Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:36, курсовая работа
Управленческое решение представляет собой основной вид деятельности руководителя. Оно творит направление, форму и содержание труда коллектива подчиненных. Самые незначительные пробелы в управленческих решениях могут обернуться потерями как для работников трудового коллектива, так, в конечном счете, и для общества.
Грамотное профессиональное управление реагирует в виде управленческих решений, прежде всего на появление нового, на особенные ситуации в экономической, политической, социально-психологической сферах. Необходимость в управленческом решении возникает там, где складывается противоречивая ситуация.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ_____________________________________6
1.1.Психологические аспекты принятия управленческих решений_________ 6
1.2.Методы принятия управленческих решений_________________________11
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ВАЖНЫЙ
ФАКТОР ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ_________________19
2.1. Индивидуальный стиль деятельности руководителя__________________19
2.2. Эмоционально-волевые качества и мотивация власти
Руководителя__________________________________________________ 31
2.3.Линии поведения руководителя как критерии принятия
управленческих решений_________________________________________36
ГЛАВА 3 ИСЛЕДОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
РУКОВОДИТЕЛЯМИ_______________________________________________40
3.1. Содержание и методика исследования, контингент___________________ 40
3.2. Основные данные, полученные в ходе исследования__________________45
3.3. Интерпретация результатов исследования и пути их
практического применения_______________________________________ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________ 62
Министерство образования и науки Российской федерации
УРАЛЬСКИЙ фЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Институт ГОСУДАРСТВЕННОГО управления и предпринимательства
Программа профессиональной переподготовки
«Государственное и муниципальное управление»
Выпускная работа
Психологические основы принятия управленческих решений
Усачев Александр Николаевич
Екатеринбург
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ______________________
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ_______________________
1.1.Психологические
аспекты принятия
1.2.Методы принятия
управленческих решений________
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ВАЖНЫЙ
ФАКТОР ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ_________________19
2.1. Индивидуальный
стиль деятельности
2.2. Эмоционально-волевые качества и мотивация власти
Руководителя__________________
2.3.Линии поведения
руководителя как критерии
управленческих решений________
ГЛАВА 3 ИСЛЕДОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
РУКОВОДИТЕЛЯМИ________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________
ВВЕДЕНИЕ
Управленческое решение представляет собой основной вид деятельности руководителя. Оно творит направление, форму и содержание труда коллектива подчиненных. Самые незначительные пробелы в управленческих решениях могут обернуться потерями как для работников трудового коллектива, так, в конечном счете, и для общества.
Грамотное профессиональное управление реагирует в виде управленческих решений, прежде всего на появление нового, на особенные ситуации в экономической, политической, социально-психологической сферах. Необходимость в управленческом решении возникает там, где складывается противоречивая ситуация.
Современный мир – это мир организаций, а любая организация, независимо от ее структуры, состоит из специалистов, каждый из которых вносит свою долю в целое, но ни один не «просчитывает» это целое. Большая часть организационных решений – групповые или составные решения, а не решения отдельного человека.
Управленческое решение зависит от многих факторов: от положения дел в управляемой сфере, от состояния трудового коллектива, от кадрового обеспечения и т.д. Кроме того, управление предъявляет особые требования к личностным качествам руководителя, к его умственным способностям, к его умениям прогнозировать и анализировать складывающиеся управленческие ситуации.
Сам процесс принятия управленческого решения с большим трудом поддается изучению. Это связано с тем, что протекание фаз принятия решения, по большей части, скрыто от непосредственного наблюдения. Очень сложно создать экспериментальную ситуацию, в которой возможно проследить рождение решения, так как имеют большое значение реальные условия, в которых принимается управленческое решение. Большинство руководителей, осуществляя этот вид деятельности, скорее интуитивно учитывают множество факторов, влияющих на управленческую ситуацию, и, как правило, не могут сказать, каким образом они это делают.
Еще одним важным аспектом принятия управленческого решения является получение и использование информации в ситуациях общения.
Профессиональная жизнь любого руководителя, любого менеджера протекает в условиях интенсивного общения. Как правило, руководители со стажем являются настоящими мастерами общения, знающими и использующими механизмы продуктивных взаимоотношений и взаимодействий.
Для руководителя,
как правило, представляет ценность
социальный порядок, в том числе
и в его собственном
При таком подходе объектом изучения в данной работе становятся психологические особенности руководителя, а предметом исследования – личность управляющего, как фактор принятия управленческих решений.
Основной Целью работы я обозначил: на основании изучения литературы выявить основные методы принятия управленческих решений, а также рассмотреть психологические основы принятия управленческих решений и факторы, оказывающие значительное влияние на процесс принятия решения.
Понять для себя Чем с точки зрения Теории Управления и психологии управления , как наук, я занимался последние 27 лет.
