Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 22:12, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: проанализировать состояние в системе начального профессионального образования на примере Профессионального Лицея № 24, являются учащиеся лицея конкурентноспособными на рынке труда.
Задачи исследования:
1) какую роль играет начальное профессиональное образование в системе профессионального образования;
2) являются ли учащиеся профессионального лицея востребованными на рынке труда;
3) создание и анализ «социального портрета» учащихся профессионального лицея №24.
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ –
ФАКТОР НАРАЩИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА.
Введение.
В последнее десятилетие осуществляется глубокая структурная перестройка российской системы образования, основными результатами которой явились диверсификация типов образовательных учреждений, образовательных программ, становление и развитие негосударственного сектора в системе образования, рост платных услуг.
Начальное профессиональное образование подверглось серьезным изменениям: происходит оптимизация учебных учреждений, часть из которых закрылись, часть объединили с учреждениями среднего профессионального звена. Руководители учреждений начального профобразования оперативно реагируют на запросы рынка труда, развивают социальное партнерство с работодателями, службой занятости, муниципалитетом, госучреждениями и другими заинтересованными структурами в вопросах повышения эффективности профессионального образования.
Актуальность данной темы заключается в обострении конкурентной борьбы между образовательными учреждениями, вызванной сменой общественно - политического строя, демографической проблемой; нужно аргументировать необходимость существования учреждений начального профессионального образования, ибо они выполняют особую социально – экономическую функцию.
Президент РФ на встрече с отечественными бизнесменами так оценил ситуацию в системе профессионального образования: «…нужно совместными усилиями помочь развитию учебных заведений начального и среднего профессионального образования. Сегодня требуется участие бизнеса и в разработке профессиональных стандартов. Их могут полноценно сформулировать только сами участники рынка и затем предложить их соответствующим ведомствам, учебным заведениям для подготовки специалистов, отвечающих потребностям рынка».
Цель данной дипломной работы: проанализировать состояние в системе начального профессионального образования на примере Профессионального Лицея № 24, являются учащиеся лицея конкурентноспособными на рынке труда.
Задачи исследования:
1) какую роль играет начальное профессиональное образование в системе профессионального образования;
2) являются ли учащиеся профессионального лицея востребованными на рынке труда;
3) создание и анализ «социального портрета» учащихся профессионального лицея №24.
Введение.
Глава I.
1.1. Анализ системы начального профессионального образования проблемы и результаты их решения.
1.2. Человеческий капитал.
Глава II. Профессиональный Лицей №24 в системе рыночных отношений.
2.1. Характеристика инженерно – педагогического персонала Профессионального лицея №24.
2.2. Маркетинговая политика в Профессиональном лицее №24.
2.3.Социальный портрет» учащегося Профессионального Лицея №24
Заключение.
Список использованной литературы.
Глава 1.
1.1. Анализ системы начального профессионального образования.
Становление профессионального образования в России связано с эпохой Петра Великого, с его указами 1701, в которых царь-преобразователь задумал создать школы для подготовки за короткое время профессио-нальных кадров.
Начало системе профессионально-технического образования было положено Указом Президиума Верховного Совета СССР "О государственных трудовых резервах СССР" от 2 октября 1940 г., а через год молодая смена рабочего класса уже сдавала трудовой экзамен в сложных условиях военного времени, который выдержала с честью.
Профессиональное образование входит в ряд фундаментальных институтов общества (семья, производственные структуры, наука, средства массовой коммуникации и др), осуществляющих передачу знаний и опыта от одного поколения к другому, формирование менталитета социальной общности, сохранение и развитие национальной культуры, социальных связей и отношений; способствует разработке и развитию системы мотиваций каждого человека, всегда реализующего свою жизнь в сфере общественных институтов, а не вне их.
В структуру профессионального образования входят такие компоненты, как педагогические подсистемы – уровни: начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское и дополнительное профессиональное образование. Подсистемы – уровни – это профессиональные школы, относительно независимые, но вместе с тем дающие обучающемуся возможность переходить с одного уровня на другой.
На уровне начального профобразования существует три ступени:
1)
2)
3)
В системе начального профессионального образования (НПО) в настоящее время функционируют основные типы образовательных учреждений: профессиональное училище; профессиональный лицей – центр непрерывного профессионального образования; учебно – курсовой комбинат, учебно – производственный центр, техническая школа.
Профессиональный лицей – центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т. п.) осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимся конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения среднего профессионального образования.
По итогам 2005 – 2006 учебного года 56,5% выпускников 11 – х классов поступили в учреждения среднего и высшего профессионального образования, 13,3% - в учреждения начального образования.
За последние пятнадцать лет система начального профессионального образования подверглась радикальным преобразованиям. Этот процесс, вызванный изменением социально-экономических условий в стране, продолжается в настоящее время. Проводится оптимизация образования.
Первый этап реформирования характеризовался сокращением сети учреждений начального профессионального образования и контингента в них. С 1990 года по настоящее время было закрыто, реорганизовано и перепрофилировано на другие цели образования более 500 профессиональных училищ. Новые органы управления образованием не имели опыта и не обладали достаточными механизмами ни для выработки образовательной политики, ни для формирования курса в развитии своих образовательных учреждений. Устанавливались все более жесткие ограничения расходов на начальное профессиональное образование.
