Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 17:12, отчет по практике
В работе проанализирована производственно-хозяйственная деятельность ОАО «Славянка», раскрыта сущность и структура изучения маркетинговой среды предприятия, дана характеристика отдельных ее элементов. Рассмотрены основные сведения, характеристика выпускаемой продукции, история развития предприятия, проблемы предприятия, современное финансовое состояние и пути развития. За время производственной практики выполнено индивидуальное задание по теме «Управление рисками как система менеджмента: проблемы применения на предприятии и пути их решения».
Введение….……………………………………………........................................
1 Характеристика предприятия ……………………………………………….
2 Планирование объема производства и реализации продукции…………….
3 Система материально-технического обеспечения производства…………..
4 Оценка эффективности использования трудовых ресурсов и организация оплаты труда на предприятии…………………………………………………..
5 Показатели уровня использования основных производственных и оборотных средств предприятия……………………………………………………
6 Оценка производственно-финансовых результатов деятельности предприятия……………………………………………………………………………
7 Резервы и мероприятия по повышению эффективности производственной деятельности предприятия. Разработка стратегии развития………………….
8 Индивидуальное задание по производственной практике………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
Приложения………………………………………………………………………
По данным таблицы видно, что фондоотдача основных средств возросла на 0,15, что вызвало снижение фондоемкости на 0,18. Это положительно характеризует предприятие и указывает на эффективное использование основных средств.
Фондоотдача показывает, сколько товарной продукции приходится на один рубль основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности. Чем выше показатель капиталоотдачи, тем более эффективно используются основные средства. Фондоемкость – показатель обратный фондоотдаче. Показывает, сколько основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности, приходится на один рубль товарной продукции.
Чем ниже фондоемкость, тем более эффективно используются основные средства.
Оборотные средства представляют собой совокупность денежных средств, авансированных в оборотные активы предприятия, участвующие в сферах производства и обращения. Оборотные активы сферы производства – часть производственных средств предприятия, которая целиком потребляется в течение одного производственного цикла, утрачивает натуральную форму и полностью переносит свою стоимость на себестоимость готовой продукции. В отличие от основных средств, неоднократно участвующих в процессе производства, оборотные активы, участвующие в сфере производства, функционируют только в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на готовый продукт. Они являются материальной основой производства, обеспечивают процесс производства продукции, образования стоимости.
Оборотные средства организации, участвуя в процессе производства и реализации продукции, совершают непрерывный кругооборот. При этом они переходят из сферы обращения в сферу производства и обратно, принимая последовательно форму фондов обращения и оборотных производственных фондов. Под структурой оборотных средств понимается соотношение между отдельными элементами в общей сумме оборотных средств. Структура показывает долю каждого элемента в общей сумме оборотных средств [7, с.314].
Состав и структура оборотных средств ОАО «Славянка» представлены в таблице 5.3
Таблица 5.3 – Состав и структура оборотных средств ОАО «Славянка» в 2008-2010 гг.
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год | |||
млн. руб. |
удельный вес, % |
млн. руб. |
удельный вес, % |
млн. руб. |
удельный вес, % | |
Запасы и затраты |
5562 |
91,69 |
6290 |
87,36 |
9145 |
92,30 |
Налоги по приобретенным товарам |
119 |
1,96 |
64 |
0,89 |
155 |
1,56 |
Дебиторская задолженность |
168 |
2,77 |
182 |
2,53 |
129 |
1,30 |
Денежные средства |
217 |
3,58 |
664 |
9,22 |
479 |
4,83 |
Всего |
6066 |
100 |
7200 |
100 |
9908 |
100 |
По данным таблицы видно, что наибольший удельный вес в общей стоимости оборотных активов имеют запасы и затраты.
Важнейшими показателями оценки эффективности использования оборотных средств предприятия являются коэффициент оборачиваемости оборотных средств и длительность одного оборота (таблица 5.4).
