Управление конфликтами и пути совершенствования методов их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования явилось, во-первых, определение предпочитаемых стратегий выхода из конфликтов администрации и работников производства, во-вторых, выяснение причин конфликтов между администрацией и работниками предприятия, с точки зрения, как администрации, так и самих работников.
Нашей гипотезой послужило предположение о том, что на степень напряжённости конфликтных отношений между администрацией и работниками предприятия влияют особенности оценки ими причин, вызывающих деловые отношения между ними.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Определение понятия конфликт………………………………………6
1.2 Природа конфликта в организации…………………………………..12
1.3 Стадии развития конфликта…………………………………………….22
1.4 Особенности управления конфликтами на производстве……………33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
2.1 Методы исследования…………………………………………………40
2.2 Результаты экспериментального исследования особенностей производственных конфликтов между администрацией и работниками предприятия ……………………………………………………………………45
2.3 Разработка производственной административной модели управления конфликтами на производстве ………………………………………………..50
Заключение…………………………………………………………………..56
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

управление конфликтами 2.docx

— 97.49 Кб (Скачать файл)

   Все они имеют внутреннюю взаимосвязь и вытекают один из другого.

   Рассмотрим  их более подробно.

   1. Ценностные ориентации людей  как субъектов конфликта формируются  в процессе социализации личности  и выражаются в тех моральных,  идеологических, политических и  других принципах, на основе  которых субъект противоборства  оценивает характер конфликта  и строит свое поведение в  этой ситуации. На базе ценностных  ориентации происходят вычленение  и дифференциация объектов конфликта  по их значимости, решается вопрос  о том, следует ли вообще участвовать в конфликте.

   2. Цель — это осознанный образ  предвосхищаемого результата, на  достижение которого направлено  действие человека [4].

   Применительно к конфликту цель его субъектов  – это представление той конечной ситуации, которая возникнет в  результате разрешения противоборства, и к достижению которой стремятся  его участники. Именно этот полезный для участников конфликта результат  и определяет направленность их поведения. В зависимости от развития конфликта  основная цель может быть заменена на другую, которая в начале конфликта выступала как цель-средство.

   Образ предвосхищаемого позитивного результата конфликта приобретет побудительную  силу и таким образом становится целью, начинает направлять действия субъектов  противоборства. Но это происходит тогда, когда осуществляется связь  цели с мотивом поведения. 

   3. Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением  тех или иных потребностей  личности. Мотивы в конфликте  — это побуждения к вступлению  в конфликт, связанные с удовлетворением  потребностей оппонента, совокупность  внешних и внутренних условий,  вызывающих конфликтную активность  субъекта. Основой вступления в  конфликт, в конечном счете, выступает  необходимость реализации его субъектами своих интересов.

   4. Интересы участников конфликта  — это осознание ими объекта  конфликта как своей потребности.  Отсюда повышенное внимание именно  к данному объекту конфликта,  а не к другому. Именно противоречие интересов рождает конфликт.

   5. Потребность. С точки зрения  психологии потребность субъектов  конфликта — это такое их  состояние, которое выражается  в том, что объект конфликта  выступает как нужда, острая  необходимость для их существования.  Поэтому она является самым  глубинным источником активности  субъектов и толкает их на  конфликтные действия. Потребность,  таким образом, является тем  состоянием личности, которое регулирует  ее поведение, в том числе  и конфликтное поведение. Но  при этом эта регуляция осуществляется  во взаимосвязи с интересами, мотивами, целями и ценностными ориентациями личности.

   Важную  роль в возникновении и развитии конфликта играют черты характера  личности, ее базовые характеристики. Это индивидуальные психофизиологические свойства темперамента человека, проявляющиеся  в особенностях самооценки, в способе  реагирования на слова и поступки людей. В этой связи выделяют прежде всего две основные психологические оси личности:

   • экстраверсия — интроверсия,

   • эмоциональная неустойчивость — эмоциональная стабильность.

