Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:38, реферат
1.1. Теоретико-философские начала науки об управлении персоналом организации
1.2. Стратегическое управление персоналом организации
1.3. Система управления персоналом в организации
1.4. Управление поведением персонала организации
Аналитически-нормативный
Оценка
потребности организации в
Определить
необходимую численность
Расчет численности персонала может быть текущим или оперативным и долговременным или перспективным.
1.
Текущая потребность в
Общая потребность предприятия в кадрах А определяется как сумма:
А = Ч + ДП,
где Ч – базовая потребность в кадрах, определяемая объемом производства;
ДП – дополнительная потребность в кадрах.
Базовая
потребность предприятия в
Ч = ОП / В,
где ОП – объем производства;
В – выработка на одного работающего.
Более конкретные расчеты, как правило, производятся отдельно по следующим категориям:
-
рабочие-сдельщики (с учетом
-
рабочие-повременщики (с учетом закрепленных
зон и трудоемкости работы, норм
численности персонала,
- ученики (с учетом потребности в подготовке новых рабочих и плановых сроков обучения);
- обслуживающий персонал (ориентируясь на типовые нормы и штатное расписание);
- руководящий персонал (определяется исходя из норм управляемости).
Дополнительная потребность в кадрах (ДП) – это различие между общей потребностью и наличием персонала на начало расчетного периода. При расчете дополнительной потребности учитываются:
1)
развитие предприятия (научно
обоснованное определение
ДП = Апл – Абаз,
где Апл и Абаз – общая потребность в специалистах в планируемый и базовый периоды;
2)
частичная замена практиков,
ДП = Апл * Кв,
где Кв – коэффициент выбытия специалистов (практика показывает, что это 2-4% от общей численности в год);
3)
возмещение естественного
4)
вакантные должности, исходя
2. Долговременная потребность в специалистах.
Этот расчет осуществляется при глубине планирования на период более трех лет.
При
определении потребности в
А = Чр * Кн,
где Чр – среднесписочная численность работающих;
Кн – нормативный коэффициент насыщенности специалистами.
Стратегическое управление персоналом невозможно без надлежащим образом организованной профессиональной ориентации - это формирование у человека интереса к определенному виду трудовой деятельности, выбор наиболее целесообразной для данного человека профессии с учетом его психофизиологических характеристик, интересов, способностей, а также потребностей народного хозяйства в работниках соответствующих профессий. Профессиональная ориентация осуществляется путем ознакомления людей, особенно учащейся молодежи, со сферами деятельности, профессиями, предприятиями, условиями и профилем работы.
Главная задача профориентации – это преодоление дисбаланса потребностей в профессиональном труде между работником и предприятием (рис.3). (Одегов Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах. – М.: Академический Проект, 2005).
Рис.3. Управление профориентацией персонала предприятия
При формировании стратегии управления персоналом нельзя забывать об управлении карьерой. Деловая карьера – поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения.
Выделяют следующие типы карьеры: трамплин, лестница, змея, перепутье.
Карьера «трамплин» широко распространена среди руководителей и специалистов. Жизненный путь работника состоит из длительного подъема по служебной лестнице с постепенным ростом его потенциала, знаний, опыта и квалификации. Соответственно меняются занимаемые должности на более сложные и лучше оплачиваемые. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться в ней в течение длительного времени. А потом "прыжок с трамплина" ввиду ухода на пенсию.
Модель карьеры «лестница» предусматривает, что каждая ступенька служебной карьеры представляет собой определенную должность, которую работник занимает фиксированное время, например, не более 5 лет. Такого срока достаточно для того, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации.
Верхней ступеньки служебной карьеры работник достигнет в период максимального потенциала, когда накоплен большой опыт и приобретены высокая квалификация, широта кругозора, профессиональные знания и умения. Психологически эта модель очень неудобна для первых руководителей из-за их нежелания уходить с "первых ролей". Поэтому она должна поддерживаться вышестоящим органом управления (советом директоров, правлением) с гуманных позиций сохранения здоровья и работоспособности работника.
После
занятия верхней должности
Модель карьеры «змея» пригодна для руководителя и специалиста. Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время (1-2 г.). Например, мастер после обучения в школе менеджеров работает последовательно диспетчером, технологом и экономистом, а затем назначается на должность начальника цеха. Это дает возможность линейному руководителю более глубоко изучить конкретные функции управления, которые ему пригодятся на вышестоящей должности. Прежде чем стать директором предприятия, руководитель в течение 6-9 лет работает заместителем директора по кадрам, коммерции и экономике и всесторонне изучает важные участки деятельности.
Модель карьеры «перепутье» предполагает по истечении определенного фиксированного или переменного срока работы прохождение руководителем или специалистом комплексной оценки (аттестации), по результатам которой принимается решение о повышении, перемещении или понижении в должности. Эта карьера может быть рекомендована для совместных предприятий и зарубежных фирм, применяющих трудовой договор в форме контракта.
Отношение человека к своему будущему связано с работой и для того, кто устанавливает ориентиры или, по крайней мере, видит желаемое будущее, и возможные пути его достижения при движении по служебной лестнице требуется индивидуальное планирование карьеры.
Обычно деловая карьера начинается с формирования субъективно осознанных собственных суждений работника о своем будущем, ожидаемом пути самовыражения и удовлетворения трудом. Иначе говоря, карьера – это индивидуально осознанная позиция и поведение индивида, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека. Различают следующие этапы карьеры (табл. 5).
Таблица 5
Этапы карьеры
Этап |
Возрастной период |
Основные характеристики |
Особенности мотивации |
Предварительный |
До 25 лет |
Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности |
Безопасность, социальное призвание |
Становление |
До 30 лет |
Освоение работы, развитие профессиональных навыков |
Социальное признание, самореализация |
Продвижение |
До 45 лет |
Профессиональное развитие |
То же |
Сохранение |
До 60 лет |
Плато профессионального уровня, повышение квалификации, передача собственного опыта |
Социальное признание, самореализация, уважение независимости |
Завершение |
После 60 лет |
Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной замены |
Удержание социального признания |
Пенсионный |
После 60 лет |
Занятие другими видами деятельности |
Поиск самовыражения в новой сфере деятельности |
Успешно конкурирующие предприятия быстро реагируют на изменяющиеся требования рынка и оптимизируют организационные условия своей деятельности. Структурные изменения возможны только при участии и благодаря сотрудникам, развивающим свои инновационные способности. В силу упрощения иерархических отношений сокращаются информационные пути и время принятия решений, ответственность делегируется на компетентные уровни. Такая ситуация дает возможность карьеры по вертикали и ставит новые задачи развития персонала.
В целях успешного управления карьерой, особенно, в системе работы с управленческими кадрами одним из слабых звеньев является стратегическая ориентация на формирование и реализацию кадрового потенциала через систему мероприятий по образованию резерва руководителей первичных уровней управления и работу с ними.
Кадровый резерв – это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.
Можно выделить несколько типов кадрового резерва:
1. По виду деятельности:
резерв развития – группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений (при диверсификации производства, разработке новых товаров и технологий). Они могут выбрать одно из двух направлений карьеры - профессиональную либо руководящую;
резерв функционирования - группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Эти сотрудники ориентированы на руководящую карьеру.
2. По времени назначения:
группа А – кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время;
группа В – кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие один – три года.
Формирование кадрового резерва основывается на следующих принципах:
- актуальность резерва;
-
соответствие кандидата
- перспективность кандидата.
Источниками резерва кадров на руководящие должности могут стать:
-
руководящие работники
- главные и ведущие специалисты;
-
специалисты, имеющие