Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:32, курс лекций
Тема 2. Участники и динамика конфликта
Тема 3. Прогнозирование и предупреждение социальных конфликтов
Тема 4. Методы разрешения конфликтов
Тема 5. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов
Толерантность — отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо конфликтогенный фактор.
Изучив данную тему, студент должен:
При изучении темы 4 необходимо:
Юридический конфликт — любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правоотношениями сторон (их юридическими правами и обязанностями), а сам конфликт влечет юридические последствия.
Юридическим следует
считать любой
Юридическими по своей природе являются все трудовые, многие семейные, производственные, бытовые, межнациональные конфликты.
Можно утверждать, что не каждый конфликт — юридический, но практически каждый может завершиться юридической процедурой.
абсолютно определенные, которые абсолютно точно определяют условия их действия (например, уголовное законодательство устанавливает точные условия, при которых приговор суда должен быть отменен, а именно: незаконный состав суда, нарушение тайны совещания судей, отсутствие подписи кого-либо из судей);
относительно определенные, которые не содержат полных сведений о правах и обязанностях участников (так, относительно определенный характер имеет большинство санкций уголовного права, например, лишение свободы на срок от 1 до 5 лет);
альтернативные, т.е. предусматривающие несколько вариантов поведения сторон или санкций за их нарушение (например, наказание может предусматривать исправительные работы на срок до 1 года или штраф, или обязанность загладить причиненный ущерб);
общие, распространяющиеся на всех лиц данной территории и
специальные, действующие лишь в отношении какой-либо категории лиц, например, врачей, пенсионеров и др.;
Таким образом, конфликт приобретает четкие очертания, он формализуется.
В реальной жизни функции трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной часто вступают в противоречия, перерастающие порой в самые серьезные конфликты (например, вооруженный конфликт между Президентом и Парламентом РФ в октябре 1993 г.). Особенно часто имеет место вмешательство со стороны исполнительной власти в судебную или законодательную сферы. Подобные конфликты должны всегда разрешаться легитимными, конституционными средствами. Конституция достаточно полно описывает компетенцию каждой из ветвей власти и представляет собой базу для разделения их функций. Нарушение Конституции как раз и порождает конфликт между властями. Однако, многие юридические факты, описанные в Конституции РФ 1993 года, пока не имеют специального процедурного подкрепления в законах. Это касается, в частности, едва не возникшего в мае 1999 г. юридического прецедента по отрешению Президента РФ от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в уголовном преступлении по пяти пунктам.
Конфликты на высшем уровне власти должны разрешаться только при условии четкого соблюдения каждым из органов власти своей компетенции, предусмотренной Конституцией и законами.
На высшем государственном уровне функция предотвращения конфликтов между властями возлагается на Президента как гаранта соблюдения Конституции, а на нижестоящих уровнях такую сдерживающую роль должны играть главы администрации, представительные и судебные органы.
В парламенте (Федеральном Собрании РФ) достаточно часто возникают разногласия и конфликты между политическими партиями, фракциями, отдельными депутатами.
Конфликты в законотворческом процессе.
В соответствии с Конституцией РФ (статья 105) конфликтная ситуация, возникающая из-за отклонения Советом Федерации проекта закона, принятого Государственной Думой, разрешается следующим образом: палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий и в случае ее успешной работы проект закона повторно рассматривается Государственной Думой. Эта эффективная форма применяется во многих странах. Если комиссия создана не была или не пришла к согласованному решению, то Дума может провести повторное голосование законопроекта, который будет считаться принятым, если за него проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы. Регламент Государственной Думы подробно описывает согласительную процедуру при повторном рассмотрении законопроектов, отклоненных Советом Федерации. После этого голосования законопроект направляется уже не в Совет Федерации, а Президенту РФ (таким образом, конфликт в парламенте уже не будет возобновлен).
Порядок преодоления разногласий с Думой также описан и в Регламенте Совета Федерации.
Парламентские дебаты.
Во время
парламентской дискуссии в
Предусмотрены и санкции к нарушителям:
В регламентах
устанавливаются
Конфликты при голосовании.
В практике Федерального Собрания РФ были случаи незаконного голосования за отсутствующих депутатов, самовольных поправок текста уже проголосованного проекта. В настоящее время процедура голосования более или менее отработана. Так, закон может быть принят в результате его трехкратного обсуждения и внесения соответствующих поправок на каждом из чтений, что практически позволяет свести на нет конфликтные ситуации.
Многое зависит и от порядка голосования, принятого депутатами по конкретному вопросу (открытое, поименное или тайное).
Конфликт, разрешаемый Конституционным Судом, очень специфичен, так как Конституционный Суд в специфической форме контролирует соблюдение Конституции другими государственными органами, поддерживая баланс трех ветвей власти и оберегая принципы демократического правового государства.
Конституционный Суд разрешает конфликты:
Конституционный Суд разрешает конфликты, опираясь на четкие юридические нормы Закона о Конституционном Суде.
Основные процедуры, применяемые Конституционным Судом при разрешении конфликтов:
Решение, вынесенное Конституционным Судом, не подлежит пересмотру и является для всех обязательным.
Нормативно-правовой
акт — один из основных источников
права современного государства, он
создается в результате деятельности
компетентных органов государства
или всенародным
Нормативно-правовые акты — законы, указы Президента, постановления Правительства и др. — не всегда соответствуют друг другу, что порождает конфликты при применении права, когда стороны ссылаются на разные правовые акты.
Согласование правовых актов возможно в различных формах:
Для устранения
противоречий между актами на федеральном
уровне используются парламентские
слушания, встречи между представителями
законодательной и исполнительн
Большое значение имеет согласование федерального законодательства и нормативных актов субъектов федерации. Здесь формируется большое число юридических конфликтов, требующих вмешательства Конституционного Суда.