Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 09:06, курсовая работа
В настоящее время экономика в России предполагает, что фирмы и организации вынуждены постоянно эволюционировать, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса. Насыщение абсолютно всех рынков товарами в такой мере, что компаниям приходится буквально биться за покупателей, приводит к пониманию исключительной роли совершенствования организации коммерческой деятельности, предприятий розничной торговли.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы управления коммерческой деятельностью организации…………………………………………………………………6
1.1. Коммерческая деятельность предприятия как объект управления. Особенности системы управления………………………………………..6
1.2. Стратегическое управление коммерческой деятельностью организации……………………………………………………………….12
1.3. Методы исследования систем управления…………………………26
2. Анализ и оценка эффективности системы управления на предприятии ООО «Феникс»…………………………………………..31
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности ООО "Феникс"…………………………………………...31
2.2. Анализ организационного развития ООО «Феникс»……………34
2.3. Стратегическое управление в рамках ООО «Феникс»…………...54
3. Разработка целевой комплексной программы совершенство-вания коммерческой деятельности ООО «Феникс»……………..61
3.1. Разработка целевой комплексной программы совершенство-вания коммерческой деятельности ООО «Феникс»……………..61
3.2. Диагностика проектных рисков…………………………………….73
Заключение………………………………………………………….…….82
Библиографический список……………………………………………...83
Приложения……………………………………………………………….85
Рис. 5 – Модель организации «взаимодействие двух сред».
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии непрерывного взаимодействия с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.
Все факторы внешней среды можно разделить по следующему принципу:
Рис. 6 – Факторы внешней среды.
Задача стратегического
Степень влияния макросреды на различные организации различна, поскольку это связано со спецификой различных зон хозяйствования (отраслей бизнеса), с различными уровнями потенциала организаций (специфических слабых и сильных сторонах). Вместе с тем макросреда является одинаковой для всех предприятий, поскольку служит фоном их деятельности.
Проведем детальный анализ воздействия макросреды на торговое предприятие ООО «Феникс».
С определенной силой воздействуют на данную организацию социальный фактор, который находит своё отражение в торговой деятельности организации через повышение уровня жизни населения и, как возможное следствие, повышение покупательской способности населения г. Лесосибирска. Данный фактор имеет ярко выраженное положительное влияние на основную деятельность ООО «Феникс» т.к. рост благосостояния целевого сегмента потребителей услуг ООО «Феникс» (потенциальных покупателей) приводит к увеличению объема продаж и, в конечном итоге, росту чистой прибыли. Воздействие данного фактора внешней среды создает предпосылки для успешного развития организации и ещё более полного выполнения ООО «Феникс» своей миссии.
Динамичное развитие пищевой промышленности, а также непрерывное совершенствование технологических процессов в изобретении и выпуске новых продуктов питания, а это ни что иное как технологические факторы воздействия макросреды. Воздействием именно этого фактора обусловлена возможность постоянного расширения и совершенствования торгового ассортимента ООО «Феникс», что позволяет наиболее полно удовлетворять потребительский спрос на продукцию посредством достижения оптимального баланса (соотношения) между структурой потребительского спроса и предложения на рынке.
Следующий экономический фактор имеет наиболее выраженное влияние на конечный финансовый результат деятельности исследуемой организации, заключается оно в следующем: государственный контроль за расходами предприятия на заработную плату (установление минимального размера оплаты труда на уровне 4600 руб.), растущие темпы инфляции на сырье, изменение ставки рефинансирования ЦБ РФ, которое находит прямой отражение в уровне ставок по кредитам, выплачиваемых предприятием. Всё это приводит к вынужденному увеличению суммы затрат, которые несет предприятия в ходе осуществления своей основной деятельности, что в дальнейшем становится предпосылкой к увеличению цен на товары, реализуемые данной торговой организацией с целью покрытия всех понесенных затрат.
Политический фактор макросреды организации оказывает косвенное влияние на её функционирование, которое для данной конкретной организации реализуется через меры государственного регулирования в области ценообразования и тенденцию к изменению налоговых норм (ежегодное увеличение суммы базового уровня при исчислении ЕНВД). В связи с этим предприятие вынуждено устанавливать определенный уровень цен на некоторые ассортиментные группы реализуемой продукции, руководствуясь федеральными и региональными законопроектами в сфере ценообразования, тем самым стимулируя потребительский спрос на товары, либо же – напротив – подавляя его. Еще одним политическим фактором внешней среды ООО «Феникс» является проводимая государством политика по поддержке малого бизнеса, одним из субъектов которого является исследуемое предприятие. Данные меры открывают перед многими предприятиями возможность кредитования бизнеса на льготных условиях.
