Начальное профессиональное образование - фактор наращивания человеческого капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 22:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы: проанализировать состояние в системе начального профессионального образования на примере Профессионального Лицея № 24, являются учащиеся лицея конкурентноспособными на рынке труда.
Задачи исследования:
1) какую роль играет начальное профессиональное образование в системе профессионального образования;
2) являются ли учащиеся профессионального лицея востребованными на рынке труда;
3) создание и анализ «социального портрета» учащихся профессионального лицея №24.

Вложенные файлы: 1 файл

нов. дип..doc

— 521.00 Кб (Скачать файл)


 

                                Министерство образования и науки РФ

                                ГОУ Высшего Профессионального образования

                                Башкирского Государственного Университета

                                (филиал) Сибайского института.

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

                                   Дипломная работа

                                       

                                                по теме:

               

               НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ –

               ФАКТОР НАРАЩИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Сибай – 2007г.

             Введение.

 

       В последнее десятилетие осуществляется глубокая структурная перестройка российской системы образования, основными результатами которой явились диверсификация типов образовательных учреждений, образовательных программ, становление и развитие негосударственного сектора в системе образования, рост платных услуг.

       Начальное профессиональное образование подверглось серьезным изменениям: происходит оптимизация учебных учреждений, часть из которых закрылись, часть объединили с учреждениями среднего профессионального звена. Руководители учреждений начального профобразования оперативно реагируют на запросы рынка труда, развивают социальное партнерство с работодателями, службой занятости, муниципалитетом, госучреждениями и другими заинтересованными структурами в вопросах повышения эффективности профессионального образования.

       Актуальность данной темы заключается в обострении конкурентной борьбы между образовательными учреждениями, вызванной сменой общественно - политического строя, демографической проблемой; нужно аргументировать необходимость существования учреждений начального профессионального образования, ибо они выполняют особую социально – экономическую функцию.

       Президент РФ на встрече с отечественными бизнесменами так оценил ситуацию в системе профессионального образования: «…нужно совместными усилиями помочь развитию учебных заведений начального и среднего профессионального образования. Сегодня требуется участие бизнеса и в разработке профессиональных стандартов. Их могут полноценно сформулировать только сами участники рынка и затем предложить их соответствующим ведомствам, учебным заведениям для подготовки специалистов, отвечающих потребностям рынка».

       Цель данной дипломной работы: проанализировать состояние в системе начального профессионального образования на примере Профессионального Лицея № 24, являются учащиеся лицея конкурентноспособными на рынке труда.

       Задачи исследования:

1)     какую роль играет начальное профессиональное образование  в системе профессионального образования;

2)     являются ли учащиеся профессионального лицея востребованными на рынке труда;

3)     создание и анализ «социального портрета» учащихся профессионального лицея №24.

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

                                      Содержание.

Введение.

Глава I.

       1.1. Анализ системы начального профессионального образования        проблемы  и результаты их  решения.

       1.2. Человеческий капитал.

       Глава II. Профессиональный Лицей №24 в системе рыночных отношений.

       2.1. Характеристика инженерно – педагогического персонала Профессионального лицея №24.

       2.2. Маркетинговая политика в Профессиональном лицее №24.

       2.3.Социальный портрет» учащегося Профессионального Лицея №24

      Заключение.

         Список использованной литературы.

      

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

         Глава 1.

1.1. Анализ системы начального профессионального      образования.          

          Становление про­фессионального образования в России связано с эпо­хой Петра Великого, с его указами 1701,  в которых царь-преобразователь  задумал  создать школы для подготовки    за    короткое время профессио-нальных кадров.

          Начало системе профессионально-технического образования было положено Указом Пре­зидиума Верховного Совета СССР "О государствен­ных трудовых резервах СССР" от 2 октября 1940 г., а через год молодая смена рабочего класса уже сдавала трудовой экзамен в сложных условиях воен­ного времени, который выдержала с честью.

