Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 15:15, курсовая работа
Менеджер является центральной фигурой в системе менеджмента – типа управления, в наибольшей степени отвечающего потребностям и условиям рыночной экономики и направленного на достижение наилучших конечных результатов при производстве товаров и услуг с наименьшими затратами, на полное удовлетворение конкретных общественных потребностей.
Менеджер – это профессиональный управляющий, обладающий специальным образованием и осуществляющего квалифицированное руководство деятельностью организации или ее структурного подразделения[36],c.[312]. Менеджер, будучи наемным работником, получившим специальную профессиональную подготовку в области теории и практики управления (менеджмента), как правило, не является собственником предприятия, организации, компании, фирмы. Не случайно получил распространение такой афоризм: «Менеджер – человек достаточно умный для того, чтобы вести ваше дело, и достаточно мудрый, чтобы не иметь своего собственного».
работу в соответствии с современными методами[48],c.[132].
Общей чертой управленческой работы является роль руководителя. Роль, по определению Минцберга, является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности». Минцберг выделяет 10 ролей, которые принимают на себя руководители в различные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий:
Роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли, и действовать в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации, ведение переговоров от имени организации. Все эти 10 ролей определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретного предприятия.
Играя роль, связанную с
принятием решений, менеджер определяет
направление роста предприятия.
При этом он изыскивает для этого
возможности как внутри предприятия,
так и за его пределами; разрабатывает
и запускает проекты по совершенствованию,
приносящие изменения; контролирует разработку
определенных проектов. Когда предприятие
сталкивается с неожиданными нарушениями,
менеджер отвечает за корректировочные
действия. Он отвечает за распределение
всевозможных ресурсов предприятия, представляет
его на всех значительных и важных
переговорах. Выполняя информационную
роль, менеджер собирает текущую информацию
о внешней и внутренней среде
предприятия, которую использует в
интересах своего дела; выступает
как центр внутренней и внешней
информации, распределяет полученную
информацию в виде фактов и нормативных
установок между подчиненными, разъясняет
политику и основные цели предприятия,
передает информацию для внешних
контактов предприятия
Труд менеджера не поддается нормированию из-за его многогранности и сложности, особенно в условиях перехода на рыночные отношения.
К современным менеджерам
относят лиц с «индивидуальным
подходом», помогающим подчиненным
учиться на собственном опыте
и поддерживающих в сотрудниках
дух предпринимательства и
По cpaвнeнию c дpyгими видaми тpyдa на предприятии,
тpyд менеджера имeeт pяд cпeцифичecкиx ocoбeннocтeй:
Чтoбы выпoлнять cвoи фyнкции, мeнeджepы дoлжны имeть cпeциaльныe знaния и oблaдaть cпocoбнocтью иcпoльзoвaть иx в пoвceднeвнoй paбoтe пo yпpaвлeнию пpeдпpиятиeм[40],c.[91].
Внешние факторы существенно воздействуют на трудовую деятельность менеджеров всех уровней. Например, изменившаяся отраслевая структура и переход на горизонтальное управление изменили функции управления и труд менеджеров, а их богатый личный и производственный опыт вошел в противоречие с реальной действительностью. Многие менеджеры оказались не готовыми к конкуренции, столь естественной в рыночной экономике.
Чтобы быть эффективным менеджером, необходимо быть лидером, то есть обладать способностью влияния на поведение других людей, заставляя их вести себя определенным образом. Выделяют несколько аспектов лидерства на предприятии, одним из которых является стиль лидерства или руководства. Стиль руководства отражает ценности и взгляды менеджера, его отношение к подчиненным, его самооценку и особенности его личности. Эффективность конкретного стиля руководства зависит от ситуации, которая включает в себя содержание выполняемой работы и индивидуальные характеристики подчиненных. Эффективность и возможные пределы избранного стиля руководства определяются тем, насколько хорошо сможет менеджер направить усилия работников на достижение целей, решить конфликтную ситуацию, создать коллектив для работы и управлять стрессовыми ситуациями.
Под научной организацией управленческого труда понимают совокупность мероприятий, обеспечивающих планомерное и наиболее эффективное использование труда работников аппарата управления. Эти мероприятия должны обеспечить наиболее эффективную связь аппарата управления с управляемым коллективом и с внешними организациями[18],c.[101].
Кроме того, должны быть обеспечены
экономичность, оперативность и
надежность управления. Управленческий
труд является специфической разновидностью
умственного труда, прямо не участвующего
в создании материально-вещественных
ценностей. Но через организацию
тура непосредственных исполнителей управленческий
труд воздействует на предметы труда,
тем самым прямо и
Эффективность труда управления зависит от целого ряда организационных, экономических и психологических условий. Это может
быть прямой эффект, если
результатом является сокращение численности
или величины затрат на содержание
административно-
Для того чтобы более эффективно
использовать способности работников,
избавлять их от перегрузки, необходимо
соблюдать некоторые принципы научной
организации управленческого
Принцип специализации заключается в обеспечении правильного соотношения различной специальности и квалификации в соответствии с объемом работ по выполнению каждой управленческой функции. При этом должны учитываться образование, квалификация и индивидуальные качества каждого работника.
Принцип синхронизации предполагает согласованность в деятельности различных работников по видам управленческих работ.
Принцип прямоточности обеспечивает выбор кратчайших путей прохождения управленческой информации.
Информация о работе Совершенствование организации труда менеджера