Начальное профессиональное образование - фактор наращивания человеческого капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 22:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы: проанализировать состояние в системе начального профессионального образования на примере Профессионального Лицея № 24, являются учащиеся лицея конкурентноспособными на рынке труда.
Задачи исследования:
1) какую роль играет начальное профессиональное образование в системе профессионального образования;
2) являются ли учащиеся профессионального лицея востребованными на рынке труда;
3) создание и анализ «социального портрета» учащихся профессионального лицея №24.

Вложенные файлы: 1 файл

нов. дип..doc

— 521.00 Кб (Скачать файл)

 

Ежегодно около 900 учащихся по 17 профессиям выпускает и хозрасчетное отделение лицея - Центр «Перспектива». Программы профессиональной подготовки;

1.       12680 Каменщик

2.       15220 Облицовщик-плиточник

3.       16671 Плотник

4.       18880 Столяр строительный

5.       1972 7 Штукатур

6.       18590 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования

7.       18783 Станочник деревообрабатывающих станков

8.       19789 Электромеханик по ремонту и обслуживанию ЭВМ

9.       12156 Закройщик
10.16909 Портной

 

11.   17351 Продавец непродовольственных товаров (широкого профиля)

12.   17353 Продавец продуктовых товаров (широкий профиль)

13.   16675 Повар
14.12901 Кондитер

 

15.   11442 Водитель автомобиля категории «В»

16.   12565 Исполнитель художественно-оформительских работ

17.   16437 Парикмахер

            18897 Стропальщик

18.   19756 Электрогазосварщик

19.   19906 Электросварщик ручной сварки

20.   18560 Слесарь-сантехник

22. 18590 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования (автомобилей

       На базе ПЛ № 24 учебный центр «Перспектива» осуществляет подго­товку кадров предприятий, организаций, учреждений колхозов и совхозов для эксплуатации и обслуживания новой техники и технологии на договор­ных взаимоотношениях. В учебный центр на краткосрочные курсы прини­маются лица по направлению предприятий, организаций, колхозов и совхо­зов, служб занятости населения районов и городов, а также физические лица, имеющие среднее, средне-специальное и высшее образование на договорной основе. Повышение квалификации, переподготовка и подготовка учащихся, по новым профессиям в учебном центре проводится с отрывом и без отрыва от производства. Сроки и содержание обучения определяются учебными планами и программами в соответствии с требованиями «Центра профобра­зования Башкирского института развития образования».

         В лицее ведется активная работа с ЦЗН РБ и по Зауралью,   в рекламных целях, работодателям рассылается перечень профессий по учебному центру «Пер­спектива». Ведутся переговоры по подготовке необходимых профессий, систе­матически помещаем рекламные объявления, проводим беседы в выпуск­ных классах средних школ, участвуем в «Ярмарках вакансий», которые проводятся в городе, выиграли конкурс на размещение услуг по профессио­нальной подготовке, переподготовке, повышении квалификации безработных граждан.

Важнейшее условие, на которое мы опираемся при обучении незанятого населения, является то, что это не вчерашние школьники, которые не знают реального труда и реального производства в глаза не видели и об организа­ции производства знают только из книг или рассказов старших товарищей. Наш контингент - это, по сути дела, носители рабочих профессий уже столк­нувшиеся на практике со всеми проблемами и трудностями, возникающими в профессиональных коллективах, то есть, кто уже определился на рынке тру­да и заинтересован в получении профессии.

По направлениям из Центров занятости г. Сибай, г.Баймака, п.Кизил Че­лябинской области, Абзелиловского, Зианчуринского, Зилаирского районов обучение по следующим специальностям:

        -    «Оператор ЭВМ»;

        -    «Продавец»;

        -    «Повар-кондитер»;

        -    «Мастер общестроительных работ»;

        -    «Мастер отделочных работ»;

        -    «Сварщик»;

        -    «Электромонтер по ремонту электросетей»;

        -    «Парикмахер»;

        -    «Закройщик»;

в том числе мужчин - 109 человек, женщин - 196 человек.

В планах - открытие курсов повышения квалификации бухгалтеров  по программе «1С-бухгалтерия», новой специальности «Электромеханик по ремонту и обслуживанию ЭВМ» со сроком обучения 6 месяцев для ЦЗН.

