Стратегическое управление коммерческой деятельностью ООО «Феникс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 09:06, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экономика в России предполагает, что фирмы и организации вынуждены постоянно эволюционировать, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса. Насыщение абсолютно всех рынков товарами в такой мере, что компаниям приходится буквально биться за покупателей, приводит к пониманию исключительной роли совершенствования организации коммерческой деятельности, предприятий розничной торговли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы управления коммерческой деятельностью организации…………………………………………………………………6
1.1. Коммерческая деятельность предприятия как объект управления. Особенности системы управления………………………………………..6
1.2. Стратегическое управление коммерческой деятельностью организации……………………………………………………………….12
1.3. Методы исследования систем управления…………………………26
2. Анализ и оценка эффективности системы управления на предприятии ООО «Феникс»…………………………………………..31
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности ООО "Феникс"…………………………………………...31
2.2. Анализ организационного развития ООО «Феникс»……………34
2.3. Стратегическое управление в рамках ООО «Феникс»…………...54
3. Разработка целевой комплексной программы совершенство-вания коммерческой деятельности ООО «Феникс»……………..61
3.1. Разработка целевой комплексной программы совершенство-вания коммерческой деятельности ООО «Феникс»……………..61
3.2. Диагностика проектных рисков…………………………………….73
Заключение………………………………………………………….…….82
Библиографический список……………………………………………...83
Приложения……………………………………………………………….85

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 186.39 Кб (Скачать файл)
  • экономические законы рынка;
  • динамизм потребительского рынка;
  • иерархическое построение структуры управления с ориентацией на стратегический курс в деятельности предприятия;
  • организованность предприятия, определяемая его интегрированностью и приспособленностью к изменениям внешней среды;
  • исходные и результирующие параметры.

А. Файоль создал теорию управления общественным производством, в которой сформулированы принципы управления, основанные на использовании потенциальных ресурсов предприятия. Он выделил пять исходных функций в управлении: планирование, организация, распорядительство, координация и контроль. Объективная необходимость создания системы управления, состоящей из взаимодействующих процессов, раскрыта М.Х. Месконом в работе «Основы менеджмента»: «Управление - это процесс, потому что работа по достижению целей - это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха предприятия. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что так же состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций».

Систему управления можно определить как  подсистему организации, компонентами которой являются группы взаимодействующих  людей: ее функции заключаются в  восприятии определенных проблем организации (входов) и последующем выполнении набора действий (процессов), в результате которых вырабатываются решения (выходы), увеличивающие доход от деятельности всей организации (удовлетворение) или  оптимизирующие некоторую функцию  всех входов и выходов организации.

В настоящее  время в составе системы управления организации выделяют следующие  подсистемы:

  1. структура управления;
  2. техника управления.
  3. функции управления.
  4. методология управления

Рис. 2 – Структура элементов системы управления организации.

 

При этом, систему управления можно рассматривать  как с позиции статики, т.е. как  некий механизм (механизм управления), так и с позиции динамики, как  управленческую деятельность.

Структура и  техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:

  • функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, профессионализм персонала;
  • компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), систему документооборота.

Структура управления будет рассмотрена отдельно, а в отношении техники управления следует отметить, что стройность и действенность системы управления в немалой степени зависит  от системы документооборота предприятия. От неё напрямую зависит и число  ошибок учёта и планирования, и  оперативность реагирования на определённое воздействие.

Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему  коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.

Методология же включает в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности. Как процесс управленческая деятельность – это совокупность действий, ведущая  к образованию и совершенствованию  связей между частями системы. Как  явление – это объединение  элементов (цели, программы, средства) для реализации миссии организации. Управленческая деятельность рассматривается, как синтез науки и искусства. Научная часть управленческой деятельности состоит из прагматичных управленческих технологий, правил, закономерностей, т.е. мало зависит от личности управленца. Искусство же, в данном контексте, представляет собой использование  менеджером своего творческого начала, интуиции, субъективного опыта, здравого смысла и т.д. Здесь наблюдается  прямая зависимость от личных качеств  управленца, причём такие качества, как здравый смысл и интуиция, точнее их присутствие в большей  или меньшей степени, практически  являются врождённой особенностью данного  субъекта.

 

1.2. Стратегическое управление коммерческой  деятельностью организации.

 

С формальной точки зрения, стратегическое управление – это обоснование   и   выбор перспективных целей  развития предприятия и повышения  его конкурентоспособности, их закрепление  в долгосрочных планах, и разработка целевых программ, обеспечивающих  достижение  намеченных  целей.

       Можно также сказать, что стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производство на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, в соответствии с изменениями окружающей среды и позволяющее добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

       В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Практика же показывает, что в действиях организаций стратегия, как правило, отсутствует, что и приводит зачастую к поражению в рыночной борьбе. Это происходит из-за того, что, во-первых, организации планируют свою деятельность исходя из того, что окружение не будет меняться, либо в нем не будет происходить качественных изменений. Во-вторых, планирование начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации.

       Стратегическое управление можно рассматривать как совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов:

1) анализ среды;

2) определение миссии и целей;

3) выбор стратегии;

4) выполнение стратегии;

5) оценка и контроль выполнения  .

 

 

Рис. 3 – Задачи стратегического управления.

 

Анализ  среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения миссии и для выработки стратегий.

 

 

Анализ среды предполагает изучение трех ее частей:

1. Анализ макроокружения. Включает изучение влияния таких компонентов среды,  как состояние экономики;  правовое регулирование и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура и т. п.

2. Конкурентная среда. Анализируется по ее пяти основным составляющим: конкуренты внутри отрасли; покупатели; поставщики; потенциальные новые конкуренты;  производители возможной замещающей продукции.  Анализ  каждого из данных пяти субъектов конкуренции ведется с точки зрения конкурентной силы и  конкурентных  возможностей.

3. Анализ внутренней среды. Вскрывает те внутренние  возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию. Важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения,  но и обеспечивает существование своим членам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях,  создавая для них социальные условия и т. п.    

Внутренняя среда анализируется  по следующим направлениям: кадры  фирмы, их потенциал,  квалификация, интересы и т. п.; научные исследования и разработки;  производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические  характеристики;  финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.

Определение миссии и целей, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов – определение миссии фирмы; определение долгосрочных целей; определение краткосрочных целей.

  Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Миссия детализирует статус предприятия  и обеспечивает направление и  ориентиры для определения целей  и стратегий на различных организационных  уровнях. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее:

  • выяснение, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма;
  • определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды;
  • выявление культуры фирмы.

  Прибыль  представляет собой полностью внутреннюю проблему предприятия. Поскольку организация является открытой системой, она может выжить в конечном счете только, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, фирма должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации.

Долгосрочная цель имеет горизонт планирования приблизительно равный пяти годам. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года.

  Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если они  правильно сформулированы, известны работникам и приняты ими к исполнению. Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии фирмы.

  Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует  фирма  и к чему она стремится.  Зная это,  можно вернее выбрать стратегию поведения.Анализ и выбор стратегии. Этот процесс считается ядром стратегического управления. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей, и реализовывать свою миссию.

  Определение стратегии  для  фирмы  принципиально  зависит от

конкретной ситуации, в  которой находится фирма. Однако существуют

некоторые  общие  подходы  к формулированию стратегии и  некоторые 

общие рамки, в которые вписываются  стратегии.

  При определении  стратегии  фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке: какой  бизнес прекратить; какой бизнес продолжить;  в какой

бизнес перейти.

  Первая область связана  с лидерством в минимизации издержек

производства. Вторая область выработки  стратегии связана со специализацией

в производстве продукции. Третья область  определения  стратегии  относится  к фиксации

определенного сегмента рынка  и концентрации усилий фирмы на  выбранном рыночном сегменте.

Все многообразие стратегий,  которые коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют в  реальной жизни,  являются раз

личными модификациями нескольких базовых стратегий, каждая из них 

эффективна при определенных условиях  и  состоянии  внутренней  и 

внешней среды,  поэтому важно  рассматривать причины, почему организация  выбирает ту, а не другую стратегию.

Ограниченный  рост. Эту стратегию применяет большинство орга

низаций в сложившихся  отраслях  со  стабильной  технологией.  При 

стратегии  ограниченного  роста цели развития устанавливаются  «от 

достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия

Рост. Эта стратегия чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Для нее харак

терно установление ежегодного  значительного  превышения уровня

развития над уровнем предыдущего  года.

Сокращение. Эта стратегия выбирается организациями реже всего.  Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда,  когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры

не изменяют этой тенденции.

Комбинированная стратегия. Эта стратегия представляет собой

любое сочетание рассмотренных  альтернатив - ограниченного  роста,

роста и сокращения.       Комбинированной стратегии, как  правило, придерживаются крупные организации, которые активно функционируют в

нескольких отраслях. 

Базовые стратегии служат вариантами общей стратегии организа

ции, наполняясь в процессе доводки  конкретным содержанием.

Выполнение  стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит фирму к достижению поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает либо потому, что неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не выполняется потому, что управление не может должным образом вовлечь имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии. В особенности это относится к использованию трудового потенциала.

Информация о работе Стратегическое управление коммерческой деятельностью ООО «Феникс»