2.1.4. Перечень учебной
литературы для подготовки к
государственному экзамену
- Гражданский кодекс Российской Федерации: части I, II и III от 30.11.1994 № 51-ФЗ
(в ред. от 02.11.2013 № 302-ФЗ) //СПС «Консультант
Плюс»
- Налоговый кодекс Российской Федерации:
части I и II от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 28.12.2013
№ 420-ФЗ) //СПС «Консультант Плюс»
- Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных
обществах» (ред. от 28.12.2013 г. № 410-ФЗ) // СПС
«Консультант Плюс».
- Федеральный закон РФ от 26 октября 2002
г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
(ред. от 12.03.2014 г. № 33-ФЗ) //СПС «Консультант
Плюс».
- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г.
№39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой
в форме капитальных вложений» (ред. от
28.12.2013 г. № 396-ФЗ)// СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон РФ от 22 апреля 1996г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ред. от 28.12.2013 г. № 420-ФЗ) //СПС «Консультант Плюс».
- Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник для
бакалавров / Э. М. Коротков. – Москва :
Юрайт, 2012.
- Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов.
3-е изд. СПб.: Питер. 2010. – 608 с. ил.
- Димитриади Н.А., Яковенко С.В. Прикладные
методы в управлении. Учебное пособие
/ Ростовский государственный экономический
университет (РИНХ). Ростов-на-Дону, 2013.
- Кафидов В. В. Управление человеческими
ресурсами: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер. 2013. – 208
с. ил.
- Кетова Н.П., Дражан Д.А. Клиентоориентированный маркетинг компаний-производителей
детских товаров / Н.П. Кетова, Д.А. Дражан.
— Ростов н/Д: Изд-во «Содействие-XXI век», 2013. — 96 c. : ил.
- Костоглодов Д.Д., Бондаренко В.А. Маркетинг. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2013. - 317 с.
- Макаров В М. Менеджмент: Учебное пособие.
Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер.
2011. – 256 с. ил.
- Менеджмент: учебник для бакалавров / под общ. ред. И. Н. Шапкина. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2013. — 690 с. — Серия : Бакалавр. Углубленный курс..
- Минцберг Г. Действуй эффективно! Лучшая
практика менеджмента. СПб.: Питер. 2011. – 288 с., ил.
- Михалева, Е. П. Менеджмент : конспект
лекций. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт
; ИД Юрайт, 2010. — 191 с.
- Пирс II Д. Стратегический менеджмент.
12-е изд. СПб.: Питер. 2012. – 560 с. ил.
- Попов С.А. Стратегический менеджмент: актуальный курс : учебник для бакалав- риата и магистратуры / С. А. Попов. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 463 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
- Шифрин М. Б. Стратегический менеджмент. Краткий
курс. СПб.: Питер. 2010. – 240 с. ил.
- Грибов, Владимир Дмитриевич. Менеджмент
[Текст] : учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф.
образования, обучающихся по экон. спец.
/ В. Д. Грибов. 4-е изд., стер. - М. : КНОРУС,
2011.
- Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие
/ В. И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2010.
- Макаров, Василий Михайлович. Менеджмент [Текст] : учеб. пособие
для бакалавров / В. М. Макаров, Г. В. Попова. - СПб. :
Питер, 2011.
- Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник
/ Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс,
2012.
- Тебекин, А. В. Менеджмент организации
[Электронный ресурс] : электрон. учеб. / А. В. Тебекин,
Б. С. Касаев. - Электрон. изд. - М. : КНОРУС,
2010.
- Кабушкин М.И. Основы менеджмента. – М., 2008
- Менеджмент: учебник / [С. И. Ашмарина и
др.]; под редакцией С. И. Ашмариной. – Москва:
Читай!: Рид Групп, 2011.
- Бахрамов, Юрий Муминович. Финансовый менеджмент
[Текст] : учеб. для студентов экон. спец. вузов / Ю. М. Бахрамов,
В. В. Глухов. 2-е изд. - СПб. : Питер, 2011. - 496
с. : ил. - (Учебник для вузов).
- Системы, методы и инструменты менеджмента
качества [Текст] : учеб. для студентов вузов / М. М. Кане, Б. В. Иванов,
В. Н. Корешков, А. Г. Схиртладзе. 2-е изд.,
обновл. и доп. - СПб. : Питер, 2012.
- Вдовин, Сергей Михайлович. Система менеджмента
качества организации [Текст] : учеб. пособие
для студентов вузов / С. М. Вдовин, Т. А. Салимова, Л. И. Бирюкова. - М. : ИНФРА-М, 2012.
