Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:38, реферат
1.1. Теоретико-философские начала науки об управлении персоналом организации
1.2. Стратегическое управление персоналом организации
1.3. Система управления персоналом в организации
1.4. Управление поведением персонала организации
- наставничество и консультирование как форма руководства процессом адаптации молодых рабочих и специалистов со стороны опытных руководителей с ярко выраженными педагогическими навыками:
- развитие человеческих ресурсов (человеческого капитала) как формы всестороннего развития личности сотрудника организации на протяжении всего периода работы до ухода на пенсию.
Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональных возможностей (знаний и навыков), а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе.
В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда. К этим условиям следует отнести: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрация).
В процессе социально-психологической адаптации происходит включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.
В процессе организационно-
Экономическая адаптация позволяет работнику ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат.
В процессе санитарно-гигиенической адаптации работник осваивается с новыми требованиями трудовой, производственной и технической дисциплины, правилами трудового распорядка. Он привыкает готовить рабочее место к трудовому процессу в сложившихся в организации условиях производства, придерживаясь гигиенических и санитарных нор. требований техники безопасности и охранения здоровья, а также с учетом экономической безопасности окружающей среды.
Несмотря на различие между видами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации.
Среди основных целей адаптации новых работников обычно выделяют следующие:
Уменьшение стартовых издержек. Новый работник не всегда знает работу и то. как работает организация. До тех пор пока он работает менее эффективно, чем опытные сотрудники, его работа требует от организации более высоких затрат. Эффективная адаптация уменьшает эти стартовые затраты и дает возможность новому работнику скорее достигнуть установленных стандартов выполнения работы.
Снижение тревожности и
Сокращение текучести кадров. Бели работники не смогли своевременно освоиться в организации, то они могут отреагировать на это увольнение.
4) Экономия времени непосредственного
руководителя и рядовых работников.
Работник,
который недостаточно адаптировался к
работе в организации, требует значительно
больше времени па помощь в процессе выполнения
возложенных на него обязанностей.
5) Развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях. Процесс адаптации должен способствовать формированию положительного отношения новых работников к организации, к своему подразделению и к порученному делу. Это является непременным условием высоких рабочих показателей.
Сегодня многие организации вынуждены как бы заново выстраивать систему адаптации. Поэтому в данном разделе приводится преимущественно опыт решения этой проблемы в странах с развитой рыночной экономикой, уже доказавший свою эффективность, который на сегодняшний день мог бы быть особенно полезен для российских организаций.
Может
быть выделено три основные части
эффективной программы
1) Введение в организацию.
2) Введение в подразделение.
3) Введение в должность.
1) Введение в организацию — это довольно длительный процесс, занимающий 1-2 первых месяца работы. Процедура введения в организацию должна способствовать усвоению принятых норм и правил и обеспечивать работников той информацией, которая нужна и которую они стремятся иметь. От процесса введения в организацию в значительной степени зависит, будут ли работники усваивать одобряемые организацией ценности, установки, будут ли они испытывать чувство приверженности к ней, или же у них сложится негативное представление об организации.
Спланированная работа по введению работника в организацию предполагает обеспечение его основной информацией об организации и о перспективах, которые он может иметь, работая в ней. Работнику сообщают сведения об истории организации, ее перспективах, политике и правилах. Сюда также включаются сведения об организационной структуре, порядке работы, количестве и расположении подразделений и филиалов и др.
Работника знакомят с политикой организации в отношении персонала: принципы найма, дисциплинарные требования, установленные порядки, льготы для работников, возможности для продвижения и др.
В процессе введения в организацию обеспечивается не только положительное отношение работников к новому месту работы, но и понимание принципов функционирования организации, прояснение требований и ожиданий со стороны организации. Многие организации издают буклеты, содержащие всю необходимую информацию, связанную с введением работников в организацию.
2) Процедура введения в подразделение должна обеспечивать работников той информацией, которая им нужна, и которую они стремятся иметь. От процесса введения в значительной степени зависит, будут ли работники демонстрировать желательные установки и чувство принадлежности, приверженности и лояльности к своей организации, заинтересованности в ее процветании, или у работников будут преобладать установки "мы и они" в отношении руководства, администрации и компании в целом, равнодушное отношение к дел и стремление избежать "лишних" нагрузок.
Чтобы стимулировать командную работу и максимально быстрый выход нового работника на необходимый уровень профессиональный показателей, процесс адаптации должен давать работникам чувство принадлежности и ощущение того, что они являются членами группы. Основная нагрузка здесь ложится на руководителя подразделения.
Первый разговор с новичком лучше построить в виде диалога, а не в виде директив или указаний со стороны руководителя. Сердечное приветствие служит тому, чтобы избавить работников от страхов и тревоги. Новичка знакомят с работой подразделения и с сотрудниками. Иногда руководитель просит одного из работников оказать помощь новичку на первых порах. Но при этом руководитель должен постараться избежать искушения целиком и полностью перепоручить другому человеку процедуру ознакомления новых работников с подразделением.
В ходе разговора с новичком важно создать условия для того, чтобы новый работник чувствовал себя свободно и задавал возникающие у него вопросы.
Руководитель может предложить новому работнику зайти к нему в кабинет в конце рабочего дня и предложить поделиться впечатлениями о том, как прошел сто первый день на новом месте работы.
3) Эффективная процедура введения работников в должность может значительно уменьшить уровень текучести кадров, связанный с неудовлетворенностью работников и ощущением собственной чужеродности в течение первых дней, а иногда даже недель работы. Интервью с увольняющимися показывают, что очень часто причиной увольнения является плохая постановка работы по введению в должность. Непосредственному руководителю следует учитывать, что процессу введения в должность новых работников мешают трудности, связанные с недостатком необходимой информации, неуверенность в себе и собственных силах, которые могут возникать в первый день работы. Руководитель должен продумать, какие меры могли бы помочь новичку обрести необходимую уверенность в собственных силах.
Непосредственный руководитель нового работника начинает свое общение с новичком после того, как с ним побеседовал руководитель подразделения. Он отвечает за его ознакомление с работой и с его ролью в подразделении, раскрывает перед новым работником основное содержанке его профессиональной деятельности и то, какой вклад он может внести в общий успех подразделения и организации в целом.
При введении в должность важно уделить внимание следующим вопросам:
1. Коллеги нового работника и их задачи.
2. Общий тип заданий, которые он будет выполнять в течение первых нескольких дней.
3. Требования, предъявляемые к его работе (качество, производительность и др.), степень его ответственности за результаты работы.
4. Кто отвечает за его обучение в подразделении.
5.
Значение его работы для
6. Время начала и окончания работы, время обеденного перерыва и регламентированных перерывов, если они предусмотрены.
7. Размер зарплаты и когда новый работник получит свою первую зарплату.
8. Где должны храниться его личные веши - спецодежда.
В некоторых организациях принята такая практика, когда непосредственный руководитель предлагает новичку зайти к нему после окончания первого рабочего дня для обсуждения первых впечатлений. Это позволит решить три задачи:
1. Работнику дается возможность задать вопросы, которые воз никли у него, прояснить го, что осталось неясным.
2. Подчеркивается заинтересованность руководителя в том, чтобы оказать новому работнику любую необходимую помощь.
3.
Помогает закрепить верные
Теплый
прием и правильно
Усвоение новыми работниками лучших сторон организационной культуры является важнейшим фактором, оказывающим влияние на процесс их профессиональной адаптации. Для этого в процессе адаптации работников создаются условия, позволяющие им учиться на примере лучших работников («героев организации»). Слушая рассказы с прошлом фирмы, новичок узнает, как надо выполнять порученную работу (требования, приоритеты, ценности).
VI подсистема. Обучение персонала. Современная система бизнес-образования исходит из того, что качество обучения персонала для любой организации самым непосредственным образом связано с качеством управления, а значит, и с эффективностью работы компании, и с уровнем ее конкурентоспособности. Особенно возрастает роль обучения в условиях организационных изменений, когда старые подходы к работе, старые управленческие схемы не только становятся менее действенными, но часто оказывают отрицательное воздействие на эффективность труда.
Обучение
персонала предназначено для обеспечения соответствия
профессиональных знаний и умений
работников современному уровню производства
и управления.
Различают четыре вида обучения: подготовка
рабочих и служащих в профессиональных
училищах, техникумах и вузах, предусматривающая
получение базовой специальности; повышение
квалификации в учебных заведениях (центрах,
школах, институтах), т.е. получение новых
знаний по базовой специальности работника;
переподготовка персонала для приобретения
новой специальности; послевузовское
профессиональное образование (магистратура,
аспирантура, докторантура). Взаимодействие указанных
видов обучения позволяет обеспечить
возможности для непрерывного повышения
образования каждого работника, своевременно
регулировать соответствие между числом
работников и профессионально-
Выделяют несколько подходов к созданию программ обучения: случайный, бюджетный, реактивный, поддерживающий. Случайный подход основан на «ощущении» руководителем полезности обучения. Случайный и бюджетный подходы к формированию программ обучения, как правило, имеют низкую эффективность из-за отсутствия мотивации сотрудников. Реактивный подход означает решение возникающих проблем через обучение сотрудников. Поддерживающий подход к формированию обучающих программ основан на «поддержании» профессиональных знаний и навыков сотрудников в соответствии с требованиями к профессиональной компетенции, предъявляемой должностью.
Наиболее
эффективным принципом
Профессиональное обучение персонала основывается на принципах обучения взрослых:
1. Актуальности:
2. Участия, когда обучающиеся активно участвуют в учебном процессе и непосредственно используют новые знания и навыки уже в ходе обучения;
3. Повторения, которое помогает превратить приобретенные навыки в привычку;
4. Обратной связи, когда обучающиеся постоянно получают информацию о том, насколько они продвинулись вперед.
Различают две группы методов профессионального обучения: на рабочем месте и вне рабочего места.
Среди основных методов обучения на рабочем месте можно выделить:
- введение в должность - новый сотрудник обучается работе сотрудником, ранее занимавшим эту должность;
- инструктаж - обучение непосредственным руководителем;