Психологические основы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Управленческое решение представляет собой основной вид деятельности руководителя. Оно творит направление, форму и содержание труда коллектива подчиненных. Самые незначительные пробелы в управленческих решениях могут обернуться потерями как для работников трудового коллектива, так, в конечном счете, и для общества.
Грамотное профессиональное управление реагирует в виде управленческих решений, прежде всего на появление нового, на особенные ситуации в экономической, политической, социально-психологической сферах. Необходимость в управленческом решении возникает там, где складывается противоречивая ситуация.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ_____________________________________6
1.1.Психологические аспекты принятия управленческих решений_________ 6
1.2.Методы принятия управленческих решений_________________________11
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ВАЖНЫЙ
ФАКТОР ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ_________________19
2.1. Индивидуальный стиль деятельности руководителя__________________19
2.2. Эмоционально-волевые качества и мотивация власти
Руководителя__________________________________________________ 31
2.3.Линии поведения руководителя как критерии принятия
управленческих решений_________________________________________36
ГЛАВА 3 ИСЛЕДОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
РУКОВОДИТЕЛЯМИ_______________________________________________40
3.1. Содержание и методика исследования, контингент___________________ 40
3.2. Основные данные, полученные в ходе исследования__________________45
3.3. Интерпретация результатов исследования и пути их
практического применения_______________________________________ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________ 62

Вложенные файлы: 1 файл

выпускная работа.docx

— 231.86 Кб (Скачать файл)

.rs = 0,65. (уровень значимости 0.01). Значимых связей не обнаружено.

Это означает, что руководители с  коллегиальным и попустительским  стилями управления выбирают разные линии поведения в одной и  той же напряженной ситуации.

Как следует из изложенных данных и результатов, стили управления определяют выбираемые руководителями линии поведения в ситуациях, требующих управленческого решения.

График 3

 

Зависимость выбора линий поведения при принятии управленческого  решения и индивидуального стиля управления                                                                                             

На  графике 3 приведены сравнения выборов руководителями линий поведения и индивидуальных стилей управленческой деятельности. Управленцы, проявляющие директивный стиль предпочитают оперативное и волевое руководство в большей степени, чем все остальные линии поведения. Управленцы, проявляющие коллегиальный стиль руководства – производственные отношения, самокритичность, воспитательные позиции и оперативное руководство.

Вообще вес оперативного руководства в нашей выборке  очень большой – руководители этого ранга и рода занятий  ценят скорость и правильность принятого решения.  Обладатели попустительского стиля предпочитают самокритичность и воспитательные позиции. Склонность выбирать воспитательные позиции, на наш взгляд, связана с тем, что управление во многом держится на авторитете руководителя, который отчасти, традиционно является родительской фигурой.

                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Интерпретация  результатов исследования и пути  их  практического применения

Основным  результатом исследования являлось подтверждение основной гипотезы в части, касающейся несомненной взаимосвязи волевых качеств личности руководителя и его индивидуального стиля управления.

Действительно, личности подчиненных и личности руководителей значимо разнятся в смысле яркости волевых качеств и отражения этого факта в самосознании: руководители в большей степени понимают и представляют себя как настойчивых, работоспособных, активных, инициативных людей. Подчиненные, обладающие теми же самыми качествами, используют их не так ярко. Более того, чтобы быть подчиненным необходимо проявлять безынициативность и высокое самообладание. В то время, когда руководитель может позволить себе меньше владеть собой.

Кроме того, выясняется еще одна значимая характеристика руководителей – практичный ум. Наличие этого качества у руководителя многократно описано в научной литературе, и это было выявлено в ходе исследования.

Интересной  стороной работы является соотнесение индивидуальных стилей деятельности руководителя и его личностных качеств. Превалирование тех или иных качеств в структуре личности руководителей приводит к выработке им того или иного индивидуального стиля принятия решения. Так высокое самообладание и глубокий ум приводят руководителя к выработке попустительского (либерального) стиля. Высокая общительность, скорее всего будет признаком коллегиального стиля руководства и принятия решений, инициативность и организованность значимо связаны с директивным стилем руководства.  Но такие качества как настойчивость, работоспособность, практичность ума являются необходимыми при любом индивидуальном стиле управления.

Несомненно, интересными являются данные об отсутствии связи большого числа личностных качеств с выбираемыми руководителями линиями поведения в напряженных ситуациях. При высокой парной встречаемости, например, практичности и личной продуктивности, значимой связи между этими единицами не наблюдается. Практичность и оперативное руководство встречаются вместе еще чаще, однако, также не наблюдается значимых связей между ними. Авторитарность как линия поведения в сознании руководителей практически сливается с такими личностными качествами как практичность ума, активность, инициативность, настойчивость. Оперативное руководство сливается с организованностью, самокритичность – с глубиной ума и т.д.

Отрицательно  связаны самокритичность и настойчивость, авторитарность и самообладание и наблюдательность, официальность отношений как линия поведения – с активностью, инициативностью и наблюдательностью. 

В ходе исследования связей между стилями руководства и линиями поведения выявлено, что действительно руководители с разными индивидуальными стилями предпочитают в качестве привычных, «излюбленных» различные линии поведения в напряженных ситуациях. Так руководители с коллегиальным стилем предпочитают самокритичность, производственные отношения, воспитательные позиции. Руководители с директивным стилем – волевое руководство, личную продуктивность, воспитательные позиции. Руководители с попустительским стилем  (в случаях, если им приходится действительно управлять) предпочитают воспитательные позиции и авторитет. Руководители с любым стилем используют авторитарность (авторитетность), воспитательные позиции и очень ценят оперативное руководство.

Таким образом, личностные качества руководителя влияют на выбор индивидуального стиля руководства и принятия решений; слабо и неоднозначно влияют на выбор линии поведения в напряженной ситуации; индивидуальный стиль управления «оформляет» выбор линий поведения. По всей видимости, не столько личностные качества руководителя, сколько индивидуальный стиль руководства в большей степени влияет на выбор линий поведения в напряженных ситуациях.

Одним из возможных путей практического применения результатов этого исследования может быть информирование управленцев о взаимосвязях волевых качеств и индивидуальных стилей управления. Несомненно может быть учтена определяющая роль индивидуального стиля при выборе линий поведения. Практическую ценность всегда представляет возможность обучения управлению, в данном случае, такому его аспекту как принятие управленческих решений. Возможность изменить, сделать более адекватным свое самосознание руководителя представляется серьезным шагом на пути улучшения профессионального управления. Возможность обучения принятию решения расширяется. В настоящий момент существует несколько продуктивных методов обучения принятию решения:26

  • метод «in basket». Руководитель приходит на работу и находит свой стол заваленным деловыми бумагами, требующими принятия решения. От него требуется рассортировать бумаги: отделить срочные от несрочных, важные от второстепенных и т.п.;
  • Метод ситуаций. Различными способами (письменно, на экране дисплея и т.п.) руководителю предъявляют типичные производственные ситуации, требующие принятия решения;
  • Деловые игры. Использование метода ситуаций, которые в данном случае динамично развиваются и зависят не только от собственных усилий, но и от действий партнеров. Часто деловые игры включают много участников и бывают довольно сложными.

Эти методы позволяют преобразовывать  внешнюю реальность, они неявно опираются на положение о проблемах во внешней управленческой ситуации.

Основные  выводы проведенного исследования:

  • Принятие решений является профессиональной, специальной деятельностью.
  • Важнейшими психологическими аспектами принятия управленческих решений являются: мотивация руководителей и подчиненных; ответственность, с которой сопряжены принятие решений; индивидуальный стиль деятельности руководителя, локус контроля и т.д.;
  • Социально-психологическими аспектами принятия решений являются: протекание принятия решений в общении и взаимодействии начальников и подчиненных; на принятие решения влияют статусы, ролевые ожидания, атрибуция, рефлексия и др.;
  • Важнейшими и очевидными психологическими сферами, в которых принимается управленческое решение, являются мотивация и стимулирование труда, коллективные взаимоотношения, в частности конфликты, управленческие отношения типа «начальник – подчиненный» и т.п.;
  • Принятие решения алгоритмизировано (технологизировано, как любая человеческая деятельность, любое действие);
  • Существуют специальные научные, интернаучные и частные методы принятия управленческих решений;
  • личность руководителя является важным фактором при принятии управленческого решения;
  • процесс принятия управленческого решения индивидуально «окрашен», так как обеспечивается индивидуальным стилем управленческой деятельности.
  • Известную перспективу психологии управления составляют исследования мотивации власти руководителя и направление им посредством принятия решений властного процесса;
  • Чрезвычайно значимыми в процессе руководства и принятия решений являются волевые качества личности руководителя; такие качества как настойчивость, работоспособность, практичность ума являются необходимыми при любом индивидуальном стиле управления.
  • Руководители часто прибегают к определенным линиям поведения, выступающими критериями принятия управленческого решения.
  • не столько личностные качества руководителя, сколько индивидуальный стиль руководства в большей степени влияет на выбор линий поведения в напряженных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучив литературу по основам  принятия управленческих решений в  процесс написания данной работы, можем сделать некоторые выводы.

В настоящее время признанной дисциплиной является теория принятия решений, в которой обычно выделяют два направления – нормативное  и дескриптивное. В первом случае исследователи строят изложение на формализованных методах, исследуемых формальными, преимущественно математическими, методами, во втором– они опираются главным образом на качественное описание и изучение проблемы. Если математические модели разрабатываются, как правило, для двух целей: для лучшего понимания существующей реальности и для выработки рационального курса действий, – то дескриптивные исследования дают практический опыт принятия решений.

Применение методов нормативного подхода позволяет оценивать  проблемную ситуацию, учитывать ресурсы и ограничения, анализировать различные варианты действий, используя формализованные процедуры. Знание дескриптивной, или, как ее еще называют, психологической, теории принятия решений позволяет лучше понять, как люди производят свой выбор, какие объективные и субъективные факторы влияют на правильность принятия решения, какие психологические механизмы управляют процессом принятия решений, какова роль социальной среды, в которой действует руководитель. В рамках обоих подходов исследуются различные аспекты как индивидуального, так и коллективного выбора.

Важно отметить, что при  принятии коллективных решений возникают  новые фундаментальные проблемы: как сочетать индивидуальные системы предпочтений и интересов отдельных людей, чтобы создать единую систему предпочтений для коллектива, состоящего из данных индивидуумов; можно ли определить «справедливые» методы такого объединения индивидуальных решений, чтобы получить коллективное решение. При принятии коллективных решений важную роль играет социальная обусловленность поведения человека.

Также необходимо отметить важную взаимосвязь между общим стилем руководства и участием в принятии управленческого решения части сотрудников или всего коллектива. Это является одним из существенных психологических оснований принятия эффективного управленческого решения и дальнейшей его реализации.

Современные условия бизнеса  в России предъявляют достаточно высокие требования к качеству принимаемых  управленческих решений. Выделены факторы сложности принятия решения на современном, информационном этапе развития общества - это:

  • геометрическое возрастание объема информации;
  • ускорение темпов принятия управленческих решений;
  • неоднозначность, смысловая многогранность информации.

В связи с этим, возникает  необходимость принципиального  изменения «систем принятия решения». Перспективным направлением с точки зрения психологии, может является переход к «образному» системному мышлению, к формированию не процедурных правил принятия решения, а принципиальных законов организации управления, позволяющих приспосабливаться к меняющимся воздействиям рынка, эффективно формулировать и оперативно изменять (корректировать) стратегию и тактику.

Возросшая сложность проблем выбора и принятия решений может даже требовать  использования специалистов-профессионалов по анализу вариантов принимаемых  решений, разработки и практического  использования специальных методов анализа и сравнения сложных альтернатив. Практика привлечения экспертов и аналитиков к данному вопросу достаточно часто применяется в европейском и американском бизнесе.

Психолог  представляется в настоящее время  важной фигурой, которая на теоретическом  уровне может рассмотреть значимость личностного фактора в принятии управленческих решений, и обеспечить на практике посредством психологических методов условия развития управленческих качеств и возможностей обучения методам принятия управленческих решений.

Одновременно  с психологией управления развиваются  смежные области, знания в которых  для руководителя не являются лишними: экономика, менеджмент, юриспруденция, социология и др. В связи с таким бурным развитием предмет психологии управления претерпевает изменения, не успевая оформиться. Влияние других наук на психологию управления чрезвычайно велико. В связи с этим встает задача оформления психологией управления своего предмета. Принятие управленческого решения также можно рассматривать с позиций самых разных наук. Психологический аспект принятия управленческих решений связан, в первую очередь, с личностью руководителя и подчиненных, а также с развитием и функционированием коллектива. Важно выявлять и использовать закономерности личностных и межличностных изменений при принятии решения.

Итак, лицами, принимающими решение, могут быть и сами руководители, системные аналитики или специально подготовленные сотрудники. Выбор метода и стиля принятия решения определяется конкретной ситуацией, а также психологическими особенностями того, кто разрабатывает и принимает решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1997.
  2. Михайлов Г.С. Психология принятия решений // Журнал прикладной пси        хологии №5, 2001.
  3. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.
  4. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 1978.
  5. Мануйлов Г.М., Новиков В.В. Психологическое управление в кризисном      

Информация о работе Психологические основы принятия управленческих решений