Лекции по "Конфликтологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:32, курс лекций

Краткое описание

Тема 2. Участники и динамика конфликта
Тема 3. Прогнозирование и предупреждение социальных конфликтов
Тема 4. Методы разрешения конфликтов
Тема 5. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов

Вложенные файлы: 1 файл

конфликтология.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов субъектов  РФ, если они противоречат действующим  законам (статья 85 Конституции РФ); Президент также вправе отменять постановления федерального Правительства в случае их несоответствия Конституции, законам и нормативным указам (статья 115 Конституции РФ). Все эти юридические механизмы способны разрешить конфликт законным путем.

  1. Судебное и арбитражное рассмотрение дел.

Судопроизводство, включая арбитражный процесс  — специфическая форма разрешения споров и конфликтов.

В РФ существует четыре вида судопроизводства (не считая Конституционного Суда):

    • гражданское;
    • уголовное;
    • административное;
    • арбитражный процесс.
    • Гражданское судопроизводство функционирует при рассмотрении имущественных споров, личных неимущественных, трудовых, земельных, семейных, наследственных дел. Ежегодно в судах рассматривается более 3 млн исков. Нормой гражданского процессуального кодекса является возможность окончить дело мировым соглашением, которое представляет собой не частное соглашение сторон, а акт судебной власти. С вопроса о том, не хотят ли стороны закончить спор мировым соглашением, начинается рассмотрение дела в суде первой инстанции.

Исправление судебных ошибок возможно путем кассационного обжалования судебного решения, а также пересмотра его в порядке надзора. Конечно, и эти формы не являются гарантией против возобновления конфликта, если не устранена его основная причина.

Условием для  наступления гражданско-правовой ответственности  является наличие состава гражданского правонарушения.

Признаки состава  гражданского правонарушения:

      1. противоправность поведения - обязательный признак правонарушения;
      2. наличие вреда (материального или морального) и убытков (имущественных потерь, выраженных в денежной форме);
      3. причинная связь между противоправным поведением и вредоносными последствиями. Эта связь должна быть объективной и в аналогичных условиях породить такие же последствия;
      4. вина правонарушителя. В гражданском праве неприменим уголовно-правовой подход к определению вины как к психическому отношению лица к содеянному, так как в гражданском праве, кроме граждан, субъектами могут выступать и юридические лица, о наличии психического отношения которых говорить сложно. Поэтому в гражданском праве существует презумпция вины нарушителя, то есть потерпевший не обязан доказывать вину нарушителя, она и так предполагается законом. Напротив, нарушитель обязан доказать, что вред возник не по его вине.
    • Уголовное судопроизводство.

Уголовному  судопроизводству предшествует конфликт, представляющий собой преступление.

Конфликт может  быть:

      • между преступником и потерпевшим;
      • между преступником и государством (например, дача или получение взятки).

В отличие от гражданского судопроизводства криминальный конфликт обычно уже закончен до начала уголовного процесса (потерпевший убит, вещь украдена и т.д.). Задача уголовного суда состоит в том, чтобы установить, виновен ли подсудимый. В уголовном судопроизводстве конфликт чаще всего заканчивается "силовым решением", то есть применением меры государственного принуждения. Мирный исход является исключением: по делам частного обвинения (побои, оскорбления, клевета) допускается до и в ходе судебного разбирательства примирение обвиняемого с потерпевшим (ст. 27 УПК).

Однако нельзя отождествлять обвиняемого (подсудимого), а иногда и подозреваемого с преступником. Только суд в приговоре может  признать гражданина лицом, совершившим  преступление. До установления состава преступления лицо считается невиновным в силу господства в уголовном праве презумпции невиновности, включенной теперь в текст Конституции РФ (статья 49).

Признаки состава уголовного преступления:

      1. объект преступления - охраняемые законом общественные отношения;
      2. объективная сторона - запрещенное законом общественно опасное деяние и его вредоносные последствия;
      3. субъект преступления - лицо, совершившее деяние и способное нести за него ответственность (уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за некоторые виды преступлений — с 14 лет);
      4. субъективная сторона - психическое отношение лица к совершенному им деянию (например, готовился ли преступник к деянию или вред был причинен по недосмотру). От этого показателя зависит мера наказания.
    • Арбитражный процесс в отличие от гражданского судопроизводства имеет дело в основном с организациями (предприятиями, фирмами, акционерными обществами и т.д.). Арбитражные суды разрешают преимущественно конфликты в предпринимательской деятельности, поэтому их роль резко возросла при переходе к рыночной экономике. В 1994-1995 гг. в РФ разрешалось в год более 300 тыс. споров.

Арбитражный суд рассматривает следующие ситуации:

      • экономические споры между предпринимателями;
      • споры между предпринимателями и органами государственной власти и управления.

Арбитражный порядок  рассмотрения экономических конфликтов не является единственным: стороны  вправе провести между собой прямые переговоры, обратиться к консультантам, посредникам, третейским судьям (частному, коммерческому арбитражу) и др., то есть выбирать между государственным и негосударственным порядком разрешения конфликта.

Однако лишь арбитражный процесс остается наиболее надежным способом законного завершения спора и гарантирует государственную  поддержку принятого арбитражем решения.

Процедура рассмотрения дела арбитражным судом близка к гражданскому процессу (она прописана в новом Арбитражном процессуальном кодексе, принятом в 1995 г.), однако имеет и отличия.