Цели конкретизируются в следующих задачах:
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1.Психологические аспекты
Принятие решений справедливо признается центральным звеном многогранной деятельности руководителя. Функция «принятия решений» задана его социальным статусом, предписывающим использовать объективные возможности и субъективные качества, как собственные, так и окружающих, для влияния на ход событий; руководитель несет ответственность за последствия выбора возможностей. В связи с этим в рамках социальной психологии управления активно ведется поиск совокупности черт, свойств личности и характеристик поведения руководителя, от которых зависит успешность руководства. Поведение в процессе принятия решения, особенно в условиях неопределенности, является результатом отражения общественных требований в индивидуальной деятельности профессионального руководителя.
По-видимому, принятие управленческих
решений можно рассматривать
с общепсихологических позиций
Характерными для принятия решения являются активность субъекта и осознание им до определенной степени собственной деятельности1. На наш взгляд, специфику управленческой деятельности человека будет составлять постоянная борьба или конфликт мотивов. Именно его разрешение, либо нивелирование, отражается в поведении руководителя как выбор альтернатив.
При этом выявляется потенциал способностей к руководству, мотивационный профиль, способности идти на риск. Поведение руководителя выражает его психическую организацию и жизненный опыт. Оно опосредовано социальными установками, нормами и традициями, господствующими в социуме отношениями, что в значительной степени определяет содержание и стиль принимаемых решений. Стиль принятия решений оказывает определяющее влияние на формирование норм и традиций, ожиданий, социальных установок и межличностных отношений в социальных группах. По характеру принимаемых решений, по умению разрешать проблемные ситуации можно строить прогнозы относительно способности человека работать с людьми, выполнять функции руководства в целом; можно оценивать, как осуществляются отдельные шаги в реализации решения, которые протекают в основном в актах общения и организационных отношениях.
Особенно
значим вес управленческой деятельности
в напряженных социально-
Даже если ни одна из альтернатив развития событий не удовлетворяет руководителя полностью, он должен принять решение, то есть осуществить «волевой акт», выбрав одну из возможностей, полагаясь на свой профессионализм, интеллект, интуицию. «Выбор осуществляется тогда, когда невозможно свести к единому критерию предпочтительность, по крайней мере, двух из существующих альтернатив поведения. Если предпочтительность может быть раскрыта человеком непосредственно, то допустимо говорить о типичной задаче нахождения правильного решения, а не принятии решения, при котором интеллект человека играет важнейшую роль»2.
Выбор, представляющий собой основу управленческого решения не может осуществляться исключительно на основе интеллектуального анализа. Необходим учет ценностей руководителя и подчиненных, которых будет касаться решение, взаимодействие ума и воли, не исключающее принятия непредсказуемых решений. Учитывая то, что руководитель постоянно находится в ситуации конфликта мотивов и выбора, он будет выступать стрессоустойчивым человеком, способным решать даже в условиях психологического напряжения. Оценка и выбор руководителем возможностей поведения тесно связаны с социальными установками, отношениями и ролевыми ожиданиями субъектов управленческих отношений3. Предвидение и прогноз наилучшего возможного поведения тесно связаны с процессами социальной перцепции, интерпретации, атрибуции. «При этом сознанием руководителя отражается сам выбор и реализуемая возможность, но никак не субъективные факторы этого выбора»4.
Каждый руководитель вне зависимости от сферы его деятельности выполняет при решении проблем похожие действия. Чаще всего к ним относят следующие5:
По мнению А.Г.Ковалева важнейшими этапами принятия управленческого решения являются начальные, так как они связаны со сбором информации и ее распределением и соотнесением. Руководители высшего звена вообще предпочитают информационный тип власти. Первые гипотезы и модели, являющиеся по сути информационными возникают именно на ранних этапах управления. «Первый, начальный этап – это осознание проблемы...Для того, чтобы осознать проблему необходимо иметь много качественной информации.
Вторая стадия – сбор всей информации. Для того, чтобы выяснить причины трудностей или для того чтобы ставить новые вопросы, необходимо иметь информацию, как внутреннюю, касающуюся объективных факторов, так и внешнюю – опыт родственных предприятий, научные данные по организации труда и управления, технологии, экономике и т.д...
Третий этап решения – выдвижение гипотезы. Гипотеза – это модель возможного решения, предварительное решение, принимаемое на основе первичной информации».6
Для оптимизации процесса принятия решения используются коллективные формы работы. Предпосылками эффективности в этом случае являются сложившиеся в группе навыки рефлексии, то есть отражение и осознание того, что происходит в процессе совместной деятельности. Рефлексируются роли партнеров, их отношения, промежуточные результаты в отношении с поставленной задачей, условия самой задачи. За счет рефлексии удается повысить эффективность реализации всех этапов выработки решения, компенсировать проявления неоптимального стиля отдельных участников, сгладить влияние их индивидуально-психологических особенностей.
«Преимущество группового принятия решения заключается:
Информация о работе Психологические основы принятия управленческих решений