Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:36, курсовая работа
Управленческое решение представляет собой основной вид деятельности руководителя. Оно творит направление, форму и содержание труда коллектива подчиненных. Самые незначительные пробелы в управленческих решениях могут обернуться потерями как для работников трудового коллектива, так, в конечном счете, и для общества.
Грамотное профессиональное управление реагирует в виде управленческих решений, прежде всего на появление нового, на особенные ситуации в экономической, политической, социально-психологической сферах. Необходимость в управленческом решении возникает там, где складывается противоречивая ситуация.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ_____________________________________6
1.1.Психологические аспекты принятия управленческих решений_________ 6
1.2.Методы принятия управленческих решений_________________________11
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ВАЖНЫЙ
ФАКТОР ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ_________________19
2.1. Индивидуальный стиль деятельности руководителя__________________19
2.2. Эмоционально-волевые качества и мотивация власти
Руководителя__________________________________________________ 31
2.3.Линии поведения руководителя как критерии принятия
управленческих решений_________________________________________36
ГЛАВА 3 ИСЛЕДОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
РУКОВОДИТЕЛЯМИ_______________________________________________40
3.1. Содержание и методика исследования, контингент___________________ 40
3.2. Основные данные, полученные в ходе исследования__________________45
3.3. Интерпретация результатов исследования и пути их
практического применения_______________________________________ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________ 62
ют 57%, коллегиальным стилем – 28,5%, попустительским стилем – 14,3%. Видимо, наилучшие результаты в малом бизнесе дает именно директивность как руководящий стиль. Ответ на вопрос, действительно ли есть различия в структуре личности руководителей, предпочитающих тот или иной стиль, предполагал сортировку выборов руководителей по трем группам. Приводим эту группировку
данных в Таблице 2 вместе с расчетами коэффициентов корреляции и небольшими пояснениями результатов группирования и расчета.
Таблица 2
Качества личности |
директивный |
коллегиальный |
d |
d 2 | ||
% |
ранг |
% |
ранг | |||
Настойчивость |
100 |
1,5 |
100 |
2 |
- 0,5 |
0,25 |
Работоспособность |
100 |
1,5 |
100 |
2 |
- 0,5 |
0,25 |
|
75 |
5 |
100 |
2 |
3 |
9 |
Активность |
87,5 |
3,5 |
25 |
8,5 |
- 5 |
25 |
Инициативность |
87,5 |
3,5 |
50 |
6 |
- 2,5 |
6,25 |
Самообладание |
25 |
9 |
50 |
6 |
3 |
9 |
Организованность |
62,5 |
6 |
50 |
6 |
0 |
0 |
Наблюдательность |
50 |
7 |
25 |
8,5 |
- 1,5 |
1,25 |
Общительность |
37,5 |
8 |
75 |
4 |
4 |
16 |
Глубокий ум |
12,5 |
10 |
0 |
10 |
0 |
0 |
rs = 0,6. (уровень значимости 0.01).
Склад личностей, предпочитающих директивный и коллегиальный стили управления действительно разный.
Данные сопоставления директивного и попустительского стилей, а также коллегиального и попустительского стилей в Таблице 3 и Таблице 4.
Таблица 3
Качества личности |
директивный |
попустительский |
d |
|||
% |
ранг |
% |
ранг | |||
Настойчивость |
100 |
1,5 |
100 |
3,5 |
- 2 |
4 |
Работоспособность |
100 |
1,5 |
100 |
3,5 |
- 2 |
4 |
Практичность ума |
75 |
5 |
100 |
3,5 |
1,5 |
1,25 |
Активность |
87,5 |
3,5 |
100 |
3,5 |
0 |
0 |
Инициативность |
87,5 |
3,5 |
50 |
7,5 |
- 4 |
16 |
Самообладание |
25 |
9 |
100 |
3,5 |
5,5 |
30,25 |
Организованность |
62,5 |
6 |
0 |
9,5 |
- 3,5 |
12,25 |
Наблюдательность |
50 |
7 |
50 |
7,5 |
- 0,5 |
0,25 |
Общительность |
37,5 |
8 |
0 |
9,5 |
- 1,5 |
1,25 |
Глубокий ум |
12,5 |
10 |
100 |
3,5 |
6,5 |
42,25 |
rs = 0,3 (уровень значимости 0.01). На указанном уровне между личностями руководителей, предпочитающих директивный стиль и попустительский нет сходства.
Качества личности |
коллегиальный |
попустительский |
d |
|||
% |
ранг |
% |
ранг | |||
Настойчивость |
100 |
2 |
100 |
3,5 |
- 1,5 |
1,25 |
Работоспособность |
100 |
2 |
100 |
3,5 |
- 1,5 |
1,25 |
Практичность ума |
100 |
2 |
100 |
3,5 |
- 1,5 |
1,25 |
Активность |
25 |
8,5 |
100 |
3,5 |
5 |
25 |
Инициативность |
50 |
6 |
50 |
7,5 |
- 1,5 |
1,25 |
Самообладание |
50 |
6 |
100 |
3,5 |
2,5 |
6,25 |
Организованность |
50 |
6 |
0 |
9,5 |
- 3,5 |
12,25 |
Наблюдательность |
25 |
8,5 |
50 |
7,5 |
1 |
1 |
Общительность |
75 |
4 |
0 |
9,5 |
- 5,5 |
30,25 |
Глубокий ум |
0 |
10 |
100 |
3,5 |
6,5 |
42,25 |
.rs = 0,27. (уровень значимости 0.01). Фиксируем несхожесть рядов. Личности, предпочитающие коллегиальный стиль руководства не схожи по иерархии личностных качеств.
График 2 иллюстрирует
личностные профили руководителей,
предпочитающих различные стили руководства.
«Профили» личности руководителей с разным стилем управления
Как видно из графика, при всем различие предпочитаемых стилей управления, руководители все же все считают себя (и видимо, таковыми являются) волевыми личностями с развитым практичным умом. Различие достигается за счет прочих качеств списка: наблюдательности, общительности, глубины ума.
Таким образом, сочетание качеств личности руководителя тесно связано с избираемым им стилем управления.
3) На третьем этапе исследования, рассматривалось: сочетание личностных качеств руководителя влияет на избираемые им линии поведения, которые, в свою очередь, диктуются необходимостью принимать решения в различных напряженных управленческих ситуациях.
Чтобы провести исследование на данном этапе, было предложено руководителям, участвовавшим в работе выбрать и зафиксировать ранг выбранных карточек с описанием линий поведения, наиболее ими предпочитаемых (см. «содержание и методики исследования»). Данные диагностики приведены в Приложении 3.
Дальнейшая обработка
Этот результат может говорить а) о несовершенстве методики; б) действительно невысокой связи между личностными качествами руководителя и выбором им линий поведения в ситуациях необходимости принимать решение.
4.) На четвертом этапе был исследован вопрос : линии поведения при принятии решения выбираются руководителем согласно привычному для него индивидуальному стилю управления.
Представим данные в сгруппированном виде в Таблице 5, Таблице 6 и Таблице 7 .
Таблица 5
Линии поведения |
директивный |
коллегиальный |
d |
d 2 | ||
% |
ранг |
% |
ранг | |||
Личная продуктивность |
75 |
3,5 |
100 |
3 |
0,5 |
0,25 |
Официальные отношения |
25 |
8 |
0 |
7,5 |
0,5 |
0,25 |
Воспитательные позиции |
75 |
3,5 |
100 |
3 |
0,5 |
0,25 |
Оперативное руководство |
100 |
1 |
100 |
3 |
- 2 |
4 |
Самокритичность |
62,5 |
5 |
100 |
3 |
2 |
4 |
Авторитарность |
25 |
8 |
0 |
7,5 |
0,5 |
0,25 |
Производственные отношения |
50 |
6 |
100 |
3 |
3 |
9 |
Демонстрация деятельности |
25 |
8 |
0 |
7,5 |
0,5 |
0,25 |
Волевое руководство |
87,5 |
2 |
0 |
7,5 |
- 5,5 |
30,25 |
.rs = 0,65. (уровень значимости 0.01). Значимого сопряжения нет. Руководителя с различными индивидуальными стилями выбирают в напряженных ситуациях разные линии поведения.
Таблица 6
Линии поведения |
директивный |
попустительский |
d |
d 2 | ||
% |
ранг |
% |
ранг | |||
Личная продуктивность |
75 |
3,5 |
100 |
2 |
1,5 |
2,25 |
Официальные отношения |
25 |
8 |
0 |
6,5 |
1,5 |
2,25 |
Воспитательные позиции |
75 |
3,5 |
100 |
2 |
1,5 |
2,25 |
Оперативное руководство |
100 |
1 |
0 |
6,5 |
- 5,5 |
30,25 |
Самокритичность |
62,5 |
5 |
100 |
2 |
3 |
9 |
Авторитарность |
25 |
8 |
50 |
4 |
4 |
16 |
Производственные отношения |
50 |
6 |
0 |
6,5 |
- 0,5 |
0,25 |
Демонстрация деятельности |
25 |
8 |
0 |
6,5 |
1,5 |
2,25 |
Волевое руководство |
87,5 |
2 |
0 |
6,5 |
- 4,5 |
20,25 |
.rs = 0,70. (уровень значимости 0.01). На данном уровне значимости значимых связей не обнаружено.
Это означает, что руководители с директивным и попустительским стилями выбирают линии поведения в разной последовательности или прибегают в одной и той же напряженной ситуации к разным линиям поведения.
Таблица 7
Линии поведения |
коллегиальный |
попустительский |
d |
d 2 | ||
% |
ранг |
% |
ранг | |||
Личная продуктивность |
100 |
3 |
100 |
2 |
0,5 |
0,25 |
Официальные отношения |
0 |
7,5 |
0 |
6,5 |
0,5 |
0,25 |
Воспитательные позиции |
100 |
3 |
100 |
2 |
0,5 |
0,25 |
Оперативное руководство |
100 |
3 |
0 |
6,5 |
- 2 |
4 |
Самокритичность |
100 |
3 |
100 |
2 |
2 |
4 |
Авторитарность |
0 |
7,5 |
50 |
4 |
0,5 |
0,25 |
Производственные отношения |
100 |
3 |
0 |
6,5 |
3 |
9 |
Демонстрация деятельности |
0 |
7,5 |
0 |
6,5 |
0,5 |
0,25 |
Волевое руководство |
0 |
7,5 |
0 |
6,5 |
- 5,5 |
30,25 |
Информация о работе Психологические основы принятия управленческих решений