Развитие речи младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 20:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать и апробировать комплекс занятий, направленный на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества.
Объект исследования – процесс речевого развития младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание

Введение…… ………………………………………………………………..……4
Глава 1. Психолого-педагогический аспект проблемы развития речи младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества……………………………………………..……………………..8
1.1. Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………….…………………...…..8
1.2. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...…...14
Роль произведений устного народного творчества в развитии речи младших дошкольников……………………………………...……..……19
Жанровое разнообразие произведений устного народного творчества…………………………………………………………………………...23
Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми младшего дошкольного возраста……………………………..…28
Методы и приемы, способствующие речевому развитию детей младшего дошкольного возраста……………………………………………...…34
Анализ программного содержания работы по развитию речи младших дошкольников и их ознакомлению с произведениями устного народного творчества………………………………………………………………40
Анализ методических рекомендаций по речевому развитию детей младшего дошкольного творчества…………………..………………….58
Глава 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по проблеме развития речи у младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества……………….............................73
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы: диагностика уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста………………………..73
2.2.Формирующий этап опытно-поисковой работы: комплекс занятий, направленный на речевое развитие дошкольников………………………….…..82
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы: оценка эффективности проделанной работы……………………………………………………………106
Заключение………………………………………………………………….….116
Список литературы……………………………………………………………..118

Вложенные файлы: 1 файл

диплом !!!!!!!!!!!!!!.docx

— 239.06 Кб (Скачать файл)

    Все детеныши бегают  по лугу, играют в прятки. Но  вот на небе появилась тучка, и все убежали. Убежали котята (убираются картинки кошки и  котенка). Кого не стало? (Котят) И козлята  убежали. Кого не стало? (Козлят) И цыплята за ними. Кого не стало? (Цыплят) И щенки убежал. Кого не стало? (Щенят) Вот какая история случилась летом.

После проведения игры ребенку предлагается образовать название детеныша (детенышей) от слов лиса, утка (лисенок — лисята, утенок —утята) без предъявления картинки.

— Кто детеныш у лисы? Кто детеныши? А у утки кто детеныш, детеныши? (У лисы - лисенок, а у утки — утенок.)

Проверяется умение ребенка самостоятельно образовывать слова с суффиксами -енок, -ята (кошка — котенок — котята); употреблять имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа: котенка — котят, цыпленка — цыплят и т. д.

3 балла получает тот ребенок, который самостоятельно образует название детеныша (детенышей) с помощью суффиксов -енок, -ята.

2 балла ставится ребенку, если он называет детеныша (детенышей) после предъявления картинки.

1 балл получает ребенок, если он отвечает с помощью проверяющего.

При оценке употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа применяется трехбалльная система:

 3 балла — правильный ответ (котенка, котят);

2 балла — словотворческий ответ (котенков);

1 балл — нет ответа (или с наводящими вопросами).

Задание 5. Проверка словарного запаса и звукопроизношения.

Материал — картинки:

1) шкаф

стол

стул

кровать

2) красная чашка

блюдце

тарелка зеленый

кастрюля

3) желтое платье

синяя шапка

шарф

черное пальто

Проводится  за столом.

— Посмотри, какие у меня есть картинки. Черныш тоже любит рассматривать картинки. А ты? Хочешь я тебе их покажу? Я буду показывать, а ты назови, что нарисовано! Если тебе будет трудно, то Черныш поможет. (Собака «кивает» головой.) В дальнейшем она может каждый раз приходить на помощь (собака называет предмет, обобщающее слово или цвет, произносит слово с выделением звука и т. д.).

Предъявляется первый лист, на котором изображены предметы мебели.

— Назови, что здесь нарисовано!

Если ребенок не называет самостоятельно, то показывать на предмет: «Это ...(шкаф), это ... (стул)» и т. д.

— Шкаф, стол, стул, кровать ... Что это? Как можно назвать одним словом? Правильно, мебель (если ребенок не называет, то назвать самому). Какую мебель ты еще знаешь?

Затем предъявляется второй лист, на котором изображены предметы посуды, третий лист с одеждой. Методика такая же, как и в первом случае. При назывании предметов посуды и одежды ребенок должен назвать и цвет.

— Правильно, это чашка. Какого она цвета? Какая чашка?

     Нужно так задавать  вопросы, чтобы ребенок употреблял  имя существительное с именем прилагательным в именительном падеже: чашка красная, шарф зеленый, платье желтое. Так как в этом задании одновременно проверяется и звукопроизношение, то ребенок должен назвать (или повторить за проверяющим) все слова:

 шапка — чашка — желтый; стол — зеленый —синий; кровать — пальто — стол и т. д.

