Начальное профессиональное образование - фактор наращивания человеческого капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 22:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы: проанализировать состояние в системе начального профессионального образования на примере Профессионального Лицея № 24, являются учащиеся лицея конкурентноспособными на рынке труда.
Задачи исследования:
1) какую роль играет начальное профессиональное образование в системе профессионального образования;
2) являются ли учащиеся профессионального лицея востребованными на рынке труда;
3) создание и анализ «социального портрета» учащихся профессионального лицея №24.

Вложенные файлы: 1 файл

нов. дип..doc

— 521.00 Кб (Скачать файл)

В итоге из 123 учреждений, действующих на территории республики, шесть остались в федеральном подчинении (ПЛ № 24 г. Сибая, ПЛ № 42  г.Мелеуза, ПУ № 54 г. Стерлитамака, ПУ № 105 Баймакского района, ПЛ № 146  г.Агидели), специальное профессиональное училище  для несовершеннолетних девочек с девиантным поведением. Сохраняют свой статус учреждения, относящиеся к Главному управлению исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан. Таким образом, остальные 107 училищ и лицеев стали республиканскими.

      Сейчас стоит сложная задача сделать так, чтобы процесс передачи придал существенный пульс развитию системы образования в целом. Новым, но уже проверенным направлением совершенствования начального профессионального образования является не профессиональных училищ и лицеев в университетские комплексы, интеграция с родственными по профилю высшими и средними специальными учебными заведениями. Здесь важно добиться, чтобы учреждения начального профессионального образования не растворились в конгломерате разнопрофильных учебных заведений, сохранили  самостоятельность, стали не только полноценным звеном многоуровневой подготовке кадров, но и усилили свою социальную направленность.

         Таким образом, система начального профессионального образования переживает серьезный период адаптации к изменившимся рыночным условиям и подверглась радикальным преобразованиям. Проводится оптимизация и реструктуризация образовательных учреждений. На первом этапе произошло сокращение профессиональных училищ, на втором этапе – сплочение руководства органов управления образованием, на третьем этапе произошел разрыв с базовыми предприятиями. В ведение республики  переходит большая часть училищ и лицеев, что привело к уменьшению финансирования до 40%. Большинство училищ оказалось в безвыходном положении. Возникновение этих бесчисленных проблем почувствовали прежде всего предприятия и организации, которые начали испытывать дефицит хорошо подготовленных рабочих кадров. Но будущее начального профессионального образования представляется весьма перспективным. Задача директоров – проявить инициативность, экономическую мобильность, самостоятельность.  

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              1.2. Человеческий капитал.

 

2.2. Характеристика инженерно – педагогического персонала Профессионального Лицея №24.

      С 1 января 2005 г. с федерального уровня в ведение  Республики Башкортостан  переданы   107 учреждений  начального профессионального  образования.  Численность  обучающихся в  переданных учреждениях начального профессионального образования составила 54,1 тыс. человек, численность работающих - 13,2 тыс. человек.

По состоянию на 1января 2007 г. осуществляют подготовку рабочих кадров по образовательным программам начального профессионального образования 104 учреждения с финансированием из республиканского бюджета, 5 учреждений - из федерального бюджета, 1 специальное профессиональное училище (федеральное финансирование), 10 учреждений Минюста РФ.

В числе 109 дневных образовательных учреждений - 59 городских и 50 сельских профессиональных училищ и лицеев. 36 учебных заведений начального профессионального образования работают в инновационном режиме (профессиональные лицеи). Подготовка квалифицированных рабочих кадров для экономики региона ведётся по  интегрированным профессиям. Контингент обучающихся в данных учреждениях на 1 января 2006 г. составил 49,3 тыс. человек (уменьшился по сравнению с 2004 г. на 14,2%).   В числе организаций начального профессионального образования, оставшихся на федеральном финансировании Профессиональный Лицей № 24 г. Сибая.

                 

   Государственное образовательное учреждение – профессиональный лицей № 24 г.Сибай Республики Башкортостан является учреждением начального профессионального образования создано с целью подготовки работников квалифицированного труда  по основным направлениям общественно полезной деятельности согласно перечню профессий начального профессионального образования, постановлением Правительства Российской Федерации.

Учредителями Учреждения являются Министерство образования Российской Федерации и Министерство образования Республики Башкортостан.

Форма собственности Учреждения – федеральная.

Полное название Учреждения государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей № 24 г. Сибай Республики Башкортостан, сокращенное – ГОУНПО ПЛ № 24.

Юридический адрес Учреждения 453830, Республика Башкортостан, г.Сибай, проспект Горняков, д.4.

     Профессиональный лицей № 24 был создан в 1954 году по призыву руководства треста «Башмедьстрой» как кузница рабочих кадров для строительства города. Тогда он назывался - строительная школа ФЗО №11, директором, которой был назначен Т.Д. Макулов. 15-летние девушки и юноши из близлежащих сельских районов стали первыми учащимися, а затем влились в ряды коллектива строи гелей треста « Башмедьстрой »

В 1957 году строительная школа была переименована в строительное училище № 11, а в 1963 году    в ГПТУ № 34 по подготовке строителей смежных профессий. В 1973 году училище приобретает статус среднего городского профессионально-технического училища № 34. в 1984 году СПТУ № 34 переименовано в ГПТУ № 24, а в 1998 году в профессиональный лицей № 24.