Профессиональное образование входит в ряд фундаментальных институтов общества (семья, производственные структуры, наука, средства массовой коммуникации и др), осуществляющих передачу знаний и опыта от одного поколения к другому, формирование менталитета социальной общности, сохранение и развитие национальной культуры, социальных связей и отношений; способствует разработке и развитию системы мотиваций каждого человека, всегда реализующего свою жизнь в сфере общественных институтов, а не вне их.

В структуру профессионального образования входят такие компоненты, как педагогические подсистемы – уровни: начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское и дополнительное профессиональное образование. Подсистемы – уровни – это профессиональные школы, относительно независимые, но вместе с тем дающие обучающемуся возможность переходить с одного уровня на другой.

На уровне начального профобразования существует три ступени:

1)                              подготовка на ступени начальных (первого и второго) рабочих разрядов квалификации для тех, кто не смог по тем или иным причинам освоить полную программу начального профобразования;

2)                              ступень начального профессионального образования  - третий и четвертый квалификационные разряды;

3)                              повышенная ступень начального профобразования – четвертый и пятый разряды.

В системе начального профессионального образования (НПО) в настоящее время функционируют основные типы образовательных учреждений: профессиональное училище; профессиональный лицей – центр непрерывного профессионального образования; учебно – курсовой комбинат, учебно – производственный центр, техническая школа.

Профессиональный лицей – центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т. п.) осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимся конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения среднего профессионального образования.

По итогам 2005 – 2006 учебного года 56,5% выпускников 11 – х классов поступили в учреждения среднего и высшего профессионального образования, 13,3% - в учреждения начального образования.

За последние пятнад­цать лет система на­чального профессио­нального образования подверглась радикаль­ным преобразованиям. Этот процесс, вызван­ный изменением со­циально-экономиче­ских условий в стране, продолжается в настоящее время. Проводится оптимизация образования.

                    Первый этап реформирования  характеризовался сокра­щением сети учреждений начального профес­сионального образования и контингента в них. С 1990 года по настоящее время было закрыто, реор­ганизовано и перепрофилировано на другие цели об­разования более 500 профессиональных училищ. Но­вые органы управления образованием не имели опы­та и не обладали достаточными механизмами ни для выработки образовательной политики, ни для форми­рования курса в развитии своих образовательных учреждений. Устанавливались все более жесткие ограничения расходов на начальное профессиональ­ное образование.

                   На втором этапе этого процесса произошло спло­чение руководства органов управления образовани­ем для защиты и сохранения системы начального профессионального образования в стремлении удер­жать как можно больше старых структур и элементов инфраструктуры. Движущей силой была искренняя убежденность, основанная на прочной вере в непо­грешимость прежней системы, усиленная отсутстви­ем компетентности и опыта в области современного управления. Это, в свою очередь, отвлекало внима­ние и средства от реальной реформы.

                   На третьем этапе произошел разрыв связей с ба­зовыми предприятиями. Образовательные учрежде­ния, лишившись" базовика", с которым они были свя­заны жесткими обязательствами, как правило, пыта­лись избежать структурной модернизации и переори­ентации подготовки, оправдываясь тем, что они яко­бы выполняют государственный заказ. На самом де­ле, нежелание проводить реформы и отсутствие опы­та в реальных рыночных условиях привели к тому, что система начального профессионального образования осталась без мер поддержки со стороны произ­водства. Потеряв эту экономическую возможность, образовательные учреждения свертывали, а в от­дельных случаях прекращали обновление учебно-ма­териальной базы: учебная техника и оборудование ломались, а замены им не было. Возникли трудности при комплектовании образовательных учреждений молодыми педагогическими кадрами, прежде всего мастерами производственного обучения. В результа­те произошло снижение профессионализма, сопро­вождавшегося постоянным дефицитом кадров.

                    Но ни одно образовательное учреждение не может поддерживать качество подготовки рабочих кадров, не имея при этом надежного и устойчивого социаль­ного партнера.