— Послушай, я тебе скажу слово шшшапка. Какой звук я произнесла долго? Теперь сам скажи слово шшшапка так, чтобы я услышала звук ш.

Проверяется умение детей называть предметы мебели, посуды, одежды; знание обобщающих слов и цвета: красный, желтый, черный, синий, зеленый; умение согласовывать имя существительное с именем прилагательным в роде; произношение трех групп звуков: свистящих, шипящих, сонорных; умение выделять первый звук в слове, повторять слово с выделением звука.

Словарь

3 балла получает ребенок, если он правильно самостоятельно называет предмет, цвет и одно обобщающее слово.

2 балла ставится, если ребенок самостоятельно называет предмет и цвет.

1 балл — если ребенок называет предмет после вопроса «Что это?» и показа картинки.

Звукопроизношение

3 балла ставится ребенку, если у него правильное произношение всех звуков в трех группах.

2 балла — если правильное произношение в двух группах.

1 балл — если правильное произношение лишь в одной из трех групп проверяемых звуков.

3 балла получает ребенок, если он вычленяет заданный звук в слове и правильно произносит слово с выделением звука самостоятельно.

2 балла — если он вычленяет звук со значительной помощью проверяющего. 1 балл — если повторяет звук и слово за проверяющим.

Таким образом, в результате проведения обследования речевого развития детей младшего дошкольного возраста можно выделить три уровня: высокий, хороший, удовлетворительный.

Высокий уровень — ребенок получает 18 - 24 балла;

хороший уровень — 13 - 17 баллов;

удовлетворительный — 6 - 12 баллов;

неудовлетворительный – ниже 5 баллов.

 Результаты диагностики представлены  в таблице 2.

 

 

 

 

Таблица 2

Результаты диагностики уровня речевого развития

Имя ребенка

Номер задания

Кол-во баллов

Уровень

1

2

3

4

5

1.Софья П.

3

2

3

3

2

3

2

2

20

В

2.Дарья Ч.

3+1

3

3

3

3

3

3

3

25

В

3.Татьяна Т.

3+1

3

3

2

3

2

2

2

21

В

4.Влад М.

2

2

3

2

2

2

2

2

17

Х

5.Николай Б.

3

3

3

3

3

3

3

2

23

В

6. Георгий Г.

2

2

3

2

2

2

2

2

17

Х

7. Настя Д.

3+1

3

3

3

2

3

2

3

23

В

8. Данил З.

2

2

3

2

2

2

2

2

17

Х

9. Никита О.

2

2

3

2

2

2

2

2

17

Х

10. Полина Р.

3+1

3

3

3

3

3

2

3

24

В

11. Анна С.

2

3

2

2

2

2

2

2

17

Х

12. Полина Ш.

3+1

3

3

3

3

3

3

3

25

В

13. Софья М.

3+1

3

3

3

3

3

3

3

25

В

14. Кристина Е.

3

3

3

3

3

3

3

3

24

В

15. Тимофей В.

3

2

3

3

2

3

3

2

21

Х


 

По результатам диагностики можно отметить следующее:

У 53% детей речевое развитие на хорошем уровне.

У 47% детей речевое развитие на высоком уровне.

Сравнительный анализ (таблица 3) показал более высокий уровень развития речи детей.

Таблица 3

 

Констатирующий этап

Контрольный этап

Удовлетворительный уровень

60%

-

Хороший уровень

40%

53%

Высокий уровень

-

47%


 

Таким образом, анализ проведенной работы позволяет убедиться, что включение в систему работы по развитию речи фольклорных произведений позволяет повысить уровень речевого развития детей.

 

                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, строится с учётом возрастных особенностей детей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка: эмоциональность, непосредственность.  В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышление, воображение, памяти, речевого общения, эмоций.

Развитие речи маленьких детей находится в прямой зависимости от следующих факторов:

  • речевое окружение (речевая среда);
  • педагогических воздействий, направленных на освоение ребёнком определённого речевого содержания. 

