, обязательные для оппонентов.
Право — это система обязательных правил поведения, закреплённых в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения;
Юридический прецедент — это решение по конкретному делу, ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.
Нормативно-правовой акт — один из основных источников права современного государства. Он создается в результате деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением — референдумом. В зависимости от их юридической силы нормативные акты можно разделить на две большие группы: законы и подзаконные акты. Основу системы нормативных актов образуют законы, являющиеся стержнем правовой системы.
Правоотношение — это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой юридическими правами и обязанностями.
Юридическая ответственность — применение к правонарушителю санкций правовых норм.
Административная
Альтернативы решений — новые, оригинальные варианты решения проблемы, лежащей в основе конфликта.
Компромисс — стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определённые уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента.
Соперничество — стратегия поведения оппонента в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации своих интересов.
Сотрудничество — кооперативная стратегия поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместимый поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.