Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 22:12, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: проанализировать состояние в системе начального профессионального образования на примере Профессионального Лицея № 24, являются учащиеся лицея конкурентноспособными на рынке труда.
Задачи исследования:
1) какую роль играет начальное профессиональное образование в системе профессионального образования;
2) являются ли учащиеся профессионального лицея востребованными на рынке труда;
3) создание и анализ «социального портрета» учащихся профессионального лицея №24.
Находясь в коллективе учебного заведения, учащиеся попадают в противоречивые ситуации между желанным всеобщим уважением к себе и неадекватным ему восприятию себя другими. Они имеют проблемы: во-первых, с учителями, во-вторых, с другими учащимися. Наличие противоречий в данной среде объективно связано с особенностями «переходного» возраста, с желанием самоутвердиться, что в частности отмечается в исследованиях конфликтов в учебном заведении. Авторы исследования конфликтов в школе (Табл.2), например, отмечают, что конфликты в данной среде - характерное явление. В учебном заведении происходит интенсивный процесс социализации личности, и в зависимости от того, сколь успешно осуществляется этот процесс, - в первую очередь освоение духовных, нравственных ценностей, - снижается (возрастает) частота конфликтов. Именно духовность - детерминирующее основание деятельности, поведения, поступков людей. При этом имеются в виду все субъекты образовательного учреждения.
С данными выводами совпадают и наши заключения.
— 68,5% учащихся имеют проблемы, связанные со своим поведением, 76,1% - с отношениями с одногруппниками, 84,8% — с учителями;
— 98,6% респондентов имеют друзей (подруг), причем 50,0% - из числа одногруппников;
— по шкале жизненного кредо друзей позитивные смыслы «перевешивают»;
— несмотря на общее благополучие, связанное с пребыванием в профессиональном учебном заведении, учащиеся нередко втягиваются в конфликтные отношения, и главным образом с учителями.
Результаты нашего исследования позволяют отметить, что 75,7% опрошенных считают себя достаточно взрослыми, чтобы принимать решения, касающиеся учебы, досуга, поведения. Ответы на вопрос: «Какая позиция Вам ближе?» показывают, что 15% ощущают себя взрослыми, то есть способными самостоятельно принимать решения, умеющими постоять за себя (к ним относятся в первую очередь те, кто имеет подработки – 37,7%); 54,3% считают себя девушкой (юношей); 24,3% - подростком; 0,4% - ребенком.
54,3% учащихся профтехшколы считают себя верующими, в том числе 21,7% посещают церковь; к неверующим себя относит каждый четвертый.
Более половины опрошенных положительно относятся к тому, что у них должен быть образец для подражания, идеал.
На вопрос: «Какие черты Вы бы включили в характеристику вашего идеала?» ответы распределились следующим образом (в %):
69,9 68,8 68,8 67,0 64,9 60,5 60,1 . 56,9 56,9 56,9
■■'■ 45,3
■• 43,5 l
-'■■■■"■ 42,8
38,8
■' 31,5
' ' 30,1
29,3
27,9
27,2
26,4
' ■■■ 19,6
■■"'■'■ 18,8
' !" 16,7
11,2
I. Доброта
II. Честность
III. Умение постоять за себя
IV. Смелость
V. Храбрость
VI. Физическая сила
VII. Самостоятельность
VIII. Стремление быть справедливым
IX. Уважение к старшим
X. Трудолюбие
XI. Гуманность, человечность
XII. Дисциплина
XIII. Интерес к учебе
XIV. Увлечение новым
XV. Коллективизм
XVI. Общественная активность
XVII. Патриотизм
XVIII.Способность к творчеству
XIX. Гражданственность
XX. Принципиальность
XXI. Критичность мышления
XXII. Готовность поступить по рекомендации учителя
XXIII. Изворотливость
XXIV. Наглость
Почти абсолютными характеристиками идеала для подражания являются традиционные, присущие русской культуре качества: доброта, честность, смелость, умение постоять за себя. С большим «отрывом» от них рассматриваются: дисциплина, интерес к учебе, увлечение новым, способность к творчеству. Критичность мышления. А такие качества, как общественная активность, патриотизм, гражданственность и принципиальность, интересуют меньшую часть респондентов: от 30,0% до 26,4%. Если принимать во внимание, что качество идеала предполагает желание развить их у себя, то есть основание думать, что из данной категории опрашиваемых выйдут в основной массе добрые и честные люди, уважающие труд и старших. Но что это даст отечеству и обществу, пока не ясно.
Поведение любого человека оценивается относительно общей культуры и той, к которой он принадлежит. В условиях переоценки нормативных культурных ориентиров, которые переживает современное общество, поведение молодежи обусловлено гораздо большим разнообразием факторов, чем в идеологически тоталитарном государстве. И сегодня на индивидуальном уровне оно представляет собой «пестроту» моделей как условных образцов взаимодействия и ориентиров. В нашем анализе мы опираемся, в частности, на положение о том, что важным показателем в поведении молодых людей является их отношение к старшим и таким как они сами. Выполняя трансляционную функцию (связь между поколениями своих отцов и своих детей) в обществе, именно молодежь закрепляет, изменяет и формирует характер этих отношений.
Восприятие своих родителей учащимися также стало предметом нашего внимания. Опрос показал, что более половины опрошенных (56,5%) включили бы в свой идеал для подражания уважение к старшим. Это один из приоритетных показателей в ряду предпочтений. Образцом для поведения у большинства учащихся являются родители и их родственники - 63,8%, только 33,0% на этот вопрос ответили отрицательно. Среди тех, кто ответил положительно, объектом для подражания выступили: отец - для 23,6% и мать - для 18,1%, дедушка и бабушка - 4,7%, 14,9% - брат или сестра. Гораздо более скромное место среди образцов для подражания занимают учителя - немногим более 10%.
Значит, отношение к старшим формируется, главным образом, семьей, близкими. Возможно, именно семья дает установки и на выбор форм и образцов поведения учащихся, отношения к поведению других.
Отношение к поведению сверстников отражает косвенным образом те характеристики, которые присущи самим респондентам, а также позицию в отношении тех или иных форм поведения людей в обществе. Данные таких отношений и позиций получены в результате ответов на вопрос «Как Вы относитесь к Вашему одногруппнику, если он...». Данные ответов представлены в таблице, приведенной ниже в таблице 2.
Таблица 2 Отношение к действиям и поведению одногруппников (в %)
Варианты характеристик и действий | Отношусь положительно | Отношусь отрицательно | Мне безразлично это его дело |
Отличается низкой успеваемостью | 14,9 | 20,3 | 43,1 |
Нарушает общественную дисциплину | 8,0 | 40,3 | 31,5 |
Употребляет спиртные напитки | 12,7 | 26,1 | 38,0 |
Употребляет наркотики | 2,5 | 56,5 | 17,8 |
Сквернословит | 5,8 | 34,4 | 33,0 |
Бьет слабого | 4,0 | 61,2 | 3 0,9 |
Курит | 17,4 | 14,9 | 48,3 |
Нарушение дисциплины — явление для учащихся профтехшколы, как видно, неодобряемое: 40,3% отрицательно относятся к тем, кто нарушает дисциплину. Еще большую отрицательную реакцию получают те, кто бьет слабого - 61,2% и употребляют наркотики - 56,5%. Меньше всего беспокоят и даже находят одобрение те одногруппники, которые имеют низкую успеваемость -
14,9%, курят - 17,4%. Для 43,1% и 48,3%, соответственно, эти явления безразличны. В какой-то мере такое отношение находит отражение в собственном поведении: 58,7% употребляют спиртные напитки, 11,6% - приходилось принимать наркотики.
Поведение учащихся по-разному воспринимается в группе таких, как они, и это восприятие оценивается респондентами неоднозначно, что представлено в таблице 3.
Таблица 3 Отношение к нарушениям дисциплины
Если Вы нарушаете дисциплину, как к этому относятся од-ногруппники? | % | Какова Ваша ответная реакция на отношение одногрупп-ников к Вашему поведению? | % |
Положительно | 5,8 | Мне важна положительная оценка | 26,5 |
Отрицательно | 31,5 | Меня беспокоит отрицательное отношение | 52,5 |
Безразлично | 27,5 | Мне безразлично | 18,8 |
Не знаю | 34,5 |
|
|
Как видно, опрошенных очень затрагивает то, как их поведение воспринимается окружающими. Они стремятся к одобрению, но его получает лишь 5,8%, если они нарушают дисциплину. В этой ситуации нельзя говорить о деструктивном поведении в среде сверстников. Возможно, это связано с тем, что члены группы, какими являются учащиеся профтехшколы, дополняют друг друга в своих способностях, не ущемляя достоинства других, или имеют одинаковые. Это видно из таблицы 3, включающей результаты опроса первокурсников.
Таблица 4 Относительная оценка своих способностей (в%)
Способности | Выше средних | Несколько выше | Средние | Ниже средних |
В области гуманитарных наук | 6,3 | 18,2 | 62,3 | 8,4 |
В области естественных наук | 7,2 | 19,9 | 55,3 | 10,7 |
Музыкальные | 12,7 | 14,5 | 39,6 | 25,0 |
Художественные | 13,1 | 15,2 | 42,6 | 21,3 |
В работе с техникой | 14,6 | 23,2 | 37,7 | 15,8 |
Освоение профессий | 21,5 | 35,2 | 35,0 | 3,1 |
Физические | 20,9 | 25,0 | 39,3 | 8,4 |
Организаторские | 9,4 | 21,7 | 47,3 | 13,7 |
К общению | 20,7 | 30,9 | 35,9 | 5,9 |