Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 22:12, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: проанализировать состояние в системе начального профессионального образования на примере Профессионального Лицея № 24, являются учащиеся лицея конкурентноспособными на рынке труда.
Задачи исследования:
1) какую роль играет начальное профессиональное образование в системе профессионального образования;
2) являются ли учащиеся профессионального лицея востребованными на рынке труда;
3) создание и анализ «социального портрета» учащихся профессионального лицея №24.
Все это свидетельствует, что начальное профессиональное образование на правильном пути.
Второй: для полного раскрытия потенциала начального профессионального образования оно должно энергично продвигаться по пути модернизации, иметь достаточное финансирование.
Следующий момент — доля производства в финансировании начального профессионального образования остается слишком низкой. Это служит крайне негативным сигналом для опережающей подготовки рабочих кадров.
Таким образом, нужны целенаправленные законодательные меры — и инвестиции в начальное профессиональное образование придут. А тогда ускорятся темпы его модернизации, будет обновляться учебно-материальная база, повысится интерес к этому жизненно важному сектору образования, которому предстоит играть ведущую роль в экономике общества будущего.
Третий: модернизация и успешное социальное партнерство нуждаются в совершенствовании образовательных программ начального профессионального образования. Пока же содержание этого уровня образования разрабатывается на базе устаревающих тарифно-квалификационных справочников, которые не отражают в полной мере уровня производства, достигнутого в отраслях экономики. К тому же известно, сколь различны требования, предъявляемые сегодня на предприятиях, к уровню подготовки и повышению квалификации. Давно уже возникла необходимость вооружать ведущие профессиональные группы знаниями, навыками и умениями, которые были бы едиными для всех и обеспечивали полноту и целостность.
Ныне процессы глобализации вторгаются в нашу жизнь и вносят изменения в то, как мы учимся, работаем и даже думаем о работе. Они меняют характер трудовой деятельности, а также умения и навыки, необходимые практически в любой профессии. Отсюда экономике требуется высоко производительная и гибкая рабочая сила, способная адаптироваться к быстро меняющимся условиям трудовой деятельности.
Мы переживаем переходный период, связанный с регионализацией начального и среднего профессионального образования. Период очень тяжелый, болезненный.
Триединая задача, которую выполняло начальное профессиональное образование, — дать образование, рабочую квалификацию, обеспечить социальную защищенность - сегодня в полном объеме невыполнима. В новых экономических условиях основной упор как в начальном, так и среднем профессиональном образовании должен быть сделан на подготовку востребованных кадров. Подготовка по так называемым конъюнктурным специальностям (бухучет, экономика, юриспруденция) может и должна осуществляться на платной основе, как один из способов получения внебюджетных средств учреждениями образования.
Столь масштабная передача федеральных учреждений в ведение республики — хорошая «лакмусовая бумажка» для выявления организационных способностей руководителя, коллектива в целом. В условиях жесткого бюджетного дефицита республика взяла на себя большую часть расходов по содержанию сети начального и среднего профессионального образования. Подобных аналогов в России мало.
Задача директоров — проявить инициативность, экономическую мобильность, самостоятельность. Сегодня требуются постоянное подтверждение соответствия образовательным запросам социума, выработка адаптационных механизмов и усиление маркетингового обеспечения собственной деятельности. Время ожиданий помощи из бюджета прошло. Большинство учреждений доказали свою жизнеспособность во время защиты программ функционирования училищ и лицеев в условиях переходного периода, согласовали свои действия с главами администраций районов и городов. На основе изучения рынка труда, требований заказчиков кадров предстоит ввести новые перспективные направления подготовки, отказаться, как уже говорилось, от подготовки невостребованных специалистов, расширить пространство социального партнерства, долгосрочной целевой контрактной подготовки, сформировать систему единого регионального заказа на подготовку специалистов.
С 1 января 2004 г., когда в ведение Министерства образования Республики Башкортостан перешли 107 федеральных учреждений с численностью обучающихся, превышающей 54 тыс. человек, работающих-13 тыс. человек. Причем из федерального бюджета на их содержание было выделено немногим более 20 % от потребности. И только благодаря руководству нашей республики, изыскавшему возможность поддержать профессиональные лицеи и училища за счет средств республиканского бюджета, система начального профессионального образования выжила с минимальными потерями.
