Учет рисков в стратегичском планировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно проявляется при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота.
Актуальность темы данной работы определяется процессами, происходящими в экономике. В подобной ситуации стремление экономического субъекта стабильно и успешно развиваться сталкивается с только формирующимся аппаратом управления деятельностью субъекта.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты учета рисков в стратегического управления развитием предприятия 8
1.1 Риск как экономическая категория, классификация рисков 8
1.2 Принципы и задачи стратегического управления рисками на предприятии 18
1.3 Процесс стратегического управления рисками стратегическом управлении развитием предприятия: отечественный и зарубежный опыт 26
2 Анализ учета рисков системе стратегического управления (на примере ОАО «Биохимик») 36
2.1 Особенности стратегического управления ОАО «Биохимик» 36
2.2 Механизм учета рисков в стратегическом управлении 41
2.3 Характеристика процесса стратегического управления рисками на предприятии
3 Совершенствование системы учета рисков в стратегическом управлении развития предприятия (на примере ОАО «Биохимик») 51
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса стратегического управления рисками на предприятии 51
3.2 Направления снижения рисков в стратегическом управлении предприятия 55
Заключение 61
Список использованных источников 63

Вложенные файлы: 1 файл

учет рисков в стратегичском планировании.docx

— 162.73 Кб (Скачать файл)

Риски, связанные  с политической и экономической  ситуациями в стране и регионе:

- военные  действия на сопредельных с  республикой территориях;

- риск  возникновения социальной нестабильности  в связи с миграционными процессами.

Риски, связанные  с географическим положением региона:

- возможные  стихийные бедствия, включая землетрясения,  наводнения, ураган и пр.

В настоящее  время политическая и экономическая  ситуации в стране и Республике Мордовия не вызывает опасения.

Риски, связанные  с географическими особенностями  региона, в котором ОАО «Биохимик» зарегистрирован в качестве налогоплательщика, незначительны, т. к. в регионе не наблюдается повышенной сейсмической активности и невелика вероятность  стихийных бедствий (наводнений, ураганов и т. п.)

3. Финансовые  риски

На предприятии  доля заемного капитала за 2011 г. составляет 18%, т. е. уровень финансового левериджа незначительный и свидетельствует о невысоком уровне финансового риска. В 2011 г. долгосрочные кредиты не привлекались, это снижает финансовый риск.

Поскольку предприятие использует в своей  деятельности заемные средства, на его финансово-хозяйственной деятельности могут отразиться колебания процентных ставок. При неблагоприятном изменении  процентных ставок (повышении) предприятие  планирует постепенно сокращать  объем краткосрочных кредитов и  займов.

Контракты с зарубежными партнерами ОАО  «Биохимик» заключает преимущественно  в долларах США. В случае падения  курса доллара США по отношению  к национальной валюте возможно снижение рублевой выручки предприятия.

При росте  инфляции ОАО «Биохимик» планирует  уделить особое внимание повышению  оборачиваемости оборотных активов, в основном за счет изменения существующих договорных отношений с потребителями с целью сокращения дебиторской задолженности покупателей.

Наиболее  подвержены изменению в результате влияния указанных финансовых рисков следующие показатели финансовой отчетности:

  • кредиторская задолженность – увеличение сроков оборачиваемости;
  • денежные средства – уменьшение свободных денежных средств;
  • прибыль от основной деятельности – сокращение размера прибыли.

4. Правовые  риски

Часть производимой продукции ОАО «Биохимик» отправляет на экспорт, в связи с чем существует риск изменения порядка определения  курса национальной валюты по отношению  к иностранным валютам, поскольку  в настоящее время рубль не является конвертируемым за пределами  России.

Изменение требований по лицензированию основной деятельности ОАО «Биохимик»а либо лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте  ограничено, грозит наложением штрафных санкций на ОАО «Биохимик»а (в  случае если ОАО «Биохимик» не будет  руководствоваться изменившимися  требованиями в процессе своей деятельности).

Возможные изменения судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью ОАО  «Биохимик»а, не окажут существенного  влияния на результаты его деятельности. ОАО «Биохимик» примет возможные  изменения судебной практики к исполнению.

5. Риски,  связанные с деятельностью ОАО  «Биохимик»а

Текущие судебные процессы, в которых участвует  ОАО «Биохимик», не имеют существенного  влияния на его деятельность. По долгам третьих лиц ОАО «Биохимик» не несет ответственность.

Таким образом, деятельность ОАО «Биохимик» не исключает  в своей практике возникновения  рисковых ситуаций, но тем не менее  старается снижать их по мере наступления  угроз.

 

 

2.2 Механизм учета рисков в  стратегическом управлении ОАО «Биохимик»

 

В современных  условиях хозяйствования, характеризующихся  политической экономической и социальной нестабильностью существующая в ОАО «Биохимик» система управления включает механизм стратегического управления рисками.

Первым  этапом формирования механизма управления риском в ОАО «Биохимик» является функционирование службы финансового отдела – служба риск-менеджмента, который включает в себя 3 человек. На сегодняшнем этапе развития экономики целью этой службы является минимизация потерь посредством мониторинга деятельности предприятия, анализа всего комплекса рискообразующих факторов (РОФ), выработки рекомендаций по снижению рисков и контроля за их выполнением. При этом важно определить место службы в организационной структуре предприятия, определить права и обязанности ее персонала и проинформировать работников предприятия о функциях службы и характере ее деятельности.

Источниками информации, предназначенной для  анализа риска являются: 

-  бухгалтерская  отчетность   предприятия.  Данные  документы    (баланс,

отчет о  прибыли и убытках, о движении денежных средств и т. д.) в сжатой форме содержат всю официальную  информацию о ОАО «Биохимик» — состояние основных фондов, уровень запасов материалов и готовой продукции, величину дебиторской и кредиторской задолженностей, финансовые результаты деятельности предприятия и пр. Анализ бухгалтерской отчетности предприятия позволяетт выявить значительную долю деловых, кредитных, организационных рисков;

-  организационная  структура и штатное расписание  предприятия. Анализ

данной  информации позволяет выявлять организационные  риски;

-  карты  технологических потоков (технико-производственные  риски);

-  договоры  и контракты (деловые и юридические  риски);

-  себестоимость  производства продукции. Ее анализ  позволяет выявить подавляющее  большинство РОФ и определить  денежное выражение потерь из-за  возникновения рисковых ситуации;

-  финансово-производственные  планы предприятия. Полнота их  выполнения дает возможность  комплексно оценить устойчивость  предприятия ко всей совокупности  рисков.

              Социально-экономическая нестабильность, в условиях которой действуют  предприятия, вносит свои коррективы  как в деятельность субъектов  хозяйствования; так и в механизм  стратегического управления рисками предприятий. При этом проследить ее влияние в полном объеме практически невозможно, но определить аспекты ее воздействия на отдельные риски вполне реально.

              По завершении сбора информации, предназначенной для анализа  рисков, служба риск-менеджмента получает возможность реально оценить динамику показателей деятельности предприятия с учетом воздействий внешних и внутренних социально-экономических и политических факторов,  что  позволит  всесторонне      и     профессионально и    реально спрогнозировать    будущее    состояние          рыночной         конъюнктуры и реально оценить возможные риски.

              Логическим  продолжением    работы    службы риск-менеджмента   является формирование программы мероприятий по управлению рисками, при разработке которой учитывается следующее:

-  размер  возможного ущерба и его вероятность; 

-  существующие  механизмы снижения риска, предлагаемые  государством и их производственно-экономическая  эффективность; 

-  производственно-экономическая  эффективность предлагаемых службой

мероприятий по снижению рисков;

-  практическая  возможность реализации мероприятий  в рамках выделенного лимита средств;

-  соответствие  мероприятий программы существующим  нормативным актам, целям долгосрочного  и краткосрочного планирования  развития предприятия и основным  направлениям его финансовой  политики;

-  субъективное  отношение к риску разработчиков  программы и руководства предприятия. 

              При разработке программы мероприятий  по управлению рисками специалистам  службы риск-менеджмента ориентируются на максимальную унификацию формируемых оценок уровня риска, что выражается в формировании универсальных параметров, характеризующих объем возможного ущерба, В качестве таких параметров используются показатели воздействия рисков на финансовые потоки и финансовое состояние предприятия т.е.  эффект финансового рычага либо влияние операционного рычага.

