Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:08, курсовая работа
Целью нашего исследования явилось, во-первых, определение предпочитаемых стратегий выхода из конфликтов администрации и работников производства, во-вторых, выяснение причин конфликтов между администрацией и работниками предприятия, с точки зрения, как администрации, так и самих работников.
Нашей гипотезой послужило предположение о том, что на степень напряжённости конфликтных отношений между администрацией и работниками предприятия влияют особенности оценки ими причин, вызывающих деловые отношения между ними.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Определение понятия конфликт………………………………………6
1.2 Природа конфликта в организации…………………………………..12
1.3 Стадии развития конфликта…………………………………………….22
1.4 Особенности управления конфликтами на производстве……………33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
2.1 Методы исследования…………………………………………………40
2.2 Результаты экспериментального исследования особенностей производственных конфликтов между администрацией и работниками предприятия ……………………………………………………………………45
2.3 Разработка производственной административной модели управления конфликтами на производстве ………………………………………………..50
Заключение…………………………………………………………………..56
Список использованной литературы……………
Исходя из изложенного выше понимания сущности конфликта, его объекта и предмета рассмотрим типологию «конфликтов» в «узком» смысле слова, т.е. о конфликтах, возникающих в процессе человеческой деятельности и поведения людей, о конфликтах, представляющих собой особое качество взаимодействия между людьми или между различными элементами внутренней структуры самой личности.
Однако
даже в этом случае, имея в виду только
человеческое взаимодействие, дать какую-либо
законченную типологию
В
отечественном менеджменте
Наиболее
общая классификация
Субъективные конфликтные
В словаре кратко характеризуются три вида конфликтов в зависимости от количества участников:
1. Внутриличностный, который характеризуется борьбой примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов у одного и того же человека;
2.
Межличностный,
3.
Межгрупповой, отличающийся тем,
что конфликтующими сторонами
выступают уже социальные
С.Бауэрс, Т. Леймдорфер выделяют два вида конфликтов в зависимости от их разрешимости (см. таблицу):
Таблица Соотношение видов и фаз конфликта
Вид конфликта
Фаза
Реалистический (предметный) конфликт
Цель: добиться конкретного результата – материальных или нематериальных преимуществ.
Нереалистический (беспредметный) конфликт
Цель: освободится от напряжения.
Конструктивная Нарушение общения при сохранении направленности на предмет спора Нет
Деструктивная
1-я стадия (обратимая) – необоснованная критика, пренебрежение, личные выпады.
2-я
стадия (необратимая) – переход
на личности, взаимные оскорбления,
нарушение восприятия и
1. Конструктивный – разрешённый конфликт, где выясняются позиции обеих сторон без обвинений и упрёков путём взаимоуважения и сотрудничества;
2.
Деструктивный – неразрешённый
конфликт, где участники не выслушивают
друг друга до конца, не идут
на сотрудничество при поиске
выхода из создавшейся
В.П.Захаров,
Е.В.Сидоренко делят все
Реалистические (предметные) конфликты вызываются неудовлетворением определённых требований участников и несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением преимуществ между ними.
Нереалистические (беспредметные) конфликты, хотя и требуют взаимодействия между двумя или более людьми, содержат не противоречащие друг другу устремления соперников, а потребность освободиться от напряжения.
Конструктивная фаза конфликта характеризуется тем, что оба оппонента осознают цель, предмет, средства совместной деятельности (беседы, работа над чем-то и т.д.), правильно оценивают свои возможности и своё состояния и способы на объективную оценку состояния и реакций оппонента.
Однако, возможно, их не удовлетворяет:
1). Стиль ведения разговора: повышенный эмоциональный тон речи, упрёки, оправдания, высказывания, отражающие ориентацию на себя и свои интересы при игнорировании реакций партнёра и слабости обратной связи;
2). Неречевые характеристики поведения: уход от разговоров, прекращение совместной деятельности или её некачественное выполнение, попытки сгладить отрицательные результаты или последствия деятельности, напряжённый самоконтроль поведения, специфические неречевые реакции на отрицательное отношение конфликт разговору и т.д.
Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворённость оппонентов друг другом, способами решения проблемы, продуктивностью совместной деятельности превышает некий критический порог и коллективная работа становится неуправляемой.
Поэтому
важнейшая задача руководителя любого
уровня — решение проблем
Важной
характеристикой конфликта
Прежде
чем рассмотреть этапность
-
первый участник сознательно
и активно действует в ущерб
другому участнику (под
-
второй участник (оппонент) осознаёт,
что указанные действия
-
в связи с этим оппонент
предпринимает ответные
Если
одна из взаимодействующих сторон предпринимает
агрессивные действия, а вторая занимает
пассивную позицию, то конфликта
нет. Конфликт отсутствует также
когда одна из сторон замышляет конфликтное
взаимодействие, то есть совершает
мысленные, а не поведенческие действия.
Окончание конфликта может
1.3 Стадии развития конфликта
Можно выделить следующие три основные стадии развития конфликта:
1) латентную стадию (предконфликтная ситуация),
2) стадию открытого конфликта,
3) стадию разрешения (завершения) конфликта.
Предконфликтная ситуация —
Эти противоречия и факты,
Латентный период включает этапы:
-
возникновение объективной
-
попытки сторон разрешить
-
возникновение предконфликтной
ситуации.
Козырев Г.И. предконфликтную стадию условно делит на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношениях сторон [5]:
1.
Возникновение противоречий по
поводу определённого спорного
вопроса; рост недоверия и
2.
Стремление доказать
3.
Разрушение структур
Предконфликтная
ситуация – это рост напряжённости
в отношении между
Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией [10].
Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т. д.). Так как противоречие ещё не осознанно и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин [4].
Объективные
противоречивые ситуации, возникающие
в деятельности людей, создают потенциальную
возможность возникновения
Осознание ситуации противоречий не всегда влечёт конфликтное взаимодействие сторон. Часто они, или одна из них, пытаются решить проблемную ситуацию неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны). Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемных ситуаций в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.
При
этом следует иметь в виду, что
само осознание причин потенциального
конфликта в предконфликтной
ситуации может быть как адекватным
(правильным), так и неадекватным.
Информация о работе Управление конфликтами и пути совершенствования методов их разрешения