Лекции по "Конфликтологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:32, курс лекций

Краткое описание

Тема 2. Участники и динамика конфликта
Тема 3. Прогнозирование и предупреждение социальных конфликтов
Тема 4. Методы разрешения конфликтов
Тема 5. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов

Вложенные файлы: 1 файл

конфликтология.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

Достижение реальных результатов требует: продуманного обмена информацией о целях, ожиданиях и приемлемых соглашениях; умения представить собственную позицию так, чтобы она оказывала влияние на восприятие другой стороны; работы шаг за шагом по направлению к компромиссу и уступкам обеим сторонам.

Для влияния на баланс сил используется такая техника, как "борьба", результатом которой является эскалация конфликта. Короткая, направленная и жесткая конфронтация предпочтительнее серии стычек. Манипулирование - более скрытая форма воздействия на результат, усиления собственной позиции в переговорах. Далее идут факты и экспертиза. Использование привлекательных альтернатив усиливает позиции в переговорах одной из сторон. Техника обследования позволяет выявить интересы оппонента, задает направления для дискуссии. Укрепление взаимоотношений происходит за счет развития доверия и одобрения.

Поддержание конструктивного климата требует:

  1. отделения личности от ее поведения, которое приводит к напряженности;
  2. избегания моментов поведения, которые порождают напряженность;
  3. использования поведенческих актов, которые снижают напряжение.

Достижение процедурной гибкости — разновидность переговорных действий. Под ее воздействием можно изменить неуступчивую позицию с помощью благоприятных компромиссов.


До начала переговоров  следует еще убедить оппонентов в целесообразности самих переговоров, для чего используется ряд методов, способных:

  • обеспечить поддержку общественного мнения в пользу переговоров;
  • вовлечь в процесс лиц, обладающих авторитетом не только для Вас, но и для противоположной стороны;
  • обеспечить своеобразную рекламу переговорам, показав их преимущества по сравнению с другими методами;
  • дать возможность провести хотя бы одну встречу за переговорным столом для облегчения дальнейшего процесса.

Для проведения переговоров необходима подготовка. Для этого используются разные вспомогательные средства. Это могут быть:

Карта анализа конфликта

Участники

Спорные вопросы

Интересы

Возможность спорных  вопросов

Источник силы (влияния)

Позиции (предложения)

Заинтересованность  в работе с другими участниками

Другие комментарии


или же более  детальный "План ведения переговоров", подробно представленный в западной литературе по менеджменту Д. Лотцем, С. Дюпоном и др.

Предупреждение при использовании вспомогательных средств:

любой вид столкновения базируется не только на просчитанных, но и на непредсказуемых факторах.

Непредсказуемые факторы приводят к определенной степени риска.

Согласно В. Мастенбруку, переговоры проходят через 4 фазы:

  1. Подготовительную фазу, которая включает предварительные неформальные консультации и наработку альтернативных соглашений;
  2. Фазу первоначального выбора позиции, где стороны логически излагают друг другу свои предложения, опирающиеся на факты и доказательства. Обычно эта фаза используется для скрытой или открытой критики другой стороны;
  3. Поисковую фазу, посвященную дискуссиям, которые могут проходить в форме давления или неограниченного поиска интегративного решения;
  4. Тупиковую или финальную фазу.

Тупиковый момент в ходе переговоров возникает  в случае, когда многочисленные предложения  уже на столе, а решение вопроса  находится на точке замерзания.

Эта фаза позволяет понять степень жесткости противостоящих позиций и открывает возможность поиска принципиально новых решений.

Результатом переговоров и их целью является заключение договора, который может носить различные наименования:

Договор — это такой правовой акт, который устанавливает права и обязанности договаривающихся сторон. Это может быть: мирный договор, союзный договор, договор о гарантиях, договор о дружбе и сотрудничестве, договор о взаимной помощи, договор о ненападении, договор о торговле, мореплавании и т.д. В международной сфере наиболее значимые договоры иногда называют пактами (от лат. pactum — договор) с последующей расшифровкой содержания.

Конвенция — это договор по отдельному вопросу права, экономики или администрирования (например, консульские конвенции, таможенные конвенции, санитарные и почтовые конвенции).

Соглашение — это договор по вопросу сравнительно небольшого значения или временного характера, заключаемый на непродолжительный срок (например, соглашение о пользовании пограничными водами, временное торговое соглашение).

Протокол — обычно фиксирует в кратком изложении соглашение, достигнутое по отдельному вопросу (например, протокол по таможенно-тарифным вопросам, протокол о продлении срока действия договора). Иногда протокол является дополнением или разъяснением к договору или соглашению (Дополнительный протокол. Протокол согласования. Заключительный протокол).

Протокол о намерениях — это соглашение сторон, не носящее юридического характера. Его статус — лишь прояснить и согласовать намерения сторон на основе установления общих интересов в процессе переговоров.

Декларация и меморандум — довольно редкие документы, в которых стороны торжественно заявляют, что они будут придерживаться одинаковой линии поведения в каком-то вопросе (такова, например, Декларация трех держав: СССР, Великобритании и США, принятая в декабре 1943 г. в Тегеране).

Джентльменское соглашение — это договор, заключенный в устной форме между договаривающимися сторонами, не имеющий характера официального договора.

В практике переговоров продление договора обозначается словом пролонгация. Заявление участником переговоров о своем желании прекратить действие договора, называется денонсацией договора. В международной практике такое заявление называется нотой.

