Учет рисков в стратегичском планировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно проявляется при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота.
Актуальность темы данной работы определяется процессами, происходящими в экономике. В подобной ситуации стремление экономического субъекта стабильно и успешно развиваться сталкивается с только формирующимся аппаратом управления деятельностью субъекта.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты учета рисков в стратегического управления развитием предприятия 8
1.1 Риск как экономическая категория, классификация рисков 8
1.2 Принципы и задачи стратегического управления рисками на предприятии 18
1.3 Процесс стратегического управления рисками стратегическом управлении развитием предприятия: отечественный и зарубежный опыт 26
2 Анализ учета рисков системе стратегического управления (на примере ОАО «Биохимик») 36
2.1 Особенности стратегического управления ОАО «Биохимик» 36
2.2 Механизм учета рисков в стратегическом управлении 41
2.3 Характеристика процесса стратегического управления рисками на предприятии
3 Совершенствование системы учета рисков в стратегическом управлении развития предприятия (на примере ОАО «Биохимик») 51
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса стратегического управления рисками на предприятии 51
3.2 Направления снижения рисков в стратегическом управлении предприятия 55
Заключение 61
Список использованных источников 63

Вложенные файлы: 1 файл

учет рисков в стратегичском планировании.docx

— 162.73 Кб (Скачать файл)

Цели  и задачи стратегического управления рисками.

Целью разработки любой ПЦМ является обеспечение успешного функционирования ОАО «Биохимик» в условиях риска. Эта цель может быть достигнута за счет решения следующих основных задач:

- выявления  возможных экономических рисков;

- снижения  финансовых потерь, связанных с  экономическими рисками.

Эта главная  цель и основные задачи могут быть конкретизированы с любой степенью глубины решения задачи разработки ПЦМ. Так, решение задачи снижения финансовых потерь, связанных с экономическим риском, может осуществляться, например, следующим образом: устранением существующего риска, предотвращением возможного риска, непосредственным предотвращением возможного ущерба, опосредованным предотвращением возможного ущерба (через управление факторами риска), компенсацией уже возникшего ущерба.

При анализе  такой программы должны быть уточнены перечень, а также содержание целей  и задач пересмотра ПЦМ.

Реализация  поставленных целей и задач стратегического управления рисками требует от антирискового менеджера уточнения и выбора тех основных принципов стратегического управления рисками фирмы, которые будут учитываться им при разработке ПЦМ.

Принципы, которыми руководствуется менеджер при разработке и внедрении ПЦМ, в первую очередь, определяются стратегией ОАО «Биохимик». Так, если предприятие ориентируется на обеспечение своей финансовой устойчивости, соответствующие принципы, которыми должен руководствоваться разработчик программы, будут диктовать выбор методов стратегического управления рисками, обеспечивающих эту финансовую устойчивость. Таким конкретным принципом, может быть, например, принцип ориентации компании на передачу всех рисков во внешнюю среду.

Для эффективного развития фирмы обязательно соблюдение следующего принципа стратегического управления рисками: согласование работы фирмы с требованиями внешней среды, в том числе с требованиями внешнего для данной фирмы риск-менеджмента.                                           

Прежде  всего, необходимо говорить о коммерческих рисках, возникающих в любой коммерческой, производственно-хозяйственной деятельности. Критерий выделения данной группы рисков — первичная причина их возникновения (производственно-хозяйственная деятельность фирмы). Под коммерческим риском обычно понимается риск экономических потерь, связанных с реализацией коммерческой, производственно-хозяйственной деятельности.

Следующий критерий, который может использоваться при классификации рисков — последствия риска. В соответствии с ним все риски делятся на две большие группы — чистые и спекулятивные.                             

Для риск-менеджмента  на уровне фирмы интерес представляют спекулятивные экономические риски — те риски, положительный и отрицательный результат которых может быть измерен в денежном выражении.

С учетом цели и задач риск-менеджмента  объектом рассмотрения ПЦМ могут  быть экономические риски, связанные  с собственно производственно-хозяйственной  деятельностью, а также экономические  риски, связанные с проведением  финансовых операций.