- Стратегический менеджмент [Текст] : учеб.
пособие / В. М. Джуха, И. С. Штапова, Н. П.
Жуковская, А. Н. Кокин ; Рост. гос. экон.
ун-т (РИНХ), Фил. в г. Георгиевске. - Ростов н/Д : Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2013.
- Брусов, Петр Никитович. Инвестиционный
менеджмент [Текст] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по напр. подготовки
080200.62 "Менеджмент" / П. Н. Брусов, Т.
В. Филатова, Н. И. Лахметкина. - М. : ИНФРА-М,
2014.
- Золотарев В.С., Кочановская О.М., Гашенко И.В., Карпова Е.Н., Черенков А.Я.
Международные финансы: Учебное пособие.
– 2-е изд., доп. и перераб. / РГЭУ «РИНХ».
– Ростов н/Д, 2009. – 249 с. (Рекомендовано
УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики
в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям:
«Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет,
анализ и аудит», «Мировая экономика»)
- Карпова Е.Н., Кочановская О.М. Долгосрочная
финансовая политика предприятия: Учебное
пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Финансы и
кредит», «Бухгалтерский учет, анализ
и аудит», «Мировая экономика» / Ростовский государственный экономический
университет (РИНХ). – Ростов н/Д, 2010.
2.1.5. Перечень учебных
и справочных материалов, нормативных
правовых документов, разрешенных
к использованию на государственном экзамене
Рабочие программы
дисциплин, программы практик, программа
ИГА для направления подготовки 080200.62 «Менеджмент»,
профиль подготовки 08020013.62 «Менеджмент
организации».
Законодательно-правовые акты и нормативно-инструктивные
материалы, содержащиеся в базах данных
поисковых систем «Консультант +» и «Гарант».
2.2. Содержание выпускной
квалификационной работы и её соотнесение с совокупным
ожидаемым результатом образования в
компетентностном формате по ОП в целом
Выпускные квалификационные
работы для квалификации (степени)
«бакалавр» выполняются в форме
бакалаврской работы.
Выпускная квалификационная
работа (ВКР) выполняется обучающимся
на основе глубокого и всестороннего изучения учебной и научной
литературы и эмпирических данных, включающая
в себя в качестве обязательного компонента
обобщение результатов собственных данных
и наблюдений. Выполнение и защита этой
работы призваны дать обучающемуся возможность
всесторонне изучить интересующую его
проблему и вооружить его навыками научного
и творческого подхода к решению различных
задач в области управления финансами
предприятия.
Согласно ФГОС ВПО
выпускная квалификационная работа
должна соответствовать:
- - области профессиональной деятельности бакалавра;
- - объектам профессиональной деятельности;
- - основным видам профессиональной деятельности.
Таким образом, основными
целями выполнения и защиты
выпускной квалификационной работы являются:
- - углубление, систематизация и интеграция теоретических
знаний и практических навыков для последующей самостоятельной
работы;
- - развитие умения критически оценивать и обобщать теоретические положения;
- - применение полученных знаний при решении прикладных задач по направлению подготовки;
- - стимулирование навыков самостоятельной аналитической работы;
- - овладение современными методами научного исследования;
- - презентация навыков публичной дискуссии и защиты научных идей, предложений и рекомендаций.
3. ТРЕБОВАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ
ВЫПУСКНИКОВ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
АТТЕСТАЦИИ
3.1. Вопросы для подготовки
к государственному экзамену
- Перечислите, пожалуйста, основные группы
методов управления.
- Перечислите, пожалуйста, основные экономические
методы управления.
- Опишите, пожалуйста, основные цели использования
экономических методов управления.
- Перечислите, пожалуйста, основные организационно-административные
методы управления.
- Опишите, пожалуйста, основные цели использования
организационно-административных методов
управления.
- Перечислите, пожалуйста, социально-психологические
методы управления.
- Опишите, пожалуйста, основные цели использования
социально-психологических методов управления.
- Перечислите, пожалуйста, количественные
методы управления. Опишите, пожалуйста, основные цели использования количественных
методов управления.
- Перечислите, пожалуйста, основные подходы
к планированию работы компании.
- Опишите, пожалуйста, основные особенности
бюджетирования, как подхода к планированию
работы компании.
- Опишите, пожалуйста, основные особенности долгосрочного
планирования.
- Охарактеризуйте, пожалуйста, основные
причины перехода от долгосрочного планирования
к стратегическому планированию.
- Опишите, пожалуйста, основные особенности
стратегического планирования.
- Охарактеризуйте, пожалуйста, основные причины перехода
от долгосрочного планирования к стратегическому
планированию.
- Охарактеризуйте, пожалуйста, основные
причины перехода от стратегического
планирования к стратегическому рыночному
управлению (стратегическому менеджменту).
- Охарактеризуйте, пожалуйста, основные
концепции управления бизнесом.
- Опишите, пожалуйста, основные преимущества
и недостатки совершенствования производства, как основной концепции
управления бизнесом.
- Опишите, пожалуйста, основные преимущества
и недостатки совершенствования товара, как основной концепции управления
бизнесом.
- Опишите, пожалуйста, основные преимущества
и недостатки интенсификации продаж, как
основной концепции управления бизнесом.
- Опишите, пожалуйста, основные преимущества
и недостатки ориентации на потребителя, как основной
концепции управления бизнесом.
- Опишите, пожалуйста, особенности социально-этичного
маркетинга.
- Формулирование целей в менеджменте.
Концепция SMART.
- Оценка привлекательности рынков.
- Особенности работы деловых рынков. Источники информации о ситуации на рынке
- Охарактеризуйте, пожалуйста, причины
важности постановки при управлении бизнесом
количественных целей.
- Опишите, пожалуйста, концепцию SMART и
преимущества ее использования при управлении
бизнесом.
- Опишите, пожалуйста, концепцию Ключевых показателей
эффективности и преимущества ее использования
при управлении бизнесом.
- Охарактеризуйте, пожалуйста, значимость
оценки привлекательности рынков при
планировании бизнеса. Охарактеризуйте,
пожалуйста, основные показатели, которые обычно используются при оценке
привлекательности рынков.
- Охарактеризуйте, пожалуйста, основные
источники информации, используемые при оценке привлекательности рынков.
- Охарактеризуйте, пожалуйста, основные
уровни сбора информации при оценке привлекательности рынков.
- Охарактеризуйте, пожалуйста, смысл термина
«стратегия». Какие виды стратегий используются в современном менеджменте?
- Охарактеризуйте, пожалуйста, смысл понятия
«иерархия стратегий». Охарактеризуйте, пожалуйста, практическое применение
понятия «иерархия стратегий».
- Охарактеризуйте, пожалуйста, смысл понятия
«комплекс стратегий компании». Охарактеризуйте,
пожалуйста, практическое применение
понятия «комплекс стратегий компании».
- Что определяет корпоративная (рыночная)
стратегия?
- Что определяет большая маркетинговая стратегия,
каким образом она связана с корпоративной
(рыночной) стратегией?
- Что такое функциональные стратегии?
Какие функциональные стратегии входят в комплекс стратегий компании?
- Что такое функциональные стратегии
маркетинга? Какие функциональные стратегии маркетинга
используются в системе стратегического
управления компанией?
- Перечислите, пожалуйста, основные подходы
к идентификации компаний-конкурентов.
- Чем отличаются отраслевой и рыночные
подходы к идентификации конкурирующих компаний, укажите их преимущества и
недостатки.
- Охарактеризуйте, пожалуйста, основные
вопросы, рассматриваемые при проведении PEST-анализа.
- Опишите, пожалуйста, основные этапы
проведения SWOT-анализа.
- Опишите, пожалуйста, основные правила
формулирования утверждений, вносимых в матрицу SWOT-анализа.
- Охарактеризуйте, пожалуйста, источники
различий внешних и внутренних факторов,
используемых при проведении SWOT-анализа.
- Опишите, пожалуйста, основные правила
выбора объектов для проведения SWOT-анализа
с целью разработки стратегий. В чем отличие
SWOT-анализа от PEST-анализа?
- Управление продажами на основе маркетинговых
исследований.
- Разработка общей системы стратегического
планирования.
- Стратегия развития предприятия на основе
маркетингового исследования.
- Проект системы повышения качества риелторских
услуг.
- Разработка инновационного проекта для
улучшения деятельности фирмы.
- Управление созданием и развитием дистрибьюторской
сети торговой организации.
- Разработка программы повышения эффективности
работы предприятия путем внедрения системы автоматизированного
планирования .
- Разработка проекта по созданию тепличного
хозяйства.
- Обоснование проекта инвестирования
для региона.
- Организационное управление учетом объектов
капитального строительства (управленческая
экспертиза).
- Анализ и совершенствование системы
оценки и аттестации персонала на предприятии.
- Стратегия развития предприятия общественного
питания.
- Проект реструктуризации системы управления
организацией.
- Повышение эффективности производства
за счет управления нематериальными ресурсами на основе
ССП.
- Эффективная система управления аудиторской
фирмой.
- Проект оказания дополнительных медицинских
услуг.
- Проект системы обучения и переподготовки
персонала в компании.
- Организация управления фирмой, оказывающей
профессиональные конструкторские услуги.
- Бизнес-план открытия филиала фирмы.
- Разработка стратегии маркетинга, стратегии
развития, повышения конкурентоспособности сервисного предприятия.
- Разработка конкурентной стратегии
на основе анализа рынка поставщиков.
- Диагностика финансового состояния
и разработка эффективной стратегии развития предприятия.
- Управление организацией в условиях
неопределенности.
- Разработка проекта внедрения логистических
методов управления запасами.
- Система прогнозирования кризисных тенденций в деятельности фирмы и разработка антикризисной стратегии.
- Оптимизация работы системы управления
запасами в организации.
- Проект повышения деятельности предприятия
на основе оптимального распределения ресурсов.
- Проект системы менеджмента качества
услуг.
- Проект реорганизации структуры управления
предприятием для повышения ее
эффективности.
- Проект повышения экономической эффективности
деятельности предприятия с использованием
информационных технологий.
- Система менеджмента для повышения
эффективности деятельности организации в рыночных условиях.
- Повышение эффективности деятельности
фирмы на основе исследования и прогнозирования
конъюнктуры рынка.
- Разработка методики оказания консалтинговых
услуг в сфере маркетинга и рекламы.
- Разработка бизнес-плана диверсификации компании.
- Организационные структуры, их достоинства,
недостатки, условия их эффективного применения.
- Показатели эффективности инвестиций
(NPV, PI, IRR, PB)
- Организация как система. Организация
как процесс.
- Инновационный менеджмент: объект и предмет познания.
- Особенности управления коммерческими
и некоммерческими организациями.
- Классификация видов диагностики в процессе
управленческого консультирования.
- Консалтинг в системе менеджмента. Характеристика
внешнего и внутреннего видов управленческого консультирования.
- Конфликт. Уровни конфликта в организации.
Управление конфликтом.
- Факторы и показатели эффективности
менеджмента.
- Виды консалтинга. Особенности управленческого
консалтинга.
- Приемы разработки и выбора управленческих
решений в условиях неопределенности и риска.
- Определение миссии и целей фирмы.
- Лидерство в организации Основные
теории лидерства
3.2.Практические задания
к государственному экзамену
Задача 1
Менеджер открыл консалтинговую фирму
и ведет консультации по управлению с оплатой 60 р/час. В месяц он работает
160 час., вероятность использования времени
0,7. Издержки менеджера на аренду офиса,
зарплату двух секретарей, автомобиль,
компьютер и подписку журнала - 4 тыс. руб./месяц.
Менеджер получил предложение перейти
на такую же работу в госаппарат с зарплатой
- 3,5 тыс.руб./месяц, но все расходы гос.
организация берет на себя. Менеджер отказывается
от этого предложения.
Прав он или нет - обоснуйте.
Задача 2
Инвестиционный
проект для своей реализации
требует 15 млн.руб. В течение последующих 4 лет его
отдача характеризуется следующими потоками
доходов:
Ссудный процент r = 0,2
Составьте основное
уравнение инвестиционного процесса.
Оцените эффективность данного проекта. Обоснуйте принимаемое
решение.
Задача 3
Четыре альтернативных
варианта проекта получили следующие
оценки экспертов:
Задача 4
Фирма приобрела
программный продукт стоимостью
100 тыс. руб. для управления предприятием. До его использования
прибыль фирмы составляла 80 млн. руб. в
год, после внедрения новой информационной
технологии прибыль возросла до 110
млн. руб. в год.
Какова абсолютная
и относительная эффективность
внедрения информационной технологии? Каков срок её окупаемости?
Задача 5
Фирма производит
6 различных изделий, положение которых
на рынке характеризуется следующими показателями:
Задача 6
Менеджер открыл
консалтинговую фирму и ведет консультации по управлению с оплатой
150 р/час. В месяц он работает 150 час.,
вероятность использования времени 0,8.
Издержки менеджера на аренду офиса, зарплату
двух секретарей, автомобиль, компьютер
и подписку журнала – 6,5 тыс. руб./месяц.
Менеджер получил предложение перейти на такую
же работу в госаппарат с зарплатой - 6
тыс.руб./месяц, но все расходы гос.организация
берет на себя. Менеджер отказывается
от этого предложения.
Прав он или нет - обоснуйте.
Задача 7
Фирма выпускает
12 различных изделий с разными показателями
эффективности (приносимой прибыли
В) и затрат (Ст). Распределение показателей
«эффективность/стоимость» изделий фирмы
дано на графике
Задача 8
Постройте матрицу SWOT для стратегического анализа рекламной компании фирмы, производящей
продукты питания и работающей на ростовском
рынке.
Обосновать рекомендации для выработки
стратегии на основе матрицы.
Задача 9
Менеджер открыл
консалтинговую фирму и ведет
консультации по управлению с оплатой 150 р/час. В месяц он работает
150 час., вероятность использования времени
0,8. Издержки менеджера на аренду офиса,
зарплату двух секретарей, автомобиль,
компьютер и подписку журнала – 6,5 тыс.
руб./месяц.
Менеджер получил предложение перейти на такую же работу в госаппарат с зарплатой
- 6 тыс.руб./месяц, но все расходы гос.организация
берет на себя. Менеджер отказывается
от этого предложения.
Прав он или нет - обоснуйте.
Задача 10
Четыре альтернативных
варианта проекта получили следующие оценки экспертов:
Задача 11
Инвестиционный
проект для своей реализации
требует 26 млн.руб. В течение последующих
4 лет его отдача характеризуется
следующими потоками доходов:
Ссудный процент r = 0,1
Составьте основное уравнение инвестиционного
процесса. Оцените эффективность данного проекта.
Обоснуйте принимаемое решение.
Задача 12
Инвестиционный
проект для своей реализации требует
27 млн.руб. В течение последующих 4 лет
его отдача характеризуется следующими
потоками доходов:
Ссудный процент r = 0,1
Составьте основное уравнение инвестиционного
процесса. Оцените эффективность данного
проекта. Обоснуйте принимаемое решение.
Задача 13
Компания предполагает инвестировать
в проект 10 млн. рублей.
Ежегодные затраты на эксплуатацию –
составят 2 млн. рублей.
Доходы по годам:
За первый год – 0 млн. рублей.
За второй год – 6 млн. рублей.
За третий год – 7 млн. рублей.
За пятый – седьмой год – 6 млн. рублей.
Ставка дисконтирования 10%
Написать формулу NPV и рассчитать чистый
дисконтированных доход от проекта.
Выгоден ли
этот проект для инвестора?
Задача 14
Руководство компании рассматривает
два альтернативных проекта А и Б.
Параметр проекта |
Проект А |
Проект Б |
Ставка дисконтирования |
10% |
10% |
Срок реализации |
3 |
5 |
Потребность в инвестициях |
7 |
9 |
Доходы по годам: |
|
|
За 1 год: |
5 |
4 |
За 2 год: |
6 |
5 |
За 3 год: |
7 |
6 |
За 4 год: |
|
4 |
За 5 год: |
|
3 |
Определить индекс
доходности и сравнить по данному
критерию два проекта.
Какой проект более выгоден для инвестора?
Ситуация 1. Изучение случаев
мотивации
Михаил К. вырос в
одном из областных центров
юга России, на этой территории он работает в настоящее
время торговым представителем одной
крупной Российской компании федерального
уровня. Его дедушки и бабушки с обеих
сторон также издавна жили на юге - в этом
городе (со стороны матери) и в сельской
местности (со стороны отца). Мать Михаила
(старшая из трех дочерей) поступила в
Технологический институт, где встретила
своего будущего мужа. Они поженились
на пятом курсе - перед окончанием института.
Получив дипломы, родители Михаила пошли
работать в одно большое научно-производственное
объединение: мать трудилась в бухгалтерии,
особенно не стремясь к продвижению вверх.
Отец Михаила был очень амбициозным человеком:
в течение первых семи лет он поменял пять
рабочих мест в разных отделах и, в конце
концов, стал начальником одного из больших
цехов.
Михаил - младший из трех детей - хорошо
учился в школе, преподаватели были им
довольны. Он часто принимал участие в различных общественных мероприятиях,
проводимых в школе и в городе, в течение
последних двух лет его назначали старостой
класса. Михаил проявлял большой интерес
к спорту, очень любил играть в футбол
и баскетбол, но достичь сколько-нибудь
выдающихся результатов не смог.