Управление процессом создания здоровьесберегающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 08:29, дипломная работа

Краткое описание

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. При реализации принципов здоровьесбережения, здоровьетворчества в работе с детьми эта проблема приобретает особый оттенок.
Здоровье каждого человека определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм. С одной стороны, компенсаторными возможностями, возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, с другой стороны, по возможности усиливая воздействия полезных для здоровья факторов.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы создания и управления здорьвьесберегающей средой в ДОУ
1.1 Сущность и содержание здоровьесберегающей среды
1.2 Компоненты здоровьесберегающей среды
1.3 Виды здоровьесберагющих технологий
2. Анализ деятельности ДОУ
2.1 Характеристика действующей системы управления ДОУ
2.2 Основные направления деятельности и конкурентоспособность учреждения
2.3 Анализ результатов образовательно-педагогической и хозяйственно-экономической деятельности
3. Проект развития здоровьесберегающей среды в ДОУ
3.1 Обоснование необходимых мероприятий для оптимизации здоровьесберегающей среды в ДОУ
3.2 Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 24.38 Кб (Скачать файл)

Управление процессом создания здоровьесберегающей среды 

Оглавление 

Введение

1. Теоретические  основы создания и управления  здорьвьесберегающей средой в ДОУ

1.1 Сущность и  содержание здоровьесберегающей среды

1.2 Компоненты здоровьесберегающей среды

1.3 Виды здоровьесберагющих технологий

2. Анализ деятельности  ДОУ

2.1 Характеристика  действующей системы управления  ДОУ

2.2 Основные направления  деятельности и конкурентоспособность  учреждения

2.3 Анализ результатов  образовательно-педагогической и  хозяйственно-экономической деятельности

3. Проект развития  здоровьесберегающей среды в ДОУ

3.1 Обоснование необходимых  мероприятий для оптимизации  здоровьесберегающей среды в ДОУ

3.2 Экономическое  обоснование предлагаемых мероприятий

Заключение

Список литературы  

 

Введение 

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. При реализации принципов здоровьесбережения, здоровьетворчества в работе с детьми эта проблема приобретает особый оттенок.

Здоровье каждого человека определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм. С одной стороны, компенсаторными возможностями, возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, с другой стороны, по возможности усиливая воздействия полезных для здоровья факторов.

Степень успешности этой деятельности – устранение вредных воздействий и повышения устойчивости к ним – определяет направление усилий по сохранению и укреплению здоровья.

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что в условиях детского сада проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится актуальной ввиду неблагоприятной экологической обстановки мегаполиса, высоких миграционных потоков, отягощенного социального фона многих семей, низкий уровень имеющегося психофизического здоровья детей, потенциал психофизического здоровья педагогического персонала.

Основная задача детского сада – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Поэтому востребованность в создании здоровьесберегающей среды является актуальной для дошкольного образовательного учреждения.

Все вышесказанное ориентирует нас на создание в учреждении ДОУ такой здоровьесберегающей среды, которая способствовала бы сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья ребенка, ориентации содержания программы на новую государственную стратегию развития системы образования.

Вопрос создания здоровьесберегающией среды был рассмотрен в исследованиях Брехмана И. И, Виленского М. Я, Вишневского В. А., Зайцева Г. К., Ирхина В. Н., Казина Э. М., Калачёва Г. А., Лищук В. А., Мостковой Е. В., Татарниковой Л. Г., Янушканец О. А..

Современные подходы к проблеме формирования здоровьесберегающей образовательной среды нашли также свое отражение в работах Айзмана Р. И, Берсеневой Т. А., Бдиновой Н. Г., Ильюшенкова В. В., Кучма В. Р., Куинджи П. Н., Литвиновой Н. А, Чумакова Б. Н., Шорина Ю. П.

Объектом исследования в дипломной работе является здоровьесберегающая среда в ДОУ.

Предметом исследования является процесс создания здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Целью настоящего исследования является изучение процесса создания здоровьесберегающей среды и разработка проекта развития здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучение теоретических основ создания и управления здорьвьесберегающей средой в ДОУ;
  • характеристика действующей системы управления ДОУ;
  • анализ основных направлений деятельности и конкурентоспособности учреждения;
  • анализ результатов образовательно-педагогической и хозяйственно-экономической деятельности;
  • разработка проекта развития здоровьесберегающей среды в ДОУ;
  • обоснование необходимых мероприятий для оптимизации здоровьесберегающей среды ;
  • экономическое обоснование предлагаемых мероприятий.

Цель и задачи определили структуру дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

В первой главе рассмотрены теоретические основы создания и управления здорьвьесберегающей средой в ДОУ.

Во второй главе проведен анализ деятельности учреждения:

  • дана характеристика действующей системы управления;
  • дан анализ основных направлений деятельности и конкурентоспособность ДОУ;
  • проведен анализ результатов образовательно-педагогической и хозяйственно-экономической деятельности.

В третьей главе представлен проект развития здоровьесберегающей среды в ДОУ. 

 

1. Теоретические основы  создания и управления здоровьесберегающей средой в ДОУ

1.1 Сущность и  содержание здоровьесберегающей среды 

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе.

Большую часть времени в ДОУ ребёнок проводит в группе. Поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально-комфортного режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

Проблему формирования здоровья в современных условиях следует рассматривать как проблему комплексного подхода к воспитанию детей, в которой ребёнок не объект педагогического воздействия, а несформировавшаяся личность, оберегаемая взрослым. [12]

«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно». (Н. М. Амосов.)

Педагоги должны добиваться благоприятной эмоциональной обстановки в группе, осуществлять личностно-ориентированный подход к детям, что способствует сбережению здоровья детей. Обеспечению социально-психологического благополучия детей способствует создание эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия детей в процессе общения в детском саду и дома.

Приоритетными направлением деятельности дошкольного образовательного учреждения является:

  • создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка,
  • обеспечение эмоционального благополучия детей,
  • амплификация развития,
  • создание общности пространства детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности возраста,
  • развитие каждого ребенка, как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой,
  • а также оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. [18]

Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее воспитательное пространство.

Здоровьесберегающее воспитательное пространство рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.

Здоровьесберегающая среда – это комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в ДОУ и семье. [22]

К сущностным характеристикам здоровьесберегающей среды следует отнести:

  • морально-психологический климат;
  • экологию и гигиену;
  • современный дизайн;
  • рациональный режим жизни, труда и отдыха;
  • современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесохраняющего обучения.

В основу разработки концептуальных направлений развития закладываются следующие актуальные задачи:

  • формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных именно для конкретного детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности детей на свежем воздухе;
  • привлечение к образовательной деятельности дошкольного учреждения духовно-нравственного и культурного потенциала города, микрорайона и творческих сил окружающего социума, воспитание детей на традициях русской национальной культуры;
  • конструктивно-партнерское взаимодействие семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении здоровья, в развитии способностей и интересов, создание творческой атмосферы для всех участников образовательного процесса;
  • обеспечение активной позиции детей в процессе освоения основ, здорового образа жизни, экологических знаний. [31]

Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются:

  • динамизм (возможность изменения, преобразования);
  • ткрытость (связь с другими социальными институтами, широким социумом);
  • гибкость (учет новых возможностей субъектов образования и социально-культурного пространства);
  • саморазвитие и взаимосвязи педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление).

Особое значение в деятельности педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающего воспитательного пространства придается:

  • приоритету в воспитании ребенка общечеловеческих ценностей, культурных, национальных традиций, этнопсихологических особенностей населения;
  • укреплению связей с семьей, микрорайоном, городом, составление совместных программ с культурно-образовательными, спортивно-оздоровительными учреждениями города;
  • реализации деятельно-практического подхода в формировании ценностного потенциала личности (посильный общественно-полезный совместный труд);
  • подбору здоровьесберегающих технологий для организации образовательной работы с дошкольниками;
  • ориентированности родителей на конструктивные, партнерские взаимоотношения со специалистами, воспитателями, гармонизация взаимоотношений в социуме, использование практики социального партнерства. [8]

Реализация данных направлений будет способствовать профилактике негативных проявлений в среде детей, созданию условий для адаптации детей в детском саду и за его пределами, изменению позиции родителей, преодолению негативного опыта некоторых родителей по отношению к дошкольным образовательным учреждениям и системе воспитания детей.

Научно-методические основы создания здоровьесохраняющей среды ребенка в семье и детском саду определяются необходимостью опережающего воздействия средств физической культуры на здоровье подрастающего поколения с самого раннего возраста. [16]

К основным показателям здоровьесберегающей среды образовательного учреждения можно отнести:

Информация о работе Управление процессом создания здоровьесберегающей среды