           Учебный центр «Перспектива» активно работает, благо желающих получить новую профессию, повысить квалификацию много, как и в Сибае, так и  в близлежащих районах. Какие наблюдаются тенденции?

          Ежегодно вечернее отделение выпускает, вот уже на протяжении нескольких лет, до 900 человек. Больше всего желающих обучаться на водителя категории «В». В год набирают 13-14 групп по 30 человек в каждой. Что характерно, так это – большинство девушек и женщин хотят  научиться водить машину и юноши 18-20 лет. Активно идут на специальности «Оператор ЭВМ», «Электромонтер», «Бухгалтер», но не на 6 месяцев, а на 10 месяцев обучения. Это, в основном те, кто не поступил в ВУЗ и надо чем-то заняться на год, чтобы вновь повторить попытку поступить.

          Два раза в год на шесть месяцев набирается группа по специальности «Продавец», три раза в год по три месяца происходит набор по специальности «Парикмахер»

          Хорошо идут на повышение квалификации по специальностям «Повар», «Сварщик», «Столяр», который может по прошествии обучения и сдачи экзамена работать станочником. Но для всех повышающих квалификацию условие – стаж работы по специальности не менее трех лет.

         Слабый набор на секретарей – референтов, если в прошлом году желающих было 7 человек, то в этом году их вообще нет. Значит, нет спроса на рынке труда, тем более новые технологии диктуют свои условия. Зато возник спрос на специалистов, обслуживающих ЭВМ, поэтому в лицее была открыта с первого января текущего года новая специальность «Электромеханик по ремонту и обслуживанию ЭВМ». Одновременно появилась и другая, не менее востребованная - «Монтажник санитарно-технических вентиляционных систем и оборудования».

ПЛ - 24 выиграл по г. Сибаю тендер на 5 лет на предоставление образовательных услуг безработным, стоящим на бирже труда. Это говорит о том, что руководство Лицея понимает задачи, стоящие перед Лицеем и чутко реагирует на изменения рынка.        

 

Б) маркетинговая политика в ПЛ-24.  

      Маркетинг в сфере образования имеет особую функцию. Он направлен прежде всего на укрепление отношений с потенциальными потребителями в долгосрочном периоде путем создания хорошей репутации и доверия по отношению к себе, двух основных ресурсов для поддержания длительного успеха на рынке.

          Конкретными мерами в данном направлении служат улучшение качества услуг для наиболее полного удовлетворения потребностей студентов, создание доверительных отношений с отдельными агентами в целях привлечения как новых студентов, так и финансовых ресурсов, а также создание и развитие положительного образа лицея для  укрепления его репутации.

            В городе представлены все ступени образования. Успешно функционируют Сибайский институт БГУ, Зауральский институт БГАУ, Филиал  Академии наук, педагогический, политехнический, медицинский, торгово – экономический колледжи, представительство Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники, профессиональный лицей, колледж искусств,  17 общеобразовательных школ, 12 детских дошкольных учреждений, 4 учреждения дополнительного образования.

В учебных заведениях начального среднего и высшего профессионального образования продолжается спрос на популярные продолжительное время специальности «Экономист» и «Юрист» и это, несмотря на насыщение рынка труда специалистов данных профессий.

Стойкий интерес наблюдается к изучению  иностранных языков, работы с компьютером и программным обеспечением. Также предлагается обучение бухгалтерскому делу (как для имеющих неполное среднее, так  имеющих среднее образование), вождению, кройке и шитью.

Возросла потребность в квалифицированных специалистах рабочих специальностей, таких как «Сварщик», «Электрик», «Каменщик», «Плиточник», «Штукатур» и т.д.

        | На данный момент в Сибае идет подъем спроса на образовательные услуги, это обусловлено тем, что город занимает центральное положение в регионе. В Сибае  высококвалифицированную подготовку дают начальное профессиональное  заведение, средне-технические, высшие учебные заведения, которые имеют  подготов­ленную техническую и материальную базу и возможность развивать на ее основе непрерывное образование. То есть учащийся уже в старших классах школы может выбрать учебное заведение для получения дальнейшего образования. Посту­пая в старший класс определенного профиля, он получает дополнительную подготовку и преимущество для поступления в ВУЗ на выбранную специаль­ность.

