Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 19:22, реферат
Оптовая торговля — торговля партиями товара. Чаще всего, товар, покупаемый у оптового продавца, предназначен для последующей перепродажи. Но также нередко покупателями выступают крупные потребители товара. Оптовая торговля является посредником между производителем и розничной торговлей. Участвует в ускорении товародвижения, синхронизации производства и потребления.
Предприятие-производитель делает закупки сырья, деталей также с учетом требуемого качества производимых товаров.
Процесс закупки состоит из ряда последовательных шагов:
.определение потребностей
в конкретном товаре, конкретной
торговой марке с
.определение потребностей в ассортименте, который желательно покупать у одного поставщика;
.определение критериев,
которые составляют исходную
базу при оценке поставщиков
и ведении переговоров с ними
(экономические, маркетинговые,
.поиск и анализ поставщиков
методами маркетингового
.отбор поставщиков и
организация переговоров с
.размещение пробных заказов;
.оценка результатов;
.заключение долговременных договорных соглашений.
Можно определить основные требования к поставщикам:
·популярность (известность торговой марки);
·надежность;
·доступность;
·заинтересованность в совместной работе;
·понимание роли маркетинга в продвижении своей продукции;
·минимальные сроки поставки;
·понимание необходимости брать на себя долю риска, например, связанного с транспортировкой.
При отборе поставщиков оптовая компания решает вопрос, остановиться на одном поставщике или выбрать несколько поставщиков (соответственно: принцип концентрации заказов или принцип распыления заказов).
Преимущество концентрации заказов у одного поставщика позволяет получить большие скидки за счет большего размера заказа. Этому же способствует тесное сотрудничество, включая и осуществление совместных проектов по производству новых товаров. Оптовая компания может предоставлять информацию о новых тенденциях спроса, новых товарах, поступающих на рынок от других производителей.
Однако работа с одним поставщиком увеличивает риск оптовика и ограничивает его возможности быстро подстраиваться под требования розничной сети.
Для снижения такого рода риска оптовая компания работает одновременно с несколькими поставщиками. Если поставщики заинтересованы сотрудничать с оптовиком, то это можно использовать для получения дополнительных выгод, добиваясь уступок от них.
Маркетинг-логистика оптовой
компании заключается в разработке
такой транспортно-складской
Часто такие требования приводят к тому, что оптовая компания вынуждена размещать торговые склады наиболее близко к магазинам. С другой стороны, собственные закупки оптовика больших партий товара у производителей заставляют его решать следующую задачу: иметь центральный распределительный склад или, минуя его, развозить товар по районным складам.
Маркетинговые решения в системе сбыта имеют цель оказать поддержку в реализации планируемого объема товаров на местном и региональном рынках.
Маркетинговая информация, подпитывающая сбыт, способствует снижению риска сбытовой деятельности.
Маркетинговые решения сбыта охватывают весь комплекс маркетинг-микса:
·решение о товарном ассортименте. Подробно вопросы формирования товарного ассортимента были рассмотрены в предыдущей главе, поэтому кажем только некоторые ключевые моменты. При принятии решений по ассортименту необходимо учитывать степень близости между товарами различных товарных групп, возможности предприятия (финансовые, кадровые, складские и т.д.), требования покупателей, наличие конкурентов. С финансовой точки зрения, формирование ассортимента происходит с учетом оборачиваемости товаров, размера товарооборота и получаемой прибыли. Расширение ассортимента производится по нескольким причинам:
oдля некоторых товаров основного ассортимента необходимо иметь дополняющие товары (товары-комплименты);
oдеятельность оптовой компании при данном ассортименте нерентабельна (малый оборот);
oрешаются другие маркетинговые задачи: продвигаются товары-новинки, предприятие переключается на более крупные розничные сегменты и т.д.;
·решение о ценах. В
подавляющем большинстве
·решение о каналах
сбыта. Варианты решения о методиках
и каналах сбыта оптовой
·решение о размещении места хранения товарных запасов. Оптовая компания решает вопрос об организации системы складов или одного централизованного склада, а возможно и их комбинации. Исходными моментами служат соотношение между издержками на обеспечение производственной деятельности складов и улучшение обслуживания клиентов оптовика;
·решение оптовой компании в области коммуникаций. Коммуникативная политика большинства оптовиков направлена, прежде всего, на профессиональный рынок сбыта.
Наиболее часто применяются следующие методы коммуникации:
·деловая реклама;
·личные продажи;
·стимулирование сбыта;
·крупные оптовые компании проводят также PR-кампании.
Деловая реклама - размещение
в выбранных каналах делового
предложения о возможности
Личные продажи осуществляются
на всех иерархических уровнях
Стимулирование сбыта в оптовой торговле осуществляется по трем направлениям:
.стимулирование потребителей;
.стимулирование посредников;
.стимулирование собственного сбытового персонала.
Стимулирование потребителей
производится с целью привлечение
покупателей к совершению покупки
именно данного товара. На покупателя
оказывается эмоциональное
Стимулирование посредников. Основными средствами стимулирования являются:
·предоставление скидок с цены за объемы;
·предоставление скидок за включение нового товара в закупаемый ассортимент;
·скидка-сконто;
·предоставление дистрибьюторских (дилерских) скидок;
·предоставление представителям материалов с рекламой торговой марки производителя;
·организация профессиональных встреч и специализированных выставок;
·конкурсы, лотереи, игры для дилеров и других посредников с целью побуждения к увеличению объемов закупок;
·организация сервиса;
·организация обучения и т.д.