Поэтому, использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников приносит  огромный  результат. Детская литература занимает в мире малыша очень важное, очень большое место. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Алексеева М.М. , Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 400с.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.: Академия, 1999.
  3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957. –240с.
  4. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.
  5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 128 с.
  6. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С.61-68.
  7. Бережнова О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. №12. 2002. С. 9.
  8. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. -М.: Просвещение, 1970. -148с.
  9. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии // Дошкольное воспитание, 2004, №9, С.47- 49.
  10. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить ( Развитие речи). _ СПб.: «Паритет», 2005.
  11. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология».- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1981.- 255с.
  12. Воспитание и развитие детей от 3 до 4 лет : метод. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / [Т.Н.Доронова, Л.Н.Галигузова, Л.Г.Голубева и др.]. – М.: Просвещение, 2007.
  13. Гавриш Н., Загрутдинова М. Использование малых фольклорных форм // Н. Гавриш, М. Загрутдинова / Дошкольное воспитание, 2001. № 9. С15-18.
  14. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006.
  15. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса / А.Н. Гвоздев. М.: КомКнига, 2005. 320 с.
  16. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.-1985.-№11.-С.21-24.
  17. Гербова В. В. Учусь говорить: Методические  рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Радуга» / В.В. Гербова. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2002. — 159 с.:
  18. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада В.В. Гербова. М.: Синтез, 2007. 264 с.
  19. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  20. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. -М.: Высшая школа, 1986. -С.185-193.
  21. Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. –Мн.: Университетское, 1988. – 399с.
  22. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду \ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой. З.А.Михайловой, Л.М.Гурович; СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  23. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.
  24. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно - обрядовых праздников / авт. - сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001. 216 с.
  25. Из детства – в отрочество : программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет/ [Т.Н.Доронова, Л.Н.Галигузова, Л.Г.Голубева и др.]. – М.: Просвещение, 2007.
  26. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976. -127с.
  27. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). -М.: Педагогика, 1972. -143с.
  28. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет. [Текст]  Ярославль; Академия развития: Академия Холдинг,  2001.-160с. (серия: «Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем»).
  29. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004.
  30. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-С.16-17.
  31. Курсовая и выпускная квалификационная работа: методические рекомендации по подготовке и защите / Под общей редакцией Е.В. Коротаевой. Екатеринбург: Ур ГПУ. 2008. 67с.
  32. Мартынова А.Н. Опыт классификации русских колыбельных песен // Советская этнография. – 1974. - №4.
  33. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора - дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. -М.: Просвещение, 1967. -С.46-60.
  34. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987. –239с.
  35. Методические рекомендации к «Программе обучения и воспитания в детском саду» / Под ред. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.– М.:Мозаика-Синтез, 2006.
  36. Миронова Н. Кто такие «гуленьки»? // Дошк.воспитание.- 2005.- №11.
  37. Муль, И. Л.. Механизмы языковой игры в малых фольклорных жанрах: (на материале скороговорки и частушки) / И. Л. Муль. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000. 52 с.
  38. Мухина В.С. Детская психология. –М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО  "ЭКСМО-Пресс", 1999. –315с.
  39. культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт.-сост.В.Н.Косарева.- Волгоград: Учитель, 2012.- 166с.
  40. Народная педагогика и воспитание /Авт. -сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 1996. –49с.
  41. Неганова Н. “Русский фольклор в жизни малышей” Дошкольное воспитание, 1995, №9.
  42. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.
  43. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304с.
  44. Политова, Н. И. Современные подходы к решению практических задач по развитию речи младших дошкольников в условиях активного использования фольклорного материала/ Н.И. Политова// Нач. шк.: плюс-минус. 2002. N 4. C. 48-53.
  45. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.:Мозаика-Синтез, 2006.
  46. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000. -67с.
  47. Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста/ Е.И. Радина. М.: Просвещение, 2008. 315 с.
  48. Радуга: Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада. / Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик и др.; Сост. Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение, 1993.
  49. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984.
  50. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.
  51. Рудик О.С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности.- М.:ТЦ Сфера, 2009.- 160с.
  52. Сергеева Д. А как речь -то говорит, словно реченька журчит... (малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников) // Дошк. воспитание.-1994.-№9.-С.17-23.
  53. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохин. М.: Просвещение,1998. 275 с.
  54. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.А.Стародубова.- 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008
  55. Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.
  56. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду / А.П. Усова. М.: Просвещение, 2002. 168 с.
  57. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: Владос, 2004. 288 с.
  58. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи.- М.: ТЦ Сфера, 2011.- 288с.
  59. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 56с.
  60. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.- 144с.
  61. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№7.-С.18-21.
  62. Чернядьева Т. Знакомство детей с малыми фольклорными формами / Т. Чернядьева // Ребёнок в детском саду. 2001. №4. с. 65- 69.
  63. Чуковский К.И. От двух до пяти. – Мелик-Пашаев, 2009.- 317с.
  64. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошк. воспитание.-1990.-№10.-С.8-15.
  65. Шорохова О.А. Речевое развитие ребенка: Анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009
  66.  

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие речи младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества