- Структура налоговых органов, их права и обязанности при осуществлении налогового контроля.
Налоговые органы представлены ФНС
России и ее территориальными подразделениями.
Налоговые органы призваны осуществлять
контроль за своевременностью и полнотой
уплаты налогов и сборов
Федеральная налоговая служба (ФНС)
— правопреемник Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам.
В настоящее время ФНС находится
в ведении Министерства финансов
РФ.
Структура ФНС:
Межрегиональные инспекции ФНС
России по федеральным округам (Центральный,
Приволжский, Южный, Сибирский, Дальневосточный,
Северо-Западный и Уральский);
Межрегиональная инспекция ФНС
России по централизованной обработке
данных (МИ ФНС России по ЦОД));
Межрегиональные инспекции по крупнейшим
налогоплательщикам (МИ ФНС России
по КН)
Налоговые органы вправе:
1. Требовать от налогоплательщика
или налогового агента документы
по формам, установленным государственными
органами и органами местного
самоуправления, служащие основаниями
для исчисления и уплаты (удержания
и перечисления) налогов, а также
пояснения и документы, подтверждающие
правильность исчисления и своевременность
уплаты (удержания и перечисления)
налогов.
2. Проводить налоговые проверки
в порядке, установленном Налоговым
кодексом Российской Федерации.
3. Производить выемку документов
при проведении налоговых проверок
у налогоплательщика или налогового
агента, свидетельствующих о совершении
налоговых правонарушений, в случаях,
когда есть достаточные основания
полагать, что эти документы будут
уничтожены, сокрыты, изменены или
заменены.
4. Вызывать на основании
письменного уведомления в налоговые
органы налогоплательщиков, плательщиков
сборов или налоговых агентов
для дачи пояснений в связи
с уплатой, удержанием и перечислением
ими налогов либо в связи
с налоговой проверкой, а также
в иных случаях, связанных с
исполнением ими законодательства
о налогах и сборах.
5. Приостанавливать операции
по счетам налогоплательщиков, плательщиков
сборов и налоговых агентов
в банках и налагать арест
на имущество налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых
агентов в порядке, предусмотренном
Налоговым кодексом Российской
Федерации.
6. Осматривать любые используемые
налогоплательщиком для извлечения
дохода либо связанные с содержанием
объектов налогообложения независимо
от места их нахождения производственные,
складские, торговые и иные помещения
и территории, проводить инвентаризацию
принадлежащего налогоплательщику имущества.
7. Требовать от налогоплательщиков,
налоговых агентов, их представителей
устранения выявленных нарушений
законодательства о налогах и
сборах и контролировать выполнение
указанных требований.
8. Взыскивать недоимки по
налогам и сборам, а также взыскивать
пени в порядке, установленном
Налоговым кодексом Российской
Федерации.
9. Предъявлять в суды общей
юрисдикции или арбитражные суды
иски.
Вышестоящие налоговые органы вправе
отменять решения нижестоящих налоговых
органов в случае несоответствия
указанных решений законодательству
о налогах и сборах.
Налоговые органы РФ обязаны:
1. Соблюдать законодательство
о налогах и сборах.
2. Осуществлять контроль
за соблюдением законодательства
о налогах и сборах, а также
принятых в соответствии с
ним нормативных правовых актов.
3. Вести в установленном
порядке учет налогоплательщиков.
4. Соблюдать налоговую тайну.
5. Другие обязанности.
Налоговые органы несут также другие
обязанности, предусмотренные Налоговым
кодексом Российской Федерации и
иными федеральными законами.
Должностные лица налоговых органов
обязаны:
1. Действовать в строгом
соответствии с Налоговым кодексом
Российской Федерации и иными
федеральными законами.
2. Реализовывать в пределах
своей компетенции права и
обязанности налоговых органов.
Налоговые органы при выявлении
обстоятельств, позволяющих предполагать
совершение нарушения законодательства
о налогах и сборах, содержащего
признаки преступления, обязаны в
десятидневный срок со дня выявления
указанных обстоятельств направить
материалы в органы внутренних дел.