Таблица 2 – СТЭП – анализ факторов, влияющих на стратегию ООО «Феникс» на рынке потребительских товаров г. Лесосибирска.
Политические |
П |
Экономические |
Э | ||
1. |
Повышение ставок по уплате ЕНВД |
1. |
Установление минимального размера оплаты труда в размере 4330 руб. | ||
2. |
Государственное регулирование цен на отдельные товары |
2. |
Ускорение темпов роста инфляции | ||
3. |
Реализация государственных |
3. |
Изменение ставки рефинансирования ЦБ РФ | ||
Социальные |
С |
Технологические |
Т | ||
1. |
Рост благосостояния населения |
1. |
Развитие пищевой промышленност | ||
2. |
Повышение покупательской способности населения |
2. |
Появление новых технологий в производстве продовольственных товаров |
Далее целесообразно выяснить, какие из обозначенных факторов макросреды ООО «Феникс» являются движущими силами его работы, а какие сдерживающими. Представим данный анализ в следующем виде:
Рис. 7 – Анализ поля сил, воздействующих на ООО «Феникс».
Анализ микроокружения внешней среды проведем по следующим позициям:
Потребители: Сбыт продукции предприятия ООО «Феникс» осуществляется через торгово-розничную сеть города Лесосибирска. Всех покупателей продукции торгового предприятия ООО «Феникс» можно разделить на две группы:
Возраст и социальный статус потребителей продукции ООО «Феникс» имеют достаточно широкий диапазон.
Продукция ООО «Феникс» не является сезонной, поэтому существенных колебаний в реализации не наблюдается.
Поставщики: Работа с поставщиками основана на заключенных договорах, где указаны сроки поставок, условия платежа и т.д. Поэтому сбоев в поставке сырья практически не бывает. Основными поставщиками являются российские, а в большинстве своем региональные, производители, такие как: ЗАО «Краскон» г.Красноярск; ОАО «Красноярский хлеб» г.Красноярск; ЗАО «Искра» г.Ужур; ООО «Доча» г.Шарыпово; ОАО «Юнимилк» г.Москва и другие производственные компании. Со всеми поставщиками торговая организация работает уже более 3 лет. В то же время на предприятии используются такие виды приобретения товара, как приобретение в оптовых компаниях города Лесосибирска.
ООО «Феникс» заключает договора с компаниями, осуществляющими поставки в торговую организацию, на поставку продовольственных товаров различных ассортиментных групп на год. Имея договора, ООО «Феникс» получает товар на реализацию и в течение 10 банковских дней обязуются оплатить за полученную продукцию.
Конкуренты: Наибольший интерес в плане конкуренции представляют собой следующие фирмы: ОАО «Парк», ООО «Аврора», ООО «Провиант», осуществляющие свою торговую деятельность в г. Лесосибирске.
Основным конкурентом на рынке для исследуемого предприятия является ОАО «Парк» - одна из крупнейших розничных торговых организаций на рынке г.Лесосибирска, со сложившейся репутации, хотя и сдающей свои позиции на потребительском рынке.
Рис. 8 – Доля рынка ООО «Феникс».
Торговая организация ООО «
Предприятие имеет возможности привлечения долгосрочного и краткосрочного капитала. Оно осуществляет адекватную налоговую политику – задолженности по налогам не имеет.
Проведем ранжирование факторов внешней среды, оказывающих влияние на деятельность организации и перечислим основные угрозы и возможности ООО «Феникс» (табл. 3).
Таблица 3 – Список основных угроз и возможностей.
Угроза |
Возможность |
Последствия для фирмы |
Расширение целевой аудитории Наличие сегмента постоянных покупателей |
Расширение рынка сбыта, дополнительный источник поступления финансовых средств | |
Слабая конкурентная позиция Наличие сильных конкурентов-лидеров рынка (ОАО «Парк», ООО «Аврора») |
Отток целевой аудитории; потеря позиций на рынке | |
Привлечение новых поставщиков с новыми видами продукции, предлагающих более выгодные условия |
Выбор в пользу поставщиков, предлагающих наиболее выгодные условий для заключения контрактов | |
Удаленность некоторых крупных лидеров- изготовителей реализуемой продукции |
Рост издержек обращения и как следствие удорожание товаров |
Практически любая угроза влечет за собой ряд негативных последствий, конечным звеном которого всегда являются финансовые убытки, и как возможный исход, ослабление позиций организации на рынке и потеря её репутации. И напротив, любая возможность дает фирме шанс упрочить свое место на рынке и открывает перспективы дальнейшего развития.
Возможности – это потенциал организации. Как правило, угрозы для компании состоят из внешних факторов, но нельзя забывать и о внутренних угрозах, которые можно предотвратить в первую очередь.
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Организационная культура: наряду с изучением различных аспектов внутренней среды организации очень большое значение имеет анализ организационной культуры. Она пронизывает любую организацию насквозь, проявляясь в том, как осуществляют свою работу сотрудники организации, как они относятся друг к другу и к организации в целом. Организационную культуру исследуемого предприятия можно расценивать как его слабое место. Для руководства работники – это не ценность, а ресурс организации, это исполнители отдельных работ. Из этого следует, что на предприятии преобладает оперативное управление, а не стратегическое. Это одно из самых слабых мест ООО «Феникс».
Как известно, то, как будет развиваться организация в течение всего своего жизненного цикла, во многом зависит от избранного руководителем подхода к управлению персоналом или, иными словами, избранного стиля руководства. С целью определения типа организационной культуры ООО «Феникс» было проведено анкетирование его сотрудников. Вопросы, приведенные в анкете, были в большей степени на то, чтобы раскрыть принципы построения работы в организации, существующие мотивационные подходы к трудовой деятельности, принципы взаимодействия внутри организации. Образец бланка анкеты приведен в приложении А.
Итак, проанализировав данные, полученные в ходе анкетирования сотрудников, можно сказать, что внутренняя среда исследуемого предприятия характеризуется следующими моментами. На предприятии существует командно-административный стиль управления. Доминантой в системе ценностей высшего руководства является максимальное получение прибыли. Можно отметить достаточно низкую степень проявления личной инициативы в работе, персонал организации слепо следует всем указаниям, поступающим «сверху», не стремясь самостоятельно совершенствовать подход к выполняемой работе и вносить какие-либо предложения по его совершенствованию. Изменения, внедряемые в организации, носят в большинстве своем директивный характер. Недостаток предприятия состоит в том, что специалистов в области менеджмента и экономики на предприятии нет, а также многие работники ТОП не имеют нужной квалификации. Руководство не задумывается о будущем предприятия, не обучает специалистов. Руководство мотивирует сотрудников лишь финансово, другие методы мотивации на предприятии не используются. Уровень зарплаты на предприятии близок к среднему уровню данного показателя по городу.
Определим,
какой тип организационной
• гибкость и дискретность,
• стабильность и контроль,
• внутренний фокус и интеграция,
• внешний фокус и
Рис. 9 – Основные типологии организационных культур.
Что касается исследуемого предприятия, для ООО «Феникс» наиболее присущ бюрократический (иерархический) тип организационной культуры. Данное утверждение можно аргументировать следующим: Иерархическая организационная культура характеризуется очень формализованным и структурированным местом работы каждого сотрудника. Часто ее называют бюрократическим типом организационной культуры. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Лидеры гордятся тем, что они — рационально мыслящие координаторы и организаторы. Ценится поддержание главного хода деятельности организации. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Управление работниками предполагает озабоченность гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости.
Итак, рассмотрим более детально и проанализируем факторы внутренней среды ООО «Феникс».
Таблица 4– Анализ факторов внутренней среды ООО «Феникс».
Факторы внутренней среды |
Оценка качества | ||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | |
1. МАРКЕТИНГ: |
|||||
1.1. Известность компании на рынке |
+ |
||||
1.2. Доля рынка |
+ |
||||
1.3. Репутация в отношении |
+ |
||||
1.4. Реклама |
+ |
||||
1.5. Эффективность продаж |
+ |
||||
1.7. Месторасположение |
+ |
||||
2. ФИНАНСЫ: |
|||||
2.1. Стоимость капитала |
+ |
||||
2.2. Доступность капитальных |
+ |
||||
2.3. Доходность капитала |
+ |
||||
2.4. Финансовая стабильность |
+ |
||||
3. РЕАЛИЗАЦИЯ: |
|||||
3.1. Современное оборудование |
+ |
||||
3.2.Удовлетворение |
+ |
||||
3.3. Соблюдение сроков поставок |
+ |
||||
3.4. Ассортимент продукции |
+ |
||||
3.5. Затраты на реализацию |
+ |
||||
4. ОРГАНИЗАЦИЯ: |
|||||
4.1. Квалификация руководства |
+ |
||||
4.2. Малый штат сотрудников |
+ |
||||
4.3. Квалификация и способности |
+ |
||||
4.4. Реакция на изменение рыночной ситуации |
+ |
||||
4.5. Преданность работе сотрудников |
+ |
||||
4.6. Инициативность руководства |
+ |
||||
4.7. Оперативность принятия решений |
+ |
Информация о работе Стратегическое управление коммерческой деятельностью ООО «Феникс»