Начальное профессиональное образование - фактор наращивания человеческого капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 22:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы: проанализировать состояние в системе начального профессионального образования на примере Профессионального Лицея № 24, являются учащиеся лицея конкурентноспособными на рынке труда.
Задачи исследования:
1) какую роль играет начальное профессиональное образование в системе профессионального образования;
2) являются ли учащиеся профессионального лицея востребованными на рынке труда;
3) создание и анализ «социального портрета» учащихся профессионального лицея №24.

Вложенные файлы: 1 файл

нов. дип..doc

— 521.00 Кб (Скачать файл)

В таблице 4 представлено разнообразие способностей, которые оценива­ют у себя учащиеся профтехшколы, наибольшее число «средних» и «ниже среднего» оценок опрашиваемые дали своим способностям в области гумани­тарных наук: 62,3% и 8,4%, соответственно. Музыкальные и художественные способности ниже среднего оценили - 25,0% и 21,7%.

Эту тенденцию можно обнаружить и у опрашиваемых учащихся, которые высказали, например, свое отношение к художественной литературе. 36,6% сказали, что она их интересует, 58,7% «нет», остальные не ответили. Из ответивших 18,8% предпочитают современную отечественную литературу; 14,5% - русскую классику, 12,7% - зарубежную классику.

Среди литературных жанров предпочтения сложились так;

 

I.

Анекдоты

28,6%

II.

Фантастика

26,8%

ш.

Боевик

23,9%

IV.

Детектив

15,9% 15,9%

V.

Рассказ

10,1%

VI.

Сатирические произведения

9,1%

VII.  Исторический роман              - 8,7%

VIII.  Романтическая литература              - 8,0%

IX.  Документальная литература              - 4,7%

X.   Реалистическая повесть              -4,1%

XI.   Поэзия, религиозная литература   - 3,3%

XII.  Мелодрама              - 1,8%

XIII.  Мемуары              -1,1%

Может сложиться впечатление, что современные учащиеся профтехшко­лы - вполне читающая категория. Многие смогли назвать целый ряд произве­дений Чехова, Гоголя, хуже - Достоевского (только 2 - «Преступление и нака­зание» и «Идиот»). Из зарубежной классики - Шекспира «Ромео и Джульетта» (большинство) и «Гамлета».

Наши попытки найти литературного героя, как образца для подражания, не увенчались успехом. Лишь 15,9% ответили, что такой образ есть. Но только один человек указал его - это Раскольников, а 35,0% ответили, что у них нет своего любимого литературного героя, остальные не ответили. Увы, художест­венная литература практически «не участвует» в формировании характера уча­щихся.

Резюме:

- абсолютными характеристиками идеала для подражания являются качества: доброта, честность, смелость, умение постоять за себя;

- 54,3% считают себя верующими;

- образцом для поведения у большинства учащихся являются родите­ли и их родственники;

- учащихся очень затрагивает то, как их поведение воспринимается окружающими;

- наибольшее число «средних» и «ниже среднего» оценок опрашивае­мые дали своим способностям в области гуманитарных наук;

- художественная литература главным образом «не участвует» в фор­мировании характера учащихся.

Вывод.

       Как показало исследование, среди учащихся профтехшколы сегодня больше всего представлены дети квалифицированных    и    неквалифицированных    рабочих,

почти у каждого третьего мать - домохозяйка. Не прослеживается зависимость между профессией родителей и выбором ребенком специальности. Материаль­ный достаток учащихся невысок. Многие дети из семей группы риска.

В системе социальных ценностей учащихся профтехшколы доминирует модель жизненного благополучия, но в то же время отдается предпочтение мо­делям самореализации и успеха. Вселяют оптимизм и надежду высокие пози­ции, которые занимают в жизненных устремлениях профтеховцев их желания иметь хорошее образование и интересную, увлекательную работу.

Непосредственно в самом процессе образования обнаружился ряд про­блемных ситуаций. Многие учащиеся не связывают свою будущую профессио­нальную карьеру с той специальностью, которую осваивают в настоящее время. Низок интерес к целому ряду предметов. По мнению учащихся, на результаты обучения в большей степени влияет их отношение к учебе, нежели уровень преподавания. У многих учащихся есть проблемы во взаимоотношениях с пре­подавателями и сверстниками.

В жизненных кредо учащихся преобладают положительные кредо. Ав­торитет родителей остается высоким. Идеалы характеризуются лучшими чело­веческими качествами. Более половины учащихся считают себя верующими. Снижается уровень гуманитарной культуры учащихся.

Таким образом, социальный портрет современного учащегося профтех­школы не только дает представление об основных характеристиках личности обучающегося, но и показывает проблемы, над которыми следует задуматься педагогам, мастерам производственного обучения, психологам и менеджерам системы начального профессионального образования с тем, чтобы сосредото­чить на их решении усилия и оказать воспитанникам своевременную квалифи­цированную психолого-педагогическую помощь и поддержку.

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б)Необходимо проанализировать набор учащихся в профлицей за последние несколько лет. Тенденция…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

           Завершающим этапом в подготовке кадров профессионального образования являет­ся трудоустройство выпускников. Комплектование контингента обучающихся по прямым договорам позволило довести показатель трудоустройства в целом по системе начально­го профессионального образования до 76% (без учета поступивших в высшие и средние учебные заведения — 11% и призванных в Российскую армию для прохождения службы — 7%). Показатель свободного трудоустройства со­ставил 6%.

          По г. Сибай цифры несколько иные. За 2005 г. из 375 выпускника дневного отделения -185 были направлены на работу на предприятия и организации города, 73 – поступили в высшие и средние учебные заведения, призвано на военную службу – 54 человека, 63- предоставлено право свободного трудоустройства.