Стимулирование собственного торгового персонала. Успех сбытовой деятельности во многом зависит от того, насколько сотрудники отдела сбыта, заинтересованы в результатах своей работы. Для этого на предприятии должна быть система стимулирования торгового персонала. В общем виде эта система имеет финансовую и нефинансовую основу. Финансовые методы стимулирования предполагают сочетание постоянной части заработной платы с премиальной, комиссионной формой вознаграждения за конкретные результаты. Нефинансовые методы: материальное (бесплатные обеды, оплата транспорта и т.д.) и нематериальное (кубки, грамоты и т.д.) стимулирование может распространяться как на отдельного сотрудника, так и на какую-либо группу. Мероприятия по стимулированию требуют значительных расходов, поэтому симулирование планируется с максимальной отдачей от вложенных средств.
Организация мерчиндайзинга. Мерчиндайзинг - это любая форма деятельности производителя или оптовой компании в месте розничной продажи, позволяющая максимально повысить товарооборот.
Основные процедуры
.размещение товара в торговом зале;
.контроль над своевременным
пополнением товарных запасов
и, особенно, за нахождением товара
в нужном количестве в
.оценка справедливости цены на товар, указанной на ценнике.
Маркетинг-аудит системы
сбыта должен поддерживать систему
сбыта в высокоэффективном
3.2 Принятие маркетинговых решений в розничной торговле
Особенностью розничного предприятия является ограниченная зона притягательности для покупателя. Как было сказано выше, притягательность магазина существенно зависит от его размера и удаленности.
Для повышения притягательности
розничные предприятия
Представим основные направления маркетинговой деятельности розничного предприятия в таблице.
Задачи маркетингаСодержание1. Разработка маркетинговых стратегийразмещение предприятия; формирование имиджа; создание розничной сети; определение уровня специализации; организация новых форм торговли; диверсификация деятельности.2. Проведение маркетинговых исследованийисследование магазинов-конкурентов; исследование работы наиболее известных предприятий торговли; исследование поведения покупателей в торговом зале; исследование рынка поставщиков.3. Маркетинг закупокоценка поставщиков по имиджу торговых марок товаров, деловой репутации; разработка политики закупок.4. Разработка маркетинг-миксатоварная и ассортиментная политика; марочная политика; ценовая политика; решения по форме продаж; решения по уровню обслуживания; коммуникативная политика; сервисная политика.5. Организация мерчиндайзингарешения по планировке торгового зала; решения по размещению товаров; решения по дизайну торгового зала.6. Маркетинг-аудит торговой деятельностиорганизация ревизии товарного ассортимента; организация работы с претензиями покупателей.7. Решения по подбору торгового персоналаразработка требований к персоналу; обучение персонала; работа персонала в торговом зале.
Разработка маркетинговой стратегии розничного предприятия начинается на самой ранней стадии создания предприятия.
С позиции маркетинга при выборе места расположения необходимо оценить престижность района, его социологический портрет, покупательскую способность, а также наличие магазинов-конкурентов.
При оценке потенциальных покупателей необходимо учитывать вероятностный характер посещения ими данного магазина, частоту посещения, средний размер покупки при одном посещении.
Потенциальное число посетителей магазина складывается из жителей, проживающих в данном микрорайоне, пешеходов - жителей других районов, проезжающих мимо автоводителей с пассажирами и людей, специально приезжающих в данный магазин за покупками.
Очень важно, чтобы магазин сформировал в глазах покупателей определенный имидж. К наиболее важным показателям имиджа относятся:
·соотношение «цена - качество» товарного ассортимента;
·атмосфера магазина;
·внешний вид здания магазина, особенно витрин и входной двери;
·состояние прилегающей территории;
·внешний вид и поведение продавцов;
·оформление торговых прилавков, витрин;
·чистота торгового зала и вспомогательных помещений;
·отношение к проблемам покупателей.
Каждый показатель должен быть конкретизирован в каждом конкретном случае, но следует помнить, что формирование имиджа требует длительного времени, а его разрушение может произойти быстро.
Имидж розничного предприятия должен разрабатываться с учетом основных типов покупателей, которые заметят и оценят осуществляемую имиджевую политику магазина.
Маркетинговые исследования
предприятия розничной торговли
проводят, как правило, собственными
силами, ограничиваясь исследованием
работы ближайших магазинов-
Важными направлениями маркетинговых исследований в розничной торговле являются:
·изучение поведения покупателей;
·изучение степени удовлетворенности покупателей;
·изучение поведения покупателей в торговом зале;
·изучение мнения покупателей о конкретном товаре, уровне обслуживания, атмосфере магазина и т.д.;
·определение доли постоянных покупателей.
Маркетинг закупок магазина отличается от маркетинга закупок, которые производят оптовые компании, большими возможностями выбора за счет широкого спектра предложений, как самих производителей, так и большого количества крупных и мелких оптовиков.