Таблица 5.4 – Показатели оценки эффективности использования оборотных средств
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Прибыль |
2167 |
2755 |
3250 |
Объем реализованной продукции, млн.руб. |
25550 |
27749 |
35526 |
Объём оборотного капитала, млн.руб. |
6066 |
7200 |
9908 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
4,21 |
3,85 |
3,58 |
Длительность одного оборота |
85,51 |
93,51 |
100,56 |
Загрузка оборотных средств |
0,24 |
0,26 |
0,28 |
Рентабельность оборотных средств, % |
35,7 |
38,3 |
32,8 |
Коэффициент оборачиваемости показывает количество оборотов совершаемых оборотными средствами за рассматриваемый период. Рентабельность оборотных средств в 2010 г. сократилась по сравнению с 2009 г., это говорит о недостаточно эффективном использовании оборотных средств.
Основные пути ускорения оборачиваемости капитала:
6 ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
В условиях рыночной экономики себестоимость продукции является одним из важных качественных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий и их структурных подразделений. Снижение себестоимости продукции (работ, услуг) за счет рационального использования производственных ресурсов – основной путь увеличения прибыли и повышения рентабельности производства.
Затраты на 1 рубль объема продукции занимают в настоящее время одно из центральных мест среди показателей себестоимости промышленной продукции. Показатель затрат на 1 рубль объема продукции является универсальным, обобщающим показателем себестоимости продукции.
Снижение затрат на 1 рубль объема продукции характеризует успешность работы предприятия по внедрению новой техники, повышению производительности труда, соблюдению режима экономии в расходовании материальных, трудовых и денежных ресурсов, выявлению и использованию внутренних резервов.
Структура затрат по экономическим элементам отражает материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость производства (через удельный вес заработной платы), характеризует уровень кооперирования производства, соотношение живого и овеществленного труда.
Анализ себестоимости продукции имеет большое значение, поскольку позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выявить резервы ее снижения. Все затраты предприятия разнообразны по своей экономической природе, величине, по месту их возникновения, что вызывает необходимость их классификации (таблица 6.1). Группировка затрат по экономическим элементам означает, что в каждую группу включаются качественно однородные элементы экономических затрат независимо от их производственного назначения и места возникновения (Приложение В).
Таблица 6.1 – Анализ динамики и структуры производственных затрат в 2008 – 2010 годах.
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год | |||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% | |
Материальные затраты |
5833 |
29,1 |
6284 |
29,4 |
7691 |
28,3 |
Затраты на оплату труда |
9710 |
48,4 |
10117 |
47,3 |
13287 |
48,8 |
Отчисления на социальные нужды |
3381 |
16,9 |
3428 |
16,0 |
4500 |
16,5 |
Амортизация |
438 |
2,1 |
522 |
2,4 |
638 |
2,3 |
Прочие |
689 |
3,4 |
1022 |
4,8 |
1095 |
4,0 |
Итого |
20051 |
100 |
21373 |
100 |
27211 |
100 |
Как видно из данных таблицы 6.1 наибольший удельный вес имеют затраты на оплату труда, что повлекло и рост отчислений на социальные нужды. При этом произошло значительное увеличение итоговых издержек на производство продукции (на 7160 млн.руб.) Также возросла амортизация. Это может быть вызвано применением ускоренных методов ее расчета, либо зачислением на баланс предприятия дополнительных основных средств.
Важнейший обобщающий показатель себестоимости продукции – это затраты на рубль товарной продукции, который рассчитывается как отношение себестоимости выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг к выручке, полученной предприятием от основной деятельности.
Показатель прямо показывает связь между себестоимостью и прибылью, он универсален и может рассчитываться в любой отрасли, что позволяет проводить межхозяйственный сравнительный анализ. В случае если значение данного показателя больше единицы, предприятие несет убытки, если меньше единицы – имеет прибыль. Его расчеты сведены в следующую таблицу (таблица 6.2), (приложение Г)
Таблица 6.2 – Показатели по основной деятельности предприятия за 2008-2010гг.
Показатель |
Период |
Отклонение |
Темп роста, % | ||||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2009 от 2008 |
2010 от 2009 |
2009 от 2008 |
2010 от 2009 | |
1.Выручка от реализации, млн.руб. |
25550 |
27749 |
35526 |
2199 |
7777 |
108,6 |
128,0 |
2.Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, млн.руб. |
20301 |
22079 |
28222 |
1778 |
6143 |
108,6 |
127,8 |
3.Материальные затраты, млн.руб. |
5833 |
6284 |
7691 |
451 |
1407 |
107,7 |
122,4 |
4.Затраты на оплату труда, млн.руб. |
9710 |
10117 |
13287 |
407 |
3170 |
104,2 |
131,3 |
5.Отчисления на соч.нужды, млн.руб. |
3381 |
3428 |
4500 |
47 |
1072 |
101,4 |
131,3 |
6. Амортизация |
438 |
522 |
638 |
84 |
116 |
119,2 |
122,2 |
7. Прочие затраты |
689 |
1022 |
1095 |
333 |
73 |
148,3 |
107,1 |
8.Прибыль (убыток) от реализации, млн.руб. |
2499 |
2618 |
3617 |
119 |
999 |
104,8 |
138,2 |
9.Рентабельность продукции (окупаемость затрат) |
12,3 |
11,9 |
12,8 |
-0,4 |
0,9 |
- |
- |
10.Рентабельность продаж, % |
9,8 |
9,4 |
10,2 |
-0,4 |
0,8 |
- |
- |
Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб. |
0,79 |
0,80 |
0,79 |
0,01 |
-0,01 |
- |
- |
Затраты на 1 рубль реализованной продукции, руб. |
0,23 |
0,36 |
0,37 |
0,13 |
0,01 |
- |
- |
В 2010 году произошло увеличение производства и реализации продукции на 28,0%, что оказало влияние на динамику всех показателей хозяйственной деятельности предприятия. По основному ее виду прибыль увеличилась на 999 млн.руб., и составила 3617 млн., что составляет 138,2% от уровня 2009 года. Повысилась также рентабельность продаж (до 10,2%). Соответствующим образом, но с обратным знаком изменились и затраты на 1 рубль выпущенной продукции (-0,01%), поскольку эти два индикатора являются взаимосвязанными. Затраты на рубль товарной продукции меньше единицы, следовательно, предприятие имеет прибыль.
В Республике Беларусь для всех субъектов хозяйствования предусмотрен единый порядок включения затрат в состав себестоимости выпускаемых товаров. Этот порядок регламентируется Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции.
Затраты, включаемые в себестоимость, рассчитываются по нормам, утверждаемым руководителем предприятия, и нормативам, определяемым в установленном порядке. При расчете величины прибыли, включаемой в отпускные цены, следует учитывать то, что она должна обеспечить уплату налога на недвижимость, пополнение оборотных средств, развитие и совершенствование производства, социальное развитие и др. Налоги и неналоговые платежи включаются в себестоимость и отпускные цены в порядке.
Основная задача в области ценообразования на предприятии в 2010 году – переориентировать систему ценообразования с "затратного" механизма на "маркетинговый".
В настоящее время при сложившемся уровне издержек цены на продукцию предприятия по некоторым позициям выше, чем на ЗАО «Калинка» г. Солигорск, СП «Бугалюкс», ЗАО «КИС», ЗАО «Веснянка» г. Могилев. В среднем цены на продукцию ОАО «Славянка» выше на 3 – 5% чем на продукцию ЗАО «Веснянка».
Выработка новых подходов к ценообразованию, перестройка управления затратами позволят повысить конкурентоспособность продукции по ценовому фактору.
На предприятии разработана гибкая система приспособления цен к потребителю, предусматривающая установление скидок и надбавок в зависимости от условий оплаты, объёма партии, региона поставки и др.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия.
Чистая прибыль – это та часть общей прибыли, которая остается в полной собственности предприятия после уплаты налогов.
Направления использования чистой прибыли определяются предприятием самостоятельно. Основные направления использования прибыли следующие: отчисления в резервный капитал, образование фондов накопления и фондов потребления, отвлечение на благотворительные и другие цели, в акционерных обществах – выплата дивидендов.