Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".
7. Концепция «человеческих
отношений»
теоретич.обоснование рез-тов конкретных
социологич.исследований,осущ-
1) человек предст-ет собой социальн.сущ-во,
8. В системном подходе
подчеркив-ся,что рук-ли
д. рассмат-ть организацию как
совок-ть взаимосвязанных эл-
Ситуационный подход
концентрир-ся на том, что пригодность
различ.методов упр-ния опр-ся ситуацией.
Поскольку сущ-ет такое обилие фак-ров
как в самой организации, так и в окружающей
среде, не сущ-ет единого «лучшего» сп-ба
упр-ть организацией.Самым эффективным
методом в конкретной ситуации явл.метод,
к-рый более всего соотв-ет данной ситуации.
Центральн.моментом ситуационного подхода
явл. ситуация, т.е. конкретный
набор обстоят-тв, к-рые сильно влияют
на организацию в данное конкретное время.
Из-за того, что в центре внимания оказ-ся
ситуация, ситуационный подход подчеркивает
значимость «ситуационного мышления».
Исп-зуя этот подход, рук-ли м.лучше понять,
какие приемы будут в большей степени
способствовать достижению целей организации
в конкретной ситуации. Ситуационный подход
пытается увязать конкретные приемы и
концепции с опр-ными конкретными ситуациями
для того, чтобы достичь целей организации
наиболее эффективно. Ситуацион.подход
концентрир-ся на ситуационных различиях
м-ду организациями и внутри самих организаций.
Он пытается опр-ть, каковы значимые переменные
ситуации и как они влияют на эффект-ть
организации. Методологию ситуацион.подхода
м.объяснить как 4х шаговый процесс:
1. Рук-ль д.б.знаком со ср-вами профессионального
упр-ния, к-рые док-ли свою эффект-ть. Это
подразумевает понимание процесса упр-ния,
индивидуального и группового поведения,
системного анализа, методов планирования
и контроля и кол-венных методов принятия
решений.2. Каждая из управленч.концепций
и методик имеет свои сильны и слабые стороны,
или сравнительные харак-ки в случае, когда
они применяются к конкретной ситуации.
Рук-ль д.уметь предвидеть вероятные последствия.3.
Рук-ль д.уметь правильно интерпретировать
ситуацию. Необходимо правильно опр-ть,
какие факторы явл.наиб.важными в данной
ситуации и какой вероятный эффект м. повлечь
за собой изменение одной или неск-ких
переменных.4. Рук-ль д.уметь увязывать
конкретные приемы, к-рые вызвали бы наим.отрицат.эффект
и таили бы меньше всего недостатков, с
конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая
достижение целей организации самым эффективным
путем в условиях существующих обстоят-в.
9. А.А. Богданов
(1873-1928) был выдающимся естествоиспытателем,эконом-ом,
О.А. Ерманский(1866-1941) в своих работах сформулир-л предпосылки науки об орг-ции труда и упр-ния,связав ее необх-мость с появлением опр-ных социально-экон-ких условий,и прежде всего крупного машинного произв-ва, все фак-ры к-рого нужно было исп-ть рационально.Одним из осн-ных з-нов этой науки Ерманский считал "з-н организацион.суммы", к-рая б.больше, чем "арифметич.составляющая ее сил", если все вещественные и личные эл-ты произв-ва гармонично сочет-ся и усиливают друг друга. Применительно к произв-ву это означало, напр-р, необходимость правильного подбора инструментов для работы с учетом конструкции, вида и формы обрабатываемого объекта, особ-стей технологич.процесса,физич-х психич-х кач-в работ-ков.З-н организацион. суммы был необходим Ерманскому для формулировки гл.прин-па своей науки – прин-па физиологич.оптимума, к-рый давал критерий рацион-ти вып-ния любой работы. В основе этого критерия лежало отношение расходуемой энергии и достигаемого при этом эффекта, выраженное "коэфф-том рацион-ти"(полезная работа/затраты энергии).
Крупный организатор науки А.К. Гастев считал, что всю работу в обл-ти
науч.орг-ции труда (НОТ) и упр-ния нужно
начинать с отдельн.человека, кем бы он
ни был – рук-лем или рядовым исполнителем.
Методологич.основой такого подхода стала
разработанная им и его коллегами - сотрудниками
Центральн. института труда, дирек-ром
к-рого он был многие годы, концепция трудовых
установок, содержавшая в зародыше основы
кибернетики, инженерной психологии, эргономики.
Составными эл-тами этой концепции были:
теория трудовых движений в произв-ном
процессе;орг-ция рабочего места; методика
рациональн. Произв-ного обучения и пр.С
помощью содержащихся в них практических
положений и выводов м.б.задавать опр-ные
стандарты для произв-ных операций,облегчать
адаптацию работ-ков к их непрерывному
изменению, стимулир-ть их личную инициативу.
Гастев не только искал пути рационализации
труд.движений и оптимальн. Орг-ции рабоч.места,
но пытался активизировать работ-ка,развить
в нем потреб-ть к самосовершенствованию,
привить каждому «организационно-трудовую
бациллу». Этому д.б.способ-ть и разработанная
им методика быстрого обучения высококвалифицир-ных работ-ков,позволявшая
сократить сроки последнего в 6 раз (с 3-4 лет до 4-6 мес).Еще
одним напр-ем творч-ва Гастева была разработка концепции
узкой базы, суть к-рой м.б. выразить словами:
"рабочий, к-рый упр-ет станком, есть
дир-р предприятия, к-рое известно под
именем станка", и закономер-ти упр-ния
последним м.распространить не только
на предприятие, но и на гос-во в целом.
Эти законом-ти, по мысли Гастева, действуют в след.порядке:
"расчет-установка-обработка-
Исходным пунктом "произв-ной
трактовки" управленч.процессов
Е.Ф. Розмирович (1886-1953) были общие черты, имеющиеся
в процессе произв-ва и упр-ния, орг-ции
физич.и умственного труда. Розмирович понимала упр-ние как процесс
чисто технич-кий, состоящий из совок-ти
распорядит-ких,планирующих,
П.М. Керженцев (1881-1940), сформулировал теорию орг-ционной д-ти. Выделив в НОТ 3 объекта: труд, производство и управление, он сконцентрировался на последнем, считая его наиб.важным. Под науч. Орг-цией упр-ния он понимал опред-ние наи.рац-ных приемов и методов вып-ния управленческих действий, таких как формирование орг-ционных стр-р,распред-ние обязанностей, планирование, учет, подбор и распределение кадров, поддержание дисциплины.Керженцев считал, что в работе по руков-ву орг-циями разных сфер д-ти есть общие черты, поэтому возможен обмен опытом и формулировка на основе этого опр-ных общих пр-пов упр-ния. К ним Керженцев отнес постановку целей и задач, разработку планов, учет, контроль, координацию исп-ния людских и мат-ных ресурсов. Керженцев был убежден, что процесс науч.орг-ции труда и упр-ния невозможен без поддержки широких масс трудящихся, к-рые д.б.не только точными исполнителями директив, полученных сверху, но и проявлять широкую инициативу, придающую организации доп-ные жизненные силы.Развитие инициативы, по мнению Керженцева, приводит к тому, что "вместо прежних приказаний сверху создается особый вид руков-ва-подчинения, к-рый выражается в известном соглашении м-ду высшей и низшей инстанцией".В то же время Керженцев не умалял роли и профессиональных руководителей, считая ее в значительной мере опр-щей, поскольку в их руках сосредоточены рычаги воздействия на трудовой коллектив, а следовательно, на общие рез-ты д-ти орг-ции. Поскольку рук-ль обычно комплектует штат подчиненных по своему образу и подобию, окружая себя сильными людьми или наоборот посредственностями, правильный выбор самих рук-лей, способных не выполнять работу подчиненных, а "каждого подчиненного поместить на подобающее место", становится важнейшей задачей.
Др.сторонник соц.подхода
к упр-нию Н. А.Витке. в своей
соц-трудовой концепции упр-ния произв-вом
четко разграничил управление вещами
и людьми и сконцентрировался на последнем.Гл.задачу упр-ния
он видел в целесообразной орг-ции людей
как участ-ков единой трудовой кооперации
("управление состоит в целесообразном
сочетании людских воль").По мнению Витке, упр-ние предст.собой единый целостныи процесс, чьи эл-ты соед-тся
с помощью административн.ф-ции, учение
о к-рой стало краеугольным камнем его
концепции. Чем выше ур-нь упр-ния, тем
больше в нем доля административн.эл-тов
по сравнению с технич-м, тем более важную
роль играет административ.ф-ция. Причем
значение этой ф-ции и ее носителей - администраторов,
"строителей людских отношений",
с развитием произв-ва д.увеличиваться.Существо
административн.работы в соответствии
с концепцией Витке состояло в создании
благоприятн.социально-
Ф.Р. Дунаевский (1887-1960). Под административн.емкостью Дунаевский понимал способ-ть управ-щих рук-ть опр-ным кол-вом подчиненных вне завис-ти от их личных кач-в, что на совр-ом управленч-м языке принято наз-ть диапазоном контроля.Дунаевский считал, что с развитием произв-ва происходит разбухание промежуточного звена руководящих органов, связанное с необходим-ю компенсир-ть превышение "административн.емкости" центра. В связи с этим возникает огромная иерархия,кажд.ступень к-рой послед-но расширяет "административн.емкость" вышестоящей, что в конечном итоге ведет к бюрократизации. -Т. О., он заметил проблему нарастания информационного барьера в упр-нии и сформулировал пути ее решения.По мнению Дунаевского, трудности м.б.преодолены или на основе тщательного подбора и подготовки персонала, внедрения новых методов планирования и т. п., или расширения границ "административной емкости" с помощью техники, то есть передачи машинам всей вспомогательной, механической работы. В последующие годы в управленческих исследованиях стал абсолютно преобладать отраслевой или народно-хозяйственный подход, а на ур-не отдельн.орг-ций они б.сосредоточены на решении технич.проблем. И лишь с начала 1960-х гг. начал постепенно возрождаться интерес к первичному хозяйственному звену. Толчком к этому послужили два обстоятельства. Во-первых, повсеместное внедрение автоматизированных систем управления предприятиями (АСУП) и, во-вторых, развертывание знаменитых «косыгинских» реформ. В их ходе предприятиям была предоставлена определенная самостоятельность в рамках централизованного плана, основанная на внедрении хоз-венного расчёта и экономических методов управления. В рез-те науч.исследований сформировалась идея комплексн.подхода к упр-нию и концепция хоз-ного мех-зма как един-ва организацион., эк-кой и социальн.с-тем упр-ния.
10. Понятие и признаки организации
Под орг-цией понимается устойчивая
группа лиц, взаимодействующих друг
с другом с помощью мат-ных, экон-ких,
правовых и др.условий ради решения
имеющихся проблем или
Особ-сти орг-ций
как соц-экон-ких с-м следующие: Изменчивость
(нестационарность) отдельн.парам-ров
с-м, стохастичность поведения; Уникальность
и непредсказуемость поведения с-мы в
конкретн.усл-ях и вместе с тем наличие
предельн.возможностей,опр-мых имеющимися
ресурсами;Способ-ть противостоять разрушающим
с-му тенденциям;Способ-ть адаптироваться
к изменяющимся усл-ям;Способ-ть изменять
стр-ру и формировать варианты поведения;Способ-ть
и стремление к целеобразованию, т.е. формированию
целей внутри с-мы.
В орг-ции как с-ме
различ.след.эл-ты:Ф-циональные обл.деят-ти
орг-ции;Эл-ты произв-ного процесса;Эл-ты
упр-ния. Орг-ции, составляющие основу
любой цивилизации,м.представить в виде
большого набора правовых форм и организацион.стр-р.
11. Внешняя и внутренняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия
Среда прямого воздействия: конкуренты, трудовые ресурсы, поставщики, законы и учреждения государственного регулирования, потребители.
Среда косвенного воздействия: международные события, политические, социокультурные факторы, состояние экономики, НТП.
Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого, немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них.