Управление конфликтами и пути совершенствования методов их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования явилось, во-первых, определение предпочитаемых стратегий выхода из конфликтов администрации и работников производства, во-вторых, выяснение причин конфликтов между администрацией и работниками предприятия, с точки зрения, как администрации, так и самих работников.
Нашей гипотезой послужило предположение о том, что на степень напряжённости конфликтных отношений между администрацией и работниками предприятия влияют особенности оценки ими причин, вызывающих деловые отношения между ними.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Определение понятия конфликт………………………………………6
1.2 Природа конфликта в организации…………………………………..12
1.3 Стадии развития конфликта…………………………………………….22
1.4 Особенности управления конфликтами на производстве……………33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
2.1 Методы исследования…………………………………………………40
2.2 Результаты экспериментального исследования особенностей производственных конфликтов между администрацией и работниками предприятия ……………………………………………………………………45
2.3 Разработка производственной административной модели управления конфликтами на производстве ………………………………………………..50
Заключение…………………………………………………………………..56
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

управление конфликтами 2.docx

— 97.49 Кб (Скачать файл)

   Рис. Структура конфликта

   По  своему характеру и природе все  элементы конфликта могут быть разделены на два вида:

   1) объективные

   2) личностные.

   К объективным элементам конфликта  относятся такие его составляющие, которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентации и т.д.). Такими элементами являются:

   1) объект, предмет конфликта;

   2) участники конфликта;

   3) среда конфликта;

   4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

   В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться. В такой же мере затухает и обостряется противоречие. Однако проблема конфликта остаётся неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится [4].

   В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна. Участники  оперируют таким понятием, как предмет конфликта.

   Под предметом конфликта понимается объективно существующая или мыслимая проблема, служащая причиной раздора между сторонами [19].

   Ещё одним непременным атрибутом  конфликта является его объект. Сразу  выделить его в каждом случае не всегда удаётся. Иногда объект рассматривают  как причину, повод к конфликту.

   Следует различать понятия «объект» и  «предмет» конфликта. Можно сказать, что конфликты возникают по поводу какого-либо объекта, но их сущность выражается в предмете конфликта. Поэтому и  разрешение или урегулирование конфликта  в первую очередь связано с  устранением не его объекта, а  его предмета.  

   Объект  конфликта может быть как истинным, реальным, так и потенциальным, ложным, иллюзорным. Но предмет конфликта  всегда реален и всегда актуален. Следующее  различие между объектом и предметом  конфликта состоит в том, что  объект конфликта может быть как  явным, так и латентным (скрытым). Но предмет конфликта — противоречие между его оппонентами всегда проявляется отчетливо.

   К основным характеристикам объекта конфликта относятся:

   1) под объектом конфликта понимают  ту ценность, по поводу которой  возникает столкновение интересов участников конфликта;

   2) объектами конфликта могут быть  ценности самого различного вида: материальные, духовные, объективные,  субъективные, статусные, ресурсные,  религиозные, политические и т.д.;

   3) объект конфликта не существует  безотносительно его субъектов,  напротив, он всегда связан с  интересами участников конфликта,  причем эти интересы находятся в противоречии;

   4) объект конфликта носит релятивистский  характер, что прямо вытекает из предыдущего положения;

   5) объект конфликта всегда имеется  в ограниченном (дефицитном) количестве  или качестве и не способен  одновременно удовлетворить обе  стороны, участвующие в конфликте;

   6) объект конфликта может быть явным и латентным.

   Чтобы стать объектом конфликта элемент  духовной, социальной или материальной сферы должен находиться на пересечении  интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ними [3].

   Все объекты можно подразделить на три вида:

   1) объекты, которые не могут быть  разделены на части, владеть  ими совместно с кем- либо невозможно,

   2) объекты, которые могут быть  разделены в различных пропорциях между участниками конфликта,

   3) объекты, которыми оба участника могут владеть совместно [1].

   Другой  основной элемент социального конфликта  — его участники. В конечном счете, ими всегда выступают индивиды со своими интересами, целями и ценностями. Однако общественная жизнь не сводится к взаимодействию отдельных индивидов. В обществе действуют различные  социальные группы, общности и т.д., которые также могут выступать  участниками противоборства. Таким образом, участников конфликта может быть великое множество. И степень их участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта [5].

   Современная конфликтология подразделяет всех участников конфликта на основных (прямых) и неосновных (косвенных).

   1. Основные участники конфликта  - это всегда прямые, непосредственные  стороны, участвующие в противоборстве. Основные участники конфликта  являются его главными действующими  лицами, и противоречие именно  их интересов лежит в основе  противоборства. Поэтому основных  участников именуют субъектами, или оппонентами.

   Участниками конфликта являются представители  самых разных статусов, ролей и  групп. В связи с тем потенциалом  или мощью, которым обладают стороны, участвующие в конфликте, выделяют такое понятие, как ранг оппонента. Чем больше у участника конфликта  имеется возможностей влиять на ход  противоборства, тем выше его ранг. Ранг участников конфликта непосредственно  связан с их социальным статусом —  положением, занимаемым в обществе в соответствии с профессией, возрастом, семейным положением и социальной ролью участника конфликта.

   2. К неосновным участникам конфликта  относятся все остальные участники  конфликта. Их часто именуют  также косвенными участниками  конфликта. По определению им  принадлежит второстепенная роль  в возникновении и развитии  конфликта. Часто неосновных участников  конфликта называют еще третьей стороной.

   Роль  неосновных участников конфликта может  быть как конструктивной (положительной), так и деструктивной (отрицательной) — они могут способствовать не только разрешению или предупреждению конфликта, но и его обострению. Среди  косвенных участников конфликта  следует выделить такие группы, которые  специально создаются для поддержки  того или иного субъекта конфликта. Они называются группами поддержки.

       Важную роль в возникновении и развитии конфликта имеют и другие его участники:

   1. Инициаторы (зачинщики) — те участники  конфликта, которые берут на  себя инициативу в развязывании  конфликта между другими лицами, группами или государствами

   2. Организаторы — группа лиц  (или отдельное лицо), разрабатывающая  общий план противоборства с  оппонентом с целью разрешения  противоречия в свою пользу.

   3. Пособники — лица, которые помогают  участникам конфликта в его  развязывании, организации и развитии.

   4. Посредники (медиаторы) — третья  сторона в конфликте и его  косвенные участники. Роль посредника  — это роль авторитетного помощника,  призываемого субъектами конфликта  для разрешения проблем и властью,  хотя его решение и не является  окончательным, как у третейского  судьи, а может быть обжаловано в вышестоящих инстанциях.

     Р. Фишер и У. Юри отмечают, что в конфликте, как правило,  оппоненты занимают три позиции:  мягкую, жёсткую и принципиальную. Наиболее конструктивной, по их  мнению, является принципиальная  позиция [52]. Данные представлены в таблице.

   Таблица Мягкая Жёсткая Принципиальная

   1.Участники  переговоров - друзья. Участники переговоров – враги. Участники переговоров– партнёры в решении проблемы.

   2. Цель – соглашение. Цель – победа. Цель - эффективное и бесконфликтное решение проблемы.

   3. Идут на уступки в целях  сохранения взаимоотношений. Требуют уступок как условия сохранения взаимоотношений. Отделяют эмоции от проблемы.

   4. Мягкий конфликт людям и проблеме. Жёсткий конфликт проблеме и людям. Мягкий конфликт людям, жёсткий конфликт проблеме.

   5. Доверяют другим. Не доверяют другим. Создают доверительные отношения.

   6. Легко меняют позицию. Цепко держаться за позицию. Сосредоточиваются не на своей позиции, а на общих интересах.

   7. Вносят предложения. Угрожают. До изучения интересов противоположной стороны не имеют твёрдой позиции.

   8. Раскрывают свою позицию. Вводят в заблуждение в отношении своей позиции. Раскрывают свою позицию.

   9. Идут на односторонние потери  ради сохранения отношений. Требуют односторонних преимуществ, как условия достижения соглашения. Учитывают возможности взаимной выгоды.

   10. Ищут единственно возможный ответ,  решение, приемлемое для другой  стороны. Ищут единственно возможный ответ, решение, приемлемое для себя. Выбирают из различных вариантов приемлемое решение для обеих сторон. 

                        1.2 Природа конфликта в организации

   Еще один объективный элемент конфликта  — его среда, включающая совокупность объективных условий конфликта. Среда конфликта оказывает существенное влияние на причины его возникновения и всю динамику.

   На  необходимость учёта социальных условий, в которых протекает  конфликт, указывал В. Лазарев [5].

   С точки зрения уровней социальной системы различают микро- и макросреду конфликта. Микросреда конфликта —  это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Макросреда конфликта включает в  себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами. Хотя опосредствовано макросреда влияет, конечно, и на развитие конфликтов на уровне отдельных личностей и малых групп.

   По  природе составляющих ее компонентов  можно выделить три вида среды конфликта:

   I) физическую, 2) общественно-психологическую  и 3) социальную.

   Для того, чтобы точнее уяснить природу  конфликта и его отличия от смежных явлений необходимо определить границы конфликта, то есть его внешние  пределы в пространстве и взаимоотношения времени.

   Можно выделить три аспекта определения  границ конфликта: пространственный, временной и внутрисистемный [9].

   Пространственные  границы конфликта определяются территорией, на которой происходит конфликт. Временные границы - это  продолжительность конфликта, её начало и конец. От того можно ли конфликт считать начавшимся, зависит оценка действий его участников в той  или иной момент времени. Внутрисистемный  же аспект развития конфликта тесно  связан с чётким выявлением конфликтующих  сторон из всего круга его участников.

   Необходимо  также рассмотреть личностные элементы конфликта, к которым относятся  психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности, оказывающие  влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации.

   Черты характера личности, ее привычки, чувства, воля, интересы и мотивы — все  эта и многие другие ее качества играют огромную роль в динамике любого конфликта. Но в наибольшей степени  их влияние обнаруживается на микроуровне, в межличностном конфликте и  в конфликте внутри организации [4].

   Среди личностных элементов конфликта прежде всего следует назвать:

   1) основные психологические доминанты поведения;

   2) черты характера и типы личностей;

   3) установки личности, образующие  идеальный тип индивидуальности;

   4) неадекватные оценки и восприятия;

   5) манеры поведения;

   6) этические ценности.

   Различия  названных характеристик людей, их несовпадение и противоположный  характер могут служить основанием конфликта.

   Важнейшую роль среди личностных факторов конфликта  играют основные психологические доминанты  поведения личности: 1) ценностные ориентации; 2) цели; 3) мотивы; 4) интересы; 5) потребности.

Информация о работе Управление конфликтами и пути совершенствования методов их разрешения