Применение исторического материала на уроках математики во 2 классе, как метод умственного развития школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 18:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в проведении теоретического исследования в области развития познавательной активности, умственного развития младших школьников на уроках математики при помощи использования исторического материала.
Объектом исследования является процесс умственного развития младших школьников.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломка)).docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)

– при использовании исторического материала на уроках математики

будут учитываться психологические особенности детей конкретной возрастной группы, а также выявленные в науке методы и приемы организации уроков с применением исторического материала;

– использование исторического материала на уроках математики будет носить систематический характер.

Привлечение  исторического материала на уроках для повышения интереса учащихся к математике

Каждый учитель знает, что интерес к предмету означает одновременно и создание условий для более успешного его прохождения, для более прочного закрепления его в памяти учащихся. Опытный учитель никогда не начнет изложение новой темы, нового раздела математики, без надлежащей вводной части, возбуждающей интерес и внимание учащихся. Там, где это оправдано программой, такой вводной частью может и должен быть короткий увлекательный рассказ, связанный с историей математики. Такие краткие экскурсы в прошлое математики вызывают у учащихся интерес. Сообщение сведений из истории науки полезно и в познавательном плане, ибо способствует формированию у учащихся мировоззрения. Такое изложение даст возможность показывать учащимся при изучении каждого нового раздела или темы, что математика как наука о пространственных формах и количественных отношениях реального мира возникла и развивается в связи с практической деятельностью человека. Изучаемые в школе свойства, правила, теоремы - есть обобщение тысячелетнего опыта человечества. Они получены в результате познания окружающего мира, проверены практикой, а не даны в готовом виде. Введение материала по истории математики убеждает учащихся в том, что движущей силой в развитии науки являются производственные потребности.

В то же время история математики предоставляет учителю огромные возможности для выяснения роли математики в развитии других наук. Так, изобретение самолета потребовало решения задачи движения твердого тела в воздухе. Великий русский ученый Н. Е. Жуковский, применив новые математические методы, решил эту задачу, создав основу математической теории полета. А история науки ознаменовалась рождением новой дисциплины — аэродинамики.

О значении истории науки прекрасно сказал Г. Лейбниц: «Весьма полезно познать истинное происхождение замечательных открытий, особенно таких, которые, были сделаны не случайно, а силою мысли. Это приносит пользу не столько тем, что история воздает каждому свое и побуждает других добиваться таких же похвал, сколько тем, что познание метода на выдающихся примерах ведет к развитию искусства открытия»

Несомненно, что учащимся полезно рассказывать кое-что из творческих биографий знаменитых ученых: как они приходили к постановке вопросов своих исследований, как находили метод исследования, как формулировали окончательный результат. Именно это формирует творческую атмосферу, помогает понять, что в процессе творчества нет ничего необычного, сверхъестественного. Нужно только уметь сосредоточиться на предмете исследования и подходить к нему с разных позиций. Примерами из истории науки учитель может сделать очень многое для пробуждения интереса по крайней мере некоторых учащихся к поискам нового и неизвестного. Хорошо подобранными примерами из жизни ученых можно показать, как много неизведанного окружает нас, находится рядом с нами, но только мы этого не замечаем, поскольку слишком привыкли к нему и не можем взглянуть на него с новых, непривычных позиций.

Исторический материал может быть использован на любом этапе урока. Иногда эти сведения полезно дать перед объяснением некого материала, иногда органически связать его с отдельными вопросами темы урока, а иногда дать как обобщение или итог изучения какого-нибудь раздела, темы курса математики. В первом случае исторические сведения помогут лучше мотивировать важность новой темы и нового раздела, что вызовет интерес учащихся к их изучению.

