Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:23, дипломная работа
Цель дипломного проекта – проведение маркетингового исследования рынка сбыта товаров на ФГУП «ПО «Завод имени Серго» (компания «Позис»).
Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты проведения маркетингового исследования;
-дать краткую хар-ку ФГУП «ПО «Завод имени Серго» (компания «Позис»).
- провести маркетинговое исследование рынка сбыта товара на предприятии ФГУП «ПО «Завод имени Серго» (компания «Позис»);
- разработать мероприятия по совершенствованию маркетинга на предприятии ФГУП «ПО «Завод имени Серго» (компания «Позис»).
- Объект исследования - ФГУП «ПО «Завод имени Серго» (компания «Позис»).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты проведения маркетингового исследования 5
1.1Сущность и основные понятия маркетинговых исследований…………...5
1.2 Определение методов сбора данных при проведении маркетинговых исследований 13
1.3 Сущность, виды и функции сбыта 21
1.4 Выбор метода проведения маркетинговых исследований рынка методом опроса 28
2. Маркетинговое исследование рынка сбыта товара на предприятии ФГУП «ПО «Завод имени Серго» (компания «Позис») 11
2.1 Анализ рынка холодильников 15
2.2 Краткая характеристика предприятия ФГУП «ПО «Завод имени Серго» (компания «Позис») 11
2.3 Маркетинговое исследование рынка сбыта продукции ФГУП «ПО «Завод имени Серго» (компания «Позис») 20
3. Пути совершенствования маркетинга на предприятии ФГУП «ПО «Завод имени Серго» (компания «Позис») 32
3.1 Направления увеличения продаж и повышения конкурентоспособности продукции ФГУП «ПО «Завод имени Серго» (компания «Позис») 32
3.2 Ценовая политика предприятия ФГУП «ПО «Завод имени Серго» (компания «Позис») 34
3.3 Разработка рациональных маркетинговых мероприятий по поддержке устойчивости экономического поведения предприятия 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
2.1 Анализ рынка холодильников
За последние пять лет объемы продаж бытовой холодильной техники в нашей стране увеличивались более чем на 10%. Тем не менее, российский рынок бытовых холодильников считается одним из самых перспективных в Европе.
Российский рынок бытовых холодильников успел пережить и взлет, и упадок. После всплеска спроса в первой половине 1990-х годов наступило его снижение, которое усугубил дефолт 1998 года. Спрос на холодильники у россиян стал возрастать только с началом 2000-х годов.
В настоящее время 70% объема продаж занимают холодильники производства России и СНГ. Крупнейшим отечественным производителем является ЗАО «Завод холодильников «Стинол». Его доля на рынке бытовых холодильников и морозильников РФ составляет 53%.
Российские производители удерживают 60% рынка двухдверных холодильников. Среди импортных в этом сегменте доминируют европейские марки, отодвигая корейских производителей на второй план. Доля «люксовых» моделей (дороже 1000 долларов) в общем объеме рынка в штучном выражении невелика (менее 1%), тогда как в стоимостном она гораздо больше. Несмотря на это сегмент дорогих холодильников развивается намного медленнее, чем рынок в целом.
Основными факторами роста рынка являются увеличение доходов населения и развитие системы потребительского кредитования. По данным ЦБ, на 1 декабря 2010 года объемы кредитования физических лиц составили 573 млрд. руб. Из них на кредиты, которые предоставляются на покупку товаров непосредственно в магазине, пришлось около 100 млрд. руб.
Между тем, перспективы развития российского рынка бытовых холодильников оцениваются по-разному. Одни эксперты полагают, что период массового спроса начнется в ближайшее время и продлится в течение 5-6 лет. С их точки зрения, парк бытовой техники, приобретенной населением в период спроса 1993-96 гг, практически исчерпал свой технический ресурс и в значительной степени устарел морально, а потому требует замены (На сегодня срок службы бытовых приборов в силу морального износа сократился с 12 до 5-7 лет для 70% владельцев таких приборов.).
Другие эксперты считают, что волна замен бытовой техники прошла в 2004-05 гг, а очередной пик покупательской активности придется на 2011-12 гг. Свою позицию они аргументируют тем, что по статистике замена крупной бытовой техники потребителями происходит раз в 5-7 лет.
Существует и такая точка зрения, согласно которой массированный спрос возникнет еще не скоро, поскольку население в достаточной степени обеспечено бытовой техникой, купленной на средства потребительских кредитов, причем эти кредиты будут оплачиваться сейчас и в ближайшие годы.
По мнению многих экспертов, насыщение рынка в крупных российских городах уже произошло. В дальнейшем рост отечественного рынка бытовых холодильников будет происходить за счет регионов, где спрос только формируется. При этом наибольшего успеха достигнет тот производитель, который предложит потребителю недорогой, но надежный и современный холодильник
Общая численность холодильников и морозильников в домохозяйствах России в 2005-2009 годы колебалась от 63,68 до 67,69 млн штук. Около 90% рынка бытового холодильного оборудования занимают холодильники. Основными причинами покупки холодильника является изношенность имеющегося холодильника или неудовлетворенность потребительскими качествами имеющегося холодильника.