                  Еще один общий недостаток связан с неспособно­стью органов исполнительной власти федерального и регионального уровней создать эффективную бю­джетную систему. Это крайне трудная задача, тре­бующая изменить мышление управленческого аппа­рата. По традиции органы власти стремятся сохра­нить существующую систему финансирования учи­лищ, при этом выделяя ассигнования на различные программы. Все решается в зависимости от конкрет­ных условий, личных контактов. Отсюда в некоторых регионах заработная плата педагогических работни­ков выше, чем в других. Одним образовательным учреждениям выделяют средства на развитие мате­риальной базы, а другим нет.

                   С этими общими недостатками связано почти пол­ное отсутствие справедливой и открытой системы оценки способностей и квалификации государствен­ных служащих, работающих в органах управления об­разованием. При отсутствии такой системы практи­чески невозможно развивать надлежащий процесс продвижения по службе, назначения на новые дол­жности. Без этого руководителям органов управле­ния образованием не удается закрепить законный статус реформы, выявить работников, обладающих качествами, необходимыми для создания образова­тельных учреждений нового типа. Постоянные рефор­мирования органов управления образованием обо­стрили дефицит опытных специалистов.

Такое положение в значительной степени харак­терно для большинства субъектов Российской Феде­рации. Сменяющиеся руководители органов управле­ния образованием пытались совершенствовать свои образовательные учреждения, и это им удавалось, хотя и в разной степени. В училищах и лицеях, возгла­вляемых опытными директорами, поддерживался необходимый уровень подготовки. Сосредоточение усилий и средств на небольшом числе училищ и лице­ев позволили содержать некоторые из них на уровне современных требований.

                   Тем не менее в целом ни одной региональной си­стеме начального профессионального образования не удалось превратиться в эффективную систему подготовки рабочих кадров, основанную на совре­менных принципах. Более того, в большинстве учи­лищ дело дошло до того, что в результате этих труд­ностей училища оказались в безвыходном положении. Бы­ло очевидным, что училища и лицеи находятся в тяжелом состоя­нии, и пытаются получить от государства хоть какие-то финансовые средства, которые, в основном, рас­ходовались на реанимацию старых структур. Прово­дились косметические улучшения, но существенное реформирование по сути дела откладывалось и ситуация становилась более сложной.

                  Не увенчались успехом и усилия по проведению  реформы снизу. На каком-то этапе сторонники фи­нансирования училищ и лицеев из бюджетов субъек­тов Российской Федерации относительного со­циального благополучия надеялись, что включение этих образовательных учреждений в общую финан­совую систему региона позволит повысить качество подготовки рабочих кадров и обеспечить социаль­ную защиту обучающихся. Более того, в течение не­которого времени такой подход пользовался успе­хом. Однако, в конце концов, оказалось, что боль­шинство образовательных учреждений имеют дефи­цитные бюджеты.

                   Возникновение этих бесчисленных проблем по­чувствовали прежде всего предприятия и организа­ции, которые начали испытывать дефицит хорошо подготовленных рабочих кадров. Это особенно отно­сится к предприятиям промышленности.

     Сегодня фактор разделения учреждений началь­ного профессионального образования на федераль­ный и региональный уровни звучит убедительно. Пришло осознание и появились хорошие перспективы создания образова­тельных учреждений нового типа. Органы власти, которые не уклонились от рассмотрения сути своих проблем, сейчас идут на решительные меры и готовы покончить с остатками старой системы подготовки кадров.

Осуществление процессов реформы, идущих сей­час, потребует ещё долгого времени, огромных уси­лий, чтобы новое начальное профессиональное обра­зование заняло подобающее положение в обществе. Но их ускоряет понимание того, что если эти процес­сы откладывать и дальше, то в будущем реформа ста­нет ещё более трудной.

Будущее начального профессионального образо­вания представляется весьма перспективным. В до­казательство этого выдвину три тезиса.

                 Первый: училища и лицеи приобретают для моло­дежи все возрастающее значение. Об этом свиде­тельствуют социологические исследования. Значи­тельное число учащихся училищ и лицеев (75% от чи­сла опрошенных) довольны выбором профессии. Если добавить, что и в ближайшие годы такая тенден­ция может сохраниться, то налицо явное оздоровле­ние после трудных 90-х годов прошлого века.

Информация о работе Начальное профессиональное образование - фактор наращивания человеческого капитала