          На вечернем отделении учебного центра «Перспектива» подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих в учебных заведениях по хоздоговорам прошли 679 человек. Наблюдается некоторое снижение количества выпускников (связано, я думаю, с демографической ситуацией в стране), но несмотря на это лицей успешно работает (своевременно вписался в рыночные отношения) и реагирует  на  изменения рынка труда.

          В числе основных задач системы начального профессионального образования, кото­рые необходимо решить в связи с ее переходом на региональную стратегию развития, выделим следующие.

          Во-первых, осуществление прогноза: сколько и кого готовить в системе профессио­нальной школы, хотя бы до 2010 года. В условиях неустоявшегося рынка это непросто, но и без знания перспективной потребности в квалифицированной рабочей силе в регионе невозможно предпринимать серьезные шаги.

         Во-вторых, сохранение мер по государственной поддержке учреждений начального профессионального образования, в том числе по социальной защите обучающихся и работников этих учреждений.

         В-третьих, привлечение работодателей к участию в развитии республиканской систе­мы начального профессионального образования, укреплении учебно-материальной базы учреждений, организации производственной практики.

         Для решения этих и других задач каждому учреждению нужно разработать собствен­ную концепцию и программу развития, предусмотрев в ней увеличение объемов профес­сиональной подготовки и переобучения незанятого населения, внедрение востребован­ных профилей профессиональной подготовки, развитие широкого спектра платных обра­зовательных услуг наряду с восстановлением шефских связей.

         С учетом прогностических требований социально­го и научно-технического прогресса необходимо по­строить идеальную модель современного рабочего, своеобразный эталон, к достижению которого дол­жен быть направлен весь комплекс образовательных мероприятий на всех ступенях и этапах формирова­ния рабочего будущего. Комплекс образовательных мероприятий включает:

        —  перспективы развития предприятий своего региона, новой техники, технологий, организации труда;

        —  выявление потребности рабочих различного уровня квалификации по профессиям, определение путей реализации этой потребности в своем учреж­дении с учетом использования собственных ресур­сов;

        —  обоснование необходимых финансовых и дру­гих материальных затрат на реализацию нововведе­ний;

        —  адаптация учебно-программной документации к реальным потребностям личности с учетом регио­нальной специфики, запросов предприятий;

        —  выявление спроса переподготовки и повыше­ния квалификации рабочих со стороны предприятий.

       В этой связи становится необходимым решение двух главных задач: структурно-содержательная мо­дернизация системы профессионального образова­ния в направлении опережающего удовлетворения потребностей рынка труда нашего региона;

        превращение системы профессионального обра­зования в равноправную, самостоятельную, востре­бованную на рынке труда и производства экономи­ческую сферу, эффективно взаимодействующую со всей городской инфраструктурой.

        Использование маркетинга на рынке образовательных услуг, давно яв­ляющееся само собой разумеющимся в странах с развитой рыночной эконо­микой, уже никем не оспаривается и повсеместно внедряется и в нашей стра­не. Честно говоря, маркетинговые средства использовались у нас с очень давних пор, в том числе и в советское время, ведь различные объявления о приеме в вуз, поездки представителей вузов по городам и весям, разнообраз­ные подготовительные курсы - это все элементы маркетинга.

        В этой работе мы попытались дать хотя бы самое общее представление о современном состоянии теории маркетинга образовательных услуг, а также осветить некоторые аспекты его применительно к городу Сибай.

В данной работе  не претендует не только на всеобъемлемость, но даже на законченность, ибо тема ее является чрезвычайно обширной, и осветить все аспекты маркетинга образовательных услуг в рамках одной курсовой работы не представляется возможным. Основные итоги маркетинговых исследований учебного заведения:

        1.Обоснована необходимость и перспективность реализации потенциала маркетинга в сфере образования, применительно как к коммерческим, так и к бюджетным (государственным) образовательным учреждениям, в связи с пе­ременами, происходящими в российском обществе. Формирование эффек­тивной, современной рыночной экономики возможно только благодаря мас­штабным усилиям в сфере образования. Отечественному образованию, в ус­ловиях жесткого дефицита государственных ассигнований, необходим циви­лизованный, эффективно работающий образовательный рынок, нужно мно­гообразие организационных форм и рыночных стратегий образовательных учреждений, необходимы содействующие им и потребителям их услуг эле­менты и связи рыночной инфраструктуры, важен маркетинговый подход, ориентированный на успешное удовлетворение образовательных запросов личностей, фирм, социальных институтов и групп, всего общества.

    2. Разработана концепция маркетинга в сфере образования, в т.ч. опреде­лены его миссия, сфера действия, предмет, роль, объекты, структура задач, состав и функции участников, содержание и направленность маркетинговых отношений, основные принципы и методы маркетинговой деятельности с учетом выявленных принципиальных  особенностей этой сферы, а также осо­бенностей существующей в России окружающей маркетинговой среды трансформационного периода.

    Итак, в республике создана довольно широкая сеть учреждений профессионального образования, которая способна удовлетворить запросы общества (увидели на примере ПЛ №24). Наша система вполне может проводить подготовку, переподготовку, повышение квалификации незанятого населения для центров занятости и отраслевых министерств.

   Мы должны активно реагировать на все происходящие изменения, когда вместо устаревших специальностей приходят новые, сложные, интегрированные, наукоемкие. В этих условиях снимется и проблема трудоустройства наших выпускников.

    Т.о. Маркетинговая стратегия, прежде всего, должна формировать особый образ лицея и укреплять его через позиционирование на рынке и связи с общественностью. Оценка деятельности должна основываться на единых критериях: на востребованности выпускников и качестве их подготовки.

Информация о работе Начальное профессиональное образование - фактор наращивания человеческого капитала