Основные отличия  арбитражного процесса:

      1. в арбитраже часто применяется процедура досудебного разрешения конфликта;
      2. спорящие могут передавать из арбитража любой спор (кроме спора с государственными органами) в третейский суд по их усмотрению;
      3. арбитражный суд обязан помочь сторонам найти компромиссное решение.
  1. Административные процедуры.

Многие юридические  конфликты разрешаются государственными органами, как коллегиальными (например, административной инспекцией), так  и единоличными (например, инспектором  ГИБДД). Такой порядок разрешения конфликтов — не лучший, так как в этих случаях орган исполнительной власти рассматривает конфликт гражданина с этой же властью. В качестве примера можно рассмотреть деятельность инспектора ГИБДД, который сам фиксирует нарушение гражданином правил дорожного движения, сам принимает решение о его наказании и сам же штрафует. Таким образом, в этой ситуации функции судьи берет на себя исполнительная власть, что допускает возможность произвола в действиях с ее стороны. Поэтому в последние годы все более широко стал применяться не только гражданско-правовой, но и административный судебный порядок рассмотрения споров. Конституция РФ (статья 46) предусматривает право граждан обжаловать в суде действия любого органа государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Общие сведения

Тема 5. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов

Целью изучения данной темы является систематизация знаний студента по поводу института переговоров как наиболее существенного компонента каждого из названных в предыдущем разделе методов; знание их видов, функций, динамики и правил поведения. Необходимо обратить внимание на урегулирование конфликтов с участием третьей стороны как особый вид деятельности, называемый медиацией. В зависимости от остроты конфликта медиатор может использовать один из шести основных типов урегулирования: третейский судья, арбитр, посредник, консультант, помощник, наблюдатель.

В деятельности руководителя по урегулированию конфликтов, как правило, используются такие типы участия третьей стороны, как арбитр и посредник.

Существует  следующая классификация переговоров: переговоры о продлении действующих  соглашений, о нормализации отношений, о перераспределении, о создании новых условий, о достижении побочных эффектов.

Среди функций  переговоров выделяются: информационная, коммуникативная, регуляции и координации  действий, контроля, отвлечения внимания, пропаганды, проволочек. Успех переговоров  зависит от соблюдения ряда принципов  и правил их проведения.

При изучении темы следует акцентировать внимание на следующих понятиях:

Переговоры — механизм разрешения или урегулирования конфликта, совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения проблемы.

Помощник — третья сторона в урегулировании конфликта, функции которой заключаются в совершенствовании процесса обсуждения проблемы и невмешательства в полемику по поводу содержания проблемы и принятия решения.

Посредник — третья сторона в конфликте, которая обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы, однако окончательное решение принимается участниками самостоятельно.

Асимметричное решение — решение проблемы в отношениях оппонентов, при котором полностью или почти полностью реализуются интересы только одной стороны.

Блеф — тактический приём конфликтного противоборства, заключающийся в формировании у оппонента убеждения в том, что вторая сторона обладает значительными силами и средствами, которых на самом деле нет или мало.

Изучив данную тему, студент должен:

  • знать особенности переговорного процесса, который заключается в использовании ненасильственных средств и приёмов для решения проблемы;
  • уметь использовать психологические механизмы и технологии в переговорном процессе. Психологическими механизмами переговорного процесса являются согласование целей и интересов, стремление к взаимному доверию, обеспечение баланса власти и взаимного контроля сторон. Технология переговоров включает в себя способы подачи позиции, принципы взаимодействия с оппонентом и технические приёмы;
  • приобретать навыки позитивного влияния на партнёров, успешного ведения переговоров и защиты своих интересов.

При изучении темы 5 необходимо:

  • читать раздел 5 учебного пособия;
  • выполнить тест № 5 в Практикуме по курсу "Конфликтология"

Тема 5. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов

Существенным  компонентом каждого из названных  в предыдущем разделе методов, без  которого невозможна реализация никакой  стратегии конфликта, является переговорный процесс.

Переговоры  являются наиболее существенным звеном в разрешении социального конфликта.

В англоязычной литературе по конфликтологии имеют  место два подхода к оценке переговоров между сталкивающимися сторонами. Это:

  1. "Достижение соглашения", являющееся разновидностью социального конфликта. Данная разновидность может быть определена как символическая коммуникация, с помощью которой две и более сторон стараются достичь соглашения, когда их интересы противостоят друг другу;
  2. 2. Собственно переговоры как процесс, при котором позиции, изначально расходящиеся, становятся идентичными.

В переговорном процессе важным фактором, влияющим на его результативность, является участие третьей стороны.

Тема 5. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов

5.1. Участие  третьей стороны в урегулировании  конфликтов

В роли третьей  стороны (медиатора) при урегулировании конфликтов могут выступать один человек, иногда группа из двух-трех и более профессионалов, а также и государство.

Медиация — один из древних способов разрешения конфликта. Она была известна в древнем Китае, странах Африки, где старейшины рода выступали в качестве профессиональных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных ситуаций. Как общественно значимая деятельность медиация сформировалась в 60-е годы в США.


В роли третьей  стороны в конфликте могут  выступать как официальные, так и неофициальные медиаторы.

Официальными медиаторами могут быть:

  • отдельные государства;
  • межгосударственные организации (например, ООН);
  • государственные правовые институты (суд, прокуратура и др.);
  • представители правоохранительных органов;
  • общественные организации;
  • руководители предприятий;
  • профессиональные медиаторы — конфликтологи.

Информация о работе Лекции по "Конфликтологии"