- Права и обязанности налогоплательщиков при проведении налогового контроля.
Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего
учета от налоговых органов
бесплатную информацию (в том
числе в письменной форме) о
действующих налогах и сборах,
законодательстве о налогах и
сборах и принятых в соответствии
с ним нормативных правовых
актах, порядке исчисления и
уплаты налогов и сборов, правах
и обязанностях налогоплательщиков,
полномочиях налоговых органов
и их должностных лиц, а также
получать формы налоговых деклараций
(расчетов) и разъяснения о порядке
их заполнения;
2) получать от Министерства финансов
Российской Федерации письменные
разъяснения по вопросам применения
законодательства Российской Федерации
о налогах и сборах, от финансовых
органов субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований
- по вопросам применения соответственно
законодательства субъектов Российской
Федерации о налогах и сборах
и нормативных правовых актов
муниципальных образований о
местных налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы
при наличии оснований и в
порядке, установленном законодательством
о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку
или инвестиционный налоговый
кредит в порядке и на условиях,
установленных Налоговым кодексом
РФ;
5) на своевременный зачет или
возврат сумм излишне уплаченных
либо излишне взысканных налогов,
пени, штрафов;
5.1) на осуществление совместной
с налоговыми органами сверки
расчетов по налогам, сборам, пеням
и штрафам, а также на получение
акта совместной сверки расчетов
по налогам, сборам, пеням и
штрафам;
6) представлять свои интересы
в отношениях, регулируемых законодательством
о налогах и сборах, лично либо
через своего представителя;
7) представлять налоговым органам
и их должностным лицам пояснения
по исчислению и уплате налогов,
а также по актам проведенных
налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении
выездной налоговой проверки и т . д.
Налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные
налоги;
2) встать на учет в налоговых
органах, если такая обязанность
предусмотрена настоящим Кодексом;
3) вести в установленном порядке
учет своих доходов (расходов)
и объектов налогообложения, если
такая обязанность предусмотрена
законодательством о налогах
и сборах;
4) представлять в установленном
порядке в налоговый орган
по месту учета налоговые декларации
(расчеты), если такая обязанность
предусмотрена законодательством
о налогах и сборах;
5) представлять в налоговый орган
по месту жительства индивидуального
предпринимателя, нотариуса, занимающегося
частной практикой, адвоката, учредившего
адвокатский кабинет, по запросу
налогового органа книгу учета
доходов и расходов и хозяйственных
операций; представлять в налоговый
орган по месту нахождения
организации бухгалтерскую отчетность
в соответствии с требованиями,
установленными Федеральным законом
«О бухгалтерском учете», за исключением
случаев, когда организации в
соответствии с указанным Федеральным
законом не обязаны вести бухгалтерский
учет или освобождены от ведения
бухгалтерского учета;
6) представлять в налоговые органы
и их должностным лицам в
случаях и в порядке, которые
предусмотрены настоящим Кодексом,
документы, необходимые для исчисления
и уплаты налогов;
7) выполнять законные требования
налогового органа об устранении
выявленных нарушений законодательства
о налогах и сборах, а также
не препятствовать законной деятельности
должностных лиц налоговых органов
при исполнении ими своих служебных
обязанностей;
8) в течение четырех лет обеспечивать
сохранность данных бухгалтерского
и налогового учета и других
документов, необходимых для исчисления
и уплаты налогов, в том числе
документов, подтверждающих получение
доходов, осуществление расходов
(для организаций и индивидуальных
предпринимателей), а также уплату
(удержание) налогов;
9) нести иные обязанности, предусмотренные
законодательством о налогах
и сборах.
- Полномочия финансовых, таможенных органов и органов внебюджетных фондов как участников налоговых отношений.
Финансовые органы включают Минфин
России, министерства финансов республик,
финансовые управления (департаменты,
отделы) администраций краев, областей,
городов Москва и Санкт-Петербург,
автономной области, автономных округов,
районов и городов. Финансовые органы
уполномочены принимать решения
об изменении сроков уплаты налогов
и сборов (ст. 63 НК РФ).
