Начальное профессиональное образование - фактор наращивания человеческого капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 22:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы: проанализировать состояние в системе начального профессионального образования на примере Профессионального Лицея № 24, являются учащиеся лицея конкурентноспособными на рынке труда.
Задачи исследования:
1) какую роль играет начальное профессиональное образование в системе профессионального образования;
2) являются ли учащиеся профессионального лицея востребованными на рынке труда;
3) создание и анализ «социального портрета» учащихся профессионального лицея №24.

Вложенные файлы: 1 файл

нов. дип..doc

— 521.00 Кб (Скачать файл)

 

ГЛ.22. Глава.

 

Ежегодно трудоустраивается около 90 % выпускников учреждений НПО. К сожалению, выпуск рабочих и специалистов начальной профессиональной школы не в полной мере удовлетворяет потребности экономики республики. С переходом на региональное финансирование в результате оптимизации сети училищ, лицеев наметилась тенденция к снижению контрольных цифр приема. Если такая тенденция сохранится, то проблема дефицита рабочих кадров остро встанет уже в ближайшее время.

  Профессиональные училища, лицеи готовят специалистов по 115 профессиям. Перечень профессий требует корректировки с учетом спроса на региональном рынке труда. В целях обеспечения отраслей экономики и социальной сферы Республики Башкортостан квалифицированными специалистами рабочими кадрами, повышения эффективности реализации потенциала системы профессионального образования, в том числе и начального, правительством создан Межведомственный  координационный совет, в состав которого вошли представители всех заинтересованных сторон.

   В соответствии с полученной профессией трудоустраивается 70 % выпускников системы НПО, несмотря  на многочисленные вакансии. У этой проблемы несколько аспектов. Во – первых, это перепроизводство кадров по невостребованным профессиям. Во – вторых, это, так называемая, «проблема работодателя», который не может создать достаточно привлекательные условия труда либо подводит функции работника под высокий уровень образования.

  Необходимо  провести исследование, так сказать, создать социальный портрет  современного учащегося профлицея. Основные характеристики, необходимые для создания портрета составлены на основе анализа первичных данных, полученных  в результате анкетного опроса 180 учащихся учреждений начального профессионального образования. Среди опрошенных 38% - девушки, 62% - юноши. Хотя «черты» портрета отражают некоторые социокультурные особенности жителей и образовательного учреждения нашего региона, исследование проведено по сопоставимым показателям, используемым в исследованиях такого рода. Это позволяет сравнить результаты, дополнить портрет, описать в нем общее и особенное. В число основных показателей включены:

   - социально – демографические характеристики;

   - ценности, цели;

   - отношение к образованию, учебе в профессиональном учебном заведении;

   - положение в коллективе, среди друзей;

   - самовосприятие и самооценка поведения.

Основываясь на психологических тестах лицея  за предыдущие года и сравнивая их  с результатами этого года можно выделить тенденции и аргументировать выводы.

   Социально – демографические характеристики учащихся профтехшколы связаны главным образом с их представлениями о своих и социальном статусе родителей.

  Профессиональное ядро родителей составляют квалифицированные и неквалифицированные рабочие, а также домохозяйки (Рис.1,2).

  Наибольшее число в распределении профессиональной принадлежности выделено так: матери – домохозяйки – 25,7%, отцы – квалифицированные рабочие, в том числе сельского хозяйства, - 30,4%.

  Самое меньшее  число в профессиональной  принадлежности родителей учащихся относится к тем, у кого мать и отец являются руководителями, главными специалистами предприятий или руководителями структурных подразделений: 3,2% и 1,8% соответственно.

  Далее по иерархии: матери – служащие из числа технического персонала – 8,7%, отцы – неквалифицированный рабочий, в том числе в сельском хозяйстве – 4, 7%, предприниматели: мать – 6,0%, отец – 9,9%. Служащие бюджетной сферы: матери – 14,5%, отцы – 2,5%. 16,5 респондентов затруднились ответить к какой профессиональной группе принадлежат их родители.

                                  Гистограмма 1.Профессии матерей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

                                   Гистограмма 2. Профессии отцов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Говоря об образовании родителей надо отметить: преобладает среднее специальное – 37,3%, затем следует высшее – 22,1%, общее среднее -12,4%, неполное высшее - 3,2%.

   Зависимость между образованием родителей, их профессиональной принадлежностью и профессиональной ориентацией учащихся незначительно.

   В 2004 году большинство опрошенных учащихся профлицея (более 60%) ответили, что при выборе профессии решающее значение имело собственное увлечение и интерес к какому – либо предмету. На профессиональный выбор только около 30 % повлияли родители.

   В 2007 году  эта  тенденция усилилась: 67,4% опрошенных не связывают свой профессиональный выбор с профессиями родителей. Только 18, 8% из них ответили, что их будущая профессия связана с профессиональной деятельностью родителей.

   Это дает основания сделать вывод о том, что выбор профессии современными учащимися профтехшколы не обусловлен профессиональными привязанностями  их родителей, что не способствует  трансляции феномена, именуемого в советский период трудовыми династиями.

   В числе опрошенных учащихся 57% являются членами полной семьи, 19% - неполной, 14% - из полной, многодетной, 4% - из неполной многодетной, 3% учащихся не имеют родителей, 3% - не ответили. Свыше 40% опрошенных – это дети из семей группы риска, определяемых по объективным характеристикам: малообеспеченность, многодетность, неполная семья. То есть социальное функционирование таких семей затруднено, и они неизбежно находяться в состоянии жизненного затруднения. Это не может не влиять на положение учащихся и содержит риски в их социализации, связанные с их материальными притязаниями (Рис.3).

   Говоря о материальной обеспеченности, свыше трети опрошенных ответили, что они «сводят концы с концами» и им «хватает на самое необходимое», более половины (55,4%) – что могут позволить себе некоторые развлечения и приобретения и только 5,1% имеют возможность позволить себе все, что пожелают. В 2004 году общая картина материальной обеспеченности учащихся лицея была намного удручающей. Более половины опрошенных  имели серьезные материальные затруднения.

   Заметны положительные тенденции в плане материальной обеспеченности семей учащихся профтехшколы, это влечет за собой улучшение эмоционального фона учащихся.

                                         

 

 

 

 

 

 

                              Диаграмма 1.  Состав семей учащихся.

   

 

 

 

 

                        

 

 

 

 

 

То есть в описании социально – демографической составляющей портрета выделяется то, что экономический статус учащихся невысок, что может быть основанием для психологического дискомфорта, и это подтверждается зарубежными исследованиями негативных форм поведения.

Характеристики социально – демографической сферы актуализируют деятельность педагогов и психологов системы профтехобразования по нейтрализации негативного воздействия таких социально – демографических факторов, как низкий экономический статус и семья группы риска. Социально – психологическая и педагогическая поддержка учащихся профтехшколы должна быть направлена на предотвращение формирования комплекса неполноценности и адекватного отношения к имеющемуся статусу, а также формирование у воспитанников убежденности в том, что они сами могут многое сделать для изменения своего экономического положения и достижения желаемого статуса.

 

   Цели и ценности.

В исследованиях жизненного самоопределения личности типизация рассматривается как механизм социализации, которая имеет преимущественно ценностный характер. По сути дела она привносит в личностную сферу все многообразие культуры. Выделяются несколько Взаимосвязанных ценностных ориентаций, благодаря которым реализуются типы ориентирования субъектов в социуме, которые мы можем применить в построении социального портрета учащегося:

  - тип благополучия, который характеризуется рецептивной («приобретательской») активностью, преобладанием установки на получение, стремление  к максимальному комфорту и жизненным удобствам. 

  - тип успеха, которому свойственны такие черты, как преобразовательная направленность, ориентация на внешнее признание и получение одобрения окружающих;

  - тип самореализации как модель ориентирования, выражающая стремление «быть, самоактуализироваться».

   Для выявления типа ориентирования учащихся лицея в социуме ребятам задали вопрос: «Что вы считаете главным в жизни?». Из 16 предложенных вариантов ответов респондентов предлагалось выбрать не более пяти.

  Распределение ценностных приоритетов представлено в таблице 1 и на рис.

 

 

 

 

 

 

Отношение к учебе:

— учеба — одна из главных инструментальных ценностей учащихся в будущей жизни;

— собственные критерии показателей учебы, которые выражаются в реальных результатах учебы опрошенных учащихся, «усредняют» и/или снижают качественный уровень образования, то есть резуль­таты могли бы быть лучше;

— 58% первокурсников профессиональных учебных заведений ответили, что они могли бы учиться лучше;

— на качество полученных знаний повлияло собственное отношение к учебе;

— получаемое в настоящее время образование не связывается учащи­мися профтехшколы с получаемой профессией, со своим будущим.

Положение в коллективе.

Положение  в  коллективе, среди друзей - один из главных   показателей   социального   портрета   учащегося, потому   что    в    окружении   других   людей   не   только обнаруживаются   личностные   черты,   но   и   происходит формирование   качественных   характеристик   социальной структуры личности молодого человека: развитие его социальной идентифика­ции, культуры, выбор форм и способов социального действия и взаимодейст­вия.

Профессиональное учебное заведение - это особая многофункциональная структура, где ядром социализации личности является профессиональная ориентация. Она сопровождается разнообразием позиций обучаемых, что способ­ствует формированию неоднозначных образов и идеалов у членов коллектива.