С 2005 по 2009 гг численность домохозяйств-пользователей холодильниками и морозильниками сократилась на 2,05 млн д/х, что обусловлено убылью населения и общим снижением количества домохозяйств в России. При этом доля пользователей холодильников и морозильников стабильно составляет 99,7-99,8% от всех домохозяйств.
В 2005-2009 гг динамика продаж холодильников и морозильников в стране колебалась. Минимальное значение натурального объема продаж - 3,271 млн шт - имело место в 2009 г, а максимальное - 4,837 млн шт - в 2007 г. С 2007 по 2009 гг стоимостный объем рынка холодильников и морозильников снизился в 1,3 раза - с 63,67 до 49,87 млрд руб. К 2014 г уровень цен на холодильники и морозильники в розничной торговле вырастет почти на 24,3% относительно 2009 г.
2009 год можно считать неудачным для рынка крупной бытовой техники. По данным исследовательской компании GFK, в январе–феврале по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. реализация морозильных камер в количественном выражении снизилась на 26%, варочных поверхностей — на 23%, духовых шкафов — на 18%. Но больше всего пострадал сегмент холодильников, продажи которых упали на 42%. Отрицательная динамика наблюдалась в течение всего года. Заместитель директора представительства словенской Gorenje Виталий Короткий говорит, что за первые четыре месяца реализация их продукции уменьшилась на 50% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Оживление наблюдалось только в первой половине марта, когда холодильники покупали на подарки, а в апреле продажи вернулись к февральским показателям.
Еще больше рынок упал в денежном выражении, поскольку жители страны стали переориентироваться на покупку более дешевой продукции. Так, по сведениям GFK, если в январе–феврале 2008 г. на низкий ценовой сегмент (до $400) приходилось 32% рынка, то сейчас — 43,3%. Доля среднего ($400–600) снизилась с 43 до 35,9%, а высокого (более $600) уменьшилась с 25 до 20,8%. Это связано с подорожанием техники, ведь около 90% продаваемых у нас холодильников выпускаются за пределами страны, поэтому на их стоимость влияют курсы валют.
Продавцы холодильников отреагировали на ухудшение ситуации изменением ассортимента. В список приоритетной для розницы продукции могут попасть далеко не все производители.
В структуре российского рынка бытовой техники и электроники наибольшая доля (в стоимостном выражении) принадлежит сегменту бытовой электроники (55%), на втором месте крупная бытовая техника – 29%.Российский рынок бытовой техники и электроники по итогам 2008 года достиг объема в $16,5 млрд., показав рост в $1,5 млрд. по сравнению с объемами 2007 года. В 2008 году темпы прироста Рынка составили 10%, что на 5,1 процентных пункта ниже, чем в 2007 году. Если в начале 2009 года российские потребители были еще готовы инвестировать свои сбережения в дорогие виды бытовой техники и электроники, то к настоящему времени потребительские предпочтения изменились. За II квартал продажи электроники и бытовой техники в России просели примерно на 30% в рублевом выражении «из-за смены настроения покупателей». По оптимистичным прогнозам отраслевых экспертов, темпы прироста рынка в 2011 году не изменятся, по пессимистичным – сократятся на 10%-20%.
Как и во всей отрасли в целом на Рынке крупной бытовой техники наибольшую долю занимает импортная бытовая техника. В сегменте холодильников, доля импорта на российский рынок выросла с 60% в 2005 году до 74% в 2009 году.
Темпы прироста Рынка в натуральном выражении в 2008 году составили 2,8%, что на 16,6 процентных пункта меньше, чем в 2007 году. Таким образом, потребление бытовых холодильников и морозильников в целом растет, однако в условиях финансово-экономического кризиса темпы его роста снизились. Потребители переключаются на продукцию более низких ценовых сегментов.
Производством бытовых холодильников и морозильников в России занимаются 15 компаний. Шесть крупнейших производителей холодильников: АО «Красноярский завод холодильников «Бирюса»; АО «Производство холодильников «Полюс»; «СЭПО Темп» (Саратов); АОЗТ «Завод холодильников «Stinol»; АО «Орский механический завод»; ПО «Позис» - «Завод им. Серго» (Зеленодольск).
Все компании производят жесткие пеноматериалы для теплоизоляции холодильников и морозильников, а также имеют систему гарантийного обслуживания и ремонта производимых изделий.
В 2008-2009 годах наблюдалось сокращение доли на Рынке по сравнению с 2007 годом у большинства крупных производителей бытовой холодильной техники России и стран СНГ: ЗАО «Индезит Интернешнл» - с 22,5% до 21,1%, ЗАО «Атлант» с 14,3% до 13,8%, АО «Группа Норд» - с 6,7% до 5,9%, ФГУП «ПО «Завод им. Серго» - с 6,1% до 5,4%.
2.2 Краткая характеристика предприятия ФГУП «ПО «Завод имени Серго» (компания «Позис»)
ФГУП «ПО «Завод имени Серго» имеет большую историю.