Таможенные органы представляют ФТС
России и ее подразделения. Таможенные
органы пользуются правами и несут
обязанности налоговых органов
по взиманию налогов и сборов при
перемещении товаров через таможенную
границу Российской, Федерации (ст.
30, 34 НК РФ).
К органам государственных внебюджетных
фондов в первую очередь относится
такое финансово-кредитное учреждение,
как Пенсионный фонд России и его
подразделения (отделения). Органы государственных
внебюджетных фондов призваны контролировать
своевременность и полноту уплаты
страховых взносов, при этом они
пользуются правами и несут обязанности
налоговых органов, предусмотренные
законодательством о налогах
и сборах (ст. 34 НК РФ
10.Элементы налогового контроля.
Основными элементами налогового контроля
являются:
> субъект налогового контроля
(уполномоченный контролирующий
орган);
> объект контроля;
> формы и методы контроля;
> порядок осуществления налогового
контроля;
> мероприятия налогового контроля;
> направления налогового контроля;
> техника и технология налогового
контроля;
> категории должностных лиц
(кадры) налогового контроля;
> периодичность и глубина
налогового контроля;
> и другие.
Весь перечисленный комплекс
элементов налогового контроля
является предметом налогового
правового регулирования.
Налоговый контроль как особый
организационно-правовой механизм
можно понимать как в широком,
так и в узком смысле. В широком
смысле налоговый контроль охватывает
все сферы деятельности уполномоченных
органов, включая осуществление налогового
учета, налоговых проверок и другое, а
также все сферы деятельности контролируемых
субъектов, связанные с уплатой налогов
и сборок (учет объектов налогообложения,
соблюдение сроков и порядка уплаты налогов
и сборов, порядок представления налоговой
отчетности и т.д.). В узком смысле под налоговым
контролем понимается только проведение
налоговых проверок уполномоченными органами.
Взаимодействие государства
в лице своих уполномоченных
органов с налогоплательщиками,
плательщиками сборов или налоговыми
агентами при осуществлении налогового
контроля происходит в рамках
возникающих при этом организационных
налоговых правоотношений – контрольных
налоговых правоотношений. При этом
для контрольных налоговых правоотношений
характерно то, что они являются
по существу управленческими
правоотношениями, которые в конечном
итоге призваны обеспечить надлежащую
реализацию других общественных
отношений – налоговых правоотношений
имущественного характера, связанных
с осуществлением налоговых изъятий.
Контрольные налоговые правоотношения
имеют административно-правовую
природу, поэтому им свойственны
характерные для административно-правовых
отношений признаки, такие, как
государственно-властный характер
контрольного налогового правоотношения;
обязательным субъектом подобных
правоотношений является уполномоченный
орган; ответственность в случае
нарушения правовых норм наступает
перед государством и
т.д.
11 .Формы и методы налогового
контроля.
Налоговым контролем (в соответствии
с НК РФ ст. 82) признается деятельность
уполномоченных органов по контролю
за соблюдением налогоплательщиками,
налоговыми агентами и плательщиками
сборов законодательства о налогах
и сборах.
Налоговый контроль включает в себя:
- наблюдение за подконтрольными объектами;
- прогнозирование, планирование, учет
и анализ тенденций в налоговой
сфере;
- принятие мер по предотвращению
и пресечению налоговых нарушений;
- выявление виновных и привлечение
их к ответственности.
Налоговый контроль направлен
на обеспечение правильного исчисления,
своевременного и полного внесения
налогов и сборов в бюджет (государственные
внебюджетные фонды).
В зависимости от времени совершения
налоговый контроль бывает: - предварительный;
- текущий; - последующий.
Предварительный контроль предшествует
совершению проверяемых операций. Это
позволяет выявить, еще на стадии
планирования, нарушения налогового
законодательства. Основной формой реализующим
предварительный контроль являются
камеральные проверки.
Текущий контроль называют иначе оперативным.
Он ежедневно осуществляется отделами
налоговой инспекции для предотвращения
нарушений налоговой дисциплины
в процессе осуществления финансово-хозяйственной
деятельности предприятий и физических
лиц, выполнения ими обязательств перед
бюджетом.