Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:36, курсовая работа
Управленческое решение представляет собой основной вид деятельности руководителя. Оно творит направление, форму и содержание труда коллектива подчиненных. Самые незначительные пробелы в управленческих решениях могут обернуться потерями как для работников трудового коллектива, так, в конечном счете, и для общества.
Грамотное профессиональное управление реагирует в виде управленческих решений, прежде всего на появление нового, на особенные ситуации в экономической, политической, социально-психологической сферах. Необходимость в управленческом решении возникает там, где складывается противоречивая ситуация.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ_____________________________________6
1.1.Психологические аспекты принятия управленческих решений_________ 6
1.2.Методы принятия управленческих решений_________________________11
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ВАЖНЫЙ
ФАКТОР ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ_________________19
2.1. Индивидуальный стиль деятельности руководителя__________________19
2.2. Эмоционально-волевые качества и мотивация власти
Руководителя__________________________________________________ 31
2.3.Линии поведения руководителя как критерии принятия
управленческих решений_________________________________________36
ГЛАВА 3 ИСЛЕДОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
РУКОВОДИТЕЛЯМИ_______________________________________________40
3.1. Содержание и методика исследования, контингент___________________ 40
3.2. Основные данные, полученные в ходе исследования__________________45
3.3. Интерпретация результатов исследования и пути их
практического применения_______________________________________ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________ 62
В результате математической обработки выявилось девять факторов, которые можно проинтерпретировать как линии поведения руководителя.23
Опытный руководитель, имея предпочтения, привычки в выборе линии поведения, все же старается использовать как можно больше новых линий поведения. Н.Скок подчеркивает, что эти линии поведения руководителя являются равновероятными по критерию успешности. И привлекательность каждой из них связана с конкретной ситуацией и личностью самого руководителя.
Результатом содержание Главы 2, можно отметить:
РУКОВОДИТЕЛЯМИ
В ходе сбора и обработки фактического и статистического материала мной изучен метод изучения самооценивания управленческих качеств на основании списка общих организаторских качеств личности Л.И.Уманского:24
Несложно заметить, что половина из этих качеств является волевыми.
«Общими они (эти качества) называются потому, что могут наблюдаться и у людей, не являющихся организаторами.Эти качества у способного организатора могут и не достигать высокого уровня развития, но не должны переходить в свою противоположность. Допустим, общительность не развита, но нет замкнутости».
При построении исследования, исходят из этих двух утверждений В.И.Лебедева: а) эти качества будут встречаться как у руководителей, так и у неруководителей, подчиненных; б) у разных руководителей выраженность этих качеств различна.
Директивный стиль – ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность, к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.
Попустительский стиль – снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решения.
Коллегиальный компонент – требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.
На основе линий поведения, обусловленные принятием решения, выявленные Н.Скоком, были созданы тексты стимульного материала, с учетом необходимости самооценивания руководителя.
Я всегда ориентируюсь на полезный результат своей деятельности. Стараюсь поддерживать конструктивные отношения со всеми, в том числе и со своими подчиненными. От конфликтов не ухожу – конфликты нужно своевременно разрешать. Главное в моей работе – это чувство перспективы. Чтоб осуществились планы, нужно много работать и создавать благоприятные условия для будущих действий. |
Любая напряженная ситуация не является большой новостью – кто-то когда-то уже это переживал. Из любой ситуации можно выйти, опираясь на официальные нормы и требования. Руководитель с подчиненными должен держаться официально, добиваться, чтобы подчиненные соблюдали дистанцию. Они должны видеть, что у руководителя есть официальная власть. |
Любой руководитель – это воспитатель своих подчиненных. Поэтому он должен быть сдержан, не распускать язык и руки. Любого подчиненного можно убедить, особенно, если он видит, что ты несешь свою долю ответственности и не перекладываешь ее на других. Руководитель должен привлекать подчиненных к решению задач управления, доверять им. Но общее руководство оставлять за собой. |
Хороший руководитель – это оперативный руководитель. Его решения имеют высокую цену только, когда они приняты точно в срок и без большого числа ошибок. Так работать, можно только самостоятельно принимая решения. Подчиненные должны сами выполнять свои обязанности, не дожидаясь, пока этим займется руководитель. А руководитель вправе надеяться, что ему никто не будет мешать принимать соответствующие решения. |
Как руководитель, я всегда переживаю создавшуюся проблемную ситуацию. Всегда думаю: «Может быть стоило поступить иначе, и все вышло бы гораздо лучше? Может быть стоило принять другое решение?» Всегда стараюсь посоветоваться с авторитетным членом коллектива, стараюсь сгладить острые углы в отношениях подчиненных. |
Я всегда ориентируюсь на систему авторитетов и желаю этого другим людям. Не стану наказывать подчиненного за провинность, а прибегну к авторитетному мнению. Для подчиненных я – авторитетная личность, потому, что обладаю реальной властью. А обретение власти – это личная заслуга. |
Подчиненный – это, прежде всего работник, у него есть свои должностные обязанности. И только во вторую очередь – он для меня, как руководителя, человек и семьянин. Я не обязан учитывать личные обстоятельства своих подчиненных постоянно. Работа – есть работа. Сначала – производство, а уже потом – взаимоотношения и все остальное. |
Чтоб подчиненным не казалось, что я весь день ничего не делаю, необходимо демонстрировать им свою деятельность, показывать знание официальных норм, формальную сторону принятия управленческих решений. Пусть видят, что я руковожу. И буду руководить, даже, если теряю реальную власть над ситуацией. |
Подчиненные не должны покушаться на авторитет руководителя. Любое мое волевое решение они обязаны исполнить, особо не задумываясь над тем, плохо это или хорошо. Только я могу видеть все плюсы и минусы принимаемого решения. Как я распоряжусь -–так и будет. |
Стимульный материал предъявлялся испытуемым на карточках. На обратной стороне карточек стоят номера от 1 до 9. При помощи этих номеров можно обозначать порядок выбора
Контингент испытуемых:
Были отобраны в две группы испытуемых: а) руководителей; б) подчиненных. Первую группу образовали, в основном, мелкие предприниматели: владельцы одной-двух торговых «точек» на рынке или на улице. Как правило, такие руководители имеют одного-трех подчиненных, многие из которых и составили вторую исследованную нами группу. Численность группы руководителей – 14 человек; численность группы подчиненных – 21 человек.
Основная рабочая гипотеза этого этапа: существуют значимые различия в структуре организационно-управленческих качеств личности руководителя и подчиненного, отражающиеся в субъективных представлениях. Это было сделано для утверждения: одни и те же личностные качества у руководителей и подчиненных значимо по-разному иерархиризируются, причем в структуре личности руководителя ярче выражены именно волевые качества.
С этой целью, как руководителям, так и подчиненным был предъявлен одинаковый список качеств (см. Методика 1) и одинаковая инструкция к выполнению тестового задания: « Выберите из предложенного списка те качества личности, которые, на ваш взгляд, присущи вам в наибольшей степени как руководителю (подчиненному)». Одновременно фиксировался и порядок (присвоение ранга испытуемым) выбранных качеств. Результаты выбора и ранжирования представляем в Приложении 1 и Приложении 2.
В результате группировки
данных стало возможным сопоставить
представления о личностных качествах
в группе руководителей и в группе подчиненных,
выразив это сопоставление коэффициентом
ранговой корреляции Спирмена (r).
Черты личности |
руководители |
подчиненные |
d |
d2 | ||
% |
ранг |
% |
ранг | |||
настойчивость |
100 |
1,5 |
47,6 |
4 |
- 2,5 |
6,25 |
Работоспособность |
100 |
1,5 |
33,4 |
7 |
- 5,5 |
30,25 |
Практичность ума |
85,7 |
3 |
23,8 |
9 |
- 6 |
36 |
Активность |
71,4 |
4,5 |
38,1 |
5,5 |
1 |
1 |
Инициативность |
74,1 |
4,5 |
9,5 |
10 |
- 5,5 |
30,25 |
Самообладание |
50 |
6,5 |
85,7 |
1 |
5,5 |
30,25 |
Организованность |
50 |
6,5 |
57,3 |
3 |
3,5 |
12,25 |
Наблюдательность |
42,8 |
8,5 |
66,7 |
2 |
6,5 |
42,25 |
Общительность |
42,8 |
8,5 |
38,1 |
5,5 |
3 |
9 |
Глубокий ум |
21,4 |
10 |
28,5 |
8 |
2 |
4 |
Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена состоит из следующих этапов:
d = dx - dy.
Вычисление коэффициента корреляции рангов по формуле:
где d2 – квадратов разностей между рангами; N – количество признаков, участвовавших в ранжировании.
В итоге расчетов получилось значение коэффициента для этого случая:
rs = - 0,22. (уровень значимости 0.01).
Такое значение коэффициента
говорит об отсутствии
группами по указанным параметрам.
Иными словами, существуют значимые
различия между иерархиризацией личностных
качеств у руководителей и у подчиненных.
В организационно-управленческом смысле
– действительно, чтобы быть руководителем
нужно обладать специфической упорядоченностью
личностных качеств. При качественном
анализе полученных данных, обнаруживается,
что значимость различий обеспечивается
на уровне волевых качеств
и качества практичности ума.
Выбор необходимых личностных качеств в группах
руководителей и подчиненных
Как видно из графика подчиненные считают, что их делает подчиненными, прежде всего, самообладание, наблюдательность и организованность, отсутствие инициативы. А руководителей делают руководителями настойчивость, работоспособность, практичность ума, инициативность. И те, и другие почти не расходятся во мнениях по поводу уровня общительности, и глубины необходимого ума. Дальнейшие размышления и
сопоставления приводят к мысли, что тот, у кого есть волевые качества, может стать руководителем, а тот, кто стал руководителем – может развить волевые качества в процессе управленческой деятельности.
Таким образом, можно утверждать : действительно, существует значимое различие между личностью руководителя и личностью подчиненного в моментах яркости проявления волевых качеств.
2. На втором
этапе исследования
В этих целях, была проведена диагностика подчиненных методикой «Определения стиля руководства трудовым коллективом В.П.Захарова и А.Л.Журавлева». Результаты диагностики для удобства оперирования, сгруппированы в Приложении 1. Как видно из материалов данного приложения директивным стилем в нашей группе руководителей по мнению подчиненных облада
Информация о работе Психологические основы принятия управленческих решений