Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:02, лекция

Краткое описание

Законодательство РФ о налогах и сборах относится к публично-правовым отраслям законодательства, которому присущи: неравенство сторон, наличие субординации властных отношений, зависимость одной из сторон от волеизъявления другой, высшей иерархии. Российское законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный, субфедеральный и местные бюджеты, а также определяет основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по их уплате.

Вложенные файлы: 1 файл

Nal_proverka.docx

— 109.17 Кб (Скачать файл)
  1. Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения.

Законодательство РФ о налогах  и сборах относится к публично-правовым отраслям законодательства, которому присущи: неравенство сторон, наличие  субординации властных отношений, зависимость  одной из сторон от волеизъявления другой, высшей иерархии. Российское законодательство о налогах и сборах состоит  из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных  законов о налогах и сборах. Кодекс устанавливает систему налогов  и сборов, взимаемых в федеральный, субфедеральный и местные бюджеты, а также определяет основания  возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по их уплате.

 Налоговый кодекс Российской  Федерации определяет также:

- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других  участников отношений, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах;

- формы и методы налогового  контроля;

- ответственность за совершение  налоговых правонарушений;

- порядок обжалования актов  налоговых органов и действий (бездействий) и их должностных  лиц.

 Действие НК РФ не распространяется  на отношения по установлению, введению и взиманию таможенных  платежей, а также по контролю  за их уплатой.

 К статьям Кодекса федеральная  налоговая администрация (Министерство  по налогами сборам РФ) по согласованию  с другими финансовыми организациями  (Министерством финансов РФ, ЦБ  РФ, Государственным таможенным  комитетом РФ и др.) издает инструкции, толкующие положения Кодекса  по исчислению конкретных налогов.  Тем самым Кодекс утратил первоначальный  смысл – быть нормой прямого  действия.

  1. Характеристика законодательства в области налогообложения.

    Законодательство о налогах и сборах — это упорядоченная система норм и правил, содержащихся в законах и регулирующих отношения в сфере налогообложения. Основным документом в  законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс. В нем устанавливаются и регламентируются виды налогов и сборов, порядок, особенности и сроки их расчета, начисления и уплаты, налоговые льготы, субъекты (налогоплательщики — физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели) и объекты налогообложения (прибыль, доходы, имущество, сделки, финансовые операции и тому подобное), юридическая ответственность за неисполнение законодательства о налогах и сборах.

 

Законодательство о налогах  и сборах Российской Федерации представляет собой трехуровневую иерархическую  систему, состоящую из:

федерального законодательства, включающего  в себя Налоговый кодекс Российской Федерации и принимаемые в  соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;

регионального законодательства; в  соответствии с Налоговым кодексом субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов  и сборов;

нормативно-правовых актов органов  местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных  налогов и сборов.

 

Нормы, устанавливаемые законодательством  о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

 

Статьей 4 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти , а также органы исполнительной власти субъектов РФ уполномочены принимать  нормативно-правовые акты (постановления  и разъяснения Правительства  РФ, письма и разъяснения Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой  службы РФ) в пределах своей компетенции. Однако акты органов исполнительной власти носят, в основном, разъяснительный  характер и не могут изменять или  дополнять законодательство о налогах  и сборах.

Правило о том, что незнание закона не освобождает от ответственности, знают все. Информационно-правовые системы для бухгалтеров: «Помощник  Бухгалтера», «Помощник Бухгалтера бюджетной организации», «Помощник  Бухгалтера по бюджетному учету», «Помощник  Финансового директора», разработанные  консорциумом «Кодекс», позволят вам  не только хорошо знать законодательство о налогах и сборах, но и воспользоваться  консультациями «Линии профессиональной поддержки». С этими услугами вы всегда будете держать руку на пульсе постоянно меняющегося законодательства. Мы обеспечим вас грамотной, своевременной, достоверной и актуальной профессиональной информационно-правовой поддержкой.

 

  1. Механизм действия актов налогового законодательства в Российской Федерации.

1. Акты законодательства о налогах  вступают в силу не ранее  чем по истечении одного месяца  со дня их официального опубликования  и не ранее 1-го числа очередного  налогового периода по соответствующему  налогу, за исключением случаев,  предусмотренных настоящей статьей.

