Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:02, лекция
Законодательство РФ о налогах и сборах относится к публично-правовым отраслям законодательства, которому присущи: неравенство сторон, наличие субординации властных отношений, зависимость одной из сторон от волеизъявления другой, высшей иерархии. Российское законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный, субфедеральный и местные бюджеты, а также определяет основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по их уплате.
Последующий контроль является неотъемлемой
частью налогового контроля. Он сводится
к проверке финансово- хозяйственной
деятельности организаций и физических
лиц за истекший период на предмет
правильности исчисления, полноты и
своевременности поступления
Также различают государственный контроль, осуществляемый государственными органами, и негосударственный, проводимый аудиторскими фирмами, внутренними службами предприятий.
Формы и методы налогового контроля в Российской Федерации установлены Налоговым кодексом РФ.
В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ налоговый контроль проводится посредством (формы): • налоговых проверок;
Налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) или несоответствия и противоречия между сведениями, содержащимися в представленных налогоплательщиком документах и сведениями, содержащимися в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Выездная налоговая проверка проводится
на территории налогоплательщика на
основании решения руководителя
(заместителя руководителя) налогового
органа. В случае, если у налогоплательщика
отсутствует возможность
• получения объяснений налогоплательщиков,
налоговых агентов и
• осмотра помещений и
• других форм, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур налогового контроля образует методы налогового контроля.
Каждой форме налогового контроля присущи свои методы. Применение конкретного метода зависит и от правового положения и особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, его форм, объекта и цели.
Методы налогового контроля:
- общенаучные методические
- собственные эмпирические
- специфические приемы смежных
экономических наук, такие, например,
как экономический анализ, экономико-математический
метод, метод теории
Принципы налогового контроля - это
«закрепленные в налоговом
. Принцип законности, который «означает,
во-первых, необходимость строгого
соблюдения требований
В рамках налогового контроля принцип
законности проявляется, в том, что,
согласно ст. 1 НК РФ, полномочия налоговых
и таможенных органов, а также
формы и методы налогового контроля,
его регулирование
. Принцип юридического
«Данный принцип закрепляется и
в Налоговом Кодексе РФ в ст.
3, которая также не допускает
какую-либо дискриминацию в налоговой
сфере по социальным, расовым, национальными
иным критериям и говорит о
формально-юридическом
В рамках налогового контроля необходимо сказать, что по принципу юридического равенства также ни одна организация не может быть освобождена налоговыми органами от проведения в отношении нее мероприятий налогового контроля и предполагает единство форм, методов проведения налогового контроля, применяемых на всей территории России.
. Принцип соблюдения прав
Данный принцип универсален, является основным для всех отраслей российской права, поэтому, применительно к налоговому контролю также необходимо говорить о приоритете прав и свобод человека в деятельности налоговых органов, организаций. Также в рамках принципа соблюдения прав человека и гражданин можно говорить о таком принципе налогового контроля, как принцип защиты прав налогоплательщика, который гарантируется на любом этапе проведении мероприятий налогового контроля. Контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых органов на любой стадии осуществления контрольной деятельности.
. Принцип гласности означает
открытую и доступную для всех
организаций и граждан
. Принцип соблюдения налоговой
тайны - данный принцип соответствует
требованиям соблюдения
. Принцип ответственности.
. Принцип презумпции
. Принцип независимости. В
. Принцип планомерности. Под
принципом планомерности
. Принцип объективности и
Итак, к основным принципам осуществления налогового контроля относятся: принцип законности, юридического равенства, соблюдения прав человека и гражданина, независимости, презумпции невиновности налогоплательщика, ответственности, соблюдения налоговой тайны, гласности, защиты прав налогоплательщика, планомерности, объективности и достоверности и др.
Налоговым контролем признается деятельность
уполномоченных органов по контролю
за соблюдением
В соответствии с пунктом 1 статьи
82 НК РФ налоговый контроль проводится
должностными лицами налоговых органов
в пределах своей компетенции, проверки
данных учета и отчетности, при
получении объяснений от налогоплательщиков,
налоговых агентов и
Согласно статье 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.
Налоговые органы вправе осуществлять
контроль за соблюдением порядка
постановки на учет в налоговом органе,
а также принимать решения
о привлечении к
Информация о работе Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения