Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:55, дипломная работа
Объектом исследования данной дипломной работы является Федеральное государственное унитарное предприятие «Ижевский почтамт». Исходя из этого, основными вопросами, рассмотренными в работе, будут следующие:
· анализ существующей структуры предприятия;
· анализ коммерческой деятельности предприятия;
· разработка конкретных предложений совершенствования коммерческой деятельности предприятия.
Выбор темы обусловлен важностью исследуемой области для существования и развития предприятия на современном этапе развития рыночных отношений.
Введение……………………………………………………………………..….....3
1. Общая характеристика предприятия……………………………………...…..6
1.1.Цели и направления деятельности организации, организационно-правовая форма…………………………...………………………………………………….6
1.2. Характеристика структуры управления…………..……………………….13
1.3. Характеристика оказываемых услуг…………………………………….....15
1.4. Организация торгово-технологического процесса на примере магазина «Мир открыток» ФГУП «Ижевский почтамт»…………………………….…..26
1.5. Экономическая среда, конкуренты, поставщики……………..…………..30
1.6. Организация и оплаты труда на предприятии……………………..……...34
1.7. Маркетинговая деятельность на предприятии……………………..……..39
1.8. Основные экономические показатели деятельности предприятия……...42
2. Теоретические основы организации работы предприятия .………………44
2.1 Организация коммерческой деятельности предприятия………….……....44
2.2 Порядок формирования ассортимента товаров на предприятии…….…..50
2.3. Организация, управление и стимулирование сбыта……………………58
3. Анализ коммерческой деятельности предприятия ФГУП «Ижевский почтамт»……………………………………………………………………….....71
3.1. Организация коммерческой деятельности предприятия…………………71
3.2. Анализ основных фондов……………………………………………….…72
3.3. Анализ затрат на производство, прибыли и рентабельности…………….79
3.4. Анализ конкурентоспособности предприятия и пути его улучшения…..83
3.5. Расчет и анализ точки безубыточности…………………………..……......88
3.6. Пути совершенствования коммерческой деятельности и расчет эффективности от предложенных мероприятий…………………………..…..93
Заключение………………………………………………………………….….104
Список литературы…………………………………………………..……..….106
5) совершенствование структуры и качества рабочих кадров;
6) создание организационных
условий для
7) взаимоувязка индивидуальных, коллективных и общественных интересов.
На ФГУП «Ижевский почтамт» вопросами организации труда занимается отдел организации труда и планирования.
Функции отдела:
1) Выполнение комплекса
работ по совершенствованию
2) Разработка мероприятий
по совершенствованию
3) Изучение существующих организационно-технических условий, трудовых процессов и методов труда.
4) Разработка и внедрение
технических обоснований нормы
трудовых затрат, используя при
этом межотраслевые,
5)Разработка норм времени на дополнительные и разовые работы.
6)Анализ эффективности
действующих форм и систем
заработной платы,
7) Ведение учета выполнения
показателей по труду и
8) Внедрение прогрессивных
систем оплаты труда и
На предприятии проводится работа по учету, планированию, аттестации и рационализации рабочих мест. Основной целью этой работы является повышение эффективности деятельности за счет:
1) улучшения использования
основных фондов путем
2)улучшения условий труда
и техники безопасности на
каждом рабочем месте.
3) повышения социальной
активности и квалификации
Аттестация рабочих мест предлагает четкую систему их учета и планирования.
Аттестация рабочих мест включает:
1) Комплексную оценку
каждого рабочего места на
его соответствие нормативных
требованиям и передовому
2) Выявление по результатам оценки:
а) Рабочих мест, которые
полностью установленным
б) Рабочих мест, где указанные
параметры могут быть достигнуты
после соответствующий
в) Лишних (незагруженных) рабочих мест, а также рабочих мест, модернизация которых неэффективна;
3) Проведение технико-
Учет предусматривает: точное
и достоверное определение
Планирование иметь цель: определить оптимальное количество и структуру рабочих мест; обеспечить их сбалансированность с трудовыми ресурсами с учетом планируемого роста производительности труда. Планирование рабочих мест осуществляется при составлении годовых планов экономического социального развития и формировании программ повышения научно- технического уровня производства.