К концу 2004/2005 учебного года количество учреждений сократилось на 3 (Стерлитамак, Баймак, Зилаирский район), филиалов — на 2 (Уфимский, Туймазинский районы). Оптимизирована профильная структура подготовки, более чем на восемь тысяч человек сокращен план приема (на базе 11 классов — на 1,8 тыс., на базе 9 классов — на 6,4 тыс. человек!. План приема, составляющий шестнадцать тысяч человек, выполнен полностью. В итоге сегодня в наших учреждениях обучаются около пятидесяти тысяч человек.[1]
Характерные как для страны в целом, так и для нашей республики демографические процессы в наибольшей степени затронули пока общеобразовательную школу. В начальном и среднем профессиональном образовании сокращение общей численности учащихся только начинается: по прогнозу к 2010 году число обучающихся в профессиональных лицеях и училищах должно сократиться на тридцать шесть, в техникумах и колледжах — на двадцать шесть процентов. Старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним десяти - двадцатипятилетним повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений.
Развитие образовательных услуг в сфере начального профессионального образования затруднено сегодня отсутствием средне и долгосрочных социально-экономических прогнозов подготовки специалистов с учетом одновременно как региональных, так и отраслевых потребностей. С другой стороны, имеет место противоречие, касающееся расхождения образовательных потребностей выпускников школ и потребностей рынка труда. Работодатели предъявляют все больше требований к претендентам на вакансии: теперь никому не нужен просто продавец, необходимы знания по маркетингу, менеджменту, основам бухгалтерского учета и многое другое.
На рынке труда республики по-прежнему сохраняется профессиональный, квалификационный и территориальный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Так, в первом полугодии 2006 г., среди ищущих работу почти тридцать три процента составили граждане, ранее работавшие по рабочим профессиям (в прошлом году — тридцать два процента). Как показывает анализ, спрос (вакансии) превышал предложение (граждане, ищущие работу) по таким рабочим профессиям как бетонщик, газорезчик, каменщик, кровельщик, машинист экскаватора, механизатор широкого профиля, облицовщик-плиточник, отделочник, официант, плотник, продавец продовольственных товаров, сварщик, слесарь-сантехник, столяр, токарь, фрезеровщик, штукатур-маляр, электрик. Спрос меньше предложения по следующим рабочим профессиям: аппаратчик, лаборант химического анализа, оператор котельной, оператор ЭВМ, дояр, слесарь.
За 2003 г. профессиональными училищами и лицеями республики подготовлено для предприятий и организаций всех форм собственности республики почти двадцать четыре тысячи квалифицированных рабочих. Из них дипломы получили двадцать с половиной тысяч, в том числе с отличием — более тысячи восьмисот, свидетельства получили более двух тысяч семисот человек.
Исходя из общего числа профтехучреждений, специалистов должно хватать. Но это теоретически. Первая проблема — недостаточная материальная база, вторая — училища и лицеи по старинке готовят выпускников по очень узким специальностям. В Российском классификаторе их около 600, тогда как в Международном — порядка 80. Чем специфичнее профессия, тем труднее угадать спрос на нее. Например, ту же «вышивальщицу» было бы целесообразнее совместить с такими специальностями как «портной», «закройщик», «конструктор швейного производства». Получился бы крепкий, всегда востребованный универсал. Вывод очевиден — руководителям профессиональных лицеев и училищ в учебных планах следовало бы учитывать общую тенденцию к укрупнению профессий.
Другая общая задача — создать механизмы, чтобы крупнейшие предприятия были заинтересованы поддерживать и развивать материальную базу связанных с ними профессиональных училищ и лицеев. Республика сохранила практику шефства. И городские, и сельские учреждения закреплены за базовыми предприятиями. Здесь помогут только долговременные, честные связи между руководством училищ и лицеев и предприятий. В социальный диалог следует активнее подключать профсоюзы и службы занятости, которые аккумулируют заявки социальных партнеров.
Какого специалиста должны выпускать сегодня учреждения начального профессионального образования? Встает вопрос о качестве обучения и воспитания.
Возможно, это формирование новой модели выпускника — гибкого, адаптивного, любознательного, профессионально грамотного, способного успешно реализовать себя как в профессиональной сфере, так и в других: семейной, досуговой, политической.
Сегодня мы говорим о модернизации образования, которая должна носить выверенный, точный характер, быть адекватной нашему сегодняшнему социально-экономическому, психологическому, демографическому состоянию. Поэтому нам предстоит продолжить начатую в 2005 году поэтапную оптимизацию сети и объемов подготовки, включая:
объединение однопрофильных учреждений по территориальному признаку:
- объединение разнопрофильных учреждений с последующей оптимизацией структуры подготовки;
- сокращение сети нерентабельных филиалов учреждений начального профессионального образования;
- присоединение отдельных учреждений начального профессионального образования к учреждениям среднего профессионального образования по отраслевому и территориальному признакам.
Правительству представлен проект Плана мероприятий по оптимизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования Республики Башкортостан на 2005-2008 годы. Предполагается оптимизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования в городах Уфе, Салавате, Октябрьском, Белорецке, Белебее, Туймазы, Ишимбае, Кумертау, Стерлитамаке, Альшеевском районе, а также дальнейшее сокращение плана приема. Сокращение сети учреждений начального профессионального образования составило 14 единиц, кроме того, ликвидируются 2 филиала в городах Межгорье и Белебее. Планируется объединить однопрофильные профессиональные училища и лицеи в Уфе, Салавате, Альшеевском районе; присоединить учреждения начального профессионального образования к учреждениям среднего профессионального образования в городах Белорецке, Кумертау, Ишимбае, Туймазах, Уфе; укрупнить учреждения начального профессионального образования в городах Ишимбае, Октябрьском.
По сравнению с 2005 в 2006 году сократили контрольные цифры приема в учреждения начального профессионального образования на 3,0 тыс. учащихся (18,8%), среднего профессионального образования — на 0,8 тыс. учащихся (18,2%).
Общее высвобождение бюджетных средств в 2006 финансовом году в результате проведенных на втором этапе мероприятий составит 133,6 млн. рублей, в том числе по учреждениям начального профессионального образования — 124,0 млн. рублей, которые будут направлены на пополнение недостающего бюджета 2006 года на содержание учреждений начального профессионального образования. Это позволит в 2006 году обеспечить исполнение бюджета на 78,4% вместо 75,3% в 2005 году.
Главное, чтобы на основе регионализации начального профессионального образования обеспечить более полное соответствие системы и практики подготовки рабочих кадров особенностям и требованиям республики, по возможности сохранить сеть, контингент учащихся, кадры преподавателей и мастеров, материальную базу наших учреждений.
Поэтому, определяя приоритеты в этой области на предстоящий учебный год, нельзя не учитывать серьезные изменения, связанные с переходом профессиональных училищ и лицеев в ведение республики. Этот вопрос волнует сегодня не только тех. кто непосредственно занят подготовкой квалифицированных рабочих кадров, но и. руководство республики.
Проблема в том, что механизм передачи учреждений профессионального образования, в том числе и начального, еще не выработан. К моменту передачи так и остался нерешенным целый комплекс проблем:
- недостаточное финансовое обеспечение, которое не превышает 40% от потребности
- низкие возможности социальной защиты обучающихся (у 80% обучающихся родители имеют заработную плату ниже прожиточного минимума, 50% — из неполных семей);
- слабая материальная база производственного обучения (коэффициент обновления используемого оборудования не превышает 1,2—1,3% .в год); отсутствие заинтересованности базовых предприятий в подготовке рабочих кадров большинство из них прекратили помощь в переоснащении учебно-материальной базы и отказались от производственной практики);
-низкий уровень заработной платы педагогических работников и мастеров производственного обучения (обеспеченность ими составляет 70%, оплата труда отстает от других отраслей социальной сферы и не достигает двух тысяч рублей в месяц). С таким «наследством» и блоком нерешенных проблем республике предстоит принять сеть профессиональных училищ и лицеев. Пока точно известно лишь то, что на федеральном уровне сохранятся только те образовательные учреждения, которые готовят специалистов для наукоемких и высокотехнологичных производств, а также базовые учреждения.