К числу  возможных самых общих процедур стратегического управления рисками следует отнести:

- принятие  рисков на себя (то есть на  свою ответственность);

- отказ  от рисков;

- передача  части или всей ответственности  по рискам другим субъектам.

Выбор той  или иной процедуры стратегического управления рисками определяется общей стратегией фирмы в отношении рисков, которая, в свою очередь, зависит от суммарного размера потенциальных убытков, с одной стороны, и финансовых возможностей фирмы, с другой.

Стратегия фирмы в отношении рисков может  быть различной. Для осторожной стратегии  характерно предпочтение следующих  процедур стратегического управления рисками:

- отказ  от рисков;

- передача  рисков другим субъектам.

Осторожная  стратегия фирмы характеризуется  тем, что руководство ОАО «Биохимик» предпочитает минимизировать риск банкротства, потери планируемого дохода или прибыли. Надо иметь ввиду, что зачастую именно более рискованные стратегии позволяют фирме вырваться из общего окружения и освоить новую эффективную рыночную нишу.

Для более  рискованной стратегии стратегического управления рисками характерно предпочтение следующих процедур:

-принятие  рисков на себя;

- передача  рисков другим субъектам.

Данная  стратегия характеризуется тем, что размер рисков, оставляемых у  себя, может быть достаточно большим, и только чрезмерные, катастрофические риски фирма частично или полностью  передает другим субъектам.

Для часто  встречающейся более взвешенной стратегии характерно почти равнозначное использование всех процедур стратегического управления рисками:

- отказ  от рисков;

- принятие  рисков на себя;

- передача  рисков другим субъектам. 

Количественным критерием выбора той или иной процедуры стратегического управления рисками являются пороговые значения, установленные либо по вероятности появления убытка, либо по размеру возможного убытка по некоторым направлениям и аспектам деятельности ОАО «Биохимик».

Приступим к рассмотрению второго этапа  разработки целевой программы по управлению рисками (ПЦМ) – основного  этапа. После того как менеджер закончил предварительную стадию разработки программы управления, он должен перейти непосредственно к разработке самой программы. Первым шагом разработки ПЦМ должен  быть этап предварительного отбора рисков, с которыми менеджер будет работать дальше при составлении ПЦМ.

Вторым  шагом разработки программы должен быть этап отбора возможных превентивных мероприятий и формирования на их основе плана. Проведение таких мероприятий направлено на снижение вероятности реализации риска, т. е. вероятности появления убытка, а также на уменьшение размера возможного ущерба.

Таким образом, рассмотрим следующие аспекты реализации основной стадии разработки ПЦМ: предварительный  отбор рисков, отбор превентивных мероприятий и формирование плана  превентивных мероприятий, анализ рисков после формирования плана превентивных мероприятий, окончательное формирование программы стратегического управления рисками и оценка эффективности программы стратегического управления рисками.

Сравнение и анализ полученных значений коэффициентов  для ситуации до и после внедрения ПЦМ дают возможность косвенно оценить эффективность и целесообразность разработки и внедрения ПЦМ. Чем больше эти коэффициенты различаются между собой, тем выше эффективность внедрения ПЦМ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В теоретической  части работы были исследована природа  и экономическое содержание риска, рассмотрены теоретические основы управления риском на предприятии, приведены общие методы снижения риска, разработан механизма стратегического управления рисками ОАО «Биохимик» в современных условиях хозяйствования.

Результаты  анализа показали, что для ОАО «Биохимик» наиболее значимыми являются риск неисполнения хозяйственных договоров, ценовые риски, риск хищения интеллектуальной собственности.

Что касается используемых методов минимизации  рисков, то на исследуемом предприятии  основными являются диверсификация поставщиков и покупателей, а  также видов деятельности, страхование  имущества, а также такой прием  компенсации риска как мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды.