Принято считать, что если стороны подписали договор, то переговоры прошли не впустую. Но наличие договора еще не делает переговоры успешными, а его отсутствие не всегда означает их провал. Субъективные оценки переговоров и их результатов являются основными показателями их успеха.

Ключевым моментом в переговорах является выработка приемлемого для сторон решения. В связи с этим С. Карпентер и В. Кеннеди предложили 10 основных принципов по преодолению различий в переговорах:

  1. Конфликты являются смесью процедур, взаимоотношений и содержания.
  2. Решение проблем только техническими средствами порождает больше конфликтов, чем разрешает их. Решения принимаются не компьютерами, а сложными и непредсказуемыми человеческими существами;
  3. Чтобы найти нужное решение, Вы должны понять проблему;
  4. Найдите время для планирования стратегии и следуйте ей;
  5. Прогресс требует позитивных рабочих взаимоотношений;
  6. Когда конфликт серьезно поляризуется, тогда даже полезная информация воспринимается с недоверием и попадает в глухие уши;
  7. Переговоры начинаются с конструктивного определения проблемы;
  8. Участвующие стороны должны помогать друг другу в достижении решения;
  9. Долговременные решения базируются на интересах, а не на позициях;
  10. Процесс переговоров должен быть гибким;
  11. Подумайте, что Вы сделали неверно в ходе переговоров;
  12. Не прибегайте к грубости;

Основные правила ведения дискуссии:

  • Правило выслушивания. Когда кто-то выступает (неважно, чью сторону он представляет), остальные должны внимательно выслушать его аргументы и не прерывать замечаниями, протестами и прочими недружелюбными действиями.

Уже одна эта  привычка требует значительной сосредоточенности  сторон.

  • Правило равенства. Демократическая традиция общения не признает иерархически обусловленных ритуалов и символов поклонения.

За столом переговоров  исчезает авторитет власти и остается власть авторитета. Сила позиции — в ее аргументированности и богатстве альтернатив выхода из сложившейся ситуации.

В связи с  этим В. Мастенбрук говорит о силе убеждения, выделяя 4 ее составляющие:

    • ясную, хорошо структурированную манеру объяснения собственной точки зрения;
    • обоснованно свободное и раскрепощенное поведение, не доходящее до беспечности;
    • вариативность темпа речи и тембра голоса, использования конкретных примеров, генеральных линий; помощь наглядными пособиями;
    • эмоциональную, слегка высокопарную передачу собственной точки зрения, до тех пор, пока это не стало краснобайством.
  • Процедурное правило. Здесь выделяется несколько моментов организации взаимной дискуссии:
    • сочетание пленарных заседаний сторон с подготовительными;
    • определенный порядок общения: доклад одной стороны, далее вопросы на понимание и уточнение ("Правильно ли я Вас понял?"), далее критическое осмысление сказанного. В таком же порядке происходит заслушивание другой стороны;
    • очередность сообщений: на одном туре переговоров начинает одна сторона, на следующем — другая;
    • ограничение выступлений во времени (любой доклад длится 10-20 минут; для критических выступлений отводится 5-7 минут);
    • поддержание работоспособности участников переговоров с помощью перерывов (лучше через каждый час), обеспечение питания и пр.
  • Правило безоценочных суждений. Речь идет об отказе употребления слов, несущих негативный смысловой оттенок в адрес другой стороны.
  • Правило переговорной комнаты. Не будет продуктивных бесед в кабинете начальника или директора, где обстановка подчеркивает властные полномочия и создает атмосферу неравенства. Для этого необходимо выделить специальное помещение, особым образом расставить в нем мебель, оснастить его проекционной аппаратурой, большими отрывными блокнотами и пр.

Наличие опыта выступает одним из существенных слагаемых эффективности переговоров. Распределение подготовительного времени для ведения переговоров опытными и неопытными переговорщиками происходит по-разному. С. Дюпон предлагает следующие подсчеты распределения подготовительного времени:

Распределение подготовительного времени опытными и неопытными переговорщиками

Вид деятельности

(в %)

 

Неопытные

Опытные

Диагностика

16

25

Цель

33

16

Альтернативы

8

25

Тактики

25

16

Стратегия

16

16


Из таблицы  видно, что наиболее существенные различия в затратах времени складываются вокруг вопроса с поиском альтернатив. Опытные больше времени отдают диагностике и меньше — тактикам, а поиск цели отнимает больше времени у менее опытных участников переговоров.

Типичные ошибки, допускаемые при проведении переговоров:

  • превращение переговоров в процесс подсчета очков, набранных сторонами;
  • долгий поиск "правых" и "виноватых";
  • отказ от подхода: "говорить по делу";
  • отказ рассматривать любой разговор с представителями сторон как переговорный;
  • оценка переговоров как провалившихся, когда они заходят в тупик;
  • смешивание упорства в переговорах с упрямством;
  • отсутствие фиксированной оценки характерных черт чьего-либо переговорного стиля и его воздействия на участников переговоров;
  • непонимание манипуляций как собственных, так и другой стороны;
  • отношение к перерывам в ходе переговоров как к признаку слабости;
  • рассмотрение совместного поиска решения как отступления другой стороны;
  • откровенная грубость, рассматриваемая как норма общения;
  • авторитарность поведения как следствие отсутствия умения вести переговоры в условиях равноправия сторон.

Информация о работе Лекции по "Конфликтологии"