На втором этапе этого процесса произошло сплочение руководства органов управления образованием для защиты и сохранения системы начального профессионального образования в стремлении удержать как можно больше старых структур и элементов инфраструктуры. Движущей силой была искренняя убежденность, основанная на прочной вере в непогрешимость прежней системы, усиленная отсутствием компетентности и опыта в области современного управления. Это, в свою очередь, отвлекало внимание и средства от реальной реформы.
На третьем этапе произошел разрыв связей с базовыми предприятиями. Образовательные учреждения, лишившись" базовика", с которым они были связаны жесткими обязательствами, как правило, пытались избежать структурной модернизации и переориентации подготовки, оправдываясь тем, что они якобы выполняют государственный заказ. На самом деле, нежелание проводить реформы и отсутствие опыта в реальных рыночных условиях привели к тому, что система начального профессионального образования осталась без мер поддержки со стороны производства. Потеряв эту экономическую возможность, образовательные учреждения свертывали, а в отдельных случаях прекращали обновление учебно-материальной базы: учебная техника и оборудование ломались, а замены им не было. Возникли трудности при комплектовании образовательных учреждений молодыми педагогическими кадрами, прежде всего мастерами производственного обучения. В результате произошло снижение профессионализма, сопровождавшегося постоянным дефицитом кадров.
Но ни одно образовательное учреждение не может поддерживать качество подготовки рабочих кадров, не имея при этом надежного и устойчивого социального партнера.
Еще один общий недостаток связан с неспособностью органов исполнительной власти федерального и регионального уровней создать эффективную бюджетную систему. Это крайне трудная задача, требующая изменить мышление управленческого аппарата. По традиции органы власти стремятся сохранить существующую систему финансирования училищ, при этом выделяя ассигнования на различные программы. Все решается в зависимости от конкретных условий, личных контактов. Отсюда в некоторых регионах заработная плата педагогических работников выше, чем в других. Одним образовательным учреждениям выделяют средства на развитие материальной базы, а другим нет.
С этими общими недостатками связано почти полное отсутствие справедливой и открытой системы оценки способностей и квалификации государственных служащих, работающих в органах управления образованием. При отсутствии такой системы практически невозможно развивать надлежащий процесс продвижения по службе, назначения на новые должности. Без этого руководителям органов управления образованием не удается закрепить законный статус реформы, выявить работников, обладающих качествами, необходимыми для создания образовательных учреждений нового типа. Постоянные реформирования органов управления образованием обострили дефицит опытных специалистов.
Такое положение в значительной степени характерно для большинства субъектов Российской Федерации. Сменяющиеся руководители органов управления образованием пытались совершенствовать свои образовательные учреждения, и это им удавалось, хотя и в разной степени. В училищах и лицеях, возглавляемых опытными директорами, поддерживался необходимый уровень подготовки. Сосредоточение усилий и средств на небольшом числе училищ и лицеев позволили содержать некоторые из них на уровне современных требований.
Тем не менее в целом ни одной региональной системе начального профессионального образования не удалось превратиться в эффективную систему подготовки рабочих кадров, основанную на современных принципах. Более того, в большинстве училищ дело дошло до того, что в результате этих трудностей училища оказались в безвыходном положении. Было очевидным, что училища и лицеи находятся в тяжелом состоянии, и пытаются получить от государства хоть какие-то финансовые средства, которые, в основном, расходовались на реанимацию старых структур. Проводились косметические улучшения, но существенное реформирование по сути дела откладывалось и ситуация становилась более сложной.
Не увенчались успехом и усилия по проведению реформы снизу. На каком-то этапе сторонники финансирования училищ и лицеев из бюджетов субъектов Российской Федерации относительного социального благополучия надеялись, что включение этих образовательных учреждений в общую финансовую систему региона позволит повысить качество подготовки рабочих кадров и обеспечить социальную защиту обучающихся. Более того, в течение некоторого времени такой подход пользовался успехом. Однако, в конце концов, оказалось, что большинство образовательных учреждений имеют дефицитные бюджеты.
Возникновение этих бесчисленных проблем почувствовали прежде всего предприятия и организации, которые начали испытывать дефицит хорошо подготовленных рабочих кадров. Это особенно относится к предприятиям промышленности.
Сегодня фактор разделения учреждений начального профессионального образования на федеральный и региональный уровни звучит убедительно. Пришло осознание и появились хорошие перспективы создания образовательных учреждений нового типа. Органы власти, которые не уклонились от рассмотрения сути своих проблем, сейчас идут на решительные меры и готовы покончить с остатками старой системы подготовки кадров.
Осуществление процессов реформы, идущих сейчас, потребует ещё долгого времени, огромных усилий, чтобы новое начальное профессиональное образование заняло подобающее положение в обществе. Но их ускоряет понимание того, что если эти процессы откладывать и дальше, то в будущем реформа станет ещё более трудной.
Будущее начального профессионального образования представляется весьма перспективным. В доказательство этого выдвину три тезиса.
Первый: училища и лицеи приобретают для молодежи все возрастающее значение. Об этом свидетельствуют социологические исследования. Значительное число учащихся училищ и лицеев (75% от числа опрошенных) довольны выбором профессии. Если добавить, что и в ближайшие годы такая тенденция может сохраниться, то налицо явное оздоровление после трудных 90-х годов прошлого века.