              Завершающим этапом разработки  программы является формирование  комплекса мероприятий по снижению  рисков, с указанием планируемого  эффекта от их реализации, сроков  внедрения, источников финансирования  и лиц, ответственных за выполнение  данной программы. Программа обязательно  утверждается руководством предприятия и учитывается при финансово-производственном планировании.

              В процессе реализации программы  специалисты службы риск-менеджмента  осуществляют анализ эффективности принятых решений и по мере необходимости обеспечивают корректировку целей и средств минимизации рисков. При этом аккумулируется всю информацию об ошибках и недостатках разработки программы, проявившихся в ходе ее реализации. Такой подход позволяет проводить разработку последующих программ мероприятий по снижению рисков на более качественном уровне с использованием новых полученных знаний о риске.

              Все вышеизложенное позволяет  сделать вывод о том, что  механизм стратегического управления рисками ОАО «Биохимик» в современных условиях хозяйствования имеет четкую иерархическую структуру с необходимостью ее корректировки по итогам реализации программы мероприятий по снижению рисков и с учетом изменяющихся факторов воздействия.

 

2.3 Характеристика процесса стратегического управления рисками на предприятии

 

Анализ  сложившейся ситуации показал как  велико влияние фактора риска  на работу рассматриваемого предприятия. Влияние рисков сказывается на всех сторонах работы предприятия, ухудшая  его финансовое положение, производственные, сбытовые возможности, способность  отвечать по своим обязательствам и  другие аспекты. Кроме этого, изучив работу предприятия в различных  подразделениях, был замечен следующий  основной недостаток: функциональные специалисты занимаются лишь локальными задачами своего подразделения, а достижение локальных целей не всегда приводит к целям организации.

Из всего  вышеперечисленного видна актуальность и необходимость наличия на этом предприятии эффективной системы  управления риском. В условиях производственного  предприятия управление риском основывается на концепции приемлемого риска, постулирующей возможность рационального  воздействия на уровень риска  и доведения его до приемлемого  значения.

Таким образом, организационный процесс управления риском в ОАО «Биохимик» предусматривает  для наиболее эффективной реализации данной функции, выделение в системе  управления предприятием отдельного структурного подразделения – отдел маркетинга  - служба управления риском (СУР). Этот отдел, в обязательном порядке, принимает  на вооружение специальную программу  целевых мероприятий по управлению риском (ПЦМ). Разработка такой программы  на уровне ОАО «Биохимик» обеспечивает такое управление рисками, при котором  основным элементам структуры и  деятельности завода гарантируется высокая устойчивость и защищенность от внутренних и внешних рисков.

Функцию управления риском на предприятии наиболее целесообразно осуществляется с  помощью специализированного подразделения  или специальной подсистемы в  системе управления предприятием, которая  органично вписывает в совокупность традиционно самостоятельных функциональных подсистем предприятия.

На рисунке 2.1 отображена организационная структура, реализующего на производственном предприятии  функцию управления риском, где одинарными стрелками показаны командные связи  между структурными элементами, а  двойными – информационные связи.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 - Организационный процесс управления риском в ОАО «Биохимик»

Необходимо  отметить, что каждая из групп, входящих в состав бухгалтерии, включает специалистов различных областей знаний: прежде всего – антирискового управляющего, специалиста по маркетингу, специалиста по финансам, по управлению персоналом, планово-экономической работе, по производству.

Рисунок 2.2 - Структура управления риском в ОАО «Биохимик»

 

Службы координации риска на рисунке 2.2 выполняют следующие задачи:

- поддержание  взаимосвязи с руководством предприятия  и другими подсистемами управления  предприятием;

- определение периодичности проведения работ по контролю риска функционирования предприятия;

- определение состава работ очередного цикла контроля и управления (выбор типа анализа риска, методик, способов фиксации результатов и т.д.);

- определение момента начала работ по анализу риска пробного решения;

- организация взаимодействия исполнительных и информационных групп.

Установление  приемлемого уровня риска для  данного периода времени, для  рассматриваемого решения и тому подобное, а также оценка (утверждение) приемлемости достигнутого уровня риска для данного пробного решения являются прерогативой руководства предприятия или администратора соответствующей подсистемы, подготовившей предложение. Роль блока координации в этом случае сводится к обеспечению контроля за соблюдением установленных значений приемлемого уровня риска.

Информация о работе Учет рисков в стратегичском планировании