 

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением  случаев, предусмотренных настоящей  статьей.

 

Федеральные законы, вносящие изменения  в настоящий Кодекс в части  установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов  Российской Федерации и нормативные  правовые акты представительных органов  муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня  их официального опубликования.

 

Акты законодательства о налогах  и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

 

2. Акты законодательства о налогах  и сборах, устанавливающие новые  налоги и (или) сборы, повышающие  налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие  ответственность за нарушение  законодательства о налогах и  сборах, устанавливающие новые обязанности  или иным образом ухудшающие  положение налогоплательщиков или  плательщиков сборов, а также  иных участников отношений, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах, обратной силы не  имеют.

 

3. Акты законодательства о налогах  и сборах, устраняющие или смягчающие  ответственность за нарушение  законодательства о налогах и  сборах либо устанавливающие  дополнительные гарантии защиты  прав налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов, их  представителей, имеют обратную  силу.

 

4. Акты законодательства о налогах  и сборах, отменяющие налоги и  (или) сборы, снижающие размеры  ставок налогов (сборов), устраняющие  обязанности налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов, их  представителей или иным образом  улучшающие их положение, могут  иметь обратную силу, если прямо  предусматривают это.

 

5. Положения, предусмотренные настоящей  статьей, распространяются также  на нормативные правовые акты  о налогах и сборах федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления.

  1. Разграничение налоговой компетенции в Российской Федерации. Налоговая компетенция Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования.

Налоговая компетенция органов  власти разного уровня в настоящее  время определяется ст. 5 и 12 Налогового кодекса Российской Федерации [1] и

заключается в следующем:

– Налоговый кодекс (т.е. федеральный уровень) устанавливает  исчерпывающий перечень налогов: федеральных, региональных и местных;

– региональные и местные  органы власти имеют право вводить  или не вводить установленные  Налоговым кодексом соответственно региональные и

местные налоги (должны быть приняты соответствующие законы или нормативно-правовые акты);

– Налоговый кодекс устанавливает  основные элементы налоговых обязательств по региональным и местным налогам;

– региональные и местные  органы власти имеют право устанавливать свои ставки (в пределах разрешенных), порядок и сроки уплаты налогов и могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые  предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки  уплаты налогов. Иные элементы налогообложения  по региональным налогам и налогоплательщики  определяются настоящим Кодексом.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим  Кодексом и нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

  1. Налоговая компетенция отдельных государственных (муниципальных) органов.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим  Кодексом и нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом  и пунктом 7 настоящей статьи.

 

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях  муниципальных образований в  соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество  физических лиц устанавливаются  настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных  районов), городских округов о  налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих  поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено  пунктом 7 настоящей статьи. Земельный  налог и налог на имущество  физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях  поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных  районов), городских округов о  налогах.

При установлении местных налогов  представительными органами муниципальных  образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим  Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки  уплаты налогов. Иные элементы налогообложения  по местным налогам и налогоплательщики  определяются настоящим Кодексом.

 

Представительными органами муниципальных  образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах  и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

  1. Государственные органы, осуществляющие налоговый контроль.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками  сборов законодательства о налогах  и сборах в порядке, установленном  настоящим Кодексом.

 Налоговый контроль проводится  должностными лицами налоговых  органов в пределах своей компетенции  посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков  сбора, проверки данных учета  и отчетности, осмотра помещений  и территорий, используемых для  извлечения дохода (прибыли), а также  в других формах, предусмотренных  настоящим Кодексом.

Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в  порядке, определяемом по соглашению между  ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о  нарушениях законодательства о налогах  и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях  исполнения возложенных на них задач.

 

4. При осуществлении налогового  контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение  информации о налогоплательщике  (плательщике сбора, налоговом  агенте), полученной в нарушение  положений Конституции Российской  Федерации, настоящего Кодекса,  федеральных законов, а также  в нарушение принципа сохранности  информации, составляющей профессиональную  тайну иных лиц, в частности  адвокатскую тайну, аудиторскую  тайну.

Информация о работе Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения