Управление конфликтами и пути совершенствования методов их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования явилось, во-первых, определение предпочитаемых стратегий выхода из конфликтов администрации и работников производства, во-вторых, выяснение причин конфликтов между администрацией и работниками предприятия, с точки зрения, как администрации, так и самих работников.
Нашей гипотезой послужило предположение о том, что на степень напряжённости конфликтных отношений между администрацией и работниками предприятия влияют особенности оценки ими причин, вызывающих деловые отношения между ними.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Определение понятия конфликт………………………………………6
1.2 Природа конфликта в организации…………………………………..12
1.3 Стадии развития конфликта…………………………………………….22
1.4 Особенности управления конфликтами на производстве……………33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
2.1 Методы исследования…………………………………………………40
2.2 Результаты экспериментального исследования особенностей производственных конфликтов между администрацией и работниками предприятия ……………………………………………………………………45
2.3 Разработка производственной административной модели управления конфликтами на производстве ………………………………………………..50
Заключение…………………………………………………………………..56
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

управление конфликтами 2.docx

— 97.49 Кб (Скачать файл)

   Конфликты в организации могут возникать, если руководитель и подчиненные  по-разному, с разных позиций, понимают стоящие перед ними задачи.

   Руководитель  призван управлять конфликтами  на производстве. В условиях перехода к рыночной экономике успех руководителя будет определяться степенью развития его деловых и личностных качеств, умения достигать компромиссов, избегать межличностных конфликтов. От этических  норм руководителя, его умения общаться с подчиненными, от силы его воздействия  на людей зависят и успех коллектива, и его личные успехи. Руководитель должен обладать и развивать такие  качества, как дипломатичность, гибкость в методах управления, умение быть принципиальным и обладать искусством добиваться компромисса, руководитель является наиболее влиятельным и  авторитетным лицом в создании нормальных межличностных отношений. Если руководитель не замечает своих подчиненных, не считается  с их мнением — может возникнуть конфликт [4].

   По  мнению В.Е. Щербак - управление конфликтом — это способность руководителя увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить  ее и осуществить направляющие действия по ее разрешению [5].

   Он  утверждает, что управление конфликтом как сфера управленческой деятельности имеет следующие различные стадии:

   1) восприятие конфликта и первичная  оценка ситуации; 

   2) исследование конфликта и поиск его причин;

   3) поиск путей разрешения конфликта;

   4) осуществление организационных мер.

   Конфликт  в организации практически всегда виден, так как имеет определенные и внешние проявления: высокий  уровень напряженности в коллективе; снижение работоспособности; ухудшение  производственных и финансовых показателей; изменение взаимоотношений с  поставщиками и покупателями и др.

   В.Е. Щербак обращает внимание на то, что  объективный уровень конфликта  и его восприятие должны быть адекватными, иначе могут возникать:

   • псевдоконфликты (реально не существующие конфликты);

   • переоценка или недооценка значимости конфликта;

   • невосприятие, игнорирование существующего конфликта [7].

   Р.Х. Шакуров указывает на важность исследования конфликта и поиск его причин как одной из важных стадий управления конфликтом в организации. Он выделяет алгоритм анализа конфликтной ситуации, который предполагает:

   1) выявление сути противоречия, установление  не только повода, но и причины,  которая нередко маскируется  участниками конфликта; вскрытие  так называемых «болевых точек»  в организации и своевременное  проведение работы по их устранению;

   2) выяснение интересов и целей  участников, их позиций (ибо могут  быть цели не противоречивыми,  но истолковываться по-разному). Здесь важно выделить черты  характера, связанные с утверждением  личных притязаний, и цели социального  взаимодействия, связанные с решением  коллективных задач и исполнением обязанностей;

   3) оценка возможных исходов и  последствий противоборства, альтернативных вариантов достижения цели;

   4) поиск точек соприкосновения,  общих целей и интересов конфликтующих.

   Также, Р.Х. Шакуров определяет поиск путей  разрешения конфликта, как стадии которая  предполагает:

   1) полное прекращение конфронтации  и взаимное примирение сторон; 

   2) достижение компромисса — частичное  удовлетворение притязаний обоих  сторон, взаимные уступки. Такой  исход приводит к взаимному выигрышу;

   3) разрешение конфликта на деловой,  принципиальной основе: путем удовлетворения  объективных требований, претензий  сторон или путем разоблачения  несостоятельности предъявляемых  претензий, наказания участников конфликта;

   4) механическое прекращение конфликта  (расформирование одного из подразделений,  увольнение одного из участников  конфликта из организации, перевод  лидера или нескольких членов  конфликтной стороны в другое  или ряд других подразделений  данной организации). Такой исход  неизбежен, когда преодолеть конфликт  иными способами невозможно. Но  при разрешении конфликта важно  не допускать экстремальных ситуаций [].

   Современная конфликтология (Э.А. Уткин, В.Н. Кудрявцева, Д.А. Петровская, А.Н. Олейник, Л. Коузер и др.) выделяет два основных типа разрешения конфликта в организациях:

   1. Авторитарный тип – разрешение  конфликта через применение властных  полномочий. Его основные черты заключаются в том, что:

   • руководитель видит и слышит только себя. Считает, что сотрудники обязаны  подчиняться, сомнения в правильности его решений недопустимы;

   • руководитель считает, что должен «победить» любой ценой;

   • конфликты рассматриваются как человеческие слабости;

   • управление конфликтной ситуацией  происходит в интересах организации, в сомнительных случаях должны «лететь  головы». При данном типе разрешения конфликта используются следующие методы:

   а) убеждение и внушение. Они практически  неотделимы. Руководитель пытается использовать свое руководящее положение, авторитет, права и через диктат своей воли воздействовать на сознание, деятельность конфликтующих сторон силой логики, фактов, примера;

   б) попытка согласовать непримиримые интересы — это один из приемов  сближения конфликтующих сторон, он позволяет добиться взаимоприемлемого  уравновешенного разговора, снятия напряженности во взаимоотношениях;

   в) метод «игры», когда одна из сторон стремится привлечь на свою сторону, например, руководство организации, а другая сторона — профсоюзы. 

   Основное  преимущество авторитарного типа разрешения конфликта в том, что, как считают  руководители, при его использовании  экономится время. Его главный недостаток состоит в том, что конфликт при  этом не разрешен, внешне задавлен и возможен его возврат.

   2. Партнерский тип разрешения конфликта  — разрешение конфликта через  применение конструктивных способов. Его основные черты заключаются в том, что имеет место:

   а) конструктивное взаимодействие руководителя с конфликтующими сторонами. Чтобы  аргументы руководителя организации  были приняты или хотя бы выслушаны, руководителю необходимо вызвать к  себе доверие, устранить негативные чувства, соблюдать этикет, корректность в обращении;

   б) восприятие аргументов противной стороны;

   в) готовность к компромиссу, взаимный поиск решений; выработка взаимоприемлемых альтернатив;

   г) стремление совместить личностный и организационный факторы;

   д) восприятие как нормальный фактор деятельности.

   Партнерский тип конфликта имеет свои преимущества. Он ближе к реальному решению  проблемы, позволяет найти объединяющие факторы, т.е. удовлетворить (может быть, не всегда полно) интересы сторон [56].

   М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури подразделяют эффективные способы управления конфликтоной ситуацией на две категории: структурные и межличностные. Они  отмечают, что при управлении конфликтами, руководитель должен начать с анализа  фактических причин, а затем использовать соответствующую методику. Ими выделены четыре структурных метода разрешения конфликта в организации: разъяснение  требований к работе; использование  координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и использование системы вознаграждений.

   Разъяснение требований к работе - метод управления, предотвращающий дисфункциональный конфликт, - разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника или подразделения. Здесь важны параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто его предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также чётко определены политика, процедуры и правила

   Координационные и интеграционные механизмы. Один из самых распространённых механизмов – цепь команд. Как отмечал Вебер  и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организаций. Если два  или более подчинённых имеют  разногласия по какому-то вопросу, конфликта  можно избежать, обратившись к  их общему начальнику, предлагая ему  принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчинённый знает, чьим решениям он должен подчиняться. В управлении конфликтами полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания.

   Общеорганизационные комплексные цели – требуют совместных усилий двух или более сотрудников, групп или отделов, чтобы направить  усилия всех участников на достижение общей цели.

   Структура системы вознаграждений. Вознаграждения можно использовать как метод  управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных  последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных  комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются  подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе.

   В заключение отметим, что в организации  весьма важно стремиться к быстрому и полному разрешению конфликтов, иначе они могут стать перманентными. Немаловажное значение при этом имеет  создание благоприятной атмосферы  труда, доброжелательных межличностных  отношений членов коллектива в процессе трудовой деятельности, умение отличать причины от поводов, выбирать наиболее верные способы разрешения конфликтов. Это одна из первейших задач руководителя организации. Ведь эффективно управлять  — это в том числе и умение создавать такую обстановку, в которой с минимальными издержками реализовывались бы поставленные перед организацией задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

   Целью нашего исследования явилось:

   - во-первых, выяснение причин возникновения  конфликтов на производстве с  точки зрения, как работников, так и администрации;

   - во-вторых, изучение различий в  оценке интенсивности конфликтов  между работниками и администрацией;

   - в-третьих, определение предпочитаемых  стратегий выхода из конфликтов.

   Объектом исследования явился конфликт.

   Предметом исследования – производственные конфликты.

   В соответствии с поставленной целью  исследования были поставлены следующие задачи:

   - разработка плана исследования  и подбор методов изучения  конфликтных ситуаций на производстве;

   - проведение комплекса диагностических  методик с работниками предприятия;

   - проведение комплекса диагностических  методик с администрацией предприятия;

   - обработка и анализ результатов исследования;

   - формулировка выводов, вытекающих из результатов исследования.

   Исследование  проводилось на ОАО «Тираспольском заводе металлоизделий им. П.В. Добродеева»  в отделах: снабжения, сбыта, маркетинга, плановом и производственном. Всего  исследованием было охвачено 165 человек. 

Информация о работе Управление конфликтами и пути совершенствования методов их разрешения