При отборе исторического материала необходимо руководствоваться программой по математике. Отобранный материал должен отражать основные сведения развития математики как науки. При изложении исторического материала должны быть учтены возраст учащихся, уровень развития их мышления, подготовка. Исторический материал нужно не пересказывать, а умело вплетать в программный материал и использовать его в воспитательных и образовательных целях. Объем излагаемого исторического материала, который используется на уроках, не должен быть по своему объему большим, чтобы не превращать уроки математики в уроки истории. Необходимо помнить основную цель его использования: исторический подход должен способствовать повышению интереса к математике, более глубокому ее пониманию.

Наиболее часто применяемыми методическими приемами при сообщении исторического материала являются следующие: рассказ учителя, эвристическая беседа, проблемное изложение, лекция, исследовательская работа учеников. Используемые учителем методические приемы зависят от специфики исторического материала, от целей и задач, которые ставит учитель при подаче этого материала. Среди них особое место занимает рассказ учителя, который для сообщений отдельных важных исторических сведений применяется чаще. Эмоциональность подачи материала способствует лучшему его усвоению учащимися. Если школьник глубоко переживает события, изложенные в тексте нового материала, то изучение такого материала сыграет положительную роль в его становлении. Такой материал лучше усваивается и воспроизводится.

При сообщении исторического материала может быть использован также проблемный подход. Объяснение нового материала можно начинать с постановки проблемы, которая логически вытекает из ранее пройденного и ведет к необходимости более высокой ступени познания окружающего мира. Такой подход к подаче исторического материала, как правило, вызывает большой интерес учащихся к математике.

В ходе урока для сообщения биографических данных и творческой деятельности того или иного ученого привлекаются также учащиеся. Как показывает практика, даже учащиеся, особо не увлекающиеся математикой, с удовольствием берутся за подготовку сообщений на исторические темы. При этом, чтобы приучить учеников к самостоятельности, материал сообщений нужно постепенно усложнять.

Так, сначала ученику может предлагаться готовый текст выступления, затем надо давать ему тему сообщения и рекомендуемую литературу с указанием страниц в ней, а текст он должен написать сам. После проверки материала учителем ученик выступает с подготовленным сообщением в классе.

Таким образом, учащиеся постепенно приучаются к самостоятельной работе со справочной и учебной литературой.

Но история математики важна и сама по себе, как памятник человеческому гению, позволившему человечеству пройти великий путь от полного незнания и полного подчинения силам природы до великих замыслов и свершений в познании законов, управляющих внутриатомными процессами и процессами космического масштаба.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 в теоретической части мы обозначили

 

                                            Пять цифр

 

На доске написаны пять цифр: 1 2 3 4 5. В нужные места между цифрами помести знак "=" и одинаковые знаки арифметических действий так, чтобы получившийся пример был решён правильно.

ОТВЕТ: 12 = 3 + 4 + 5.

 

                                              Шесть цифр

 

Гном Забывалка записал такой пример: 1 2 3 4 5 = 6, и не расставил в подходящих местах знаки сложения и вычитания. Исправь ошибки.

ОТВЕТ: 12 + 3 – 4 – 5 = 6.

 

 

                                             Забытые знаки

 

В следующее равенство вставь забытые математические знаки:

123 = 45.

ОТВЕТ: 12 – 3 = 4 + 5.

 

 

  

 

 

Фокус "Волшебная девятка"

 

Попроси товарища задумать любое двузначное число, отнять от него сумму его цифр, зачеркнуть в полученном результате одну из цифр и сообщить, какая цифра осталась. После этого ты тотчас скажешь, какая цифра зачёркнута! Для этого ты всего-навсего от 9 отнимаешь оставшееся однозначное число.

Пример: 59 – 14 = 45, четвёрка зачёркивается и друг говорит, что осталась 5. Ты проводишь в уме вычитание и получишь в результате зачёркнутую цифру: 9 – 5 = 4.

 

 

                                        ДЕВЯТКА

                                (Весёлая математика)

 

Однажды на уроке математики Татьяна Владимировна записала на доске пример:

11 – 5 =

Он оказался несложным. Ученики попыхтели немного над своими тетрадками, и вскоре вверх поднялся лес рук: все рвались отвечать. Почти все.

Вот Сеня Сорокин, например, руки не тянул. Его и вызвали.

Сеня вздохнул и поплёлся к доске. Все знали, что он своей головой думать не любит, поэтому с математикой у него дружбы не получилось. Зато списывать и пользоваться подсказками Сеня умел и был в этом деле мастер.

Вот и сейчас он украдкой бросил взгляд в тетрадь отличницы Марины Мартовой, "сфотографировал" решение и записал на доске ответ:

11 – 5 = 9.

Все засмеялись.

Сеня удивился и снова заглянул в Маринину тетрадь. У Маринки – "девять". Не могла же она ошибиться? А если не ошиблась, но почему смеются?

– Садись, два, – нахмурилась Татьяна Владимировна.

– Тогда и Маринке двойку поставьте, – пробурчал раздосадованный Сеня.

– А Марине-то за что? – не поняла Татьяна Владимировна.

– У неё тоже в ответе "девять".

– Как ты это узнал? Подсмотрел?

– Нет, нет, – испугался Сеня. – Просто пример очень трудный. Вот я и подумал, что Маринка тоже ошиблась.

Тут Марина удивлённо захлопала длинными ресницами и фыркнула.

Татьяна Владимировна подошла к Марининой парте и заметила:

– У Марины, конечно же, всё решено верно, и в ответе число "шесть".

Сеня подошёл сбоку к Марининой парте, встал около Татьяны Владимировны и убедился – действительно "шесть".

– Марина, наверное, сначала написала девятку, потом стёрла её и вставила шестёрку, – промямлил Сеня.

– Ничего я не стирала, – вспыхнула Марина.

– Я вижу, что не стирала. Ну, знаешь, Сорокин, ты ведёшь себя возмутительно! – рассердилась Татьяна Владимировна.

Сеня снова подошёл к доске, затем повернулся к Марининой парте и, показывая пальцем на её тетрадь, радостно закричал:

– Опять "девять" в ответе! Я же говорил, что исправила!

Татьяна Владимировна усмехнулась:

– Видишь ли, Сеня, ты посмотрел на Маринину шестёрку с противоположной стороны и принял её за девятку. Ведь шестёрка – удивительная цифра, если её перевернуть, она превращается в девятку.

– А девятка в шестёрку, – вставила Марина.

После этого случая Сеня в тетрадь к Маринке больше не заглядывал. 

 

 

 

 

 

 

 

Использование сведений из истории науки и её методическое обеспечение.

 

В конце дипломной работы можно будет добавить…в практической части даже?

В своей работе я использую разные формы сообщения сведений по истории на любых этапах урока: в устном счете, при выполнении самостоятельных работ,при объяснении нового материала и закреплении пройденного. Исторический материал, который я использую на уроке или доклады учащихся оживляют урок, развивают способности и интерес школьников к математике. Готовя доклад, учащиеся приобретают навык работы с книгой, поиск информации в Интернете, учатся выбирать главное из прочитанного и излагать материал лаконичным математическим языком. Задания с расшифровкой имен ученых или математических терминов, разгадывание кроссвордов дают возможность учащимся в непринужденной форме повторить определения и термины, изучаемые ранее, отработать вычислительные навыки и получить новые знания. И самое удивительное, что на уроках ребята заражаются всеобщим азартом поиска истины.

Применяя на своих уроках исторический материал, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, усиливают творческую активность, развивают математические способности, расширяют знания учащихся. По выражению выдающегося историка математики Поля Таннери «изучение прошедшего должно освещать настоящее и будущее науки».Систематическое использование элементов историзма при изучении математической терминологии содействует формированию познавательных интересов и положительных мотивов учебной деятельности.

 

 

 

 

 

                                                                                       

 


Информация о работе Применение исторического материала на уроках математики во 2 классе, как метод умственного развития школьников