Лекции по "Конфликтологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:32, курс лекций

Краткое описание

Тема 2. Участники и динамика конфликта
Тема 3. Прогнозирование и предупреждение социальных конфликтов
Тема 4. Методы разрешения конфликтов
Тема 5. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов

Вложенные файлы: 1 файл

конфликтология.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

В этот момент конфликт приобретает устойчивость, которая  выражается в том, что все субъекты, втянутые в его орбиту, вынуждены подчиняться правилам, предписанным их ролям, постепенно теряя личный контроль за развитием ситуации и свободу выбора лучшей альтернативы собственной модели поведения.

Таким образом, внутренняя логика социального конфликта  заставляет субъектов следовать определенному сценарию. Это не значит, что финал предопределен и любые позитивные усилия бесполезны. Каждый момент развития конфликта имеет свои точки бифуркации, предусматривающие несколько вариантов дальнейшего развития. Выбор варианта всегда остается за участниками противоборства, поэтому все социальные конфликты имеют свои особенности и отличительные черты.

Конфликтное поведение  сторон состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Сложность  его анализа определяется тем, что внешне наблюдаемое противоборство часто не дает адекватных представлений о его подлинных причинах. В реальности конфликт может основываться на более глубоких противоречиях, чем те, которые служат предметом противоборства.

Возможна ситуация, когда стороны не осознают истинные причины противоборства, подлинный предмет конфликта скрыт от них.

Также возможно иное развитие противоборства сторон, когда они осознают два и более "плана" конфликта: осознают истинный предмет конфликта, но сознательно переводят свое противоборство в иную плоскость (например, начиная полемику в печати), учитывая общественное мнение (требования соблюдения приличий, попытки избавить себя от обвинений в "личных" пристрастиях, корыстных мотивах и прочие).

Однако сущностью конфликта остается чередование внешних реакций, направленных на утверждение своих интересов и ограничение интересов противника.

Разновидности действий, характеризующие разные типы противоборства

  1. Действия, направленные на захват, удержание спорного объекта, зависят от характера, типа, уровня объекта и участников конфликта.
  2. Создание помех и причинение ущерба, цель — блокировать деятельность противника, снизить ее эффективность.
  3. Задевающие и оскорбительные слова, цель — вызвать обиду, задеть самолюбие, честь, достоинство, лишить самообладания (психологически ослабить противника).
  4. Подчинение и захват субъекта, цель — проявить власть, ограничить свободу другой стороны.
  5. Нанесение прямого физического ущерба (насилие), цель — причинить боль, нанести повреждения, увечья и т.д.

Если участники  конфликта не предпринимают адекватных усилий по прекращению противоборства, социальный конфликт стремительно "набирает обороты".

Усиление социального  конфликта выражается в разрастании  его по "горизонтали" и по "вертикали". Горизонтальное разрастание конфликта характеризуется увеличением количества участвующих в нем людей. Расширение круга участников происходит в результате усилий противоборствующих сторон по формированию лагеря своих сторонников, которые в процессе взаимодействия постепенно проходят путь от постороннего наблюдателя и сочувствующего к активному пособнику, или даже становятся одной из противоборствующих сторон.

Как правило, эти  события сопровождаются изменением предмета конфликта, заключающимся  в переходе к новым, более глубоким противоречиям и дифференциации уже имеющихся проблем.

Вертикальное  развитие конфликта определяется закономерным обострением отношений, которое  выражается в увеличении враждебных действий сторон, то есть в эскалации противоборства.

Механизм эскалации  действует следующим образом: действия одной стороны приводят к многократно  усиленным ответным действиям другой, на что следует опять многократно  усиленный ответ первой стороны  и т.д. В подобной ситуации найти "правых" и "виноватых" уже невозможно.

Таким образом, задача контроля над конфликтом на открытой стадии сводится к недопущению  втягивания в него новых участников и использованию новых ресурсов.

Внутренние  изменения конфликта также очень  важны. В основном они заключаются  в смене предмета конфликта и, соответственно, формы взаимодействия (от дела — к личностям; от аргументов — к претензиям, оскорблениям или физическим воздействиям).

Специалисты объясняют  его следующим образом: человек  придает значительную личностную окраску  плодам своего интеллекта. Критика результатов его деятельности воспринимается как негативная оценка его способностей, самого человека как личности, то есть представляет собой угрозу самооценке личности, что приводит к попыткам ее защиты. Подобные усилия закономерно ведут к смещению предмета конфликта в "личностный" план (например "сам дурак").

Формы эскалации конфликта

Исследователи выделяют две формы эскалации:

  • интенсификацию,
  • усиление агрессивности поведения сторон.

Интенсификация  характеризуется учащенностью обмена агрессивными действиями между сторонами, сопровождающимися угрозами и взаимными обвинениями.

Усиление агрессивного характера действий выражается в  переходе от претензий к обвинениям, затем к угрозам и блефу  и так далее, вплоть до насильственных действий.

Обычно две  формы эскалации дополняют друг друга и закономерно приводят к отчуждению и поляризации сторон.

Западная конфликтология выделяет несколько моделей эскалации конфликта.

Модель "нападение — защита". Ее сущность выражается в предъявлении требований одной из сторон, на которые другая сторона отвечает действиями по сохранению существующего положения. Невыполнение требований и фактический отказ признавать их законность настраивают субъекта на выдвижение новых, более жестких требований. Ужесточение первоначальных требований свидетельствует о переходе к преимущественно нерациональному поведению и сопровождается возрастанием негативных эмоций (злость, ярость, гнев, отчаяние и т.д.).

Модель "нападение — нападение" более типична для социального конфликта и приходит на смену вышеизложенной модели, если конфликт пускают "на самотек". Ее суть заключается в обоюдном поочередном усилении агрессивности поведения сторон. В ответ на требования или обвинения выдвигаются свои более жесткие обвинения и требования. Находясь в "плену" отрицательных эмоций и потеряв способность логически мыслить, стороны демонстративно игнорируют даже вполне "безобидные" и законные требования. Ими руководит навязчивое желание "наказать" друг друга за совершенные проступки или крамольные мысли.

Обе модели объединяет зависимость эскалации от взаимодействия участников конфликта. Как правило, игнорирование требований или выдвижение контрпретензий является реакцией не столько на их содержание, сколько на форму подачи. Обычно, таким образом индивид защищает собственное достоинство и личностную состоятельность от неправомерных нападок другой стороны. Так происходит переход от "дела" к "личностям".

Эскалация напряженности  также обусловлена внутриличностными  процессами, происходящими со всеми  участниками конфликта и прежде всего с противоборствующими сторонами. Этот вариант эскалации называют "структурными изменениями" Участники конфликта попадают в зависимость от принятых ими решений. Механизм действия этой психологической "ловушки" известен: субъект боится, что, отказавшись от своих первоначальных непродуманных намерений и действий относительно оппонента, он самодискредитирует себя во мнении общественности и потеряет свой авторитет и влияние. Также каждый участник конфликта затрачивает значительные ресурсы в ходе противоборства и ждет определенной отдачи от такого рода "вложений". Чем больше сил и других ресурсов вложил субъект в конфликт, тем более он готов идти до конца в своем противоборстве и добиться победы любой ценой.

Итак, в процессе эскалации происходят следующие изменения:

  • от легкого к сложному;
  • от малого к большому;
  • от конкретного к общему;
  • от рационального и конструктивного к иррациональному и деструктивному.

Внутренние  изменения, происходящие с участниками, оказывают заметное влияние на их взаимоотношения.

Психологи (например: Г. Вольмер., К. Лоренц, А. Анцупов, А. Шипилов) установили, что в процессе развития конфликта происходит лавинообразная регрессия сознательной сферы психики  человека. Этот процесс основывается на бессознательном и подсознательном уровнях психики, воспроизводя в обратном порядке процесс ее развития. Психологи выделяют следующие этапы в регрессии сознательной сферы психики человека, участвующего в конфликте:

  1. В период вызревания и осознания конфликтной ситуации:
    • возрастает значимость собственных желаний и аргументов,
    • возникает страх потери возможностей совместного решения общей проблемы,
    • растет психическая напряженность и тревожность,
    • все действия другой стороны воспринимаются как сигналы к эскалации.
  2. Начало эскалации сопровождается следующим:
    • надежды на успешное разрешение ситуации связываются не с дискуссиями, а с действиями,
    • взвешенный подход к анализу реальности уступает место упрощенному, в основе которого — попытки запугать противника и вынудить его изменить позицию,
    • действительные проблема и объективное противоречие отходят на второй план, уступая первенство личности оппонента.
  3. Функционирование психики регрессирует до уровня, приблизительно соответствующего возрасту 6-8 лет:
    • отсутствует готовность считаться с мыслями, чувствами, положением и интересами другого человека,
    • восприятие мира черно-белое, все, что не "Я" — плохое,
    • все, противоречащее своему мнению, отвергается.
  4. Дальнейшее развитие регрессии проявляется в следующем:
    • абсолютизируется негативная оценка противоположной стороны и позитивная в отношении себя,
    • на карту ставятся "священные ценности", нравственные обязательства и убеждения,
    • сила и насилие принимают обезличенные формы,
    • противоположная сторона однозначно воспринимается как враг и обесценивается до состояния "вещи".

В отношении  других людей (внутри своей группы или  не связанных с конфликтом) те же субъекты, как правило, ведут себя нормальным и достойным образом. Поэтому далеко не каждый наблюдатель  может адекватно оценивать состояния участников конфликта и принимать необходимые меры по его разрешению.

Также следует  отметить, что регрессия сознательной сферы психики не является неизбежной и присуща не всем без исключения людям. Опыт конструктивного взаимодействия, нравственные принципы личности и определенные особенности характера в сложных жизненных ситуациях являются "спасательными поясами", позволяющими человеку сохранить себя и достойным образом разрешить проблему.

Исследователи выделяют пороги эскалации, прохождение которых означает новый виток спирали напряженности и безвозвратную потерю многих возможностей рационального решения проблемы с учетом желаний всех заинтересованных сторон.

В этот период для конфликта характерна следующая последовательность, динамика событий и поведения участников:

  1. Несмотря на разногласия, стороны сохраняют способность признавать существование общей проблемы и собственную ответственность за ее решение. Для участников характерно:
    • уважение друг к другу;
    • способность слышать друг друга;
    • обмен мнениями.

Попытки кооперироваться  и случайные срывы ведут к  нарастанию напряжения и трениям.

  1. С развитием конфликта расхождения во мнениях по конкретным вопросам переводятся в обвинения против личности оппонента, который стал противником — носителем причины конфликта. Стороны провоцируют друг друга на занятие оборонительной позиции.

Взаимодействие  преимущественно происходит в виде споров и ссор — то есть интеллектуального насилия.

  1. Последовательно происходит разрастание первоначальной проблемы. От деталей конкретного конфликта участники переходят к сомнительным обобщениям. Возникает атмосфера неуправляемости ситуации, нарушается разумный диалог.

Стороны переходят  от слов к практическим действиям  и тем самым преодолевают первый порог эскалации.

Предпринимаются действия по защите своей репутации, активно формируется лагерь сторонников.

Коллектив, где  происходит конфликт, разбивается на коалиции, происходит изменение его  психологической атмосферы. Неучаствующие  члены коллектива чувствуют обязанность  примкнуть к какой-либо стороне, так как соблюдение нейтралитета ведет к потери влияния в коллективе.

Информация о работе Лекции по "Конфликтологии"