Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:55, дипломная работа
Объектом исследования данной дипломной работы является Федеральное государственное унитарное предприятие «Ижевский почтамт». Исходя из этого, основными вопросами, рассмотренными в работе, будут следующие:
· анализ существующей структуры предприятия;
· анализ коммерческой деятельности предприятия;
· разработка конкретных предложений совершенствования коммерческой деятельности предприятия.
Выбор темы обусловлен важностью исследуемой области для существования и развития предприятия на современном этапе развития рыночных отношений.
Введение……………………………………………………………………..….....3
1. Общая характеристика предприятия……………………………………...…..6
1.1.Цели и направления деятельности организации, организационно-правовая форма…………………………...………………………………………………….6
1.2. Характеристика структуры управления…………..……………………….13
1.3. Характеристика оказываемых услуг…………………………………….....15
1.4. Организация торгово-технологического процесса на примере магазина «Мир открыток» ФГУП «Ижевский почтамт»…………………………….…..26
1.5. Экономическая среда, конкуренты, поставщики……………..…………..30
1.6. Организация и оплаты труда на предприятии……………………..……...34
1.7. Маркетинговая деятельность на предприятии……………………..……..39
1.8. Основные экономические показатели деятельности предприятия……...42
2. Теоретические основы организации работы предприятия .………………44
2.1 Организация коммерческой деятельности предприятия………….……....44
2.2 Порядок формирования ассортимента товаров на предприятии…….…..50
2.3. Организация, управление и стимулирование сбыта……………………58
3. Анализ коммерческой деятельности предприятия ФГУП «Ижевский почтамт»……………………………………………………………………….....71
3.1. Организация коммерческой деятельности предприятия…………………71
3.2. Анализ основных фондов……………………………………………….…72
3.3. Анализ затрат на производство, прибыли и рентабельности…………….79
3.4. Анализ конкурентоспособности предприятия и пути его улучшения…..83
3.5. Расчет и анализ точки безубыточности…………………………..……......88
3.6. Пути совершенствования коммерческой деятельности и расчет эффективности от предложенных мероприятий…………………………..…..93
Заключение………………………………………………………………….….104
Список литературы…………………………………………………..……..….106
Годы |
Объем валовой продукции, тыс. руб., Qb |
Среднесписочная численность работников, чел. |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб., Св |
2005 |
579 979,5 |
719 |
68 093 |
2006 |
737 433,3 |
744 |
77 143 |
Таблица 10
Динамика основных показателей использования основных фондов на предприятии ФГУП "Ижевский почтамт"
Годы |
Фондоотдача, руб./ руб. |
Фондоемкость, руб./ руб. |
Фондовооруженность труда, тыс. руб. на 1 работника |
2005 |
8,517 |
0,117 |
94,7 |
2006 |
9,559 |
0,105 |
103,7 |
За период с 2005 по 2006 год
фондоотдача на предприятии значительно
увеличилась (фондоемкость, соответственно,
снизилась, как величина обратная),
фондовооруженность труда выросла.
Это может быть свидетельством увеличения
эффективности использования
Одним из направлений повышения
эффективности деятельности является
улучшение использования
Величина оборотных средств
зависит от объема оказания услуг
и длительности их оборота. Чем быстрее
средства совершают кругооборот, тем
их требуется меньше при одном
и том же объеме производства. Поэтому
эффективность использования
Оборачиваемость оборотных средств выражается следующими показателями:
1. продолжительностью одного
оборота в днях Кд, которая определяется
отношением стоимости среднего остатка
оборотных средств за определенный
период времени Ос к однодневному
объему продукции за тот период.
Число дней в году примем равным 365. Средний остаток оборотных средств за год возьмем как среднее арифметическое между остатком средств на начало и конец года, т. е. Q/ Вд,:
Кд = Ос* Вд/
Q;
2005 = (57 102 + 58 137)/ 2 = 57 619,5 (тыс. руб.)
2006 = (58 137 + 62 916)/ 2 = 60 526,5 (тыс. руб.) Тогда:
Кдв 2005 = 57 619,5* 365/ 579 979,5 = 36,26 (дней)
Кдв 2006 = 60 526,5* 365/ 737 433,3 = 29,95 (дней)
2. коэффициентом оборачиваемости К0, который определяется числом оборотов за данный период, т. е.
Ко = Q/ Qc:
Таким образом:
К0 за 2005 г = 579 979,5/ 57 619,5 = 10,07 (оборота за год)
К0 за 2006 г = 737 433,3/ 60 526,5 = 12,18 (оборота за год)
Составим сводную таблицу
показателей использования
Таблица 11
Анализ показателей
Наименование |
Величина |
показателя |
Изменение |
показателя |
2005 |
2006 |
|
Средний остаток оборотных средств за год, тыс. руб. |
57 619,5 |
60 526,5 |
+2 907 |
Коэффициент оборачиваемости |
10,07 |
12,18 |
+2,11 |
Длительность одного оборота в днях |
36,26 |
29,95 |
-6,31 |
Таким образом, несмотря на общее увеличение стоимости оборотных средств, их оборачиваемость выросла, увеличился коэффициент оборачиваемости оборотных фондов, соответственно снизилась длительность одного оборота в днях.
Вышесказанное позволяет
сделать вывод, что увеличение скорости
оборачиваемости оборотных
3.3 Анализ затрат на производство, прибыли и рентабельности.
Немаловажным фактором деятельности любой организации является такие показатели, как прибыль и рентабельность. Проанализируем прибыль предприятия, исходя из отчета о прибылях и убытках за 2006 г.
Как видно из приведенной ниже таблицы, фактическая балансовая прибыль 2006 года больше балансовой прибыли 2005 года на 6 774 тыс. руб., что составляет 11,3 %.
Прибыль от реализации в 2006 году увеличилась по сравнению с 2005 г. на 7 056 тыс. руб., что составило 11,9 %.
Как положительный фактор
можно также отметить снижение прочих
операционных расходов с 2751 до 2 157 тыс.руб.
Таблица 12 Анализ затрат на производство, прибыли и рентабельности.
Наименование показателя |
2006 год |
2005 год |
Изменение (%) |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности. |
|||
1) Выручка от реализации услуг |
724 806 |
561354 |
+29,1 |
2) Себестоимость реализованных услуг |
649 953 |
495 612 |
+31,1 |
3) Коммерческие расходы |
1 179 |
402 |
+193,3 |
4) Управленческие расходы |
7 218 |
5 940 |
+21.5 |
5) Прибыль от продаж |
66 456 |
59 400 |
+11,9 |
Операционные доходы и расходы; |
|||
1) Проценты к получению |
81 |
0 |
|
2) Прочие операционные расходы |
2 157 |
2 751 |
-22,6 |
Внереализационные доходы и |
|||
1) Внереализационные доходы |
3 792 |
3 810 |
-0,01 |
2) Внереализационные расходы |
1 200 |
261 |
+359,8 |
Прибыль до налогообложения |
66 972 |
60 198 |
+ 11,3 |
Налог на прибыль |
11 163 |
9 825 |
+ 13,6 |
Чистая прибыль |
55 809 |
50 373 |
+10,8 |
Если же говорить о внереализационных доходах и расходах, то здесь картина относительно неблагоприятна: наблюдается снижение внереализационных доходов и увеличение внереализационных расходов.
В итоге можно сказать, что в целом складывается благоприятная картина работы ФГУП "Ижевский почтамт" за 2006 год по сравнению с 2005 годом: имеется увеличение балансовой прибыли предприятия на 11,3 %.
В условиях рыночных отношений
велика роль показателей рентабельности
продукции, характеризующей уровень
прибыльности (убыточности) ее производства.
Показатели рентабельности являются относительными
характеристиками финансовых результатов
и эффективности предприятия. Они
характеризуют относительную
Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализ и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
1) Рентабельность продаж (показатели оценки эффективности управления);
2) Рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности);
Для рассматриваемого предприятия
ФГУП "Ижевский почтамт" целесообразно
рассмотреть два важнейших
Коэффициент рентабельности предприятия рассчитывается как отношение прибыли предприятия к величине использованных средств.
Рпред=Пр/ВБср (8)
Р 05пред= (50 373/116 407,5 0* 100 % = 43,3 %
Робпред =(55 809/171 702)* 100%=32,5%
Снижение в 2006 году рентабельности предприятия по сравнению с 2005 годом объясняется уменьшением отдачи используемых средств: при значительном увеличении стоимости средств прибыль изменилась незначительно.
Коэффициент рентабельности
реализации рассчитывается как отношение
прибыли предприятия к валовому
доходу.
Рреал=Пр/ВД
Р05 прод= (20 373/561 354)* 100% = 8,97%
Р05 прод = (55 809/ 724 806)* 100 % = 7,7 %
3.4 Анализ конкурентоспособности
предприятия и пути его
Одной из важных задач коммерческой
деятельности предприятий является
обеспечение своей
Торговые предприятия
должны иметь конкурентное преимущество,
то есть уровень их работы с покупателями
должен превышать соответствующий
показатель конкурентов и они
в состоянии противодействовать
влиянию конкурентных сил. Ни одна торговая
фирма не может себе позволить
игнорировать фактические и возможные
реакции своих конкурентов. Поэтому
предприятия для повышения
· более низкие, чем у конкурентов цены;
· более удобное географическое местоположение в городе и регионе;
· оказание услуг в кратчайшие для потребителя сроки;
· обеспечение покупателям дополнительных услуг, не связанных с основной деятельностью предприятия (т.е. предоставление Интернет - услуг, оплата коммунальных услуг и мобильной связи, прокат журналов и т. д.);
· наличие хорошо известной торговой марки;
· высокая репутация предприятия ;
Стратегия конкуренции предприятия
включает в себя методы ведения бизнеса,
хозяйственной деятельности и методы,
которые она использует для привлечении
покупателей, ведения конкурентной
борьбы и укрепления своей позиции
на рынке. Конкурентная стратегия предприятия
предусматривает как
Существует несколько стратегий конкуренции. Предприятие ФГУП «Ижевский почтамт» использует сфокусированную стратегию, или стратегию рыночной ниши, которая предполагает дифференциацию товарного ассортимента, - обеспечение потребителей товарами и услугами, наиболее полно отвечающими их требованиям.
Существует несколько способов защитить конкурентное преимущество. Один из них – попытка помешать конкурентам начать наступательные действия - предусматривает следующие действия:
· расширение номенклатуры предлагаемых для реализации товаров, для того, чтобы заполнить свободные рыночные ниши потенциальных конкурентов,
· закупка различных сортов товаров, имеющих характеристики, которые конкуренты имеют или могут иметь;
· предложение товаров, наиболее близких по своим характеристикам к продукции конкурентов, но по более низким ценам;
· предложение бесплатного или по низкой цене обучения пользователей;
· сохранение спроса покупателей на свою продукцию за счет:
1) предоставление специальных скидок;
2) раннего оповещения потребителей о новинках и новых услугах, или изменениях цен с тем, чтобы потенциальный покупатель не предпочел товар конкурента;
3) расположение товаров разных видов в одном ряду, чтобы предоставить покупателю возможность для экспериментальной покупки;
· увеличение объемов продаж в кредит для покупателей;
· сокращение времени поставки и обеспечение гарантийного обслуживания.
Конкурентоспособность предприятия
является мерой прибыли предприятий-
изготовителей или исполнителей
так как увеличение конкурентоспособности
обуславливает возрастание
Существует несколько методик оценки конкурентоспособности, применяемых в практике работы предприятий или предлагаемых некоторыми авторами как научные разработки.
Параметрическая оценка конкурентоспособности предприятия.
Уровень конкурентоспособности
предприятия определяется через
отношение показателя конкурентоспособности
предприятия к аналогичным
К=Кнаш/Кконк
Если К≥1 – уровень
конкурентоспособности нашей
Параметрическая оценка осуществляется в несколько этапов:
Потребительские параметры
предприятия как товара распределяются
по степени их значимости. При этом
каждому параметру
Таблица 13
Сравнительный анализ потребительских параметров конкурирующих предприятий.
Потребительские параметры |
Весовой коэффициент, коэффициент значимости |
Бальная оценка потребительских характеристик собственного товара и товара конкурента |
Бальная оценка с учетом весового коэффициента | ||
Информ печать |
Почтамт |
Информ печать |
Почтамт | ||
1) качество обслуживания покупателей |
0,3 |
7 |
9 |
2,1 |
2,7 |
2)дополнительные услуги, предлагаемый ассортимент |
0,2 |
6 |
8 |
1,2 |
1,6 |
3) цена, стоимость предлагаемых товаров/услуг |
0,5 |
6 |
9 |
3 |
4,5 |
ИТОГО |
1 |
19 |
26 |
6,3 |
8,8 |