Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта расширения производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью является рассмотрение сущности бизнес планирования и оценка эффективности реального инвестиционного проекта на предприятии.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность и основные способы инвестирования;
изучить методологии оценки инвестиционных проектов;
выявление роли бизнес планирования в реализации инвестиционных проектов;
проанализировать основные финансово - экономические показатели деятельности предприятия;
провести оценку инвестиционных проектов;
обосновать бизнес – план инвестиционного проекта с финансовым обеспечением.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы бизнес планирования и инвестиционной
деятельности
1.1 Сущность и основные способы инвестирования
1.2 Роль бизнес планирования в реализации инвестиционных проектов
1.3 Основные принципы инвестиционной политики
1.4 Методология оценки инвестиционных проектов
Глава 2 Принятие решений по инвестиционным проектам
2.1 Основные финансово – экономические показатели деятельности предприятия
2.2 Обоснование выбора инвестиционных проектов и их оценка
Глава 3 Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта расширения производства
3.1 Исследование внутреннего и внешнего рынка
3.2 Обоснование выбора источника инвестиций
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Галя.doc

— 758.00 Кб (Скачать файл)

     Разработка  полного объема проектной документации инвестиционного проекта еще не означает, что он будет обязательно реализован. Исключение составляют локальные проекты, осуществляемые полностью за счет собственных средств достаточно стабильно работающими предприятиями. В остальных случаях для реализации инвестиционного проекта необходимо привлечение финансовых ресурсов из различных источников в зависимости от степени его значимости. Это могут быть бюджетные средства, кредиты,  лизинг, иностранные инвестиции и другие источники. В любом из данных случаев необходимо заинтересовать будущего инвестора в выполнении инвестиционного проекта.

     Функцию обеспечения заинтересованности  инвестора в финансовой поддержке проекта и выполняет бизнес- план. Именно поэтому бизнес-план инвестиционного характера, предназначенный для достижения указанной цели, должен иметь в большей степени  внешнюю направленность, а не внутреннюю, т.е. для того, чтобы показать возможному инвестору значимость предлагаемого к реализации проекта, необходимо в первую очередь аргументировать способность предприятия организовать его эффективную реализацию.

     Отличительной чертой предпринимательства в России в настоящее время является постепенный, но уверенный  переход  от  нецивилизованных форм бизнеса (высокие ставки реинвестирования, задержки платежей, правовое непослушание к современным  международным формам)  с использованием методов и средств бизнес планирования. По своей сути бизнес - планирование, включающее в себя разработку бизнес - планов относится к экономическим методам управления, при использовании которых стоимостные факторы и гарантия успеха играют решающую роль.

     Бизнес - планирование  требует привлечения специалистов многих отраслей знаний, таких как маркетинговый анализ, менеджмент, инжиниринг, финансовый анализ и планирование.

     Чтобы добиться стабильного успеха, необходимо четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и анализировать информацию о состоянии рынка и конкурентах, а также о собственных перспективах и возможностях.

     Даже  самый хороший план не дает гарантии успеха без его умелой реализации, эффективного управления  имеющимися ресурсам, без учета ограничений и требований рынка. тем не менее правильно составленный  бизнес- план проекта дает возможность объективно оценить проект, понять замысел  предпринимателя и создать основу для привлечения финансовых ресурсов

     Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств и принесут прибыль. Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько велико, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководитель лишь подписал. Включаясь в работу лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя на крепкость и сам замысел, и себя.

     Бизнес-планы  составляют обычно по следующим причинам:

     1. Для внешнего использования. Чтобы  представить дело в наиболее  выгодном свете людям извне,  например, инвесторам.

     2. Для внутреннего пользования. Здесь дело представляется со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план используется постоянно как инструмент управления.

     Можно достигнуть существенных преимуществ, если начать с бизнес-плана для внутреннего использования. В процессе его написания рассматриваются многие вопросы, которые, возможно, никогда не будут записаны во внешнем варианте бизнес-плана. Однако инвесторы наверняка зададут подобные вопросы, чтобы "почувствовать" серьезность проработки. Те, кто не подготовлен к этим вопросам, окажутся в невыгодном положении.

     Итак, назначение бизнес плана в том, что  он помогает предпринимателям решать следующие задачи:

  • изучить емкость и перспективность развития будущего рынка сбыта;
  • оценить затраты для производства нужной рынку продукции, соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность дела;
  • обнаружить всевозможные "подводные" камни, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации;
  • определить те показатели, по которым можно будет регулярно контролировать состояние дел.

      Бизнес-план обычно пишется на перспективу, и составляют его примерно на 3 года вперед, при этом для первого года основные показатели обычно делают в месячной разбивке, для второго – поквартально, и лишь начиная с 3-го года, ограничиваются годовыми показателями.

     К сожалению, такое планирование в  условиях нашей экономики пока не представляется возможным, поскольку экономическая ситуация очень быстро меняется. Многие сейчас ограничиваются написанием плана на год.

     Методика разработки бизнес плана

     Любая предлагаемая форма дает лишь общее  представление. Любой бизнес имеет  свои особенности, следовательно, не может  существовать некоего «стандартного» плана, приемлемого во всех случаях. Существует один испытанный принцип составления любого бизнес-плана: он должен быть кратким.

     Правда, иногда, чтобы адекватно раскрыть суть проблемы, его делают достаточно пространным, но в то же время, чтобы учитывающего не ослабевал интерес, не чрезмерно перегружают его. Большинство проектов ограничиваются 10-20 страницами.

       По мнению автора Л.М.Макаревич  «Бизнес план для иностранного  инвестора» ключевыми составляющими каждого бизнес-плана являются три М - management, marketing, money (рисунок 1). Разделы, связанные с управлением, маркетингом и финансированием проекта, обязательно присутствуют в любом бизнес-плане. Другие разделы могут меняться в зависимости от специфики деятельности фирмы и проекта. 

     

     Рисунок 1 - Ключевые составляющие бизнес-плана

     Представленное  содержание бизнес-плана является не более чем схемой. Тем не менее, оно содержит все главные моменты, которые необходимо предусмотреть:

  1. Резюме:
    • цель плана;
    • потребность в финансах, их предназначение и для каких целей они необходимы;
    • краткое описание бизнеса и его целевого клиента;
    • что делает бизнес фирмы непохожим на бизнес конкурентов;
    • что именно должно вызывать доверие к фирме и ее бизнесу (отчетные материалы, квалифицированность руководителя группы и т.д.);
    • выдержки из основных финансовых предложений.
  2. Цели и задачи:
    • анализ идеи;
    • основные направления и цели деятельности;
    • характеристика отрасли промышленности;
  3. Продукт (услуга):
    • описание продукции и их применение;
    • отличительные качества или уникальность;
    • технология и квалификация, необходимые в этом бизнесе;
    • лицензии и патентные права;
    • будущий потенциал.
  4. Анализ рынка:
    • покупатели;
    • конкуренты (их сильные и слабые стороны);
    • сегменты рынка;
    • размер рынка и его рост;
    • оценочная доля на рынке;
    • состав клиентуры фирмы;
    • влияние конкуренции.
  5. План маркетинга:
    • маркетинговая расстановка (обеспечение конкурентоспособности продукции) - основные характеристики продукции в сравнении с конкурирующими;
    • ценообразование;
    • схема распространения товаров;
    • методы стимулирования продаж.
  6. План производства:
    • расположение помещений;
    • оборудование;
    • источники поставки основных материалов и оборудования;
    • использование субподрядчиков.
  7. Управленческий персонал:
    • основной руководящий состав;
    • вознаграждение руководящего состава;
    • краткие выводы по планированию количества и состава персонала.
  8. Источники и объем требуемых средств:
    • объем требуемых средств;
    • откуда намечается получить эти деньги, в какой форме и к каким срокам;
    • сроки возврата средств.
  9. Основные пункты финансового плана и оценка риска:
    • объем продаж, прибыль, себестоимость;
    • риск, и каким образом его можно избежать.
  10. Детальный финансовый план (бюджет):
    • прогноз объемов продаж;
    • оценки прибыли и убытков;
    • анализ движения наличности.

     Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентируется, но при его  разработке обязательно следует  обратить внимание на следующие условия:

      • бизнес-план должен быть профессиональным, доступным, понятным для пользования;
      • бизнес план должен быть  объективным, наглядным;
      • необходимо контролировать распространение бизнес-плана, т.к. он может содержать конфиденциальную информацию.
 

     1.3 Основные принципы  инвестиционной политики 

     Наиболее  общими факторами достижения целей  инвестирования являются:

      • сбор необходимой информации для разработки бизнес-плана инвестиционного проекта;
      • изучение и прогнозирование перспектив рыночной конъюнктуры по интересующим инвестора объектам;
      • выбор стратегии поведения на рынке инвестиционных товаров;
      • гибкая текущая корректировка инвестиционной тактики, а подчас и стратегии.

     Выбор наиболее эффективного способа инвестирования начинается с четкого определения  возможных вариантов. Альтернативные проекты поочередно сравниваются друг с другом, и выбирается наиболее приемлемый с точки зрения доходности и безопасности для инвестора.

     Общая схема инвестиционного анализа, в ходе которого отбираются наилучшие варианты, показана на рисунке 2.

     

     Рисунок 2 - Последовательность инвестиционного анализа при реализации проекта

     На  первоначальном этапе целесообразно  определить, куда выгоднее вкладывать капитал: в производство, ценные бумаги, приобретение товаров для перепродажи, недвижимость и т. д.

     Поэтому при инвестировании рекомендуется соблюдать следующие правила:

  1. Чистая прибыль (ЧП) от данного вложения должна превышать ее величину от помещения средств на банковский депозит[ 8,с.193 ]:
 

               УРист ,                (1) 

где УРи — уровень рентабельности инвестиций;

       Дст - депозитная ставка процента.

  1. Рентабельность инвестиций должна превышать темп инфляции (Ти) [8,с.193]:
 

                                            Ри > Ти ,                                                                             (2)

             Ри = Чистая прибыль : Инвестиции ×100,                                                     (3)  

где Ри — рентабельность инвестиций.

     3.  Рентабельность данного проекта  с учетом фактора времени (временной  стоимости денег) должна быть  больше доходности альтернативных проектов.

     4.  Рентабельность активов инвестора  после реализации проекта возрастает и в любом случае должна превышать среднюю ставку банковского процента  по заемным средствам. Иначе реализованный проект окажется неэффективным.

     5.  Правило финансового соотношения сроков («Золотое банковское правило») заключается в том, что получение и использование средств для инвестирования должны происходить в установленные сроки. Это относится как к собственным, так и к заемным средствам. Поэтому капитальные вложения с длительным сроком окупаемости затрат целесообразно финансировать за счет долгосрочных кредитов и займов, чтобы не отвлекать из текущего оборота собственные средства на продолжительное время.

     6.  Правило сбалансированности рисков: особенно рисковые инвестиции в кратко- и среднесрочные проекты желательно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений).

     7.  Правило доходности капитальных  вложений: для капитальных затрат необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования (самоинвестирование, финансовый лизинг и др.). Заемный капитал выгодно привлекать только в том случае, если после реализации проекта повысится рентабельность собственного капитала.

     8.  Рассматриваемый проект соответствует  главной стратегии поведения предприятия на рынке товаров и услуг с точки зрения формирования рациональной ассортиментной структуры производства, сроков окупаемости капитальных затрат, наличия финансовых источников покрытия издержек производства и обеспечения стабильности поступления доходов от реализации проекта.

     Инвестирование - длительный по времени процесс. Поэтому  при оценке инвестиционных проектов необходимо учитывать:

  • рискованность проектов (чем длительнее срок окупаемости капитальных вложений, тем рискованнее проект);
  • временную стоимость денег, так как с течением времени денежные средства утрачивают свою ценность вследствие влияния фактора инфляции;
  • привлекательность проекта по сравнению с альтернативными вариантами вложения средств с точки зрения максимизации доходов и роста курсовой стоимости эмиссионных ценных бумаг акционерной компании при минимальной степени риска, так как эта цель для инвестора определяющая.

Информация о работе Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта расширения производства