своей деятельности и комплекса оказываемых образовательных услуг. Поскольку рынок образовательных услуг в городе Сибае наметил тенденцию к расширению потребительского спроса и постоянному возникновению новых потребительских желаний.

2) Постоянное отслеживание изменений спроса на образовательные ус­луги и адекватная реакция на эти изменения. Только при выполнении этого условия можно гарантировать выжива­ние в рыночных условиях в будущем, и стабильное получе­ние прибыли.

3) Постоянный поиск новых путей приложения своих возможностей на образовательном рынке, и, в частности, создание новых образовательных ус­луг и предложение их рынку, т. е. создание спроса на свои услуги.

Необходимо проводить маркетинговые исследования, целями которых являются:

1) Исследование существующего спроса и поиск путей для фирмы предложить свою продукцию на том или ином секторе рынка, а также поиск спроса на несуществующий пока товар или услугу и определение для себя возможности приложения своих сил в этой области.

2) Оценка существующего положения фирмы и выявление ее слабых и сильных сторон.

Для достижения первой цели нужно выполнить следующую последова­тельность действий:

1) Определить сегмент рынка, на котором возможна реализация уже существующей услуги или возможно существование скрытого спроса.

2) Выяснить социо-возрастные характеристики представителей данного сегмента рынка (возраст, уровень существующего образования, уровень до­хода и т. п.).

3) Провести маркетинговое исследование в той или иной форме для выяснения возможностей и желания представителей данного сегмента потре­бителей воспользоваться предлагаемыми факультетом услугами, или на­сколько этот сегмент готов к потреблению новой услуги, которую планиру­ется ему предложить.                         

Для достижения второй цели лучшим способом будут следующие дей­ствия:

1) Выделить сегмент рынка, мнение которого планируется выяснить данным исследованием.

2) Провести личную беседу или с каждым представителем выделенного сег­мента, или с группой лиц, выражающих общее мнение.

При проведении любого маркетингового исследования большое внимание уделяется  личной беседе с человеком, мнение которого нужно узнать, особенно это важно на рынке образовательных услуг, специфика которого заключается в непосредственном, личном контакте обучающегося и обучаемого, что делает очень важными психологические особенности того и другого. Поэтому для фирмы, специализирующейся в области оказания образовательных услуг, было бы весьма интересным выяснить особенности психологии потре­бителей своей продукции на этапе предварительной встречи с клиентом, в данном случае во время проведения маркетингового исследования.

          Необходимо использовать рекламу в течение всего года в целях популяризации ПЛ-24 среди местного населения и близлежащих районов.

Информация  о лицее может быть разнообразной, начиная – какие образовательные услуги предоставляются и по какой цене, заканчивая -  проведенными мероприятиями и впечатлениями учащихся о них.

          Реклама о лицее иногда мелькает в местных газетах, но необходимо постоянство, надо разработать руководством план и его придерживаться. На рынке образовательных услуг должно проводиться позиционирование ПЛ-24  

           Уже сейчас назрела необходимость проведения маркетинговых исследований. Провести опрос учащихся, который позволит узнать пожелания лучшей организации учебы и досуга учащихся. Конечно, на реализацию пожеланий необходимы средства. Проводить «Дни открытых дверей» с раздачей брошюр о лицее.

           Необходимо устанавливать долгосрочные контакты с предприятиями города на устройство специалистов, добиваться, с учетом повышения уровня  преподавания и запросов рынка, повышения конкурентноспособности наших учащихся.

                                                                              Маркетинговый план

 

Деятельность

 

сент

Окт

нояб

дек

янв

февр

март

апр

май

лето

Жемчужина-2006

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посвящение в лицеисты

 

*

 

 

 

 

 

 

 

 

Помощь абитуриентам

*

 

 

 

 

 

 

*

*

*

Осенний бал

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

 

Реклама в СМИ

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Мероприятия в общежитии

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Приглашение успешных выпускников

*

*

 

*

 

*

 

*

 

 

Опрос уч-ся и реализация пожеланий

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Информация о работе Начальное профессиональное образование - фактор наращивания человеческого капитала