Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:08, курсовая работа
Целью нашего исследования явилось, во-первых, определение предпочитаемых стратегий выхода из конфликтов администрации и работников производства, во-вторых, выяснение причин конфликтов между администрацией и работниками предприятия, с точки зрения, как администрации, так и самих работников.
Нашей гипотезой послужило предположение о том, что на степень напряжённости конфликтных отношений между администрацией и работниками предприятия влияют особенности оценки ими причин, вызывающих деловые отношения между ними.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Определение понятия конфликт………………………………………6
1.2 Природа конфликта в организации…………………………………..12
1.3 Стадии развития конфликта…………………………………………….22
1.4 Особенности управления конфликтами на производстве……………33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
2.1 Методы исследования…………………………………………………40
2.2 Результаты экспериментального исследования особенностей производственных конфликтов между администрацией и работниками предприятия ……………………………………………………………………45
2.3 Разработка производственной административной модели управления конфликтами на производстве ………………………………………………..50
Заключение…………………………………………………………………..56
Список использованной литературы……………
Все они имеют внутреннюю взаимосвязь и вытекают один из другого.
Рассмотрим их более подробно.
1.
Ценностные ориентации людей
как субъектов конфликта
2.
Цель — это осознанный образ
предвосхищаемого результата, на
достижение которого
Применительно
к конфликту цель его субъектов
– это представление той
Образ
предвосхищаемого позитивного результата
конфликта приобретет побудительную
силу и таким образом становится
целью, начинает направлять действия субъектов
противоборства. Но это происходит
тогда, когда осуществляется связь
цели с мотивом поведения.
3.
Мотив — побуждение к
4.
Интересы участников конфликта
— это осознание ими объекта
конфликта как своей
5.
Потребность. С точки зрения
психологии потребность
Важную роль в возникновении и развитии конфликта играют черты характера личности, ее базовые характеристики. Это индивидуальные психофизиологические свойства темперамента человека, проявляющиеся в особенностях самооценки, в способе реагирования на слова и поступки людей. В этой связи выделяют прежде всего две основные психологические оси личности:
• экстраверсия — интроверсия,
• эмоциональная неустойчивость — эмоциональная стабильность.
В зависимости от доминирования той или иной характеристики выделяют следующие типы личностей:
1.
Экстраверты — люди, требующие
постоянной стимуляции, «подпитки»
от внешней среды. Они
2.
Интроверты — стимулы для
3. Эмоциональнонеустойчивые люди характеризуются постоянным эмоциональным напряжением, переживанием личной угрозы, повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам.
4.
Эмоционально стабильные люди
— им свойственны
Крайние проявления названных качеств у личности очень редки. Каждый обычно занимает позицию в диапазоне ближе к тому или иному полюсу. Но в зависимости от того, в какой степени эти качества присутствуют в человеке, выделяют четыре основных типа характера личности.
1.
Меланхолик — человек,
2.
Холерик — сочетает черты
3.
Сангвиник — в большей степени
сочетает свойства экстраверта
и эмоциональной стабильности. Ему
присущи такие черты, как
4.
Флегматик — сочетает в
Особо важный личностный элемент конфликта — чрезмерная выраженность отдельных характера черт характера индивида. Для их обозначения Н. Крогиус ввел понятие акцентуация характера, то есть определенное направление характера [33]. Акцентуированные личности испытывают дополнительные трудности во взаимодействиях с другими. А отдельные чрезмерно выраженные черты характера прямо носят конфликтную направленность
Выделенные Леонгардом типы акцентуированных личностей разделены на две группы:
1)
акцентуации характера (
2)
акцентуации темперамента (гипертимический,
дистимический, тревожно –
Различия в манерах поведения, неадекватные оценки и восприятие человеком как себя, так и других людей могут также стать причиной конфликта.
Эти различия могут быть обусловлены как чертами характера, так и образованием, ценностными ориентациями, жизненным опытом, то есть факторами, связанными с процессом социализации личности. Но встречаются люди просто трудные в общении, поведение которых неудобно для окружающих и которые являются повышенными источниками возникновения конфликтов.
В своей работе «Общение с трудными людьми» Роберт М. Брэмсон выделил целый ряд таких типов трудных в общении людей [9]. Перечислим некоторые из них: агрессивисты, жалобщики, молчуны, сверхпокладистые, вечные пессимисты, всезнайки.
К
личностным элементам конфликта
следует отнести также такие
психофизиологические качества людей,
которые нашли свое выражение
в выделении двух типов личности:
художественного и
К
важным личностным элементам конфликта
следует отнести установки
Занижение
или завышение качеств других
людей или своих собственных
может порождать самые
1.
Эффект ореола — ошибка, которая
возникает при необходимости
делать выводы о внутренних
характеристиках другого
2.
Эффект бумеранга – при
3.
Эффект новизны — при
4.
Эффект снисходительности —
5
Логическая ошибка — близка
к эффекту ореола. Суть ее заключается
в часто повторяющейся
6.
Ошибка социального стереотипа.
Социальный стереотип — это
относительно устойчивый и
7.
Ошибка центральной тенденции
— возникает тогда, когда
8.
Ошибка привлекательности и
9.
Ошибка близости — проявляется,
Американский конфликтолог Джини Г. Скотт добавляет к этому перечню трудных в общении людей еще целый ряд типов: «максималисты», «скрытные», «невинные лгуны», «ложные альтруисты».
Обычно конфликтная ситуация характеризуется некоторой степенью искажённости и неопределённости. Поэтому именно эта «неопределённость» исхода является необходимым условием возникновения конфликта, ибо только в этом случае в конфликт могут вступать те его участники, которые с самого начала обречены на поражение [6].
Степень искажённости конфликтной ситуации - не постоянная величина.
Рассмотрим, в чём состоит искажение конфликтной ситуации:
1. Искажение конфликтной ситуации в целом:
-
конфликтная ситуация
-
происходит схематизация
- уменьшается перспектива восприятия;
-
восприятие ситуации
-
господствует категоричность
2. Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте:
-
собственная мотивация. Как
- мотивы оппонента оцениваются как подлые и низменные.
3. Искажение восприятия действий, высказываний, поступков:
-
собственная позиция. Обычно
-
позиция оппонента.
4. Искажение восприятия личностных качеств:
-
восприятие самого себя. Обычно
выделяются положительные,
-
восприятие личности оппонента.
Выделяют ряд факторов, которые порождают и усиливают степень искажения восприятия конфликтной ситуации: изменение протекания психических процессов в состоянии стресса; негативные эмоции; уровень информированности участников друг о друге; особенности перцептивных процессов; неумение предвидеть последствие; степень значимости потребностей и мотивов; доминирование в сознании оппонента «агрессивной концепции среды»; негативная установка на оппонента; сформировавшаяся в доконфликтный период отношений.
Информация о работе Управление конфликтами и пути совершенствования методов их разрешения