Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 11:05, дипломная работа
Целью данного дипломного проекта является разработка пакета документов по совершенствованию организации обучения и повышения квалификации персонала ООО «Делко».
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы обучения и повышения квалификации персонала;
2. Провести анализ системы обучения и повышения квалификации персонала ООО «Делко»;
3. Разработать документы по совершенствованию системы обучения и повышения квалификации персонала в ООО «Делко».
Введение
1. Теоретические основы обучения и повышения квалификации персонала в организации
1.1. Понятие обучения и повышения квалификации персонала
1.2. Критерии эффективности обучения и повышения квалификации и ее формы
2. Анализ системы обучения и повышения квалификации персонала ООО «Делко»
2.1. Краткая характеристика ООО «Делко»
2.2. Анализ системы управления ООО «Делко»
2.3. Исследование обучения и повышения квалификации персонала в ООО «Делко»
3. Разработка пакета документов по обучению и повышению квалификации персонала в ООО «Делко»
3.1. Обоснование необходимости разработки документов по совершенствованию системы обучения и повышения квалификации персонала в организации
3.2. Документы по совершенствованию системы обучения и повышения квалификации персонала в ООО «Делко»
Заключение
Список использованной литературы
В третьей главе с целью проектирования по совершенствованию организации обучения и повышения квалификации персонала ООО «Делко», разработаны рекомендации по оптимизации эффективности совершенствования обучения и повышения квалификации персонала ООО «Делко», оценивается эффективность проектных предложений
1.1. Понятие обучения и повышения квалификации персонала
Обучение – специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями [27, с. 203].
Обучение – процесс, который не возникает сам по себе и сам по себе проходить не может, его эффективность будет определяться множеством факторов, в первую очередь, профессионализмом менеджера, организующего процесс [24, с. 203].
Как любой организованный процесс, он планируется в соответствии с поставленными целями, например, профессиональное обучение управленческого персонала – процесс совершенствования знаний и компетентности, навыков и умений работников, их созидательной деятельности. Однако процесс обучения может преследовать и многие другие цели. Каждая организация сама определяет, с какой целью она проводит процесс обучения, какие задачи она перед собой ставит.
Выбор методов обучения будет определяться теми целями, для достижения которых процесс организуется.
Образовательный процесс – это совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности. Образовательный процесс состоит из двух элементов: учебно-воспитательного и самообразовательного процессов. Они связаны между собой, не могут эффективно проходить один без другого, и каждый из них определяет порядок проведения другого [27, с. 205].
Образовательный процесс направлен на решение трех задач:
Образовательной, воспитательной и развивающей. Именно наличие трех
задач образовательного процесса позволяет определить его цели.
В вопросах обучения и повышения квалификации управленческого персонала мировая практика имеет много наработок. Индустриально развитые страны имеют вековой опыт обучения руководителей и специалистов и тридцатилетний опыт переподготовки и повышения их квалификации.
Согласно Азриляна А.Н. повышение квалификации персонала – это процесс совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, освоение передовой техники и технологии, ориентации труда, производства и управления [6, c. 584].
Под системой управлением повышения квалификации автор понимает последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост профессионального мастерства.
Система управления, как отмечает Беляев М.К. – это методы, процедуры, приемы воздействия организации на своих сотрудников с целью максимального использования их потенциала для достижения организационных целей [7, c.75].
Особенность повышения квалификации состоит в том, что слушатели, обладая определенными знаниями и навыками выполнения работ, могут критически относиться к учебному материалу, стремясь получить то, что им, прежде всего, нужно для производственной деятельности.
Повышение квалификации осуществляется в различных формах, которые отличаются друг от друга в зависимости от организаторов программ повышения квалификации, степени связи с практической деятельностью, степени организации процесса повышения квалификации, содержания, а также целевых групп этого процесса.
Магура М.И., Курбатова М.Б. рассматривают формы повышения квалификации в соответствии с указанными критериями [19, c. 381].
1. В зависимости от того, кто проводит программу повышения квалификации, выделяют повышение квалификации работников на фирме
(внутрифирменное) и за ее пределами (внешнее).
Учебные мероприятия, которые планируются и реализуются для работников собственной фирмы, называются внутренним, или внутрифирменным, повышением квалификации. При этом не имеет значения, где именно проводятся эти мероприятия.
Повышение квалификации за пределами фирмы (внешнее) осуществляется в учебных заведениях.
Специальной формой внешнего повышения квалификации является межфирменное повышение квалификации. В этом случае несколько фирм объединяются и выполняют функции соорганизаторов учебных мероприятий для повышения квалификации своих работников.
Преимущества внутрифирменного повышения квалификация заключаются в следующем:
- лучший учет потребностей в специфическом для данной фирмы виде повышения квалификации;
- активизация внутрифирменной кооперации за счет обмена опытом между коллегами;
- развитие соответствующего «
- относительно однородный состав участников;
- как правило, меньшие расходы и лучшие возможности контроля.
Повышение квалификации за пределами фирмы имеет смысл в том случае, если число участников слишком мало, чтобы стоило затевать внутрифирменные программы, или если необходимо привлечь извне идеи для инноваций, или если особенно важна атмосфера раскованности в процессе обучения, например при отработке стилей поведения [9, c. 212].
2. В зависимости от характера связи с практической деятельностью выделяют повышение квалификации на рабочем месте и повышение квалификации вне рабочего места.
Учебным формам подготовки в отрыве от рабочего места (семинары, курсы, коллоквиумы и т.д.) отводятся задачи, состоящие в систематическом обзоре по определенным областям и тенденциям развития, в стимулировании инициативы и формировании новых идей, в отработке поведения и получении информации о влиянии типичных стилей поведения.
Под повышением квалификации на рабочем месте понимается целенаправленная передача опыта – несистематические и случайные учебные процессы в большинстве своем не принимаются во внимание.
Типичными формами повышения квалификации на рабочем месте являются: направленная передача опыта, создание подготовительных рабочих мест (например, мест для ассистентов, учеников), планомерная и систематическая смена рабочего места, системы переводов с одной должности на другую (что часто является предпосылкой для занятия руководящих должностей), поручение особых задач и предоставление прав представлять фирму вовне, обсуждение актуальных рабочих проблем.
Обучению на рабочем
месте отводятся следующие
С учетом особенностей обеих этих форм повышения квалификации наиболее целесообразным представляется их сочетание.
3. В зависимости от степени организации
процесса повышения
квалификации выделяют организованное
и неорганизованное повышение квалификации.
Наряду с организованной формой повышения квалификации определенное значение имеет и неорганизованная, или так называемая самостоятельная, форма повышения квалификации. Совершенно очевидно, что наряду с чтением специальной литературы особое значение приобретает организованный и неорганизованный обмен опытом.
Если исходить из того, что важная информация о собственном профессиональном опыте в большинстве случаев может быть предоставлена лишь в обмен на равноценную информацию со стороны собеседника, то
напрашивается вывод о том, что профессиональная компетенция является
наиважнейшей предпосылкой получения ценной информации.
4. В зависимости от содержания мероприятий
по повышению
квалификации выделяют повышение квалификации
в профессиональной области, отработку
поведения, проблемно-ориентированное
повышение квалификации [20, c. 98].
Содержание мероприятий по повышению квалификации можно систематизировать по тематике и категориям целей, поставленных перед учебным процессом. Здесь характерны различия между ориентированными на долгосрочную перспективу стандартными программами и проблемно-ориентированными, т.е. краткосрочными мероприятиями по повышению квалификации.
Стандартные программы включают в себя как программы, содержание которых ориентировано на конкретную профессиональную область (учеба по специальности), так и тренировочные программы, содержание которых ориентировано на управление и поведение (отработка управления, отработка стиля поведения).
Согласно Пугачеву В.П., специфические тренировочные программы в подавляющем большинстве случаев привязаны к определенным управленческим концепциям [25, c.141].
Проблемно-ориентированные
В этих случаях мероприятия по повышению квалификации могут являться подготовительным этапом к проведению организационных преобразований или же проводиться одновременно с этими преобразованиями. Эмпирические исследования показали, что содержание таких мероприятий по повышению квалификации в значительной степени зависит от характера
изменений «контекста» деятельности фирмы.
Непосредственными импульсами к возникновению нового или измененного содержания мероприятий по повышению квалификации служат изменения технологического характера, динамика рынка, а также предложения менеджеров, других сотрудников фирмы и предложения, исходящие от учебных заведений вне фирмы.
5. В зависимости от целевых групп выделяют повышение квалификации руководящих работников, общее повышение квалификации работников фирмы (технических специалистов и специалистов экономических отделов фирмы, мастеров, молодых сотрудников, идущих на повышение) и открытые программы повышения квалификации [25, c. 164].
Таким образом, автор делает вывод: повышение квалификации персонала – это процесс совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, освоение передовой техники и технологии, ориентации труда, производства и управления.
Одним из наиболее сложных вопросов в управлении обучения и повышения квалификации персонала является оценка эффективности обучения,
а также выбор критериев эффективности.
Существуют некоторые основные требования, обеспечивающие эффективность обучения и повышения квалификации персонала в организации:
– обучение и повышение квалификации персонала в организации должны носить опережающий характер по отношению к потребностям практики. Не должно возникать барьера между накоплением знаний персонала и их
внедрением и эффективным использованием;
– обучение и повышение квалификации персонала должны быть
непрерывными. Ежегодный износ знаний сегодня в среднем достигает 10-15%.
Примерно за 40 лет профессиональной деятельности каждый специалист должен повышать свою квалификацию от 5 до 8 раз;
– для обучения и повышения квалификации персонала нужна мотивация. Люди должны понимать цели обучения и повышения квалификации, каким образом обучение и повышение квалификации повысит производительность их работы, их собственное удовлетворение своей работой и цену на рынке;
– ориентация на целевую подготовку, обучение, повышение квалификации персонала организации, а не на универсальную подготовку. Обучение и повышение квалификации в организации, как правило, «накладывается» на первичное профессиональное образование, совершенствуя приобретенные в ВУЗе знания, умения и навыки;
– в обучение и повышение квалификации персонала должны быть вовлечены все члены организации, вместе с тем индивидуальное профессиональное обучение сотрудников должно быть дифференцированным в зависимости от базового образования, от опыта работы, от результатов входного тестирования, от причины обучения;
– формы и методы обучения и повышения квалификации персонала должны быть разнообразными;
– руководство организации должно
создать климат,
благоприятствующий обучению и повышению
квалификации сотрудников. Это подразумевает
поощрение обучающихся, их активное участие
в процессе обучения, поддержку со стороны
преподавателей. Важным моментом может
оказаться создание определенной физической
среды;