Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 11:05, дипломная работа
Целью данного дипломного проекта является разработка пакета документов по совершенствованию организации обучения и повышения квалификации персонала ООО «Делко».
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы обучения и повышения квалификации персонала;
2. Провести анализ системы обучения и повышения квалификации персонала ООО «Делко»;
3. Разработать документы по совершенствованию системы обучения и повышения квалификации персонала в ООО «Делко».
Введение
1. Теоретические основы обучения и повышения квалификации персонала в организации
1.1. Понятие обучения и повышения квалификации персонала
1.2. Критерии эффективности обучения и повышения квалификации и ее формы
2. Анализ системы обучения и повышения квалификации персонала ООО «Делко»
2.1. Краткая характеристика ООО «Делко»
2.2. Анализ системы управления ООО «Делко»
2.3. Исследование обучения и повышения квалификации персонала в ООО «Делко»
3. Разработка пакета документов по обучению и повышению квалификации персонала в ООО «Делко»
3.1. Обоснование необходимости разработки документов по совершенствованию системы обучения и повышения квалификации персонала в организации
3.2. Документы по совершенствованию системы обучения и повышения квалификации персонала в ООО «Делко»
Заключение
Список использованной литературы
- Трудовой кодекс РФ;
- Устав предприятия;
- Коллективный договор;
- Положения об отделах;
- Правила внутреннего распорядка;
- Должностные инструкции;
- Положение о порядке оформления и согласования документов внутри предприятия;
- внутренние приказы и распоряжения ООО «Делко».
Все текущие управленческие решения в ООО «Делко» принимает генеральный директор, исходя из возможностей предприятия, своего видения ситуации, ориентации на постоянный рост, повышение эффективности хозяйственной деятельности.
Таким образом, на основе проведенного анализ организационной структуры управления в ООО «Делко», были выявлены положительные и отрицательные стороны в структуре управления.
Преимущества линейно-
1. Более глубокая, чем в линейной структуре, проработка стратегических вопросов.
2. Освобождение главного линейного руководителя от необходимости заниматься глубоким анализом проблем.
3. При наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура – хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам.
4. Возможность привлечения внешних консультантов и экспертов.
К недостаткам линейно-
Рассмотрим динамику численности персонала в ООО «Делко» (рис. 2.2.1).
Согласно данным, представленным на рисунке 2.2.1, количество работников организации в исследуемый период изменяется. Так самая низкая численность работников организации составила 427 человек в 2010 году, что ниже с 2009 годом на 33 человек и на 97 человек больше в сравнении с 2011 годом. Таким образом, видим, что в 2010 году наблюдается снижение численности персонала организации, что связано с проводимой в организации
реорганизацией, сокращением работников.
Далее рассмотрим динамику приема-увольнения работников в организации (табл. 2.2.2.).
Таблица 2.2.2.
Анализ динамики численности персонала ООО «Делко» по категориям работников за период 2009 -2011 гг., чел.
Показатели |
Период |
Абсолютные приросты, чел. | ||||
Годы |
цепные |
базисный | ||||
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2010г. к 2009г. |
2011г. к 2010г. |
2011г. к 2009г. | |
Управленческий аппарат |
38 |
36 |
44 |
-2 |
8 |
6 |
Специалисты |
69 |
65 |
82 |
-4 |
17 |
13 |
Рабочие, всего: |
361 |
326 |
431 |
-35 |
105 |
70 |
основные производственные рабочие |
338 |
307 |
404 |
-31 |
97 |
66 |
вспомогательные производственные рабочие |
23 |
19 |
27 |
-4 |
8 |
4 |
Всего |
460 |
427 |
557 |
-33 |
130 |
97 |
Темпы роста и прироста приема-увольнения работников в организации (табл. 2.2.3.).
Таблица 2.2.3.
Темпы роста и прироста персонала ООО «Делко» по категориям работников за период 2009 -2011 гг., чел.
Показатели |
Темпы роста, % |
Темпы прироста, % | ||||
цепные |
базисный |
цепные |
базисный | |||
2010г. к 2009г. |
2011г. к 2010г. |
2011г. к 2009г. |
2010г. к 2009г. |
2011г. к 2010г. |
2011г. к 2009г. | |
Управленческий аппарат |
94,74 |
122,22 |
115,79 |
-5,26 |
22,22 |
15,79 |
Специалисты |
94,20 |
126,15 |
118,84 |
-5,80 |
26,15 |
18,84 |
Рабочие, всего: |
90,30 |
132,21 |
119,39 |
-9,70 |
32,21 |
19,39 |
основные производственные рабочие |
90,83 |
131,60 |
119,53 |
-9,17 |
31,60 |
19,53 |
вспомогательные производственные рабочие |
82,61 |
142,11 |
117,39 |
-17,39 |
42,11 |
17,39 |
Всего |
92,83 |
130,44 |
121,09 |
-7,17 |
30,44 |
21,09 |
Для наглядности представим динамику численности персонала ООО
«Делко» по категориям работников (рис. 2.2.2).
Рис.2.2.2. Динамика численности персонала ООО «Делко» по категориям работников в 2009 – 2011 гг.
Как видно из рисунка 2.1.2, в исследуемый период наибольшие изменения происходят в группе рабочих. Так в 2009 году в организации работал 361 человек, в 2010 году произошло снижение работников данной категории до 226 и в 2011 году происходит значительное увеличение численности персонала до 431 человек.
В группе специалистов в 2010 году наблюдается незначительное снижение количества работников с 69 до 65 человек и увеличение до 82 человек в 2011 году.
Согласно полученным данным количество работников управленческого аппарата составляет 38 человек в 2009, незначительное снижение до 36 человек в 2010 и увеличение до 44 в 2011 году.
По данным, представленным в рисунке 2.1.3, автор сделал вывод, что наибольшие изменения численности персонала происходят в группе рабочих.
Таким образом, анализ, представленный в таблице 2.2.3, показал, что в коллективе наблюдается динамика роста работников с высшим образованием. Так в 2009 году количество работников с высшим образованием составляло 183
человека в 2010 году – произошло снижение численности до 152 человек и в
2011 году возросло до 298 человек.
Далее рассмотрим структуру персонала организации по половой принадлежности (рис. 2.2.3).
Рис. 2.2.3. Структура персонала организации по половой принадлежности
Согласно данным, представленным в рисунке 2.2.3, видим, что в структуре персонала более всего преобладают специалисты – мужчины и только в 2010 году – женщины. Это связано с тем, что в связи с реорганизацией были уволены из организации в основном специалисты из категории рабочих и более всего преобладали работники - специалисты, большинство которых составляют женщины.
На рисунке 2.2.4 представлен качественный состав персонала по возрасту.
Рис.2.2.4. Качественный состав персонала ООО «Делко» по возрасту за период 2009-2011гг.
Согласно данным рисунка 2.2.4, во все исследуемые периоды наблюдается относительная стабильность работников в возрасте 35 - 45 лет, она составляет в 2009 году – 154, в 2010 – 141 и в 2011 году – 177 человек. Второе место занимают работники в возрасте 25-35 лет. Так в 2009 году их количество составило 136, в 2010 – 123 и в 2011 году – 163 человека. Третье место занимают работники в возрасте 45-55 лет, их количество увеличилось в 2011 году в сравнении с 2009 годом на 23 человека.
Также наблюдается незначительное увеличение работников в возрасте 18-25 лет в 2011 году на 11 человек в сравнении с 2009 годом и на 20 человек в сравнении с 2010 годом. Следует отметить, что, не смотря на снижение количества работников организации в 2010 году, группа работников в возрасте 55-65 лет увеличивается из года в год, и, в 2011 году увеличилась в сравнении с 2009 годом на 14 человек. Данные результаты свидетельствуют об относительной стабильности возрастного состава работников организации.