Исследования 1997 года показывают: 87,5% первокурсников были до­вольны, что поступили в такое учебное заведение. Правда, к концу учебы уже только 55,2% опрошенных учащихся посоветовали бы кому-либо из друзей пойти учиться «в свое учебное заведение». От начала до конца учебы происхо­дят разного рода изменения, которые влияют на оценки учащихся. По нашим данным, в числе наиболее значимых - это отношения и взаимодействия в кол­лективе.

Подавляющему большинству опрошенных в 2001 году учащихся нравит­ся учиться в данном учебном заведении (92,4%), но только не все, а двое из троих считают свою учебную группу коллективом. Можно сказать, что сопри­частность к жизни учебного заведения присутствует не у всех и коллективизм как ценность привлекает не всех. Хотя каждый третий включил бы эту характе­ристику в идеал для своего подражания.

Половина учащихся подчеркнули, что их не вполне устраивает атмосфера в группе, а 5,1% — совсем не устраивает. 68,5% имеют проблемы, связанные со своим поведением, 76,1% — в отношениях с одногруппниками, 84,8% — с учи­телями. Таковы реалии, а в идеале — среди главного в жизни в ряду приорите­тов на 2 месте 80,1% учащихся называют «иметь хороших друзей, доброжела­тельные отношения и взаимопонимание с людьми» — на лицо противоречие между тем, что есть и чего бы хотелось. Однако в данной ситуации нельзя го­ворить об отчуждении, одиночестве как объективных следствиях этой пробле­мы. Здесь большое поле деятельности для психологов и педагогов по развитию у учащихся коммуникативных способностей и формирования у них умений и навыков обшения. На ценностном уровне предстоит многотрудная работа педа­гогов и воспитанников по формированию толерантности, осознанию необходи­мости принятия другого человека как ценности, а на деятельностном — по по­строению действительно гуманных отношений между всеми участниками обра­зовательного процесса.

Учащиеся имеют возможность обсуждать и преодолевать трудности, об­щаясь с друзьями: 98,6% респондентов имеют друзей (подруг), причем 50,0% — из числа одногруппников, а остальные - из числа других категорий молоде­жи. Представляют интерес предпочтения учащихся в выборе друзей. Анализ этих предпочтений позволил выявить критерии собственной идентификации респондентов по субъективным признакам. На вопрос: «Какие качества Ваших друзей Вас привлекают более всего?» получены такие ответы;

1. Целеустремленность              -72,5%;

2. Умение отстаивать свою точку зрения      - 65,6%;

3. Смелость              -56,2%;

4. Честность              - 35,1 %.

Данные качества соотносятся с жизненным кредо друзей опрошенных, которые условно обозначены в ответах респондентов. В первую группу вошли следующие:

1. «Сам погибай, а товарища выручай»         - 24,2%;

2. «Один - за всех и все - за одного»              -22,8%;

3. «Человек человеку друг, товарищ и брат» - 18,5%.
Во второй группе:

 

1. «Око-за око, зуб - за зуб»              - 13,8%;

2. «Слабому кость»              - 6,5%;

3. «Каждый сам за себя»              -5,8%;

4. «Ударили по правой щеке - подставь левую»,
«Человек человеку - волк»              - 1,4%.

Таким образом, по шкале жизненного кредо друзей позитивные смыслы «перевешивают», хотя в их перечне присутствуют и чуждые традиционным со­циальным идеалам россиян. С этой точки зрения интересно представление мо­лодых людей об интеллигентности как о сугубо российском понятии. Респон­денты, отвечая на открытый вопрос, с этим понятием связывают честность, грамотность, культуру поведения, воспитанность, а также добавляют богатство, ум и высокую должность.

Только каждый пятый не хотел бы иметь интеллигентных друзей, а 36,6% затруднились ответить, хотели бы или нет. Несмотря на то, что почти для 40% учащихся интеллигентность является во многом абстрактным понятием, 38,4% опрошенных хотели бы иметь интеллигентных друзей.

Наши исследования показали то, что, несмотря на общее благополучие, связанное с пребыванием в профессиональном учебном заведении, учащиеся нередко втягиваются в конфликтные отношения, и главным образом с учителя­ми. У 38,4% опрошенных случались конфликты с учителями, но лишь 1,4% на­звали свои отношения с ними конфликтными, а 49,3% - хорошими, у осталь­ных - «с разными - по разному» Среди причин негативного взаимодействия с педагогами можно выделить такие, которые отмечают сами учащиеся. Отвечая на вопрос о причинах конфликтов они назвали: плохую учебу (95,3%) и нару­шение дисциплины (74,6%).

Таким образом, говоря о характеристиках учащихся, связанных с их по­ложением в коллективе среди друзей, можно сделать некоторые выводы.

Информация о работе Начальное профессиональное образование - фактор наращивания человеческого капитала