   В зависимости от доминирования той  или иной характеристики выделяют следующие типы личностей:

   1. Экстраверты — люди, требующие  постоянной стимуляции, «подпитки»  от внешней среды. Они общительны, стремятся к новым впечатлениям, склонны к риску, любят перемены

   2. Интроверты — стимулы для жизненной  активности они черпают изнутри,  живут в основном своим внутренним  миром. Они замкнуты, мало общительны, медлительны, серьезны, любят порядок,  дружат с немногими.

      3. Эмоциональнонеустойчивые люди характеризуются постоянным эмоциональным напряжением, переживанием личной угрозы, повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам.

   4. Эмоционально стабильные люди  — им свойственны эмоциональная  уравновешенность, негибкость характера,  неспособность глубоко сочувствовать  переживаниям других людей [14].

   Крайние проявления названных качеств у  личности очень редки. Каждый обычно занимает позицию в диапазоне  ближе к тому или иному полюсу. Но в зависимости от того, в какой  степени эти качества присутствуют в человеке, выделяют четыре основных типа характера личности.

   1. Меланхолик — человек, сочетающий  в большей мере черты интроверта  и эмоциональной неустойчивости. Его основные характеристики: замкнутость,  пессимизм, неуравновешенность, угрюмость, тревожность.

   2. Холерик — сочетает черты экстраверта  и эмоциональной нестабильности. Это человек обидчивый, неспокойный,  возбудимый, импульсивный, резкий, активный, несдержанный. Ему свойственны спады и подъемы настроения.

   3. Сангвиник — в большей степени  сочетает свойства экстраверта  и эмоциональной стабильности. Ему  присущи такие черты, как общительность,  открытость, доступность, разговорчивость,  инициативность, активность, работоспособность и оптимистичность.

   4. Флегматик — сочетает в большей  степени свойства интроверта  и эмоциональной стабильности. Он  обладает следующими чертами:  старательностью, вдумчивостью, сдержанностью,  миролюбием, уравновешенностью, надежностью, спокойствием.

   Особо важный личностный элемент конфликта  — чрезмерная выраженность отдельных  характера черт характера индивида. Для их обозначения Н. Крогиус  ввел понятие акцентуация характера, то есть определенное направление характера [33]. Акцентуированные личности испытывают дополнительные трудности во взаимодействиях  с другими. А отдельные чрезмерно  выраженные черты характера прямо  носят конфликтную направленность

   Выделенные  Леонгардом типы акцентуированных личностей разделены на две группы:

   1) акцентуации характера (демонстративный,  нетактичный, застревающий, возбудимый);

   2) акцентуации темперамента (гипертимический,  дистимический, тревожно – боязливый,  циклотимический, эмотивный, аффективно - экзальтированный).

   Различия  в манерах поведения, неадекватные оценки и восприятие человеком как  себя, так и других людей могут  также стать причиной конфликта.

   Эти различия могут быть обусловлены  как чертами характера, так и  образованием, ценностными ориентациями, жизненным опытом, то есть факторами, связанными с процессом социализации личности. Но встречаются люди просто трудные в общении, поведение  которых неудобно для окружающих и которые являются повышенными  источниками возникновения конфликтов.

   В своей работе «Общение с трудными людьми» Роберт М. Брэмсон выделил  целый ряд таких типов трудных  в общении людей [9]. Перечислим некоторые  из них: агрессивисты, жалобщики, молчуны, сверхпокладистые, вечные пессимисты, всезнайки.

   К личностным элементам конфликта  следует отнести также такие  психофизиологические качества людей, которые нашли свое выражение  в выделении двух типов личности: художественного и мыслительного. Это деление обусловлено тем, что мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых «отвечает» за свои функции организма и психики.

   К важным личностным элементам конфликта  следует отнести установки личности, образующие идеальные образующие типы индивидуальности. В этой связи Эдуард Шпрангер (1882 – 1963) в своем сочинении  «Формы жизни» выделил шесть основных идеальных типов людей, соответствующих  различиям в их ценностных ориентациях: теоретический человек, экономический  человек, эстетический человек, социальный человек, политический человек, религиозный человек.

   Занижение или завышение качеств других людей или своих собственных  может порождать самые разнообразные  недоразумения, противоречия и конфликты. В этой связи выделим типичные ошибки, которые часто приводят к необъективным оценкам.

