Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 02:11, дипломная работа
Социальные изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, меняют стереотип женского и мужского поведения, привычные представления о характере женского и мужского начала. Мужское и женское начало имеет различную психофизиологическую природу, но особое влияние на становление и развитие пола оказывает социальная среда: семья и система воспитания. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании полоролевой социализации ребёнка.
Ласково прикасаясь к мальчику, взрослые учат его любви ипривязанности. Приучать мальчиков к опрятности нужно мягко, спокойно.Если приучение к опрятности началось слишком рано и проводится слишкомрешительно, может вызвать чувство вины, привести к неуверенности в себе,стыду за свое тело, к сомнению в своей способности себя контролировать.
Мальчик научится гордиться своим телом, а не стыдиться его, если иродители будут с готовностью отвечать на его естественное любопытство,вопросы, связанные с взаимоотношением полов, и удовлетворяя егопростыми и понятными по возрасту пояснениями.
С 6-7-летнего возраста мальчики ищут себе пример для подражания илидера. Они начинают копировать поведение, создавая образ своегомужского «Я» и вырабатывая свои нравственные ценности, поэтому на нихогромное влияние оказывают товарищи по играм, поступки родителей,рассказы, которые они слышат, или фильмы, которые они смотрят. Первымипримерами для подражания в жизни мальчика становятся родители и затембабушки, дедушки и воспитатели. Наши действия всегда производят намальчика более глубокое впечатление, чем те слова, которые мы говорим.
Приложение 7
"Простые" правила воспитания девочек
Существует подсознательное убеждение педагогов и родителей в том, что девочки - хрупкие создания, заставляет их быть чересчур осторожными вразвитии физических задатков своих дочерей и воспитанниц. Взрослыеиспытывают смешанные чувства, поощряя их успехи в тех областях, которыев обществе считаются исключительно мужской сферой деятельности.Девочкам нужно развивать физическую выносливость. Физическая сила ивыносливость дадут девочкам уверенность в себе, а овладение новыминавыками повышает самооценку.
Слушайте девочку и дайте ей высказаться. Когда ее слушают непрерывая, она чувствует поддержку, которая так ей нужна, чтобы превратитьэмоции в выражение чувств. Этот процесс предполагает совместныедействия с младшими девочками (от двух до семи лет) и обсуждение и поисккомпромисса с девочками постарше (после восьми лет), поскольку иногдадевочкам нужно выплеснуть наружу какие-то глубинные чувства.Сочувствуйте девочке, но не переусердствуйте в этом. Нельзя использоватьтехнику активного слушания (т.е. метод дословного повторения фразсобеседника) потому, что, стараясь облегчить состояние девочки, мы можемупустить из виду то, ради чего она говорит нам все это. В то же время нельзяиспользовать и такие фразы: "Я прямо не знаю, что и сказать кроме того, чтотебе очень тяжело", - так мы даем девочке понять, что поддерживаем ее,независимо от того, разделяем ли ее чувства или нет.
Будьте готовы откликнуться на быстрые изменения эмоциональногосостояния девочки. Покажите девочке примеры того, как можно справитьсясо своими эмоциями и чувствами. Наблюдение за тем, как это делают другие- лучший способ одолеть свои эмоции и чувства. Не лишайте девочку правана любые эмоции. Если взрослые отрицают жизнь чувств девочки, то темсамым препятствуют развитию у нее способности понимать себя идействовать, исходя из этого понимания.
Показывая девочкам на различных примерах позитивность тех или
иныхженственныхкачеств,все-
Однако современная ситуация, когда женщина старается "сделать все" -быть совершенством как мать, совершенством как жена и совершенством как"деловая женщина" - привела к крайней загруженности женщин.
Поведение, соответствующее возрасту, и адекватная реакция взрослыхна него позволяет девочкам развиваться по своему собственномурасписанию. Много написано о девочках, развивающихся слишком быстро, ио том, что для них, вероятно, было бы лучше, если бы педагоги и родителиоберегали бы их от тревог и забот взрослой жизни. Если взрослые хвалятдевочку за поступки, соответствующие возрасту, то это позволяет ейследовать своим внутренним импульсам, а не вытаскивать себя силой в мир,которого она еще не понимает. Если же девочку поддразнивают дружбой смальчиками, называя "маленькой леди", если ждут от нее взрослыхпоступков, то от этого она только смущается и теряется. Попыткиподтолкнуть девочку думать несоответственно возрасту разрушают верудевочки в свою внутреннюю мудрость, в ощущение внутренней готовности кконкретным поступкам.
Необходимо преодолеть любые
сомнения по поводу умственныхспособностей
девочек, а именно тот древний стереотип
о том, что женщиныне могут мыслить логично
и рационально, как мужчины, что девочкам
не поплечу математика, что женщины
не могут быть учеными-ракетчиками,
Игра - один из способов решения возрастных задач в дошкольныйпериод жизни девочки. Игры девочек с раннего детства включают в себя тевиды деятельности, которые девочки могут наблюдать вокруг. Куклы-младенцы, миниатюрная гладильная доска, пластмассовые кухонныепринадлежности готовят девочку к жизни хозяйки дома, к заботам о семье.
Эти же игрушки плюс мячи, шарики, строительные блоки и мелкиефигурки, разноцветная мозаика, железная дорога, которые считаютсятипичными игрушками для мальчиков, в то же время предоставляют девочкете разнообразные возможности, которые необходимы для нормальногоразностороннего развития. Если в игру девочки никто не вмешивается, этоспособствует развитию в ней сосредоточенности, последовательности,творческой активности, формирует здоровую самооценку, развивает навыкисотрудничества и приносит удовлетворение. После того как девочкатщательно обследует интересующий ее объект или завершит свое дело, онаготова с охотой участвовать в семейных делах, которые ей по силам.
Несговорчивость и упрямство, которые мы можем увидеть вдевочке, обычно возникают у нее из ощущения, что ее игру постояннопрерывают, не давая спокойно доиграть.
Девочкам нужны занятия, игрушки и книжки, которые быспособствовали развитию навыков и уверенности в себе, позитивномуотношению к себе как к девочке. Не нужно ограничивать круг чтениядевочки только книгами, где есть сильный женский характер, потому чтодевочкам, как правило, нравятся и хорошие книги о мальчиках. И никогда нерано начинать читать такие книги девочкам вслух, потому что это дает пищуее воображению, здоровой самооценке, облегчит ее будущую жизнь какженщины, жены, матери. Старайтесь подбирать для девочек книги, которыеучат ее искать мирные способы разрешения конфликтов, помогут оценить ейпрелесть непохожести людей друг на друга.
Природное любопытство маленькой девочки к собственному телураспространяется и на окружающих ее людей. Первыми под ее пристальноевнимание попадают родители, братья, сестры. Интерес к сексуальнымисследованиям девочки дошкольного возраста нельзя понимать буквально,это всего лишь любопытство, и интерес этот преходящ. Для девочки гораздоважнее, то, как она воспринимает обращение отца с матерью, и то, как оценивают ее как будущую женщину, чем обнаружение анатомическихразличий между мужским и женским полом.
В нормальных условиях девочка поддерживает более тесную связь сматерью и довольно интенсивно строит отношения с отцом. В дошкольномвозрасте девочки интересуются сексуальными вопросами так же, как илюбыми другими открытиями, которые им удается сделать в этом мире.
Немаловажным моментом в воспитании девочки станет опора на ееположительный настрой. Положительный настрой, который стоит запоступками и высказываниями девочки, идет из глубины ее души.Рассматривая ее поступки, капризы и одержимость как проявлениянезрелости, а не как пороки, педагоги и родители смогут увидеть то, чтостоит за ними, и понять, что же девочка представляет из себя на самом деле.
Этот новый взгляд поможет направлять и формировать девочку, развивая ее задатки в способности, таланты и возможности, чтобы она смоглавыполнить свое предназначение в будущем. Многочисленнымиисследованиями социологов, педагогов и психологов доказано, чтомужественность и женственность в личности человека не должныпротивопоставляться, а человек с характеристиками, строгосоответствующими его полу, оказывается мало приспособленным к жизни.
Приложение 8
Величие небольших различий (памятка для родителей)
Не забывайте, что перед вами не бесполый ребёнок, а мальчик или девочка с определёнными особенностями развития.
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Старайтесь, давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать иподсказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому,чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, вшколе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать кпоиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом. Не забывайте, что ваша оценка поведения иликаких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегдаможет найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, чтоне заметили вы.
Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка.
Постарайтесь, чтобы главным
для вас стало не столько научить чему-то,сколькосделатьтак,
Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.
Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. "Леность" ребенка -сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.
Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности итревожности. Изложите ему кратко и точно своё недовольство. Мальчикне способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро онперестанет вас слушать.
Ругая девочку, помните о эмоциональной
бурной реакции, котораяпомешает понять,
за что её ругают. Спокойно разберите
ошибки. Знайте, что девочки могут капризничать,
казалось бы, без причины или по незначительным
поводам из-за усталости (истощение правого
"эмоционального" полушария мозга).
Мальчики из-за усталости перестаютслушать,заниматься(
Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы,не огорчайтесь, это особенность мужского ума. К тому же мальчикиотстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К семи годаммальчики по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесницна целый год. У мальчиков свой путь взросления, но так как они большеориентированы на усвоение информации (в отличие от девочек, которыхбольше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальноеразвитие можно не беспокоиться.
Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: "Отойди, принеси, дай, сделай,перестань...". А с девочками, даже годовалыми, родители говорято чувственных состояниях: "Мне нравится... Ты любишь? Кто этогрустный?..."
Когда женщина учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт, сравнивать себя в детстве с ним — неверно и бесполезно.
Приложение 9
Проблема детского онанизма
Главное сразу понять, что детский онанизм и взрослый — явления абсолютно разного характера. Практически все дети, так или иначе проходят через это. Первыепроявления начинаются в 5—6 месяцев, когда ребенок неожиданно напрягается, краснеет, а потом обмякает и расслабляется. В более старшем возрасте, такие проблемы бывают у детей, страдающих запорами, когда напряжение передается половым органам, дальше следует естественная разрядка и ребенок начинает искать способ достижения приятных ощущений. Само по себе такое обследование тела не является патологичным. Чаще проблема во взрослом, в его отношении к этому. Проявляя испуг при виде занятий онанизмом, и давая понять это ребенку, взрослый тем самым дает понять ребенку, что он занимается чем-то плохим, следовательно, он сам плохой.
В основном такие реакции, как детский онанизм, чаще встречаются у детей, у которых нарушена эмоциональная связь с родителями, которые ощущают недостаток тактильного контакта с родителями. И тогда малыш начинает искать способ удовлетворения своей потребности в ласке: в навязчивых движениях, в сосании пальцев, кручении волос, онанизме. Таким образом, ребенок находит способ успокоения.
Существует взаимосвязь, особенно у девочек, между принуждением в еде, уговорами и онанизмом.
Лучшее, что можно посоветовать родителям, у детей которых наблюдается онанизм, — более активно проявлять свою любовь к детям, чаще обнимать их, гладить по голове.
Обращения к специалисту необходимы, если ребенок начинает заниматься онанизмом прилюдно. Это свидетельствует о том, что ребенок не контролирует свои действия. Тогда первый шаг взрослого — обращение к невропатологу.