Но, несмотря на то, что менялись названия учебного заведения, оно не изменяло свое главное назначение: подготовку специалистов рабочих профессий.

За полвека своего существования лицей выпустил более 25 тыс. высококвалифицированных специалистов: сварщиков и каменщиков, электриков и отделочников, плотников и сантехников и др., востребованных на рынке труда.

Сегодня Профессиональный лицей № 24 вырос в одно из крупнейших конкурентоспособных учебных заведений города и республики, который наряду со строительными профессиями готовит и других специалистов, востребованных на рынке труда города и близлежащих районов Башкирского   Зауралья.

База лицея - типовая рассчитана на 1110 ученических мест, в том числе:

1.  учебный корпус № 1-количество ученических мест- 720, количество учебных ка­бинетов и лабораторий- 24;

2.  учебный корпус № 2- количество ученических мест 390; количество учебных кабинетов- 13;

3.   мастерские-14;   количество   ученических мест-175;

4.  общежитие на 360 мест, в котором проживают 250 человек;

5.  столовая на 120 посадочных мест;

6.   актовый зал на 135 посадочных мест;

7.   спортивный зал- 890 кв. м

8.   автодром-2910 кв. м.

Структура кадров Профессионального лицея направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех или иных принципах управления.

    Во главе Профессионального лицея стоит директор. Он решает самостоятельно все вопросы деятельности, действуя от имени учреждения, представляет его интересы. Также он распоряжается в пределах предоставленному ему права имуществом, заключает договора, в том числе по найму работников. Кроме того, он издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками. Директор несет  в пределах своих полномочий ответственность за деятельность лицея, обеспечение сохранности  материальных ценностей, денежных средств и другого имущества предприятия. Выдает доверенности, открывает в банках счета.

     Характеристика кадрового состава Профессионального лицея №24 представлена в таблице 1.

                                                                                               Таблица 1.

         (на конец  отчетного  2006 года)

 

Кадровый состав

 

Коли

чество

%

1.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО  РАБОТАЮЩИХ

155

 

2.

В ТОМ  ЧИСЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

90

 

3.

ДИРЕКТОР И ЗАМЕСТИТЕЛИ

7

 

4.

СТАРШИЕ  МАСТЕРА

1

 

5.

ВОСПИТАТЕЛИ

3

 

6.

ПСИХОЛОГИ

2

 

7.

СОЦИОЛОГИ

1

 

8.

МЕТОДИСТЫ

1

 

9.

РУКОВОДИТЕЛИ  ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ

1

 

10.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ  ОБЖ

1

 

11.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ  СПЕЦДИСЦИПЛИН

9

 

12.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ДИСЦИПЛИН

19

 

13.

МАСТЕРА  ПРОИЗВОДСТВЕННОГО  ОБУЧЕНИЯ

44

 

                

               Источник: документы Профессионального лицея №24 

          Таким образом административных работников -     %, рядовых работников -   %.

                                                                                           Таблица 2.

            

 

 

 

 

Образовательный уровень инженерно – педагогического состава.

По образова

По      нию

катего

риям

работников

 

ВСЕГО

 

ВЫСШЕЕ

 

СР.-СПЕЦ.

 

НАЧ.-ПРОФ.

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ

ДИРЕКТОР И ЗАМЕСТИТЕЛИ

7

6

 

1

 

СТ. МАСТЕРА

1

1

 

 

 

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

(ВСЕГО)

30

28

2

 

 

МАСТЕРА П/О

(ВСЕГО)

42

10

21

8

3

ВОСПИТАТЕЛИ

3

1

2

 

 

ПСИХОЛОГИ

1

1

 

 

 

СОЦИОЛОГИ

-

 

 

 

 

МЕТОДИСТЫ

-

 

 

 

 

Библиотекари

1

1

 

 

 

ИТОГО:

85

48

25

8

3

                            Источник: документы  Профессионального лицея №24

                                                                                              Таблица 3.

  По квалификац.

По     категориям

катего

риям

работников

 

ВСЕГО

 

ВЫСШАЯ

 

ПЕРВАЯ

 

ВТОРАЯ

 

НЕ  ИМЕЮТ

ДИРЕКТОР И ЗАМЕСТИТЕЛИ

7

4

2

 

1

СТ. МАСТЕР

1

 

 

 

1

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

30

6

12

7

5

МАСТЕРА

42

 

5

16

21

ВОСПИТАТЕЛИ

3

 

1

1

1

ПСИХОЛОГИ

1

 

 

 

1

СОЦТОЛОГИ

-

 

 

 

 

МЕТОДИСТЫ

-

 

 

 

 

БИБЛИОТЕКАРИ

1

 

 

 

1

ИТОГО:

85

10

20

24

31

Информация о работе Начальное профессиональное образование - фактор наращивания человеческого капитала