   1. Эффект ореола — ошибка, которая  возникает при необходимости  делать выводы о внутренних  характеристиках другого человека по внешним признакам.

   2. Эффект бумеранга – при определенных  воздействиях источника информации  на аудиторию или на отдельную  личность может получиться результат, противоположный ожидаемому.

   3. Эффект новизны — при восприятии  и оценке людьми друг друга  по отношению к незнакомому  человеку более значимой является  первая информация, а по отношению  к знакомому — последняя, то есть более новая информация.

   4. Эффект снисходительности — тенденция  оценивать себя и других более  высоко по шкале положительных  характеристик и более низко  по шкале отрицательных качеств. 

   5 Логическая ошибка — близка  к эффекту ореола. Суть ее заключается  в часто повторяющейся взаимосвязи  качеств личности, о которых известно  лицам, выступающим в качестве экспертов.

   6. Ошибка социального стереотипа. Социальный стереотип — это  относительно устойчивый и упрощенный  образ социального объекта: группы, индивида, явления. Его наличие  играет существенную роль в  оценке человеком других людей и событий.

   7. Ошибка центральной тенденции  — возникает тогда, когда оценивающий  избегает давать низкие или  высокие оценки, а пользуется усредненными оценками.

   8. Ошибка привлекательности и взаимной  симпатии — заключается в том,  что из-за симпатии к близкому человеку оценка завышается.

   9. Ошибка близости — проявляется,  когда оцениваемый сравнивается  с другими людьми этого же  статуса и социальной роли, а  не автономно, безотносительно к кому-либо [4].

   Американский  конфликтолог Джини Г. Скотт добавляет  к этому перечню трудных в  общении людей еще целый ряд  типов: «максималисты», «скрытные», «невинные лгуны», «ложные альтруисты».

   Обычно  конфликтная ситуация характеризуется  некоторой степенью искажённости и  неопределённости. Поэтому именно эта  «неопределённость» исхода является необходимым  условием возникновения конфликта, ибо только в этом случае в конфликт могут вступать те его участники, которые с самого начала обречены на поражение [6].

   Степень искажённости конфликтной ситуации - не постоянная величина.

   Рассмотрим, в чём состоит искажение конфликтной ситуации:

   1. Искажение конфликтной ситуации в целом:

   - конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты не анализируются;

   - происходит схематизация конфликтной  ситуации; выделяются некоторые  основные, устойчивые связи и отношения;

   - уменьшается перспектива восприятия;

   - восприятие ситуации происходит  в полярных оценках по типу  «чёрное – белое»; 

   - господствует категоричность оценок, которые не поддаются пересмотру и сомнениям.

   2. Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте:

   - собственная мотивация. Как правило,  себе приписываются социально  одобряемые мотивы. Собственные  помыслы оцениваются как благородные,  цели – как возвышенные и поэтому достойные реализации.

   - мотивы оппонента оцениваются как подлые и низменные.

   3. Искажение восприятия действий, высказываний, поступков:

   - собственная позиция. Обычно фиксируется  нормативная обоснованность своей позиции, её целесообразность.

   - позиция оппонента. Рассматривается  как ошибочная, бездоказательная, нормативно не подкреплённая.

   4. Искажение восприятия личностных качеств:

   - восприятие самого себя. Обычно  выделяются положительные, привлекательные  черты. Они пропагандируются среди  окружающих. Игнорируются замечания,  указания о любых сомнительных, нелепых и невыгодных качествах, свойствах своей личности;

   - восприятие личности оппонента.  Усиливается поиск всего негативного и непривлекательного [7].

   Выделяют  ряд факторов, которые порождают  и усиливают степень искажения  восприятия конфликтной ситуации: изменение  протекания психических процессов  в состоянии стресса; негативные эмоции; уровень информированности  участников друг о друге; особенности  перцептивных процессов; неумение предвидеть последствие; степень значимости потребностей и мотивов; доминирование в сознании оппонента «агрессивной концепции  среды»; негативная установка на оппонента; сформировавшаяся в доконфликтный период отношений.

Информация о работе Управление конфликтами и пути совершенствования методов их разрешения