Компания основана французскими акционерами, объединенными в Волжско-Вишерское горное металлургическое общество в 1898 году. В том же году объединенное Волжско-Вишерское горное металлургическое общество приступило к строительству Паратского сталелитейного завода.
1917 год - предприятие приобрел французский промышленник Н. Бенуа для изготовления мин и осветительных ракет. В ноябре 1917 оно национализируется государством, мощности передаются под гильзовое производство Ижорскому заводу, эвакуированному из г. Колпино Петроградской губернии. В 1918 образуется Волжско-Ижорский металлургический завод. В последствии он входил в состав Паратского металлургического завода (с 1919г.), Паратского промышленного комбината (с 1922г.), объединившего ряд металло- и деревообрабатывающих цехов и производство артиллерийских гильз и осветительных ракет.
Правительство принимает решение о реконструкции бывшего Паратского завода и основании на его базе производства пушечных гильз в 1930 году.
Второй официальный пуск завода состоялся 19 сентября 1931 году рабочие и служащие на общем собрании приняли решение присвоить Паратскому заводу имя Серго Орджоникидзе. Начато производство гильз для артиллерийских снарядов, первоначально английских систем "Гочкисс" и "Виккерс", затем отечественных образцов.
1941-1945 годы - Великая Отечественная война. Каждый третий снаряд для малокалиберной артиллерии был изготовлен на "Заводе имени Серго".
1959 год - компания вошла в число первых производителей бытовых холодильников в Советском Союзе. С конвейера сходит первый холодильник ДХ-120, известный под торговой маркой МИР, ставшей поистине народной. Качество сборки всегда являлось приоритетной задачей, что подтверждается благодарственными письмами от владельцев холодильников POZIS. Не редкость, когда холодильники, отработав более 40 лет, передаются от родителей детям.
1971 год - начало освоения производства однокамерных холодильников и рождение новой торговой марки - СВИЯГА.
1991 год - начинается выпуск амортизаторов для легковых автомобилей.
1993 год - освоено производство охотничьих патронов, номенклатура которых постоянно расширяется.
1997 год - начат выпуск изотермических фургонов на все типы отечественных грузовых автомобилей, качество которых неоднократно отмечалось различными наградами и медалями ("СТО ЛУЧШИХ ТОВАРОВ РОССИИ", "ЛУЧШИЙ ФУРГОН - 2001 г.").
Стратегической целью для предприятия на 2011 год является преодоление последствий мирового финансового кризиса, сохранение кадрового, производственного потенциала предприятия, наращивание объемов производства и выпуск новых видов продукции.
2009 год для компании POZIS был ознаменован «золотым» юбилеем татарстанского холодильника. В ноябре состоялись торжественные мероприятия, посвященные празднованию 50-летия со дня выпуска первого холодильного прибора марки «МИР» и 111-й годовщины образования предприятия.
Несомненно, являясь брендом мирового уровня, POZIS продолжает наращивать свой технический потенциал, развивая производство новых видов бытовой техники в тесном сотрудничестве с торговыми партнерами компании. В сентябре на Х юбилейный Саммит партнеров POZIS со всей России и стран Ближнего Зарубежья собрались региональные дилеры. В рамках саммита были представлены холодильные приборы новой линии Compact, а уже в конце года с конвейера сошли первые холодильники этой линии.
Открывая новые границы деятельности, POZIS в сентябре презентует "Инженерно-технический центр".
Еще одним подтверждением состоятельности бренда POZIS стали итоги Всероссийской межотраслевой выставки отечественных товаров «Покупайте Российское», в рамках которой продукция компании была награждена дипломами и медалью «Золотой Сирин» 1-й степени.
Несмотря на то, что 2009 год был непростым для производственной жизни предприятия, компания большое значение уделяет социальной ответственности бизнеса. POZIS выполнил все социальные программы, тем самым сохранив и приумножив кадровый потенциал.
1 июля 2010 года в Министерстве торговли промышленности РФ были вручены награды победителям конкурса на звание «Лучший российский экспортер 2009 года». Компания POZIS победила в номинации «Лучший экспортер в страны СНГ».
Участие и победа в этом конкурсе в очередной раз подтверждает высококонкурентный уровень качества продукции POZIS, вселяет стремление к дальнейшим достижениям.
Постепенно сформировалась и стратегия фирмы:
- по отношению к товару - стремиться к тому, чтобы качество и полнота ассортимента были в единстве с доступностью цены;
- по отношению к персоналу - учиться дружественному профессионализму, который непременно оценит покупатель.
Выбор стратегии имеет огромное значение, но большинство неудач в бизнесе связано как раз с невозможностью или неспособностью компаний реализовать в своей повседневной деятельности грандиозные стратегические планы. Компанию «Позис» отличает высочайший уровень менеджмента, позволяющий компании завоевывать и удерживать лидирующие позиции на рынке метизов.
Постоянные покупатели уже давно оценили стратегию компании, определившую и ее фирменный стиль.
Компания «Позис» обеспечивает высокий уровень обслуживания клиентов за счет: