Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 20:07, дипломная работа
Цель исследования – разработать и апробировать комплекс занятий, направленный на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества.
Объект исследования – процесс речевого развития младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Введение…… ………………………………………………………………..……4
Глава 1. Психолого-педагогический аспект проблемы развития речи младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества……………………………………………..……………………..8
1.1. Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………….…………………...…..8
1.2. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...…...14
Роль произведений устного народного творчества в развитии речи младших дошкольников……………………………………...……..……19
Жанровое разнообразие произведений устного народного творчества…………………………………………………………………………...23
Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми младшего дошкольного возраста……………………………..…28
Методы и приемы, способствующие речевому развитию детей младшего дошкольного возраста……………………………………………...…34
Анализ программного содержания работы по развитию речи младших дошкольников и их ознакомлению с произведениями устного народного творчества………………………………………………………………40
Анализ методических рекомендаций по речевому развитию детей младшего дошкольного творчества…………………..………………….58
Глава 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по проблеме развития речи у младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества……………….............................73
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы: диагностика уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста………………………..73
2.2.Формирующий этап опытно-поисковой работы: комплекс занятий, направленный на речевое развитие дошкольников………………………….…..82
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы: оценка эффективности проделанной работы……………………………………………………………106
Заключение………………………………………………………………….….116
Список литературы……………………………………………………………..118
Все детеныши бегают по лугу, играют в прятки. Но вот на небе появилась тучка, и все убежали. Убежали котята (убираются картинки кошки и котенка). Кого не стало? (Котят) И козлята убежали. Кого не стало? (Козлят) И цыплята за ними. Кого не стало? (Цыплят) И щенки убежал. Кого не стало? (Щенят) Вот какая история случилась летом.
После проведения игры ребенку предлагается образовать название детеныша (детенышей) от слов лиса, утка (лисенок — лисята, утенок —утята) без предъявления картинки.
— Кто детеныш у лисы? Кто детеныши? А у утки кто детеныш, детеныши? (У лисы - лисенок, а у утки — утенок.)
Проверяется умение ребенка самостоятельно образовывать слова с суффиксами -енок, -ята (кошка — котенок — котята); употреблять имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа: котенка — котят, цыпленка — цыплят и т. д.
3 балла получает тот ребенок, который самостоятельно образует название детеныша (детенышей) с помощью суффиксов -енок, -ята.
2 балла ставится ребенку, если он называет детеныша (детенышей) после предъявления картинки.
1 балл получает ребенок, если он отвечает с помощью проверяющего.
При оценке употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа применяется трехбалльная система:
3 балла — правильный ответ (котенка, котят);
2 балла — словотворческий ответ (котенков);
1 балл — нет ответа (или с наводящими вопросами).
Задание 5. Проверка словарного запаса и звукопроизношения.
Материал — картинки:
1) шкаф
стол
стул
кровать
2) красная чашка
блюдце
тарелка зеленый
кастрюля
3) желтое платье
синяя шапка
шарф
черное пальто
Проводится за столом.
— Посмотри, какие у меня есть картинки. Черныш тоже любит рассматривать картинки. А ты? Хочешь я тебе их покажу? Я буду показывать, а ты назови, что нарисовано! Если тебе будет трудно, то Черныш поможет. (Собака «кивает» головой.) В дальнейшем она может каждый раз приходить на помощь (собака называет предмет, обобщающее слово или цвет, произносит слово с выделением звука и т. д.).
Предъявляется первый лист, на котором изображены предметы мебели.
— Назови, что здесь нарисовано!
Если ребенок не называет самостоятельно, то показывать на предмет: «Это ...(шкаф), это ... (стул)» и т. д.
— Шкаф, стол, стул, кровать ... Что это? Как можно назвать одним словом? Правильно, мебель (если ребенок не называет, то назвать самому). Какую мебель ты еще знаешь?
Затем предъявляется второй лист, на котором изображены предметы посуды, третий лист с одеждой. Методика такая же, как и в первом случае. При назывании предметов посуды и одежды ребенок должен назвать и цвет.
— Правильно, это чашка. Какого она цвета? Какая чашка?
Нужно так задавать вопросы, чтобы ребенок употреблял имя существительное с именем прилагательным в именительном падеже: чашка красная, шарф зеленый, платье желтое. Так как в этом задании одновременно проверяется и звукопроизношение, то ребенок должен назвать (или повторить за проверяющим) все слова:
шапка — чашка — желтый; стол — зеленый —синий; кровать — пальто — стол и т. д.
— Послушай, я тебе скажу слово шшшапка. Какой звук я произнесла долго? Теперь сам скажи слово шшшапка так, чтобы я услышала звук ш.
Проверяется умение детей называть предметы мебели, посуды, одежды; знание обобщающих слов и цвета: красный, желтый, черный, синий, зеленый; умение согласовывать имя существительное с именем прилагательным в роде; произношение трех групп звуков: свистящих, шипящих, сонорных; умение выделять первый звук в слове, повторять слово с выделением звука.
Словарь
3 балла получает ребенок, если он правильно самостоятельно называет предмет, цвет и одно обобщающее слово.
2 балла ставится, если ребенок самостоятельно называет предмет и цвет.
1 балл — если ребенок называет предмет после вопроса «Что это?» и показа картинки.
Звукопроизношение
3 балла ставится ребенку, если у него правильное произношение всех звуков в трех группах.
2 балла — если правильное произношение в двух группах.
1 балл — если правильное произношение лишь в одной из трех групп проверяемых звуков.
3 балла получает ребенок, если он вычленяет заданный звук в слове и правильно произносит слово с выделением звука самостоятельно.
2 балла — если он вычленяет звук со значительной помощью проверяющего. 1 балл — если повторяет звук и слово за проверяющим.
Таким образом, в результате проведения обследования речевого развития детей младшего дошкольного возраста можно выделить три уровня: высокий, хороший, удовлетворительный.
Высокий уровень — ребенок получает 18 - 24 балла;
хороший уровень — 13 - 17 баллов;
удовлетворительный — 6 - 12 баллов;
неудовлетворительный – ниже 5 баллов.
Результаты диагностики
Таблица 2
Результаты диагностики уровня речевого развития
Имя ребенка |
Номер задания |
Кол-во баллов |
Уровень | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||||||
1.Софья П. |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
20 |
В |
2.Дарья Ч. |
3+1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
25 |
В |
3.Татьяна Т. |
3+1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
21 |
В |
4.Влад М. |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
17 |
Х |
5.Николай Б. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
23 |
В |
6. Георгий Г. |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
17 |
Х |
7. Настя Д. |
3+1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
23 |
В |
8. Данил З. |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
17 |
Х |
9. Никита О. |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
17 |
Х |
10. Полина Р. |
3+1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
24 |
В |
11. Анна С. |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
17 |
Х |
12. Полина Ш. |
3+1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
25 |
В |
13. Софья М. |
3+1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
25 |
В |
14. Кристина Е. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
24 |
В |
15. Тимофей В. |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
21 |
Х |
По результатам диагностики можно отметить следующее:
У 53% детей речевое развитие на хорошем уровне.
У 47% детей речевое развитие на высоком уровне.
Сравнительный анализ (таблица 3) показал более высокий уровень развития речи детей.
Таблица 3
Констатирующий этап |
Контрольный этап | |
Удовлетворительный уровень |
60% |
- |
Хороший уровень |
40% |
53% |
Высокий уровень |
- |
47% |
Таким образом, анализ проведенной работы позволяет убедиться, что включение в систему работы по развитию речи фольклорных произведений позволяет повысить уровень речевого развития детей.
Заключение.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, строится с учётом возрастных особенностей детей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка: эмоциональность, непосредственность. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышление, воображение, памяти, речевого общения, эмоций.
Развитие речи маленьких детей находится в прямой зависимости от следующих факторов:
Поэтому, использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников приносит огромный результат. Детская литература занимает в мире малыша очень важное, очень большое место. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.
Список литературы.