Рационализация рабочих мест включает: разработку конкретных организационно- технических мероприятий, направленных на реализацию принятого решения и выполнение разработанных мероприятий.
На предприятии ФГУП « Ижевский почтамт» проблема организации обслуживания рабочих мест считается одной из существенных проблем, во всех случаях организация рабочего места включает систему следующих мероприятий:
- специализация рабочего места;
- оснащение рабочего места
- планировку рабочего места;
- обслуживание рабочего места;
- создание оптимальных
условий труда на рабочем
- организация трудового процесса на рабочем месте;
- регулярная аттестация
и рационализация рабочего
Специализация рабочего места
- это установление рационального
производственного профиля
Оснащение рабочего места
предлагает обеспечение его основным
производственным оборудованием, необходимой
технологической и
Планировка рабочего места - это наиболее рациональное пространственное размещение материальных элементов производства -оборудования, технологической и организационной оснастки, средств связи, предметов труда и тому прочие, а также самого рабочего.
Хорошая организация обслуживания играет не последнюю роль при внедрении научно обоснованной организации труда.
На ФГУП « Ижевский почтамт» применяется децентрализованная система обслуживания рабочих мест, т.е. функции обслуживания выполняются вспомогательными рабочими в подразделении, либо основными рабочими в ущерб своей непосредственной работе.
Оплата труда на предприятии.
В настоящее время на ФГУП « Ижевский почтамт» применяются две формы заработной платы:
Сдельно - премиальная оплата труда является основной для оплаты труда большей части рабочих, Она предлагает, что заработок определяется следующим образом:
Общий заработок = (сдельная заработная плата + премия)× уральский коэффициент.
Сдельная заработная плата определяется как сумма произведений расценок за отдельные виды операций на количество произведенных операций.
Для оплаты труда вспомогательных
рабочих и ИТР применяется
повременно- премиальная оплата труда.
При повременной заработной плате
труд рабочего измеряется через время
труда, а заработок определяется
как произведение суммы оклада и
премии на уральский коэффициент. На
предприятии разработана своя тарифная
система. Тарифная система - это совокупность
нормативов, посредством которых
осуществляется дифференциация и регулирование
оплаты труда различных групп
рабочих в зависимости от сложности
(квалификация и ответственность) и
условия труда(тяжесть, вредность ,
интенсивность и
В общей заработной плате рабочих тарифный заработок составляет основную часть, поэтому в процессе упорядочения заработной платы тарифной ее части уделяется основное влияние. Тарифная система способствует повышению квалификации рабочих, повышению качества продукции и неуклонному росту производительности труда.
Тарифная сетка на ФГУП «Ижевский почтамт» содержит 6 разрядов. Разряд характеризует сложность выполняемой работы и уровень квалификации рабочего. Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз сложность выполняемых работ соответствующего разряда превосходит сложность работ, принятых за базу. Уровень квалификаций на предприятии вполне соответствует уровню выполняемых работ: всегда имеется много заказов и каждый рабочий имеет работу, соответствующую его квалификации. Разряд работников прямым образом влияет на их заработную плату.
Заработная плата зависит от сложности труда: в зависимости от разряда работники получают работу разной степени сложности.
Для оплаты труда руководителей и специалистов применяется контрактная система оплаты труда. Эта система учитывает выполнение плана: по выпуску товарной продукции, по производительности труда на одного работающего, по номенклатуре выпускаемой продукции; уровень средней заработной платы рабочих. Каждый год условия контракта пересматриваются.
1.7. Маркетинговая деятельность на предприятии
Вопросами маркетинга на ФГУП «Ижевский почтамт» занимается коммерческий директор.
На предприятии в полной мере проводятся маркетинговые исследования, анализ конкурентоспособности и другие маркетинговые мероприятия.
Основным заданием стратегического
маркетинга является: поиск так называемой
рыночной «ниши», под которой имеют
ввиду возможность сбыта
Что касается ФГУП «Ижевский почтамт», то основную «нишу» предприятия можно определить как оказание услуг по пересылке почтовой корреспонденции.
В процессе разработки стратегии маркетинга на предприятии решаются три главных задания:
1)Осуществляется выбор
сегмента рынка, в рамках
2)Определяются основные способы и методы, обеспечивающие высокую конкурентоспособность продукции предприятия.
3)Определяются оптимальные
сроки деятельности
Конкуренция в данной отрасли
присутствует неявном виде , в основном
она исходит от Интернета - провайдеров,
которые оказывают услуг по передаче
электронных сообщений с
Все это позволяет воздействовать на конкретные потребительские группы, которые наиболее часто пользуется услугами почтовой связи.
На предприятии
Таблица 5 Мероприятия, направленные на улучшение работы предприятия.
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
Поиск партнеров для заключения договоров на новые виды услуг |
Постоянно |
Отдел эксплуатации, планово-финансовый отдел, зам. начальника почтамта по перевозке |
Реклама услуг как новых, так и традиционных |
Постоянно по отдельным планам |
Отдел эксплуатации |
Продолжение работы по прямой почтовой рассылке |
Постоянно |
Отдел эксплуатации |
Семинар с работниками по основам маркетинга, этики делового общения |
2 квартал |
Планово-финансовый отдел |
Пересмотр системы снабжения хозяйственной деятельности почтамта, его структурных подразделений |
Постоянно |
Зам. начальника почтамта по строительству, отдел эксплуатации, планово-финансовый отдел |
Проведение анализа структуры потребителей услуг "ЕМС Гарантпост", экспресс-почты, электронной почты, факс-сообщений |
Ежекварт. |
Отдел эксплуатации, |
Анализ движения товарооборота |
Ежекварт. |
Торговый отдел |
Проведение расчета |
Постоянно |
Торговый отдел |
Проведение анализа реализации желтой прессы на выделенных рабочих местах и отдельными работниками. Возможно внесение изменения в систему оплаты труда |
Ежекварт. |
Планово-финансовый отдел, торговый отдел |
Проработка коммерческих предложений по поставкам товаров |
Постоянно |
Торговый отдел |
Участие в проведении маркетинговых исследований по магазинам с целью перепрофилирования |
Постоянно |
Торговый отдел |
На предприятии стало
проводиться больше мероприятий, направленных
на улучшение работы персонала, повысилась
культура обслуживания, что способствует
успешному развитию всего предприятия.
Предприятие может успешно
1.8. Основные экономические показатели предприятия
Динамика основных экономических показателей, за период последних трех лет, представлена в таблице 6.
Анализ динамики основных финансово - экономических показателей за 2004-2006годы показал следующее.
Выручка от реализации за данный период неуклонного росла, причем рост в 2005 году был более существенным, нежели в 2004 году. Данный факт можно объяснить улучшением экономической ситуации в нашей стране. Экономический рост вызвал рост доходов населения, в результате чего население стало больше пользоваться услугами почтовой связи.
Среднесписочная численность за данный период тоже выросла. Рост объема услуг требует увеличения обслуживающего персонала.
Таблица 6 Динамика основных экономических показателей за 2004 - 2006 годы
Показатель |
2004г |
2005г |
Отклонение (2005-2004г.) |
2006г |
Отклонение (2006-2005г.) |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
499156 |
561354 |
+62198 |
724806 |
+163452 |
Основные фонды, тыс. руб. |
66218 |
69669 |
+3451 |
84618 |
+14949 |
Среднесписочная численность, чел. |
704 |
719 |
+15 |
744 |
+25 |
Фондоотдача |
8,267 |
8,517 |
+0,25 |
9,559 |
+ 1,042 |
Коэффициент оборач. обор, ср. |
10,01 |
10,07 |
+0,06 |
12,18 |
+2,11 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
40771 |
50373 |
+9602 |
55809 |
+5436 |
Рентабельность, % |
8,10 |
8,97 |
+0,87 |
7,7 |
-1,27 |
Себестоимость реализованных услуг |
352381 |
495612 |
+143231 |
649953 |
+154341 |
Величина основных фондов
предприятия практически не изменилась
в 2005 году, зато произошел значительный
рост в 2006 году. Данный фактор положителен,
это означает, что на предприятии
постепенное обновленное
Положительным фактором также является и постоянный рост фондоотдачи, как основного показателя использования основных фондов.