С учетом выводов, сделанных на основе анализ финансового состояния исследуемого ОАО «Биохимик», рисков  и методов, используемых для их снижения, были разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления  рисками, на основе создания отдела стратегического управления рисками. Данный отдел должен работать на основании программы целевых мероприятий по управлению рисками.

Для ОАО «Биохимик» рекомендованы для внедрения следующие методы снижения степени рисков:

- использование  страховых инструментов для защиты  интеллектуальной собственности  и снижении риска неисполнения  хозяйственных договоров, в частности  заключение договоров страхования  на случай невозможности в  связи с оговоренными причинами поставить товар по ранее заключенным контрактам, а также отказа покупателя от приема товара. В этих случаях страхователю возмещают убытки, связанные с необходимостью поиска новых покупателей, осуществлением возврата товаров и т. п.;

- резервирование  средств для покрытия непредвиденных  расходов. Определение структуры  резерва на покрытие непредвиденных  расходов рекомендуется производиться  на базе определения непредвиденных  расходов по видам затрат,  например,  на заработную плату,  материалы, субконтракты. Такая дифференциация позволит определить степень риска, связанного с каждой категорией затрат, которые затем можно распространить на отдельные этапы производства;

- лимитирование при управлении дебиторской задолженностью и в заемной политике. В систему нормативов, обеспечивающих лимитирование концентрации рисков рекомендуется включать: предельный размер заемных средств; минимальный размер активов в высоколиквидной форме; максимальный размер товарного кредита, предоставляемого одному покупателю; максимальный период отвлечения средств в дебиторскую задолженность.

Кроме того, для снижения риска неоптимального распределения ресурсов, экономического колебания и изменения вкусов клиентов и действий конкурентов  предлагается использовать маркетинговые  исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Александров, Ю. Л. Экономика предприятия. / Ю. Л. Александров, Н. Н. Терещенко.- Красноярск: Экономика, 2008. - 454 с.
  2. Алпатов, Г. Е. Общая методика внедрения системы маркетинга на предприятии. / Г. Е. Алпатов – М.: Инфра – М, 2008. – 355 с.
  3. Алтыев, А. Маркетинг - философия современного бизнеса. / А. Алтыев. – М.: Инфра – М, 2011. – 433 с.
  4. Аминова, З.Ф. Стратегия управление рисками предприятия: формирование, развитие, обеспечение устойчивости. / З. Ф. Аминова. - М.: Компания Спутник+, 2008. - 118 с.
  5. Андреева, О. Д. Технология бизнеса: маркетинг. /О. Д. Андреева. – М.: Инфра-М, 2010. – 156 с.
  6. Ансофф, И. Стратегическое управление. / И. Ансофф. - М.: Экономика, 2010. – 427 с.
  7. Ануфриев, В. Е. Источники формирования стратегии управления рисками предприятия и ее совершенствование // Финансы. – 2011. - № 1. – С. 39
  8. Ассель, Г. Маркетинг. / Г. Ассель. – М.: Юрист, 2010. – 807 с.
  9. Байсаров, В. Г. Управление рисками // Маркетинг в России и за рубежом. – 2010. - № 3. – С. 25
  10. Балабанов, И.Т. Основы менеджмента. / И. Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 463 с.
  11. Баркан, Д. И. Маркетинг для всех. / Д. И. Баркан.  - М.: Человек , 2008. – 385 с.
  12. Барсукова, И. В. Эффективность стратегии управления рисками и его доходность // Финансы. – 2011. - № 2. – С. 41
  13. Белобородов, М. Н. Совершенствование практики управления рисками // Маркетинг в России и за рубежом. – 2010. - № 5. – С. 86
  14. Бланк, И.А. Управление ассортиментом промышленного предприятия. / И. А. Бланк. — М.: Ника-Центр, Эльга, 2011.— 656 с.
  15. Бланк, И.А. Управление ассортиментом предприятия. / И. А. Бланк. — М.: Ника-Центр, Эльга, 2008.— 720 с.
  16. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент. / И. А. Бланк. – Киев: Ника-Центр, Эльга, 2002.  – 380с.
  17. Бланк, И.А.  Управление финансовой стабилизацией предприятия. / И. А. Бланк. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2011.- 496 с.
  18. Бороненко, С.А. Финансовый анализ предприятий.  / С. А. Бороненко. – Екатеринбург: Изд. Урал. гос. университета, 2011. –  340 с.
  19. Бочаров, В.В. Финансовый анализ. / В. В. Бочаров. – СПб.:Питер, 2011. –  240 с.
  20. Ван Хорн, Д.К. Основы управления финансами. / Д. К. Ван Хорн. - М.: Финансы и статистика,  2008. – 740 с.
  21. Веснин, А. С. Управление рисками предприятия. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. - № 3. – С. 65
  22. Гиляровская, Л.Т. Экономический анализ. / Л. Т. Гиляровская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 615 с.
  23. Голоденко, Б.А. Логистика управления в системном представлении. / Б. А. Голоденко.- Воронеж: Гос. технол. акад. Воронежа, 2011. – 145 с.
  24. Гончарова, Н. П. Маркетинг инновационного процесса. / Н. П. Гончарова - Киев: Вира-Р, 2008. – 264 с.
  25. Грузинов, В.П. Экономика предприятия и предпринимательства. –  / В. П. Грузинов. - М.: СОФИТ, 2011. – 481 с.
  26. Губанов, С. Система организации стратегии управления рисками (опыт зарубежных стран)// Экономист. - 2011. - №2. – С. 57
  27. Гулинин, В.С. Товарный ассортимент предприятия и факторы его определяющие// Менеджмент в России и зарубежом. – 2011. - №2. – С. 67
  28. Гулинин, В.С. Товарный ассортимент предприятия и его источники// Менеджмент в России и зарубежом. – 2010. - №1. – С. 46
  29. Дихтль, Е., Практический маркетинг: Учебное пособие. / Пер. с нем.  / Е. Дихтль. – М.: Высшая школа, 2010. – 314с.
  30. Евстигнеев, Е.Н. Анализ стратегии управления рисками предприятия// Менеджмент в России и зарубежом. – 2011. - №1. – С. 88
  31. Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. / Л. Л. Ермолович. – Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2011. –  576 с.
  32. Ефимова, О.В. Анализ управления рисками предприятий// Менеджмент в России и зарубежом. – 2011. - №7. – С. 94
  33. Зиннуров, У. Г. Маркетинг в деятельности промышленных предприятий: теория и методы решений. / У. Г. Зиннуров. —Уфа: Изд-во УГАТУ, 2008. – 125с.
  34. Ильенкова, С.Д. Инновационный менеджмент. / С. Д. Ильенкова. — М.: МГУЭСиФ, 2008.  – 207с.
  35. Казак, А. Ю., Финансовая политика хозяйственных субъектов: проблемы разработки и внедрения. / А. Ю. Казак. -  Екатеринбург, Изд-во АМБ, 2011 – 412 с.
  36. Карагодова, Е.А. Автоматизация анализа стратегии управления рисками. -  / Е. А. Карагодова. - М.: Техника, 2008. – 128 с.
  37. Керимов, В. Э. Управление ассортиментом промышленного предприятия. / В. Э. Керимов. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008. – 160 с.
  38. Козырев, В.М. Основы современной экономики. / В. М. Козырев. - М.: Финансы и статистика, 2010. – 402 с.
  39. Колпакова, Г. В. Эффективность формирования и использования стратегии управления рисками предприятий в рыночной экономике // Менеджмент в России и зарубежом. – 2010. - №6. – С. 87
  40. Котлер, Ф.Основы маркетинга / Пер. с англ. / Ф. Котлер. – М.: Вильямс, 2008. – 865 с.
  41. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности. / Л. И. Кравченко. – М.: ООО «Новое знание», 2011. – 412с.
  42. Любушкин, Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – / Н. П. Любушкин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 471с.



Информация о работе Учет рисков в стратегичском планировании