Рассмотрим показатели стажа работы персонала в организации (рис. 2.2.5).
Рис.2.2.5. Показатели стажа работы сотрудников ООО «Делко» за период 2009-2011гг.
Как показано на рисунке 2.2.5, в исследуемый период в организации преобладают работники проработавшие в организации от 1 до 7 лет. Так в 2009 году количество таких работников составило 250, в 2010 – 247 и в 2011 году 258 человек. Следует отметить, что за анализируемый период увеличилось количество работников, проработавших в организации от 8 до 15 лет со 109 в 2009, 102 в 2010 и 196 человек в 2011 году. Так же относительно стабильным
является количество работников, проработавших в организации от 26 лет и более
Таким образом, проанализировав данные, автор делает вывод о том, что в организации преобладают работники, проработавшие от 1 до 7 и от 8 до 15 лет.
При анализе и оценке существующей системы управления в ООО «Делко» и выявлении основных достоинств и недостатков в данной системе целесообразно обратиться к функциям менеджмента: планированию, организации, мотивации, контролю.
Эффективная деятельность организации в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, бизнес-планов.
В ООО «Делко» планированием занимается непосредственно директор
организации. В его компетенции стратегическое и тактическое планирование организации.
Объектом планирования в ООО «Делко» является ряд важных количественных и качественных показателей: объем реализуемой продукции, выручка от реализации, фондоотдача, рентабельность производства, численность персонала и т.д.
Эффективность управления организацией ООО «Делко» состоит в том, что планирование в организации осуществляется по схеме «сверху вниз».
В тоже время, есть и негативные стороны структуризации по функциям данной организации, в частности, в свойствах затруднения видения ясных целей организации в целом, так как заведующему, бухгалтеру, длительное время работающим в специализированных подразделениях, зачастую трудно воспринимать в целом деятельность всей организации и координировать их работу. Это, в свою очередь, затрудняет интеграцию деятельности
функциональных подразделений.
2.3. Исследование системы обучения и повышения квалификации персонала в организации
В ООО «Делко» самостоятельное обучение персонала является одним из источников развития организации. Организация предоставляет своим сотрудникам условия и средства для самообучения, предоставляя специальные помещения (учебный класс, библиотека), специализированную учебную, справочную, методическую литературу, периодические издания, возможность выхода в Интернет.
Главная цель исследования системы обучения и повышения квалификации персонала является обеспечение соответствующей квалификации и уровня подготовки персонала всех категорий.
Задачи исследования системы обучения и повышения квалификации:
1. Обновить знания, преодолевая разрыв между ранее полученной профессиональной подготовкой и новыми требованиями предприятия;
2. Стимулировать мотивацию к дальнейшему профессиональному саморазвитию;
Субъектом управления в ООО «Делко» является генеральный директор.
Объектом управления в ООО «Делко» является сотрудники данной организации.
Повышение квалификации организуется в зависимости от категории работников. В такие целевые группы обучения могут входить:
- высшее руководство;
- специалисты;
- работники, включенные в резерв руководящего состава;
- рядовые сотрудники;
- молодые специалисты.
Определение тематики повышения квалификации обычно определяется потребностями организации, усложнением процесса управления, освоением новых видов и сфер деятельности.
Потребность организации в повышении квалификации определяется на основе:
- стратегии развития организации;
- краткосрочных и долгосрочных планов организации и отдельных подразделений;
- внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на работу
персонала;
- имеющихся в организации
проблем, снижающих
- должностных инструкций специалистов, руководителей и
квалификационных требования к ним;
- планов развития специалистов организации.
Порядок организации повышения квалификации работников в ООО
«Делко» представлен на рисунке 2.3.1.
Формирование плана повышения квалификации работников, сметы затрат на следующий год начинается в сентябре текущего года. Начальник отдела кадров определяет приоритетные направления в повышении квалификации персонала. Для определения потребностей в повышении квалификации принимают участие сам сотрудник и его непосредственный руководитель.